Научная статья на тему 'Нормативная база международного сотрудничества по выдаче лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора'

Нормативная база международного сотрудничества по выдаче лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4170
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫДАЧА ЛИЦА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА / ЭКСТРАДИЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / СОГЛАШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Францифоров Ю. В., Несмачная Н. В.

В статье исследуется нормативная база международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства направленная на выдачу лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, в основе которой находятся международная и внутригосударственная правовые системы, в рамках норм и принципов международного и национального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory framework for international cooperation on extradition of persons for criminal prosecution or execution of the sentence

The article examines the regulatory framework of international cooperation in criminal proceedings aimed at extradition of a person for criminal prosecution or execution of the sentence, the basis of which are international and national legal systems within the norms and principles of international and national law.

Текст научной работы на тему «Нормативная база международного сотрудничества по выдаче лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Францифоров Ю.В.

ПО ВЫДАЧЕ ЛИЦА Несмачная Н.В.

7.2. НОРМАТИВНАЯ БАЗА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ВЫДАЧЕ ЛИЦА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

Францифоров Ю.В., д-р. юрид. наук. Должность: профессор. Подразделение: кафедра уголовного процесса. E-mail: p.aleksey777@mail.ru Место работы: Саратовская государственная юридическая академия.

Несмачная Н.В. Должность: преподаватель. Подразделение: кафедра уголовного процесса.

Место работы: Саратовская государственная юридическая академия.

Аннотация: В статье исследуется нормативная база международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства направленная на выдачу лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, в основе которой находятся международная и внутригосударственная правовые системы, в рамках норм и принципов международного и национального права.

Ключевые слова: международное сотрудничество, выдача лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, экстрадиция, международные договоры, соглашения.

REGULATORY FRAMEWORK FOR INTERNATIONAL COOPERATION ON EXTRADITION OF PERSONS FOR CRIMINAL PROSECUTION OR EXECUTION OF THE SENTENCE

Frantsiforov Y. V., Dr of law. Position: Professor. Department: criminal process chair. E-mail: p.aleksey777@mail.ru Place of employment: Saratov state Academy of law. Nesmachnaya N.V. Position: lecturer. Department: criminal process chair.

Place of employment: Saratov state Academy of law.

Annotation: The article examines the regulatory framework of international cooperation in criminal proceedings aimed at extradition of a person for criminal prosecution or execution of the sentence, the basis of which are international and national legal systems within the norms and principles of international and national law.

Keywords: international cooperation, extradition of a person for criminal prosecution or execution of a sentence, extradition, international treaties, agreements.

B основе нормативной базы выдачи лица, совершившего преступление, находится уголовно-

процессуальное законодательство России, регулирующего порядок взаимодействия компетентных государственных органов и должностных лиц с иностранными партнерами по вопросам экстрадиции, международные договоры и соглашения заключенные Российской Федерацией, в которых закреплены унифицированные правила, касающиеся данного вида международного сотрудничества.

Положения, закрепленные в данных нормативных правовых документах регламентируют вопросы возбуждения уголовного преследования, выдачи лиц, совершивших преступления, вручения и пересылки до-

кументов, предоставления сведений о действующем праве и судебной практике, производства допроса обвиняемых, подсудимых, свидетелей, экспертов; производства осмотра, обыска и других следственных и процессуальных действий, проведения экспертиз и передачи вещественных доказательств.

Вместе с тем, следует обратить внимание, на необходимость совершенствование нормативной базы в этой области, поскольку оно значительно отстает от темпов развития международных договорных отношений по вопросам выдачи [1, с. 198].

Приоритетность применения правовых актов связанных с вопросами экстрадиции, обусловлена решением проблемы их классификации, поскольку в науке нет единой точки зрения, касающейся классификации указанных актов.

Так, Е.В Курушина приводит классификацию международных актов в зависимости от их правовой направленности, роли, значения и влияния на процесс производства по уголовному делу: 1) акты основополагающего значения, куда входят документы, содержащие общепризнанные международные нормы, а также обеспечивающие международную защиту прав и законных интересов участников процесса РФ, универсальные международные акты, международные региональные конвенции, многосторонние соглашения и договоры между РФ и другими государствами; 2) многосторонние и двусторонние конвенции и соглашения, регламентирующие область уголовно-

процессуальных отношений, в которых регламентируются: общие вопросы борьбы с уголовными преступлениями международного характера; взаимодействие уполномоченных правоохранительных органов России и зарубежных государств; оказание взаимной международной правовой помощи в процессе возбуждения уголовного преследования, расследования преступлений, судебного производства и исполнения приговоров.

Мазаева Н.Н. предлагает следующую классификацию межгосударственных договоров, касающихся вопросов международного сотрудничества: 1) многосторонние международные договоры, регламентирующие различные виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 2) международные договоры о борьбе с отдельными видами преступлений, содержащие обязательства государств-

участников сотрудничать в вопросах выдачи и оказывать друг другу возможно более широкую правовую помощь в связи с указанными в них преступными деяниями; 3) двусторонние международные договоры, регулирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации с отдельными государствами, обладающие большей детальностью и наилучшим образом отражающие интересы сторон [3, с. 105-107].

В. В. Щербаков включает в систему таких международных актов многосторонние и двусторонние договоры по борьбе с определенными видами преступлений и договоры о правовой помощи; международные соглашения, связанные с пребыванием Российских воинских формирований за границей; межгосударственные договоры о дружбе и сотрудничестве, об основах отношений; международные договоры, определяющие деятельность международных судебных органов; международные договоры, определяющие иммунитеты от юрисдикции государства [8, с. 22-41].

217

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

По мнению Моторина В.В. в нормативную базу правового регулирования выдачи преступников входит: 1) международные договоры (двусторонние и многосторонние): пакты, конвенции, договоры, соглашения; 2) межправительственные соглашения по отдельным вопросам, касающимся взаимодействия в борьбе с преступностью; 3) межведомственные договоры (соглашения); 4) национальное законодательство по вопросам оказания международной правовой помощи; 5) неписанные нормы международного права (общепринятые принципы международного сотрудничества, такие как международная вежливость, взаимность и др.) [4, с. 20].

По нашему мнению, в нормативную базу правового регулирования международных актов регулирующих международное сотрудничество и институт выдачи необходимо включить: 1) международные договоры соглашения, регламентирующие порядок деятельности правоохранительных органов с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в сфере уголовного судопроизводства; 2) двусторонние международные договоры содержащие обязательства госу-дарств-участников по вопросам выдачи лица и уголовного преследования или исполнения приговора в отношении отдельных видов преступлений; 3)

межправительственные соглашения регулирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства с отдельными государствами (интересы которых в большей мере совпадают с целями международного сотрудничество Российской Федерации); 4) межведомственные договоры и соглашения касающиеся взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства; 5) принципы международного права, регулирующие институт выдачи лица и уголовного преследования или исполнения приговора; 6) российское законодательство регулирующее международное сотрудничество в рамках института выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

Таким образом, существует два уровня правового регулирования выдачи: международный и внутригосударственный. Международная нормативная база довольно обширна. Она включает в себя многосторонние договоры о выдаче; многочисленные двусторонние договоры о выдаче, которые получают все большее распространение; договоры о правовой помощи по уголовным делам; международные договоры о борьбе с международными преступлениями; международные договоры о борьбе с преступлениями международного характера; договоры и соглашения межправительственного и межведомственного характера; локальные конвенции о передаче осужденных лиц; общие международные договоры о борьбе с определенными преступлениями, которые содержат положения в отношении экстрадиции.

Внутригосударственная нормативная база различных стран включает в себя: Конституции; Уголовнопроцессуальные кодексы; Законы о выдаче; Уголовные кодексы; а также ведомственные нормативные правовые акты.

Говоря о международном регулировании, следует отметить основополагающие многосторонние договоры, в которых приняла участие Российская Федерация:

Европейская конвенция «О выдаче» от 13 декабря 1957 года, ратифицированная Российской Федерацией 25 октября 1999 года. В ней закреплен принцип при-

оритета данной Конвенции по отношению к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (за исключением случаев, когда выдача каждым из государств - участников таких соглашений осуществляется на основе унифицированных норм);

Европейской конвенции «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» от 20 апреля 1959 года, ратифицированная Российской Федерацией 1 октября 1999 года.

Минская конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года, которая вступила силу для России 10 декабря 1994 года. В указанной конвенции выдаче посвящен раздел IV «правовая помощь и правовые отношения по уголовным делам».

Говоря об указанной конвенции, следует отметить, что в целом в части осуществления уголовного преследования и выдачи лиц в ней нет проблем, которые бы имели принципиальный характер и могли бы затруднить или сделать невозможной процедуру экстрадиции и уголовного преследования. Но, наряду с этим, в Конвенции не урегулированы некоторые вопросы, которые влияют на качество сотрудничества в этой области. Так, например, Волобуев В.П. указывает на такие проблемы как: различия в уголовно-

процессуальном законодательстве государств - участников СНГ, несвоевременность направления государством - инициатором розыска лица целях его выдачи для уголовного преследования, нарушения, связанные с истребованием документов, не указанных в перечне документов, необходимых для представления при возбуждении ходатайства, а также не исполнение установленных Конвенцией сроков рассмотрения ходатайств о выдаче [2,с.39-43]. Чекулаев Д.П. указывает, что в Конвенции не установлена необходимость продления сроков избранной меры пресечения, а также предельные сроки действия такой меры [7, с. 24]. Считаем, что следует согласиться с указанными авторами, поскольку неурегулированность законодательной базы стран участников Конвенции затрудняют процедуру выдачи лиц, для уголовного преследования или исполнения приговора.

Также в международную нормативную базу входят многосторонние конвенции, которые посвящены борьбе с отдельными видами международных преступлений и регулируют связанные с ними вопросы по выдаче: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г.; Конвенция о борьбе с захватами заложников 1979 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и др.

Российской Федерацией заключены межправительственные соглашения с Финляндской Республикой (1993 г.), Соединенными штатами Америки (1995 г.), Израилем (1997 г.), Арабской Республикой Египет (1997 г.), Королевством Великобритании и Северной Ирландии (1997 г.) и др.

Также Россией заключены и отдельные международные двусторонние договоры, посвященные только вопросам выдачи, например, договор с Республикой Индия о выдаче 1998 г., договор с Китайской Народной Республикой о выдаче 1995 г., договор с Федеративной Республикой Бразилией о выдаче 2002 г, договор с Республикой Ангола о выдаче 2006 г.

218

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Францифоров Ю.В.

ПО ВЫДАЧЕ ЛИЦА Несмачная Н.В.

Говоря о внутригосударственном правовом регулировании выдачи лица, совершившего преступление, в первую очередь стоит рассмотреть Конституцию РФ, ч. 1 от. 61 которой закрепляется правило, согласно которому запрещается выдача российских граждан другому государству.

Следует отметить, что и раньше в СССР в Конституции 1978 г. была запрещена выдача граждан, но с оговоркой. Статья 36 Конституции 1978 г. гласила: « ...Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». В настоящее же время указанное правило является императивным, тем самым Российская Федерация гарантирует абсолютную защиту своим гражданам.

Также выдача закрепляется и в от. 13 Уголовного Кодекса РФ, ч. 1 которой устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Соответственно в ней, так же как и в Конституции РФ, содержится запрет на выдачу гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства. В части 2 статьи 13 УК РФ указывается, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или для отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Порядок международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства закреплен в главе 53 УПК РФ регламентирующей взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями, обусловленные запросами о правовой помощи и необходимостью производства на территории иностранного государства следственных и иных процессуальных действий. Выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора в ней посвящена глава 54 УПК РФ, в которой изложены правила направления запроса о выдаче и его исполнения, пределы уголовной ответственности выдаваемого лица, предусмотрены основания для отказа в выдачи, определены должностные лица, полномочные принять решение о выдаче либо отказать в удовлетворении требования запрашивающего государства, указана мера обеспечения возможной выдачи, заключающейся в избрании меры пресечения, определены процедуры выдачи под условием и на время либо окончательно, а также закреплено право на обжалование решения о выдачи.

Вопросы передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, регламентирует глава 55 УПК РФ, определяющая порядок передачи лица, основания отказа в передаче и разрешение судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства.

Следует обратить внимание на суждения ряда процессуалистов высказанных по поводу регламентации международного сотрудничества в сфере уголовного

судопроизводства, установленного в части пятой УПК РФ.

Так, например, профессор А.П. Рыжаков считает, что отдельные положения указанной части в той или иной степени содержится в международных нормативных актах, а потому порядок международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства регулируют, прежде всего, нормы международных договоров, а не УПК РФ, и, соответственно, при противоречии положений кодекса и международного договора будет применяться правила последнего [5, с. 928].

Однако введение части пятой в УПК РФ не усложнило процедуру регулирования в данной сфере, а наоборот урегулировало процесс взаимодействия судов, прокуратур, органов предварительного следствия и дознания РФ с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями, поскольку нормы части V УПК РФ уточняют, а не заменяют положения международных договоров, которые направлены на обеспечение соблюдения международных обязательств, вытекающих из этих договоров, в том числе и выдачи лиц, совершивших преступление.

Отдельно, следует обратить внимание на значение Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для исполнения наказания», которое не является частью внутригосударственной нормативной базы, но вносящего необходимые пояснения для компетентных государственных органов и должностных лиц, в вопросы экстрадиции, способствуя ликвидации противоречий правового регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

В указанном постановлении даны разъяснения, определяющие случаи рассмотрения судами жалоб на решение о выдаче лица иностранному государству для уголовного преследования, а так же разъяснения, касающиеся понимания сути рассмотрения судами представлений и обращений о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого такое лицо является и др.

Эти разъяснения способствуют обеспечению единства судебной практики по применению законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы выдачи лица иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Следует обратить внимание на то, что в Российской Федерации ведущую роль по осуществлению выдачи (проведение проверок, подготовка соответствующих документов, принятие решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении ходатайств о выдаче) исполняет Генеральная прокуратура Российской Федерации и ее подразделения в Субъектах Федерации, а потому указанные органы прокуратуры при осуществлении своих обязанностей кроме положений международных договоров и внутригосударственного законодательства Российской Федерации, в своей практической деятельности руководствуются также и

219

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

внутренними ведомственными документами. Такими документами являются: Приказ Генпрокуратуры от 12 марта 2009 г. № 67 ( в ред.от 22.07.2011 № 215) «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации», разъясняющего, что взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями, считать одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации, связанного с обеспечением неукоснительного соблюдения и исполнения органами прокуратуры требований международных договоров и соглашений, участниками которых является Российская Федерация, и внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом уделить особое внимание исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, добиваться реальной защиты интересов Российской Федерации, прав и свобод человека;

приказ Генерального прокурора РФ № 51 от 28 августа 2001 года «Об объявлении Соглашения между Генеральными прокурорами государств-участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29 июня 2000 года», координирующий деятельность должностных лиц органов прокуратуры при применении данного Соглашения в их деятельности, а также при возникновении проблем, выходящих за рамки компетенции должностных лиц в органах прокуратуры на местах и требующих дополнительных договоренностей;

Указание Генпрокуратуры РФ от 18.10.2008 N 212/35 (ред. от 22.04.2011) "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения". Которым установлен порядок рассмотрения поступающих в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из компетентных органов иностранных государств, а также направляемых в компетентные органы иностранных государств запросов о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, о передаче лиц международным уголовным судам (трибуналам), компетенция которых признана Российской Федерацией, и лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, для проведения принудительного лечения.

В настоящее время многими государствами уже принят специализированный закон, закрепляющий положения о выдаче. Такие законы действуют во Франции, Финляндии, Голландии, Англии, Бельгии, Нидерландах, США, Австралии, Канаде и многих других государствах. Данные законы направлены на развитие их внутреннего уголовно-процессуального законодательства и закрепления в них своих национальных интересов.

Нельзя не согласиться с большинством ученых, что в УПК РФ существуют пробелы в регламентации ряда вопросов, касающихся как международного сотрудничества в целом, так и института выдачи в частности, обусловленные наличием внутрисистемных и межсис-

темных противоречий норм в уголовном судопроизводстве. Так, например, Т.В. Якишева считает, что положения части V УПК РФ не всегда согласуются со смежными внутригосударственными процедурами, не в полной мере соответствуют с требованиями международных соглашений Российской Федерации [9, с. 109]. Строгонова А.К., проанализировав нормы международных конвенций и российского законодательства, сделала вывод, что между некоторыми из них наблюдается противоречие, что значительно затрудняет процедуру выдачи [6, с. 12].

Анализ действующего российского уголовнопроцессуального законодательства и норм международного права позволяет сделать вывод, что много усилий как с российской стороны, та и со стороны международных партнеров приложено для правового регулирования вопросов международного сотрудничества по выдачи лица для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора. Вместе с тем, реальной необходимостью в устранении существующих противоречий, как в самом национальном законодательстве, так и между нормами уголовнопроцессуального и международного права касающиеся процедуры экстрадиции, будет принятие специализированного закона закрепляющего положения об экстрадиции в уголовном судопроизводстве.

Список литературы:

1. Волженкина В.М. Выдача В Российском уголовном процессе. - М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. С. 198.

2. Волобуев В.П. К вопросу о проблемах международного сотрудничества органов прокуратуры РФ с государствами - участниками СНГ и другими государствами в сфере выдачи лиц, осуществления уголовного преследования и оказания правовой помощи при расследовании преступлений // Уголовное судопроизводство. 2006. №1. С. 39-43.

3. Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 105 - 107.

4. Моторин В.В. Международное сотрудничество следователей в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам: Учебное пособие. Домодедово, 2007. С. 20.

5. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., изм. и доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2003. С.928

6. Строганова А.К. Условия и основания отказа в выдаче // Российский следователь. - 2002. -№ 3. С. 12.

7. Чекулаев Д.П. Вопросы исчисления сроков содержания лица под стражей при рассмотрении запроса о выдаче в сфере международного сотрудничества // Международное уголовное право и уголовная юстиция. 2008. N 2. С.24.

8. Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22 -41.

9. Якишева Т.В. Совершенствование законодательства о международном сотрудничестве в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам // Бюллетень Уральского отделения Международной ассоциации содействия правосудию. - 2010. - № 1(3). С. 109.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.