Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования упрощенной системы налогообложения в РФ'

Особенности правового регулирования упрощенной системы налогообложения в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина Анастасия Юрьевна

В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения, регламентированной Налоговым Кодексом РФ как один из специальных налоговых режимов. В настоящее время наблюдается изменение правового регулирования специальных налоговых режимов в части отмены некоторых льгот, так например, вменена обязанность по уплате налога на имущество для тех налогоплательщиков, которые, применяя упрощенную систему налогообложения или уплачивая единый налог на вмененный доход, были от этого освобождены до 2014 года. Тем не менее, специальные налоговые режимы еще не утратили своей уникальности, чем обусловлена актуальность исследования правового регулирования упрощенной системы налогообложения, раскрытого в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смагина Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования упрощенной системы налогообложения в РФ»

11. Земельные ресурсы и эффективность их использования в Вологодской области/ Самылина В.Г., Гительман Е.Б.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.; Юго-Западный государственный университет. Курск, 2014. С. 232-236.

12. О платежах за природопользование в Вологодской области/ Самылина В.Г., Гительман Е.Б.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 196-201.

13. Современное состояние природных ресурсов европейского севера России/ Самылина В.Г., Гительман Е.Б.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 1 (6). С. 175-184.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ Смагина Анастасия Юрьевна, преподаватель кафедры «Предпринимательское и трудовое право» Тольяттинский государственный университет, Россия

В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения, регламентированной Налоговым Кодексом РФ как один из специальных налоговых режимов. В настоящее время наблюдается изменение правового регулирования специальных налоговых режимов в части отмены некоторых льгот, так например, вменена обязанность по уплате налога на имущество для тех налогоплательщиков, которые, применяя упрощенную систему налогообложения или уплачивая единый налог на вмененный доход, были от этого освобождены до 2014 года. Тем не менее, специальные налоговые режимы еще не утратили своей уникальности, чем обусловлена актуальность исследования правового регулирования упрощенной системы налогообложения, раскрытого в статье.

В современных условиях государственное регулирование экономических процессов стало объективной реальностью, что обусловлено необходимостью вмешательства со стороны уполномоченных органов для поддержания экономической стабильности. Как известно, одним из наиболее гибких и зависимых от внешних экономических, социальных, политических условий является малый бизнес, составляющий незаменимый «пласт» экономических субъектов, без эффективного функционирования которых развитие рыночных отношений может значительно ухудшиться. Для целей поддержания деятельности малых предприятий современное налоговое законодательство многих стран наряду с обычным порядком налогообложения предусматривает некоторые меры налогового регулирования, представляющие особый порядок исчисления и уплаты налогов - специальные налоговые режимы. Необходимость применения таких режимов, как правило, обусловлена потребностью малого бизнеса в «льготном нало-

гообложении» в виду особенностей деятельности, небольших размеров предприятия и капитала. Таким образом, законодателю, при определении порядка взимания налогов и сборов, приходится учитывать различия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов относительно нормативно-правового регулирования упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации. Из теории права следует, что специальный налоговый режим это разновидность «правового режима». В частности, Бахрах Д.Н. в своих трудах трактует понятие «правовой режим», как «...официально установленный... порядок правового регулирования, который отражает совокупность юридических и организационных средств, необходимых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

Таким образом, термин «специальные налоговые режимы» можно рассматривать как институт, элемент налогового права, регулирующее определенные правоотношения в общем, а также устанавливающее и определяющее правовое поле налоговых режимов, отличных от общего режима налогообложения. Специальные налоговые режимы необходимы с точки зрения права для регулирования налоговых правоотношений субъектов налоговых режимов. Понятие термина «специальные налоговые режимы» содержится в Налоговом Кодексе РФ (далее НК РФ): «... особый установленный законодательством порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных кодексом случаях». Также, ст. 18 (Гл. 2 НК РФ) поясняет, что данные режимы «...могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса» [1].

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для определенных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, а так же сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, которые не могут быть заменимы единым налогом.

В юридической литературе выделяют две категории специальных налоговых режимов: организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и особую форму (механизм) налогового регулирования. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые режимы, наглядно представленные на рисунке 1.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ. До 2003 года в закон вносились корректировки и дополнения, а с 01.01.2003 он утратил дей-

ствие в виду вступление в силу главы 26.2 части второй Налогового кодекса РФ, где содержалось новое представление о специальном налоговом режиме с учетом накопленного опыта. В настоящее время упрощенная система налогообложения позволяет значительно снижать налоговую нагрузку, что было предусмотрено правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, а так же легализации доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Специальные налоговые режимы, предусмотренные НК РФ

Система налогообложения для

сел ьскохозяйственн ых товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Упрощенная система налогообложения

Патентная система налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

Система

выполнении

продукции

н ал огоо ол ожен и я при соглашений о разделе

Глава 26.1 НК РФ Еведена в действие 1 января 2003 г.

Глава 26.2 НК РФ введена в действие с 1 января 2003 г.

Глава 26.5 НК РФ введена с 2013 года Федеральным законом 94-Ф'З от 26.06.2012 г.

Глава 26.3 НК РФ введена в действие с 1 января 2003 г.

Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 г.

Рисунок 1 — Специальные налоговый режимы в России

Упрощенная система налогообложения (далее - УСН) - это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса [9]. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные пред-

приниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям. К малому бизнесу относится каждое пятое предприятие, действующее в России. В соответствии с федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены базовые критерии отнесения к малым предприятиям.

Для применения УСН есть ряд ограничений. Так, у банков, страховщиков, НПФ, инвестиционных фондов, профессиональных участников РЦБ, ломбардов отсутствует право на применение упрощенной системы налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ) [1]. Кроме того, уровень дохода налогоплательщика должен составлять не более 45 млн руб. за 9 месяцев, предшествующих моменту перехода на УСН. В период применения УСН это значение увеличивается до 60 млн руб. за год. Средняя численность работников должна составлять не более 100 чел. Остаточная стоимость основных средств - не более 100 млн руб, а доля участия других организаций в уставном капитале экономического субъекта - не более 25%. Если же экономический субъект не соответствует определенным критериям, установленным законодательством, согласно гл. 26.2 НК РФ, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия.

Предприятия, которые находятся на общем режиме налогообложения и соответствуют всем требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСН с начала следующего календарного года [1]. Для необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по установленной форме. В заявлении налогоплательщика должны быть указаны следующие данные: выбранный объект налогообложения; размер доходов за девять месяцев текущего года; средняя численность работников за указанный период; остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ) [1].

Главой 26.2 НК РФ определена суть упрощённой системы налогообложения (далее- УСН) - это специальный налоговый режим, применяющийся на всей территории Российской Федерации в добровольном порядке. Его цель - предоставление налоговых преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков путем замены уплаты нескольких налогов уплатой единого налога и упрощении налогового учёта. Экономические субъекты, применяющие УСН, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. К примеру, если экономический субъекта является налогоплательщиком земельного налога, он обязан в общеустановленном порядке исчислять и уплачивать данный налог, а так же предоставлять отчетность по нему в контролирующие органы.

Упрощенная система налогообложения заменяет уплату таких налогов, как: НДС, налог на прибыль. Для предприятий, применяющих УСН, до 1 января 2015 года уплата единого налога заменяла так же и уплату налога на имущество. Однако изменения законодательства внесли коррективы и теперь малые предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, обязаны уплачивать налог на имущество с соответствии с его кадастровой стоимостью. Отметим, что на сегодняшний день такое изменение применяется не во всех субъектах РФ, а только в тех, где региональными властями проведена оценка кадастровой стоимости.

Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для предприятий налоговой базой при УСН является денежное выражение доходов. Для предприятий, применяющий УСН, в соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ предусмотрены два варианта объекта налогообложения на выбор: доходы (налоговая ставка 6%) и доходы за вычетом расходов (налоговая ставка 15%) [1]. Последний вариант рекомендуется выбирать экономическим субъектом, доля расходов которых значительна и они могут быть документально подтверждены. При этом, минимальная сумма налога составляет 1% от сумму дохода предприятия за налоговый период. Следует отметить, что, в том случае, если предприятие осуществляет продажу продукции (работ, услуг), включая в их стоимость НДС или осуществляет посреднические операции с товарами, облагаемыми НДС, налоговая льгота по освобождению от уплаты НДС, в отношении таких операций, пропадает. В этом случае налогоплательщик обязан, помимо Книги учета доходов и расходов, вести Журнал выданных счетов-фактур, а так же представлять налоговые декларации по НДС в контролирующие органы.

Помимо освобождения от уплаты некоторых налогов, предприятия на УСН могут воспользоваться правом уменьшить сумму исчисленного единого налога на сумму исчисленных и уплаченных в том же отчетном периоде страховых взносов, но не более, чем на 50% [1]. Эта льгота позволяет в два раза снизить сумму налога к уплате, что является несомненным плюсом, позволяя малому предприятию сэкономить.

Правовое регулирование специальных налоговых режимов в России продолжает развиваться и совершенствоваться в виду постоянного изменения и дополнения положений Налогового Кодекса РФ. В современной кризисной политической и экономической ситуации, изменения законодательства идут в разрез курсу поддержки малого предпринимательства. Например, в Самарской области с 2016 года налогоплательщики на УСН обязаны уплачивать налог на имущество с кадастровой стоимости. Данное обстоятельство чревато не только негативными экономическими последствиями, такими, как банкротство малых предприятий в виду чрезмерного налогового бремени, но и возникновением многочисленных споров по поводу установленной кадастровой стоимости.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015)

2.Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"

3. Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (утратил силу)

4. Федеральный Закон №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. От 29.06.2015)

5. Налоговое право России : учебник для бакалавров / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 462 с.

6. Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. — М.: ИНФРА-М, 2006

7. Быкова Н.Н. Поддержка малого предпринимательства в Самарском регионе// Проблемы социально-экономического развития регионов, Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 68-72.

8. Гогин А. А. К вопросу об уточнении отдельных положений налогового кодекса Российской Федерации// Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал.- № 3 (12).-Изд-во СГЭУ, Самара.-2005.-С.182-186

9. Смагина, А.Ю. Понятие и виды специальных налоговых режимов, их правовое ре-гулирование//Молодежь и XXI век - 2015 [Текст]: материалы V Международной молодежной научной конференции (26-27 февраля 2015 года), в 3-х томах, Том 1, Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга», Курск, 2015, 392 с. С. 230-234.

10. Смагина, А.Ю., Люльков, Р.Н. Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России и зарубежных странах// Азимут научных исследований: экономика и управление.- 2013.- № 4.- С. 30-32.

ВКЛАД РЕГИОНОВ В РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Схаплок Рузанна Байзетовна

Кубанский государственный технологический университет,

г. Краснодар

В последнее десятилетие XX века в России происходил масштабный процесс трансформации политической и экономической системы, совпавший по времени со становлением постиндустриальной системы хозяйства. Важным проявлением этого является резкое изменение структуры общественного производства. Вместе с тем, в отличие от развитых стран, структурные сдвиги в экономике России носили специфический характер, вызванный в первую очередь необходимостью рыночной трансформацией социально-экономической системы страны. Трансформация российского общества и переход экономики к рыночным принципам хозяйствования привели к колоссальному спаду производства во многих регионах России.

Негативные последствия реформирования хозяйственного комплекса и государственного устройства России обусловили необходимость изменения содержания взаимоотношений федерального и регионального уровней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.