Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК СУБЪЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК СУБЪЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пятков Кирилл Викторович

В статье дается анализ правового статуса отдельных работников в сфере железнодорожного транспорта, причин выделения указанных работников из ряда остальных субъектов трудовой деятельности, а также возможностей рассмотрения иных категорий персонала в сферах обеспечения жизнедеятельности населения как обособленной группы лиц, обладающих специальным правовым статусом. Автором проведено исследование законодательства о труде работников железнодорожного транспорта, определена специфическая группа субъектов трудовых правоотношений в указанной отрасли, обладающая специальным правовым статусом, рассмотрены отдельные подзаконные акты. Сделаны выводы о дифференциации правового регулирования трудовых правоотношений в сфере железнодорожного транспорта, обозначена позиция, отражающая возможность классификации иных работников в области обеспечения жизнедеятельности населения по признаку принадлежности к эксплуатации объектов социального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пятков Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF RAILWAY WORKERS’ LABOUR AS ENTITIES PROVIDING FOR THE VITAL NEEDS OF THE POPULATION

The article analyzes the legal status of individual workers in the field of railway transport, the reasons to single out these workers from a number of other subjects of labor, as well as the possibility of considering other categories of personnel in the areas of providing for the vital needs of the population as a separate group of people with a special legal status. The author has researched the labour legislation of railway workers, identified a specific group of subjects of labor relations in the mentioned branch, which has the special legal status, and considered separate by-laws. The conclusions about the differentiation of the legal regulation of labor relations in the field of railway transport has been made, and the position on the possibility of classifying other workers in the field of providing for the vital needs of the population on the basis of belonging to the operation of social facilities has been stated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК СУБЪЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ»

Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 164-168. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 3. P. 164-168.

Научная статья УДК 349.2

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.27

Особенности правового регулирования труда работников железнодорожного транспорта как субъектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения

Кирилл Викторович Пятков

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск, Россия, kpv0407@gmail.com

Аннотация. В статье дается анализ правового статуса отдельных работников в сфере железнодорожного транспорта, причин выделения указанных работников из ряда остальных субъектов трудовой деятельности, а также возможностей рассмотрения иных категорий персонала в сферах обеспечения жизнедеятельности населения как обособленной группы лиц, обладающих специальным правовым статусом. Автором проведено исследование законодательства о труде работников железнодорожного транспорта, определена специфическая группа субъектов трудовых правоотношений в указанной отрасли, обладающая специальным правовым статусом, рассмотрены отдельные подзаконные акты. Сделаны выводы о дифференциации правового регулирования трудовых правоотношений в сфере железнодорожного транспорта, обозначена позиция, отражающая возможность классификации иных работников в области обеспечения жизнедеятельности населения по признаку принадлежности к эксплуатации объектов социального назначения.

Ключевые слова: трудовое право, субъекты, социальная инфраструктура, железнодорожный транспорт

Для цитирования: Пятков К.В. Особенности правового регулирования труда работников железнодорожного транспорта как субъектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 164-168. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.27.

Original article

Features of the Legal Regulation of Railway Workers' Labour as Entities Providing

for the Vital Needs of the Population

Kirill V. Pyatkov

F.M. Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia, kpv0407@gmail.com

Abstract. The article analyzes the legal status of individual workers in the field of railway transport, the reasons to single out these workers from a number of other subjects of labor, as well as the possibility of considering other categories of personnel in the areas of providing for the vital needs of the population as a separate group of people with a special legal status. The author has researched the labour legislation of railway workers, identified a specific group of subjects of labor relations in the mentioned branch, which has the special legal status, and considered separate by-laws. The conclusions about the differentiation of the legal regulation of labor relations in the field of railway transport has been made, and the position on the possibility of classifying other workers in the field of providing for the vital needs of the population on the basis of belonging to the operation of social facilities has been stated. Keywords: labor law, subjects, social infrastructure, railway transport

For citation: Pyatkov, K.V. (2023) Features of the Legal Regulation of Railway Workers' Labour as Entities Providing for the Vital Needs of the Population. Theory and Practice of Social Development. (3), 164-168. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.3.27 (In Russian)

Рассматривая правоотношения в сфере обеспечения жизнедеятельности населения на основании норм трудового законодательства, в частности пункта «б» ч. 2 ст. 413 Трудового кодекса РФ, исследователь непременно придет к вопросу о причинах выбора законодателем специфического и закрытого перечня сфер труда, имеющих ограничение права на забастовку1. В этом случае останется дискуссионным вопрос: имеется ли объективная необходимость обособления данных сфер труда и выделения общей специфики их правового регулирования или указанное и есть их единственный специфический признак?

Для определения возможности дальнейшего исследования данного вопроса в рамках настоящей работы следует ознакомиться с главными аспектами трудовых отношений в области

1 Трудовой кодекс РФ : от 30 дек. 2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1. Ст. 3. © Пятков К.В., 2023

железнодорожного транспорта и на основе указанной сферы труда обозначить характерные признаки труда при обеспечении жизнедеятельности населения (если таковые имеют место), которые должны прослеживаться в аналогичных секторах деятельности, перечисленных в том числе в рамках ст. 413 ТК РФ1. Таким образом, задачами исследования являются определение круга субъектов трудовой деятельности, задействованных в отрасли железнодорожного транспорта, анализ специфики их трудовой деятельности, а также обозначение особенностей труда применительно к обеспечению жизнедеятельности населения.

Необходимо отметить, что сфера регулирования труда лиц, осуществляющих деятельность в области железнодорожного транспорта, упоминается непосредственно в Трудовом кодексе РФ. Вместе с тем упоминание присутствует лишь в пункте «б» ч. 2 ст. 413 ТК РФ, где отмечается, что в указанной области запрещены забастовки как мера коллективной защиты прав работников в целях обеспечения безопасной жизнедеятельности населения2.

Основу содержания норм о труде данных субъектов образуют иные нормативные акты, в частности законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»3, а также «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»4. Кроме того, сфера регулирования труда железнодорожного транспорта располагает обширным объемом отраслевых подзаконных актов министерств и ведомств, регулирующих отдельные особенности трудовой деятельности в рассматриваемой области.

Следует отметить, что структурно Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» не выделяет работников, осуществляющих жизнеобеспечение населения, как отдельную структурную единицу - работника, наделенного специфическим объемом прав и обязанностей. Вместе с тем указанный акт отдельно выделяет из совокупности трудовых отношений, регулируемых нормами трудового права, деятельность работников железнодорожного транспорта общего пользования, а также деятельность, связанную с движением поездов, маневровой работой (указанная деятельность неоднократно упоминается в ст. 26, 25 Федерального закона № 17-ФЗ), при этом какие-либо иные виды подобной работы не обозначаются законодателем. В данном случае особое значение имеет выделение таких работников по признаку их деятельности по эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования, т. е. узкой категории лиц, задействованных в эксплуатации конкретного перечня имущества.

Анализируя указанный акт, мы приходим к выводу, что в рамках рассматриваемого закона работники подразделяются на участников трудовых правоотношений в сфере железнодорожного транспорта, а также участников, деятельность которых связана с эксплуатацией в том числе инфраструктуры железнодорожного транспорта.

При этом Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» не касается непосредственно трудовых отношений в сфере железнодорожного транспорта. Тем не менее данный акт представляется важным в контексте рассмотрения критерия выделения места труда - инфраструктуры железнодорожного транспорта. Указанное находит отражение в ст. 2 Закона № 18-Фз, где обозначается, что железнодорожная транспортная инфраструктура общего пользования включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Усматривается, что особенности деятельности персонала, связанного с движением поездов, маневровой работой, выглядят неконкретизированно и опосредованно касаются терминологии инфраструктуры железнодорожного транспорта. В этом смысле определение специфики обязанностей данных работников оторвано от понятий самих законов в сфере железнодорожного транспорта, т. е. не раскрывается, что такое маневровая работа, какая деятельность связана с движением поездов.

В данном случае становится дискуссионным вопрос о возможности определения особенностей деятельности рассматриваемой категории работников в контексте средств труда, используемых такими субъектами трудовых отношений для оказания набора социально необходимых услуг. Под средствами труда в настоящем случае подразумевается так называемая социальная инфраструктура - средства трудовой деятельности, в результате применения которых как обеспечивается удовлетворение текущих потребностей общества, так и формируется перспектива повышения качества жизни населения.

1 Трудовой кодекс РФ : от 30 дек. 2001 № 197-ФЗ...

2 Там же.

3 О железнодорожном транспорте в РФ : Федер. закон от 10 янв. 2003 г. № 17-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

4 Устав железнодорожного транспорта РФ : Федер. закон от 10 янв. 2003 г. № 18-ФЗ // Там же. Ст. 170.

В работе М.И. Бижановой и П.И. Магомедовой отмечаются два основных подхода к определению социальной инфраструктуры: материально-вещественный (отраслевой) и деятельност-ный (2006). В дальнейшем в качестве примера подхода к изучению социальной инфраструктуры как отрасли данные авторы приводят дефиницию М.А. Абрамова (1977: 19): под социальной инфраструктурой понимается комплекс или совокупность объектов, сооружений, предприятий и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения.

В качестве альтернативной точки зрения предлагается понятие Е.Г. Руссковой (1997: 22), которая рассматривает социальную инфраструктуру как комплекс отраслей и видов деятельности, связанных с воспроизводством рабочей силы: здравоохранение, образование, розничная торговля, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера организации досуга, туризм, общественное питание, бытовое обслуживание и т. д.

Анализируя представленные позиции, следует отметить, что содержание отраслевого подхода М.А. Абрамова по существу является сходным с понятием Е.В. Милоенко (2015: 177), описывавшего процессы повышения качества жизни общества в стратегическом масштабе. В таком случае, принимая во внимание отраслевую концепцию изучения социальной инфраструктуры, очевиден поход законодателя к рассматриваемым субъектам, выражающийся в наделении их особым статусом ввиду использования специфических средств труда. Вместе с тем данные работники хотя и связаны с железнодорожной транспортной инфраструктурой, но эта связь носит косвенный характер, выраженный в отсылочных упоминаниях объектов деятельности таких работников как части железнодорожной инфраструктуры.

Следует пояснить, почему мы акцентируем внимание на необходимости конкретизации терминологии используемых понятий. Для этого нужно обратить внимание, например, на категорию «железнодорожная станция», рассматриваемую в ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Указано, что это пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами1.

Не конкретизируя терминологию, оставляя ее на существующем уровне, мы необоснованно включаем работников хотя и железнодорожной инфраструктуры в число работников, которые, как нам видится, не имелись ввиду законодателем. В данном случае, поскольку государством избран подход дифференциации персонала по признаку объекта труда - имущества, задействованного в труде, такое имущество должно носить признаки, которые в настоящее время имеют неопределенный характер.

Кроме того, для выполнения рассматриваемых нами задач следует отметить, что Приказом Минтранса России от 11 октября 2021 г. № 339 были утверждены особенности режима рабочего времени, времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых непосредственно связана с движением поездов2. Анализируя данный документ, можно утверждать, что большая часть его положений носит абстрактный характер, отсылающий к возможности уточнения как субъектного состава, так и содержания трудовых отношений в рамках коллективного договора либо дополнительного соглашения к основному трудовому договору. Более того, имеется прямое противоречие со статьей 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в которой нет упоминания труда лиц, непосредственно связанных с движением поездов, т. е. приказ ограничил перечень субъектов статьи закона.

Структура Приказа Минтранса № 339 предполагает наличие общей части, а также особенных частей, регулирующих труд следующих категорий персонала:

1) работников локомотивных и кондукторских бригад;

2) работников со сменным рабочим днем, разделенным на части;

3) работников поездных бригад пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности пассажирского поезда;

1 Устав железнодорожного транспорта РФ...

2 Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов [Электронный ресурс] : Приказ Министерства транспорта РФ от 11 окт. 2021 г. № 339 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2022. 24 янв. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202201240027 (дата обращения: 21.02.2023).

4) работников путевого хозяйства;

5) работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны;

6) работников восстановительных поездов;

7) работников с ненормированным рабочим днем, работников, обслуживающих служебные, служебно-технические и специальные вагоны, и работников, осуществляющих свою деятельность на мобильных средствах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.

Таким образом, работники, связанные с движением поездов, разделены по признакам, вместе с тем какими-либо едиными критериями не обладают. В Приказе № 339 выделяются работники по критериям режима рабочего времени, видов подвижного состава, железнодорожной инфраструктуры. При этом обозначение особенностей по признаку режима рабочего времени носит обобщающий характер, т. е. указанные критерии могут быть применимы вне зависимости от того, на каком объекте трудится такой работник.

Касаясь иных актов, регулирующих деятельность в рассматриваемой сфере, следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации». Оно уже не является действующим актом ввиду отмены положений о специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта, однако в неотменен-ной части указывает на особое значение сотрудников, обслуживающих движение поездов и осуществляющих маневровые работы. Отдельные меры взыскания в виде дисциплинарной ответственности, в том числе увольнения, распространялись именно на работников, чья деятельность связана с движением поездов1.

Подводя итог анализа законодательства в сфере трудовых правоотношений работников, трудовая деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, можно выделить следующие аспекты.

1. В настоящее время законодательство о труде в области железнодорожного транспорта перегружено излишней дифференциацией работников, состоящей как минимум из трех уровней: 1) отношения, связанные с железнодорожным транспортом; 2) отношения, связанные с железнодорожной инфраструктурой; 3) отношения, связанные с движением поездов и маневровой работой; 4) непосредственная деятельность, связанная с движением поездов. При этом указанная дифференциация основывается исключительно на признаке имущественной принадлежности объекта трудовых отношений.

Исследователи, изучающие вопросы классифицирования, обращают внимание на два основных направления углубления дифференциации правового регулирования трудовых отношений. Так, А.Ф. Нуртдинова и Л.А. Чиканова выделяют следующие направления: 1) расширение круга оснований (факторов) дифференциации путем включения специальных глав или статей в соответствующий раздел ТК РФ; 2) увеличение объема или круга субъектов, охватываемых дифференциацией в рамках того или иного основания (2015: 71).

Рассматриваемый нами пример дифференциации работников железнодорожного транспорта, напротив, не имеет отношения к указанными направлениям. Более того, выделение второго и третьего уровней практически не целесообразно, поскольку по настоящее время законодательство не содержит каких-либо положений, отграничивающих деятельность работников по признаку непосредственности участия в движении поездов.

2. Выделение категории работников, занятых в сфере обеспечения жизнедеятельности населения, а также на железнодорожном транспорте, возможно на основании определения средств труда, применяемых такими работниками в непосредственной деятельности, т. е. социальной инфраструктуры.

3. Рассматриваемые категории работников, в том числе непосредственно осуществляющих деятельность в сегментах движения поездов, маневровой работы, обладают набором специфических особенностей, выраженных в регулировании режима рабочего времени и времени отдыха, а ранее и дисциплины труда. Это отличает их трудовую деятельность от таковой иных категорий персонала в сфере железнодорожного транспорта.

Следует признать, что, хотя рассматриваемое нами законодательство не содержит каких-либо отсылок на выделение таких работников как лиц, осуществляющих деятельность в области обеспечения жизнедеятельности населения, но акцентирование внимание на особой важности деятельности данной категории сотрудников ввиду большого влияния на безопасность общества и государства позволяет утверждать, что такие работники относятся к сфере обеспечения жизнедеятельности населения.

1 Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ : Постановление Правительства РФ от 25 авг. 1992 г. № 621 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 9. Ст. 608.

Возвращаясь к основным целям исследования, следует отметить, что такое разделение работников заставляет говорить о наличии возможности законодателя развивать единое законодательство в области обеспечения жизнедеятельности населения на основании критерия принадлежности труда к инфраструктуре социального значения. Как мы убедились ранее на примере отрасли железнодорожного транспорта, именно указанный критерий является основополагающим при определении характерных особенностей той или иной категории работников.

Список источников:

Абрамов М.А. Производство и сфера обслуживания (размещение, взаимосвязь, комплексное развитие). М., 1977. 239 с. Бижанова М.И., Магомедова П.И. К вопросу о трактовке понятия социальной инфраструктуры // Транспортное дело России. 2006. № 12-1. С. 16-18.

Милоенко Е.В. Теоретические подходы к понятию социальной инфраструктуры // Инновационная наука. 2015. № 9. С. 177-179.

Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Дифференциация регулирования трудовых отношений как закономерность развития трудового права // Журнал российского права. 2015. № 6. С. 68-82.

Русскова Е.Г. Становление рыночной инфраструктуры: методологический аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Право. 1997. № 2.

References:

Abramov, M.A. (1977) Proizvodstvo isfera obsluzhivaniya (razmeshchenie, vzaimosvyaz', kompleksnoe razvitie) [Production and Services (Placement, Interrelation, Integrated Development)]. Moscow, Mysl'. (In Russian)

Bizhanova, M.I. & Magomedova, P.I. (2006) K voprosu o traktovke ponyatiya social'noj infrastruktury [On the Interpretation of the Concept of Social Infrastructure]. Transport Business of Russia. (12-1), 16-18. (In Russian)

Miloenko, E.V. (2015) Teoreticheskie podhody k ponyatiyu social'noj infrastruktury [Theoretical Approaches to the Concept of Social Infrastructure]. Innovation Science. (9), 177-179. (In Russian)

Nurtdinova, A.F. & Chikanova, L.A. (2015) Differentiation of Legal Regulation of Labor Relations as Typical Tendencies of Labor Law Development. Journal of Russian Law. (6), 68-82. (In Russian)

Russkova, E.G. (1997) Formation of Market Infrastructure: Methodological Aspect. Science Journal of Volgograd State University. Ser. 3: Economy. Law. (2). (In Russian)

Информация об авторе К.В. Пятков - аспирант кафедры трудового и социального права юридического факультета, Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1178929

Information about the author K.V. Pyatkov - PhD Student, Department of Labor and Social Law, F.M. Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1178929

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.