Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира работников железнодорожного транспорта'

Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
448
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая характеристика / внутренний мир / ранняя взрослость / средняя взрослость / работники железнодорожного транспорта / безопасность / psychological and pedagogical characteristics / inner world / early maturity / middle age maturity / railway workers / security

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафронов Антон Сергеевич, Медведев Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена составлению психолого-педагогической характеристики внутреннего мира работников железнодорожного транспорта. Проведен анализ актуальных в настоящее время направлений обеспечения безопасности на объектах компании «Российские железные дороги» (РЖД). В качестве основных целей обеспечения транспортной безопасности выделяются устойчивое функционирование транспортного комплекса и защита интересов личности, общества и государства в сфере железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства. Приводятся результаты эмпирического исследования внутреннего мира железнодорожников в возрасте ранней и средней взрослости, составляющие основу разработки указанной характеристики, которая является важной составляющей в организации деятельности по предупреждению участия железнодорожников в хищениях имущества компании РЖД и перевозимых грузов, при разработке мероприятий по предупреждению террористических актов и укреплению трудовой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Characteristics of the Inner World of Railway Workers

The article makes up a psychological and pedagogical characteristics of the inner world of railway workers. The authors estimate current relevant fields of providing security at the objects of company “Russian Railways”. The main priorities of providing security are stable transport complex functioning and protection of interests of person, society and state in the sphere of railways from illegal interference. The article comprises the results of the empirical research of the railway workers' inner world at an early and middle maturity age which are the basis for developing the mentioned characteristics, the latter being an important element in prevention of railway workers' involvement in embezzlement of the Russian Railways property and transported cargo. It is also important for taking measures to prevent terrorism and improve labour discipline.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира работников железнодорожного транспорта»

УДК 159.99 © А. С. Сафронов, Д. А. Медведев, 2018. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-12015

Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира работников железнодорожного транспорта

Сафронов Антон Сергеевич,

соискатель кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Санкт-Петербург, Россия. e-mail: anton_safronov@mail.ru

Медведев Дмитрий Алексеевич,

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Санкт-Петербург, Россия. e-mail: vedmed5@yandex.ru

Статья посвящена составлению психолого-педагогической характеристики внутреннего мира работников железнодорожного транспорта. Проведен анализ актуальных в настоящее время направлений обеспечения безопасности на объектах компании «Российские железные дороги» (РЖД). В качестве основных целей обеспечения транспортной безопасности выделяются устойчивое функционирование транспортного комплекса и защита интересов личности, общества и государства в сфере железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства. Приводятся результаты эмпирического исследования внутреннего мира железнодорожников в возрасте ранней и средней взрослости, составляющие основу разработки указанной характеристики, которая является важной составляющей в организации деятельности по предупреждению участия железнодорожников в хищениях имущества компании РЖД и перевозимых грузов, при разработке мероприятий по предупреждению террористических актов и укреплению трудовой дисциплины.

Ключевые слова: психолого-педагогическая характеристика; внутренний мир; ранняя взрослость; средняя взрослость; работники железнодорожного транспорта; безопасность.

Для цитирования: Сафронов А. С., Медведев Д. А. Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира работников железнодорожного транспорта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 92-98.

Железнодорожный транспорт, являющийся основой транспортной инфраструктуры России, обеспечивает свыше 40% грузовых и пассажирских перевозок в стране, более 20% грузооборота и 15% пассажирооборота всех железных дорог мира 1 . Железнодорожный транспорт призван обеспечивать своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения в перевозках; его эффективное функционирование играет исключительную роль в создании условий для модернизации национальной экономики и обеспечении ее устойчивого развития

Реформирование российского железнодорожного транспорта продолжается уже полтора десятилетия, и, учитывая повышенную социально-политическую и экономическую значимость железнодорожного транспорта, особую значимость в настоящее время приобретает проблема обеспечения безопасности перевозок. Главными целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства 2.

Основным направлением работы в сфере обеспечения безопасности перевозок на железнодорожном транспорте является предотвращение террористических актов и хищений на объектах ОАО «Российские железные дороги» (далее — РЖД). Терроризм тесно связан с экономическими, социальными, политическими и моральными противоречиями, которые существуют в обществе и го-

сударстве. Наиболее часто терактам подвергаются места массового скопления людей, в том числе объекты железнодорожной инфраструктуры 3 .

Важной частью проблемы обеспечения транспортной безопасности является работа по предупреждению участия железнодорожников в хищениях имущества ОАО «Российские железные дороги» и перевозимых железнодорожным транспортом грузов, которые представляют собой общественно опасные деяния, причиняющие имущественный вред различным субъектам права собственности (личности, обществу, государству) Основные причины, способствующие совершению хищений на железнодорожном транспорте: отсутствие контроля со стороны должностных лиц за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, низкий уровень профилактической работы в трудовых коллективах по предотвращению хищений, слабое изучение деловых и личностных качеств работников, а также отсутствие должного взаимодействия с правоохранительными органами. Постановлением президиума Дорожной территориальной организации Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей от 25 октября 2016 г. № 09 . 01 был утвержден план мероприятий по предотвращению хищений имущества ОАО «Российские железные дороги» 4.

Первостепенное значение в обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте имеют поведение самих работников, соблюдение ими установленных

1 Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012-2016 гг. и планы развития до 2025 года. М. , 2017. С. 7.

2 О транспортной безопасности : федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Рос . газета . 2007. 14 февр .

3 О противодействии терроризму : федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // Там же . 2006. 10 марта .

4 URL: http://dprof.info/wp-content/uploads/2016/11/09_01-DPROF-20161025.pdf (дата обращения: 15 .11. 2017).

требований правил безопасности и соответствующий психологический климат в производственном коллективе . Особую актуальность в данном контексте приобретает знание психологических особенностей внутреннего мира работников РЖД .

Существует ряд психологических исследований, посвященных работникам железнодорожного транспорта. В частности, были изучены особенности формирования и развития профессионально важных качеств, компоненты профессиональной мотивации, различные факторы, влияющие на эффективность деятельности железнодорожников [1; 2; 3]. Основную массу работников железнодорожного транспорта составляют представители ранней и средней взрослости. Наиболее адекватной цели исследования особенностей развития внутреннего мира работников железнодорожного транспорта является периодизация Д . Бромлей, в которой взрослый возраст подразделяется на периоды ранней (20-25 лет), средней (25-40 лет) и поздней взрослости (40-55 лет). Взрослость, зрелый возраст — это длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью. Зрелый возраст характеризуется появлением психических новообразований (активность человека, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, способность к варьированию социальных ролей) Ранняя взрослость предполагает полное включение во все виды социальной активности На данной стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни; на работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинается совершенствование мастерства. Среднюю взрослость Д . Бромлей характеризует как оптимум для интеллектуальных достижений, как период консолидации социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопления сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерства в различных видах деятельности [4, с. 93].

Основой эффективной организации профилактической работы с определенной социально-возрастной группой является знание особенностей внутреннего мира ее представителей. Первостепенное значение в данном контексте приобретает вопрос определения структурных и содержательных особенностей внутреннего мира работников железнодорожного транспорта, необходимых для выработки алгоритма взаимодействия сотрудников органов внутренних дел на транспорте и работников железнодорожного транспорта по обеспечению общественного порядка, а также совместного реагирования на преступления, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, административные правонарушения и происшествия

Основное внимание психологической науки традиционно сосредоточено на исследовании операциональной стороны психики (психических процессов, состояний и свойств, «работающих» на создание интегрального психического образа реальности, составляющего содержательную сторону психики), между тем в практическом отношении часто более важной является информация о специфике содержания интегрального образа реальности

представителей различных профессий [5-14]. Исследование содержательной стороны психики становится возможным благодаря изучению интегрального психического образования — внутреннего мира [15-26].

Внутренний мир железнодорожников рассматривается нами в качестве содержательного образования психики, фиксирующего особенности восприятия ими самих себя («образ Я»), других людей («образ Другого») и предметного мира («обобщенный образ предметного мира»), которое определяет особенности регуляции ими поведения и деятельности

До настоящего времени не проводилось исследование, направленное на изучение особенностей развития внутреннего мира работников железнодорожного транспорта, что объективно снижает возможности практической психологии и педагогики по разработке эффективных мер профилактической работы в подразделениях ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности перевозок

Целью настоящей статьи является составление психолого-педагогической характеристики внутреннего мира железнодорожников в возрасте ранней и средней взрослости

Представленная в статье психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира железнодорожников в возрасте ранней и средней взрослости, с одной стороны, может рассматриваться в качестве своеобразного эталона их мировосприятия; с другой — содержит информацию о проблемных областях их мировосприятия, являющихся мишенями для психопрофилактических и психокоррек-ционных воздействий Важная часть указанной характеристики — информация о связи различных конструктов внутреннего мира с особенностями личности, профессионально важными качествами и успешностью профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта

Методы и материалы . Исследование особенностей внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте ранней (20-25 лет) и средней (25-40 лет) взрослости проводилось в течение 2017 г. на базе Мурманского центра организации работы железнодорожных станций На железнодорожном транспорте специалисты по организации и управлению процессами перевозок оказывают наиболее значимое влияние на конечный результат работы отрасли, и именно от них зависит обеспечение безопасности на объектах ОАО «РЖД» . Данный факт и определил особенности выборки исследования, куда вошли специалисты, главными функциями которых являются организация движения поездов и управление перевозочным процессом, — дежурные по железнодорожным станциям, дежурные по сортировочным горкам и диспетчеры маневровые . Общий объем выборки составил 222 человека (73 работника в возрасте ранней взрослости и 149 — средней взрослости). В эмпирическом исследовании использовались: метод экспериментальной психосемантики (Семантический дифференциал Ч . Осгу-да (СД)); Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина); Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; Самоактуали-

зационный тест (САТ); Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» В . Ю . Рыбникова; Методика определения уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера; Методика выявления и анализа профессионально важных качеств специалистов системы «человек — техника» . В исследовании применялись следующие статистические методы анализа данных: процедуры корреляционного и факторного анализа, а также непараметрический критерий U Манна-Уитни Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6 . 0 . , Excel 7. 0 .

Результаты и обсуждение. Рассмотрим факторную структуру внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте ранней взрослости, состоящую из четырех факторов, доля дисперсии которых составляет 84% .

Первый фактор (информативность 49%) образован переменными «Я» («оценка» СД, 0,84; «сила» СД, 0,85; «активность» СД, 0,84), «мое тело» («оценка» СД, 0,90; «сила» СД, 0,93; «активность» СД, 0,97), «мой темперамент» («оценка» СД, 0,82; «активность» СД, 0,70), «моя профессия» («оценка» СД, 0,98; «сила» СД, 0,89; «активность» СД, 0,93), «другой человек» («оценка» СД, 0,82; «сила» СД, 0,82; «активность» СД, -0,75), «руководитель» («сила» СД, 0,83), «коллега» («оценка» СД, 0,88; «активность» СД, 0,81), «рабочий» («активность» СД, 0,84), «железнодорожный транспорт» («оценка» СД, 0,88; «сила» СД, 0,70; «активность» СД, 0,88), «железнодорожная станция» («сила» СД, 0,80), «семья» («оценка» СД, 0,88; «сила» СД, -0,84), «управление движением поездов» («оценка» СД, 0,82) и интерпретирован нами в качестве «фактора когнитивной сложности работников железнодорожного транспорта в возрасте ранней взрослости». Специфика деятельности железнодорожников оказывает значимое влияние на состояние их когнитивной сферы В возрасте ранней взрослости познавательная сфера у железнодорожников характеризуется большой когнитивной сложностью. Лица с высокой когнитивной сложностью избирательно согласовывают противоречивую, сложную информацию, увязывают ее в целостную картину и оперативно принимают решения на данной основе Высокую когнитивную сложность мировосприятия железнодорожников необходимо учитывать при построении взаимодействия с соответствующим контингентом.

Второй фактор (информативность 16%) образован переменными «мой темперамент» («сила» СД, -0,84) и «мое социальное положение» («оценка» СД, 0,82; «активность» СД, 0,89), «пользователи услуг железнодорожного транспорта» («активность» СД, -0,92), «мир» («сила» СД, 0,82), «управление движением поездов» («сила» СД, 0,75) и интерпретирован как «фактор профессиональной узости мировосприятия работников железнодорожного транспорта в возрасте ранней взрослости». Условия профессиональной деятельности работников железнодорожного

транспорта, такие как отдаленность от места проживания, сменный график работы, привлечение к работе в выходные дни, накладывают отпечаток на их мировосприятие и отношение к жизни.

Третий фактор (информативность 11%) состоит из переменных: «руководитель» («активность» СД, 0,81), «рабочий» («сила» СД, 0,77), «семья» («активность» СД, 0,88) и может быть назван фактором «значимости образа подчиненного в мировосприятии работника железнодорожного транспорта». В данном случае свое практическое воплощение имеет этический принцип, закрепленный в Кодексе деловой этики ОАО «Российские железные дороги»: «Воспринимать себя частью целого Быть частью коллектива — внимательно и честно относиться к коллегам, руководителям, подчиненным и ставить интересы коллектива и компании выше частных интересов» 5 . Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе в целях оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности. Соответственно, от того, каким будет психологический климат в коллективе железнодорожной станции, зависит и результат деятельности всего коллектива

Четвертый фактор (информативность 8%) включает переменные «коллега» («сила» СД, 0,73) и «железнодорожная станция» («оценка» СД, 0,72; «активность» СД, 0,79). Указанный фактор можно обозначить как «фактор позитивной оценки и значимости профессиональной среды». Специфика труда на железнодорожной станции предполагает, что управленческий персонал в течение всего рабочего дня находится в постоянном и многоплановом контакте с подчиненными, коллегами и руководителями Благоприятный психологический климат в коллективе железнодорожной станции — это важная компонента эффективного функционирования коллектива, поскольку он воздействует на личную эффективность профессиональной деятельности и на слаженную работу всей железнодорожной станции, а следовательно, от него зависит обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте

Анализ результатов исследования показывает, что в структуре корреляционных связей выборки железнодорожников в возрасте ранней взрослости существует группировка элементов вокруг взаимосвязанных центров, важнейшим из которых выступает конструкт «эмоциональная оценка рабочего» . «Эмоциональная оценка рабочего» имеет отрицательные связи с замкнутостью (г = -0,54; р < 0,01), конформизмом (г = -0,53; р < 0,01), жесткостью (г = -0,57; р < 0,01); положительные — с духовным удовлетворением (г = 0,46; р < 0,01), активными социальными контактами (г = 0,49; р < 0,01) и развитием себя (г = 0,50; р < 0,01) .

В структурном отношении иерархия элементов внутреннего мира железнодорожников в возрасте ранней взрослости следующая: первое место в ней занимает «образ Другого», на втором месте находится «обобщенный

5 Кодекс деловой этики ОАО «Российские железные дороги» : утв. решением совета директоров ОАО «РЖД» от 30 марта 2015 г. , протокол № 3 . URL: http://doc. rzd. ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5104&id=658 (дата обращения: 14 11 2017)

образ предметного мира», на третьем — «образ Я» «Образ Другого» представлен переменными «другой человек», «коллега», «рабочий», «пользователи услуг железнодорожного транспорта» и «руководитель» «Обобщенный образ предметного мира» составляют переменные «семья», «мир» и «железнодорожная станция» «Образ Я» — переменная «моя профессия»

Результаты факторного анализа позволили выделить структуру внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте средней взрослости В нее вошли четыре фактора, доля дисперсии которых составляет 91% .

Первый фактор имеет наибольшую информативность — 31% и образован переменными «мое тело» («активность» СД, 0,72), «моя профессия» («оценка» СД, 0,71; «сила» СД, 0,86; «активность» СД, 0,82), «коллега» («оценка» СД, 0,75), «рабочий» («активность» СД, 0,92), «управление движением поездов» («оценка» СД, 0,84) и обозначен нами как «фактор переживания субъективного благополучия». Субъективное благополучие отражает оценку человеком своей жизни и включает в себя счастье, положительные эмоции, удовлетворенность жизнью и относительное отсутствие негативных эмоций и настроений, так как в данном возрасте происходит упрочение профессионального статуса, приобретаются необходимые навыки и опыт, человек становится профессионалом. Удовлетворенность профессиональной деятельностью, непосредственными условиями труда, наличие благоприятных взаимоотношений с коллегами снижают риск совершения правонарушений среди работников железнодорожного транспорта Психологическое благополучие железнодорожников является, таким образом, важным фактором в обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте

Второй фактор (информативность 27%) составляют переменные «Я» («оценка» СД, 0,83; «сила» СД, 0,79; «активность» СД, 0,79), «мой темперамент» («активность» СД, 0,94) и «коллега» («активность» СД, 0,71). Данный фактор может быть интерпретирован как «фактор самопринятия железнодорожников». Рост компетентности, профессионального статуса в возрасте средней взрослости ведет к проявлению способности железнодорожников принимать себя такими, какие они есть в действительности, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, что обусловливает необходимость осуществления профилактических мероприятий в целях обеспечения их полноценного личного развития и корректировки недостатков

Третий фактор (информативность 18%) включает переменные «мой темперамент» («сила» СД, -0,86), «мое социальное положение» («оценка» СД, 0,86; «активность» СД, 0,86), «пользователи услуг железнодорожного транспорта» («активность» СД, -0,94), «мир» («активность СД, 0,82), «управление движением поездов» («активность» СД, 0,74). Данный фактор можно назвать «фактором изменения стабильности мировосприятия железнодорожников, обусловленного движением к достижению вершин профессионального мастерства (акме)».

Акме в профессиональном развитии (профессиональное акме) — это психическое состояние, означающее высший в данный период уровень в профессиональном развитии субъекта Профессиональное акме необходимо рассматривать как высокий уровень профессионализма, профессиональных достижений, которые признаются профессиональным сообществом Человек только тогда обнаруживает внутреннюю гармонию и обретает смысл своей жизни, когда он в полной мере является самоактуализирующейся личностью Данный тип личности имеет устойчивые моральные нормы, остро чувствует добро и зло, ориентирован на высокие цели, а средства всегда подчиняет этим целям и, соответственно, не склонен к совершению преступлений

Четвертый фактор (информативность 15%) состоит из переменных «руководитель» («оценка» СД, 0,83; «активность» СД, 0,82), «коллега» («сила» СД, 0,87) и «железнодорожный транспорт» («активность» СД, 0,94) и назван нами «фактором значимости профессиональных отношений, характеризующихся позитивной оценкой руководителя». Осуществляя профессиональную деятельность, человек должен не только физически присутствовать в профессиональном пространстве, но и адекватно в нем действовать . Для большинства работников железнодорожного транспорта корпоративная культура становится одним из ключевых факторов удовлетворенности трудом, а руководители железнодорожных станций являются главными проводниками эффективной корпоративной культуры компании

В целях определения связи конструктов внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте средней взрослости с особенностями их личности, профессионально важными качествами и успешностью профессиональной деятельности нами был проведен корреляционный анализ . Элементы внутреннего мира железнодорожников сопряжены с их личностными особенностями: «замкнутость» отрицательно связана с эмоциональной оценкой железнодорожной станции (г = -0,35; р < 0,01); «практичность» — с эмоциональной оценкой железнодорожной станции (г = -0,32; р < 0,01); «уверенность» — с эмоциональной оценкой железнодорожной станции (г = -0,34; р < 0,01); «самоконтроль» — с эмоциональной оценкой железнодорожной станции (г = -0,32; р < 0,01). Устойчивость к внешним раздражителям положительно связана со степенью значимости рабочего (г = 0,35; р < 0,01). Нарушения работниками железнодорожного транспорта правил охраны труда положительно коррелируют со степенью значимости своего Я (г = 0,30; р < 0,01) и с эмоциональной оценкой железнодорожниками своего темперамента (г = 0,35; р < 0,01).

В структурном отношении иерархия элементов внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте средней взрослости следующая: первое место в ней занимает «образ Я», на втором месте находится «образ Другого», на последнем месте — «обобщенный образ предметного мира» «Образ Я» представлен переменными «Я», «мой темперамент», «мое тело», «мое социальное положение»; «обобщенный образ предметного мира» — «же-

лезнодорожная станция» и «управление движением поездов»; «образ Другого» — переменной «рабочий»

Сравнение выборок работников железнодорожного транспорта в возрасте ранней и средней взрослости по непараметрическому критерию и Манна-Уитни выявило существование достоверных различий между ними по важнейшим показателям внутреннего мира (р < 0,05), что доказывает существование специфики мировосприятия работников ОАО «РЖД» в соответствующих возрастах

Выводы:

1. Целостная психолого-педагогическая характеристика особенностей внутреннего мира работников железнодорожного транспорта должна включать информацию о структурных и содержательных особенностях указанного психического образования, а также раскрывать совокупность связей его компонентов с особенностями их личности, профессионально важными качествами и успешностью профессиональной деятельности

2 Можно выделить следующие особенности развития внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте ранней взрослости: а) в структурном отношении иерархия элементов внутреннего мира следующая: первое место в ней занимает «образ Другого», на втором месте находится «обобщенный образ предметного мира», на третьем — «образ Я»; б) в содержательном отношении внутренний мир железнодорожников в ранней взрослости характеризуется высокой эмоциональной оценкой рабочих, коллег и руководителей

3 Можно отметить следующие особенности развития внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте средней взрослости: а) в структурном отношении иерархия элементов внутреннего мира следующая: первое место отдано «образу Я», второе место занимает «образ Другого», последнее место — «обобщенный образ предметного мира»; б) в содержательном отношении для железнодорожников в возрасте средней взрослости характерно повышение субъективной значимости конструктов «руководитель», «коллега» и «мир» Менее значимыми становятся ценности, относящиеся к сфере увлечений

4 Результаты корреляционного анализа показывают, что конструкты внутреннего мира железнодорожников в возрасте ранней взрослости связаны с особенностями их личности, профессионально важными качествами и успешностью профессиональной деятельности: «образ Я» сопряжен с нарушением нормативных инструкций и с успешной сдачей экзаменов через конструкт «моя профессия»; «образ Другого» — с жесткостью, конформизмом, замкнутостью через конструкт «коллега»; «обобщенный образ предметного мира» связан с быстротой принятия решений, наличием чувства самосохранения через конструкт «железнодорожная станция» У железнодорожников в возрасте средней взрослости «образ Я» коррелирует с нарушением правил по охране труда через конструкт «Я»; «образ Другого» — с устойчивостью к внешним раздражителям через конструкт «рабочий», а «обобщенный образ предметного мира» — с замкнутостью и конформизмом через конструкт «железнодорожная станция»

5 . Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира железнодорожников в возрасте ранней и средней взрослости имеет большое теоретическое и практическое значение для психологии развития, юридической психологии, а также для обеспечения эффективной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов Данная характеристика способна выступать основой для разработки программ профилактической работы по предупреждению террористических актов на объектах РЖД, участия железнодорожников в хищениях имущества компании и перевозимых грузов, программ, направленных на укрепление трудовой дисциплины, а также для разработки алгоритма взаимодействия сотрудников органов внутренних дел на транспорте и работников железнодорожного транспорта для совместного реагирования на совершаемые на объектах железнодорожного транспорта преступления, административные правонарушения и происшествия

Список литературы

I. Павлова Т. А. Формирование профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов в процессе их деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. , 2011. 25 с.

2 . Сыркина А. Л. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной мотивации (на примере специалистов локомотивных бригад) : автореф . дис . ... канд . психол . наук. М. , 2009. 26 с.

3 . Воронин В. М. Современная инженерная психология на железнодорожном транспорте : монография . Екатеринбург, 2011.280 с.

4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 1.М. ,1980.232 с.

5 . Медведев Д. А., Гребенникова Е. А. Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012 . № 3(50). С. 64-68.

6. Медведев Д. А. Дифференциальная психология внутреннего мира человека: гендерный аспект // Известия РГПУ им. А. И . Герцена. 2013 . № 158 . С. 5-14.

7. Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира человека: этап субъективного мироздания // Известия РГПУ им . А . И . Герцена. 2014. № 167. С. 25-35.

8 Медведев Д. А Психологическая концепция вербального отражения действительности // Известия РГПУ им А И Герцена. 2006. № 7(15). С. 102-113 .

9. Медведев Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира // Экология человека. 2007 № 6 С 39-42

10 . Малышева Д. С, Медведев Д. А. Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира девушек раннего юношеского возраста // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65). С. 48-52.

II. Караваев А. Ф., Обухова Е. С. Развитие личности в профессиональном становлении специалиста // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3(27). С. 61-64.

12 . Караваев А. Ф., Скиданов Е. А. Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах 2009 № 4(39) С 32-38

13 . Смагина С. С. Специфика семантического оценивания деятельностно значимых стимулов в процессе обучения // Актуальные проблемы современной психологии : сб науч статей Кемерово, 2010 . С. 87-96.

14. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Dev. Psychol. 1982. Vol .18. Pp.241-358.

15 . Климонтова Т. А. Метасистемный подход как основа изучения внутреннего мира человека // Теория и практика общественного развития . 2013 . № 10 . С. 158-160.

16 . Александрова Л. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира в младшем школьном возрасте // Письма в Эмиссия . Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Июнь 2011, ART 1603. URL: http://www.emissia.org/ offline/2011/1603.htm.

17. Березина Т. Н. Внутреннее пространство сновидения // Психология и психотехника. 2015 . № 2(77). С. 141-149 .

18 . Глушкова О. В., Медведев Д. А. Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4(32). С 332-335

19 . Гребенникова Е. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Письма в Эмиссия Оффлайн (The Emissia Offline Letters): электронный научный журнал. Октябрь 2011, ART 1663. URL: http://www.emissia.org/ offline/2011/1663.htm.

20 Губин В. А., Медведев Д. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно ориентированного обучения

через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1(25). С. 52-60.

21. Микляева А. В. Возрастные представления современных россиян: содержательная характеристика // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Декабрь 2013, ART 2117 . URL: http://www emissia. org/offline/2013/2117 .htm .

22 . Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В. Понятие «эпистемологический стиль» и его психологическое содержание // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013 Т. 5 . № 2. С 57-66.

23 . Батарчук Д. С. Актуализация проблемы развития поликультурной личности: психолого-акмеологические и социально-психологические аспекты // Развитие профессионализма. 2016. № 1(1) . С 33-34.

24. Kerr C. Knowledge Ethics and the New Academic Culture // Change. 1994. Vol. 26. № 1. P. 8-15 .

25 . Turner J. C. A self categorization theory // Rediscovering the Social Group: A Self — categorization theory. Oxford, 1987. P. 42-67.

26. Moscovici S. Notes towards a description of Social Representation // European Journal of Social Psychology. 1988. Vol 18 P 211-250

Поступила 25.12.2017

Psychological and Pedagogical Characteristics of the Inner World

of Railway Workers

Safronov Anton S.,

post-graduate student of the Department of Psychology and Education Development, the Herzen State Pedagogical University of Russia St Petersburg, Russia. e-mail: anton_safronov@mail.ru

Medvedev Dmitriy A.,

Doctor of Sciences (Psychology), professor of the Department of Psychology and Education Development, the Herzen State Pedagogical University of Russia

St Petersburg, Russia e-mail: vedmed5@yandex.ru

The article makes up a psychological and pedagogical characteristics of the inner world of railway workers. The authors estimate current relevant fields of providing security at the objects of company "Russian Railways". The main priorities of providing security are stable transport complex functioning and protection of interests of person, society and state in the sphere of railways from illegal interference. The article comprises the results of the empirical research of the railway workers' inner world at an early and middle maturity age which are the basis for developing the mentioned characteristics, the latter being an important element in prevention of railway workers' involvement in embezzlement of the Russian Railways property and transported cargo. It is also important for taking measures to prevent terrorism and improve labour discipline.

Keywords: psychological and pedagogical characteristics; inner world; early maturity; middle age maturity; railway workers; security.

Citation: Safronov A. S., Medvedev D. A. Psychological and Pedagogical Characteristics of the Inner World of Railway Workers. Psychopedagogy in Law Enforcement. No 2(73). 2018. P 92-98.

References

1. Pavlova T. A . Formation of Professionally Important Qualities of Conductors of Passenger Carriages in the Process of their Activity. Extended abstract of Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2011. 25 p. (In Russ. )

2 . Syrkina A . L. Value-semantic Components of Professional Motivation (by the example of specialists of locomotive brigades). Extended abstract of Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2009. 26 p. (In Russ . )

3 . Voronin V. M. Modern Engineering Psychology in Railway Transport. Yekaterinburg, 2011. 280 p. (In Russ.) 4. Ananyev B. G . Selected Works on Psychology (in 2 vol. ). Vol.1. Moscow, 1980. 232 p . (In Russ . )

5 . Medvedev D. A. , Grebennikova E. A. Characteristics of the Inner World of Juveniles who are brought up in Boarding Type Institutions . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 3(50). 2012. Pp . 64-68. (In Russ . )

6 . Medvedev D. A . Differential Psychology of the Inner World of Man: the Gender Aspect. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science. No. 158. 2013. Pp. 5-14. (In Russ. )

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 . Medvedev D. A . Ontogeny of the inner world of man: the stage of the subjective universe . Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science. No. 167. 2014. Pp. 25-35. (In Russ. )

8 . Medvedev D. A . The Psychological Concept of Verbal Reflection of Reality. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science. No. 7(15). 2006. Pp. 102-113 . (In Russ.)

9 . Medvedev D. A . Ontogeny of Verbal Reflection of Reality at the stage of the world picture . Human ecology. No . 6. 2007. Pp . 39-42. (In Russ )

10 . Malysheva D. S . , Medvedev D . A . Psychological and Pedagogical Characteristics of the Inner World of Girls of Early Adolescence . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 2(65). 2016. Pp . 48-52. (In Russ . )

11. Karavaev A . F. , Obukhova E. S . Personal Development in the Professional Development of a Specialist . Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(27). 2006. Pp. 61-64. (In Russ.)

12 . Karavaev A . F. , Skidanov E. A . Professional Formation of Young Law enforcement Officers . Psychopedagogy in Law Enforcement. No 4(39) 2009 Pp 32-38 (In Russ )

13 . Smagina S . S . Specific Character of Semantic Estimation of Stimuli Significant for Activity in the Process of Studying. Actual Problems of Modern Psychology. Kemerovo, 2010 . Pp. 87-96. (In Russ.)

14. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review. Dev. Psychol. 1982. Vol 18 Pp 241-358

15 . Klimontova T. A . Metasystem Approach as a Basis for Studying the Inner World of Man . Theory and Practice of Social Development. No. 10 . 2013 . Pp. 158-160. (In Russ.)

16. Aleksandrova L. A. , Medvedev D. A. Ontogeny of inner world in junior school age. The Emissia. Offline Letters: electronic scientific journal. June 2011, ART 1603. URL: http://www. emissia. org/offline/2011/1603.htm . (In Russ.)

17 . Berezina T. N . The Inner Space of the Dream . Psychology and Psychotechnics. No . 2(77). 2015. Pp. 141-149 . (In Russ . )

18 . Glushkova O. V. , Medvedev D . A . Subjective Factor in the Lawyers' Professional Training. Bulletin of Saint-Petersburg University of MIA of Russia. No. 4(32). 2006. Pp. 332-335. (In Russ.)

19 . Grebennikova E. A. , Medvedev D. A. Ontogeny of the Inner World of Orphans brought up in Boarding Type Institutions. The Emissia. Offline Letters: electronic scientific journal. 2011 Oct. , ART 1663. URL: http://www. emissia. org/offline/2011/1663.htm . (In Russ. )

20 . Gubin V. A. , Medvedev D. A. Modern Psychopedagogy: Viewing the Problem of Individual-based Learning through Human Subjectiveness. Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 1(25) . 2006. Pp. 52-60. (In Russ . )

21. Miklyaeva A . V. Contemporary Russians' Views according to their Age: Content. The Emissia . Offline Letters: electronic scientific journal. 2013 Dec. , ART 2117. URL: http://www. emissia. org/offline/2013/2117.htm . (In Russ. )

22 . Korzhova E. Yu. , Rudykhina O . V. Concept of «Epistemological Style» and its Psychological Content . Vestnik of Pushkin Leningrad State University. No. 2 . Vol. 5 . 2013 . Pp. 57-66. (In Russ.)

23 . Batarchuk D. S . Actualization of Multicultural Person Development: Psychologically-Acmeological and Socially-Psychological Aspects. Professionalism Development. No. 1(1). 2016. Pp. 33-34. (In Russ. )

24. Kerr C. Knowledge Ethics and the New Academic Culture . Change. 1994. Vol . 26 . No . 1. Pp. 8-15 .

25 . Turner J. C. A self categorization theory. Rediscovering the Social Group: A Self — categorization theory. Oxford, 1987. Pp . 42-67.

26 . Moscovici S. Notes towards a description of Social Representation . European Journal of Social Psychology. 1988. Vol. 18 . P. 211-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.