УДК 159.922.1
АЛЕКСАНДРОВА Лариса Александровна,
аспирант кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор
4 научных публикаций.
МЕДВЕДЕВ Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии Института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 72 научных публикаций
ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Статья посвящена описанию возрастно-полового развития внутреннего мира детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают внутренний мир в качестве содержательной стороны психики и приводят результаты эмпирического исследования особенностей возрастно-полового развития указанного психического образования у младших школьников.
Ключевые слова: онтогенез, внутренний мир, возрастно-половое развитие, младший школьный возраст.
Проблема изучения особенностей онтогенеза внутреннего мира людей, находящихся на разных этапах жизненного цикла1, относится к числу ключевых проблем современной психологической науки2.
Работы современных авторов раскрывают связь различных психологических феноменов -деятельности3, ценностно-мотивационной сферы личности4, психологических кризисов5, половой идентичности6, экземплификации7, невротических расстройств8 - с особенностями мировосприятия человека. Большое теоретическое и практическое значение имеет описание возрастно-половых особенностей развития указанного психологического образования на разных этапах онтогенеза9. Знание возрастно-половых различий в развитии внутреннего мира младших школьников выступает основой осуществления индивидуального10идифференцированного11 подхода в процессе их обучения и воспитания12.
В рамках данной статьи мы рассматриваем внутренний мир младшего школьника как содержательное образование детской психики, отражающее специфику знания ребенком себя («образ-Я»), других людей («образ Другого») и объектов окружающей действительности («обобщенный образ предметного мира»), передающее эмоциональное отношение к ним и определяющее особенности его поведения и деятельности13. Структура внутреннего мира младшего школьника состоит из следующих компонентов: 1) «образ-Я»; 2) «образ Другого»; 3) «обобщенный образ предметного мира»14. В периодизации онтогенеза внутреннего мира Д.А. Медведева15 младший школьный возраст лежит в хронологических рамках когнитивного этапа развития данного психического образования. Сущность указанного этапа состоит в развитии знаний ребенка о себе, других людях и мире, переданных в системе вербальных
© Александрова Л.А., Медведев Д.А., 2012
категорий (понятий). Доминирующее значение на данном этапе онтогенеза внутреннего мира имеет процесс воспитания, а его базовая цель состоит в усвоении ребенком общественных правил и моральных норм поведения.
Целью настоящей статьи является выявление возрастно-половых особенностей онтогенеза внутреннего мира младших школьников. Исследование данной проблемы проводилось в течение 2009-2011 годов на базе общеобразовательных школ № 316, 303 и 351 (Санкт-Петербург). Общий объем выборки составил 255 чел.
Для определения возрастно-половых особенностей онтогенеза внутреннего мира младших школьников использовались методы экспериментальной психосемантики (семантический дифференциал (СД) Ч. Осгуда)16, методика «Ценностные ориентации» Рокича, Многофакторный личностный опросник Кеттелла, Методика Рене Жиля и Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. В исследовании применялись многомерные методы анализа данных (процедуры корреляционного и факторного анализа, а также t-критерий Стьюдента для независимых выборок и непараметрический критерий U Манна-Уитни). Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0, Excel 7.0 для среды Windows17.
Для определения возрастно-половых особенностей онтогенеза внутреннего мира младших школьников проведем сравнение выборок мальчиков (7-8 лет) и девочек (7-8 лет) младшего школьного возраста, а также выборок мальчиков (9-10 лет) и девочек (9-10 лет) младшего школьного возраста.
Факторная структура внутреннего мира выборки мальчиков младшего школьного возраста (7-8 лет) включает три фактора, доля дисперсии которых составляет 50 %, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 (информативность 28 %) образован переменными «жизнь» («оценка» СД, 0,87), «мир» («оценка» СД, 0,87), «я как школьник» («оценка» СД, 0,84),
«мальчик» («оценка» СД, 0,82) и «я» («оценка» СД, 0,79) - это фактор значимости представлений о себе как о мальчике-школьнике (половой и социальный аспект «образа-Я») для оценки своей жизни, а также различных объектов и явлений действительности. Фактор 2 (информативность 12 %) образован на положительном полюсе переменными «широта взглядов» (0,65), «смелость в отстаивании своего мнения» (0,64); на отрицательном полюсе - «исполнительность» (-0,80), «жизнерадостность» (-0,67) и «высокие запросы» (-0,61) и может быть интерпретирован как фактор недостаточной сформированности чувства ответственности по отношению к результатам своей деятельности. Фактор 3 (информативность 10 %) образован на положительном полюсе переменными «жизненная мудрость» (0,70) и «материально обеспеченная жизнь» (0,67); на отрицательном полюсе - «свобода» (-0,73), «счастье других» (-0,67) и «счастье семейной жизни» (-0,62) и является фактором прагматической и эгоистической ориентированности внутреннего мира.
Результаты корреляционного анализа показывают, что у мальчиков младшего школьного возраста (7-8 лет) их академическая успеваемость связана с интеллектом (г = 0,47; р<0,001), эмоциональной оценкой конструкта «мальчик», отражающим половую идентификацию испытуемых («образ Я») (г = 0,37; р<0,01), а также опосредованно - через ценность «общественное призвание» - отрицательно коррелирует с эмоциональной оценкой смерти («обобщенный образ предметного мира») (г = -0,48; р<0,001). Поведение младших школьников связано с ценностями «широта взглядов - умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки» (г = 0,37; р<0,01) и «развитие - работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование» (г = 0,42; Р<0,01).
Факторная структура внутреннего мира выборки девочек младшего школьного возраста (7-8 лет) включает три фактора, доля дисперсии которых составляет 50 %, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 (информа-
тивность 22 %) образован переменными «мир» («сила» СД, 0,76), «жизнь» («сила» СД, 0,75), «жизнь» («активность» СД, 0,75), «девочка» («активность» СД, 0,72) и «мир» («активность» СД, 0,69) и выступает фактором глубинной значимости «обобщенного образа предметного мира». Центральное место в данном компоненте внутреннего мира девочек занимает конструкт «жизнь». Специфика представленности конструктов «жизнь» («активность» СД), «девочка» («активность» СД) и «мир» («активность» СД) во внутреннем мире испытуемых отражает процесс активного формирования у девочек (7-8 лет) структурного компонента «обобщенный образ предметного мира». Фактор 2 (дисперсия 18 %) образован переменными «мой характер» («оценка» СД, 0,80), «я» («оценка» СД, 0,76), «родители» («оценка» СД, 0,70), и «профессия» («оценка» СД, 0,70) и может считаться фактором позитивной эмоциональной оценки собственной психики у девочек младшего школьного возраста. Фактор 3 (дисперсия 10 %) образован на положительном полюсе переменной «непримиримость к недостаткам» (0,64); на отрицательном полюсе -«честность» (-0,67) и «чуткость» (-0,64) и может быть интерпретирован в качестве фактора недостаточной личностной зрелости у девочек младшего школьного возраста.
Результаты корреляционного анализа показывают, что у девочек младшего школьного возраста (7-8 лет) академическая успеваемость отрицательно связана с общей школьной тревожностью как эмоциональной характеристикой «обобщенного образа предметного мира» (г = -0,50; р<0,001) и опосредованно -через фрустрацию потребности достижения успеха (г = -0,50; р<0,001) - с эмоциональной оценкой себя («образ Я») (г = -0,38; р<0,01), а также образует положительную корреляцию с общительностью (г = 0,38; р<0,01), которая, в свою очередь, связана с эмоциональной оценкой интегрального «образа Другого» (г = 0,40; р<0,01). Эмоциональная оценка образа школы («обобщенный образ предметного мира») положительно коррелирует с робостью (г = 0,50;
р<0,001), которая связана с переменной «спокойствие» (г = -0,44; р<0,001). Данный факт может свидетельствовать о том, что младшие школьницы 7-8 лет стесняются проявлять смелость в учебной деятельности, испытывая, в связи с этим, определенное беспокойство. Поведение девочек связано с отгороженностью от других людей («образ Другого») (г = -0,35; р<0,05), которая отрицательно коррелирует с отношением к учителю (г = -0,35; р<0,05).
Применение метода ^критерий Стьюден-та для независимых выборок для сравнения достоверности разницы средних в показателях мальчиков (7-8 лет) и девочек (7-8 лет) младшего школьного возраста показывает, что факторные структуры внутреннего мира испытуемых достоверно различаются по всем важнейшим переменным, входящим в их состав (р<0,05). Данный факт является доказательством существования возрастно-половых различий между указанными группами младших школьников.
Факторная структура внутреннего мира выборки мальчиков младшего школьного возраста (9-10 лет) включает три фактора, доля дисперсии которых составляет 55 %, что можно считать хорошим результатом. Фактор 1 (информативность 23 %) образован переменными «я» («активность» СД, 0,79), «я» («оценка» СД, 0,76), «я как школьник» («активность» СД, 0,75) и «мир» («активность» СД, 0,73) и может быть обозначен в качестве фактора начала изменений «образа-Я» у мальчиков младшего школьного возраста (9-10 лет). В первую очередь изменение «образа-Я» у мальчиков связано с изменением внутреннего отношения к социальному статусу школьника. Фактор 2 (дисперсия 19 %) образован переменными «учитель» («активность» СД, 0,77), «учитель» («оценка» СД, 0,77) и «школа» («оценка» СД, 0,73) и выступает фактором эмоциональной значимости фигуры учителя для мальчиков данного возрастного этапа. Обращает на себя внимание, что для мальчиков младшего школьного возраста (7-8 лет) фигура учителя не была значима, что противоречит имеющимся в современной психологической науке данным
о первостепенном значении фигуры учителя для детей младшего школьного возраста. Фактор 3 (дисперсия 13 %) образован переменными «другой человек» («активность» СД, 0,83), «мой ум» («сила» СД, 0,77) и «школа» («активность» СД, 0,65) и отражает значимость интеллектуальной активности мальчиков (9-10 лет), направленной на обеспечение стабильности «обобщенного образа предметного мира» и интегрального образа Другого человека.
Результаты корреляционного анализа показывают, что у мальчиков младшего школьного возраста (9-10 лет) академическая успеваемость связана с поведением (г = 0,67; р<0,001), интеллектом (г = 0,50; р<0,001), обшей школьной тревожностью, являющейся эмоциональной характеристикой соответствующего компонента «обобщенного образа предметного мира» (г = 0,52; р<0,001), а также страхом проверки знаний (г = 0,53; р<0,001). Указанный страх отрицательно коррелирует с уровнем интеллекта (г = -0,40; р<0,001) и конструктом «я как школьник», являющимся социальной характеристикой детского «образа Я» (г = -0,38; р<0,01). Кроме того, поведение мальчиков отрицательно коррелирует с фрустрацией потребности в достижении успеха (г = -0,38; р<0,01), которая, в свою очередь, отрицательно связана с их неуверенностью в себе («образ-Я») (г = -0,54; р<0,01).
Факторная структура внутреннего мира выборки девочек младшего школьного возраста (9-10 лет) включает три фактора, доля дисперсии которых составляет 51 %, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 (информативность 25 %) образован переменными «я» («активность» СД, 0,81), «я» («оценка» СД,
0,81), «жизнь» («активность» СД, 0,81) и «мой ум» («оценка» СД, 0,77) и может быть назван фактором доминирующего стабильного значения интегрального «образа Я» во внутреннем мире девочек младшего школьного возраста (9-10 лет). Обращает на себя внимание значимость для девочек указанного возраста как интегрального «образа-Я», так и его отдельных элементов, среди которых впервые появляется
конструкт «мое тело». Причиной появления данного конструкта в «образе Я» является, вероятно, начало анатомо-физиологических изменений организма девочек. В норме девочки оценивают происходящие с их телом анатомофизиологические изменения позитивно. Фактор 2 (информативность 12 %) образован переменными «жизнь» («сила» СД, 0,79), «я как школьник» («сила» СД, 0,76) и «мир» («сила» СД, 0,75) и может быть интерпретирован как фактор значимости представлений девочки (9-10 лет) о себе как школьнице при оценке своей жизни и мира в целом. У девочек младшего школьного возраста позиция учащегося, с одной стороны, сохраняется дольше, чем у мальчиков; с другой - обладает для них большей психологической значимостью (конструкт «я как школьник» у девочек связан со шкалой «сила» СД; у мальчиков - «оценка» СД). Фактор 3 (дисперсия 11 %) образован переменными «жизненная мудрость» (-0,71) и «непримиримость к недостаткам» (-0,64) - фактор недостаточного осознания девочками ценности объективной оценки себя и других людей. Отсутствие субъективной значимости данных ценностей во внутреннем мире девочек (9-10 лет) связано, по всей видимости, с недостатком у них жизненного опыта.
Результаты корреляционного анализа показывают связь страха проверки знаний у девочек младшего школьного возраста (9-10 лет) с их академической успеваемостью (г = -0,38; р<0,05) и с ценностью «воспитанность - хорошие манеры» (г = 0,38; р<0,05), которая, в свою очередь, отрицательно коррелирует с отношением к учителю («образ Другого») (г = -0,45; р<0,01). Поведение девочек отрицательно связано с эмоциональной оценкой образа учителя («образ Другого») (г = -0,40; р<0,001) и конструктом «мой ум» («образ-Я») (г = -0,36; р<0,05).
Применение метода ^критерий Стьюден-та для независимых выборок для сравнения достоверности разницы средних в показателях мальчиков (9-10 лет) и девочек (9-10 лет) младшего школьного возраста показывает,
что факторные структуры внутреннего мира испытуемых достоверно различаются по всем важнейшим переменным, входящим в их состав (р<0,05). Данный факт является доказательством существования возрастно-половых различий между указанными группами младших школьников
Заключение настоящей статьи составят следующие выводы:
1. Внутренний мир младшего школьника является содержательным образованием детской психики, отражающим особенности представлений ребенка о себе («образ-Я»), других людях («образ Другого»), а также объектах и явлениях окружающей действительности («обобщенный образ предметного мира»), передающим эмоциональное отношение к ним и определяющим характер его поведения и деятельности.
2. Существуют возрастно-половые особенности в развитии внутреннего мира мальчиков (7-8 лет) и девочек (7-8 лет) младшего школьного возраста:
- в структурном отношении внутренний
мир мальчиков характеризуется следующей иерархией компонентов: «обобщенный об-
раз предметного мира» (ведущее значение принадлежит конструктам «жизнь» и «мир»), «образ-Я» (ведущее значение принадлежит конструкту «я как школьник») и «образ Другого» (ведущее значение принадлежит конструкту «счастье других»); иерархия компонентов у девочек: «образ-Я» (ведущее значение принадлежит конструкту «мой характер»), «обобщенный образ предметного мира» (ведущее значение принадлежит конструктам «жизнь» и «мир») и «образ Другого» (ведущее значение принадлежит конструкту «родители»);
- в содержательном отношении: а) в «об-разе-Я» у мальчиков, по сравнению с девочками, большей позитивностью обладает конструкт «интегральный образ Я» и меньшей позитивностью - конструкт «мое тело»; большей субъективной значимостью - конструкты «мое тело», «я как школьник» и «мой характер»; б) в «образе Другого» у мальчиков,
по сравнению с девочками, большей позитивностью обладает конструкт «мальчик» и меньшей позитивностью - конструкты «родители» и «девочка»; большей субъективной значимостью - конструкт «родители»; большей стабильностью - конструкт «мальчик», меньшей стабильностью - конструкт «девочка»; в) в «обобщенном образе предметного мира» у мальчиков, по сравнению с девочками, большей позитивностью обладает конструкт «смерть»; большей субъективной значимостью - конструкты «профессия», «жизнь» и «мир».
3. Существуют возрастно-половые особенности в развитии внутреннего мира мальчиков (9-10 лет) и девочек (9-10 лет) младшего школьного возраста:
- в структурном отношении внутренний мир мальчиков характеризуется следующей иерархией компонентов: «образ-Я» (ведущее значение принадлежит конструкту «интегральный образ Я»), «образ Другого» (ведущее значение принадлежит конструкту «учитель») и «обобщенный образ предметного мира» (ведущее значение принадлежит конструкту «школа»); иерархия компонентов у девочек: «образ-Я» (ведущее значение принадлежит конструкту «интегральный образ Я»), «обобщенный образ предметного мира» (ведущее значение принадлежит конструктам «жизнь» и «мир») и «образ Другого» (ведущее значение принадлежит конструкту «непримиримость к недостаткам других людей»);
- в содержательном отношении: а) в «об-разе-Я» у мальчиков, по сравнению с девочками, меньшей позитивностью обладает конструкт «мой ум»; меньшей субъективной значимостью - конструкт «мой ум»; большей стабильностью - конструкт «интегральный образ Я»; б) в «образе Другого» у мальчиков, по сравнению с девочками, меньшей позитивностью обладают конструкты «учитель», «родители» и «девочка»; большей субъективной значимостью - конструкт «родители»; меньшей стабильностью - конструкт «девочка»; в) в «обобщенном образе предметного мира» у мальчиков, по сравнению с девочками,
большей позитивностью обладает конструкт «смерть» и меньшей позитивностью -конструкты «школа», «профессия» и «жизнь»; меньшей стабильностью - конструкт «школа».
4.Результаты корреляционного анализа показывают, что различные конструкты внутреннего мира младших школьников связаны с особенностями их обучения (уровень академи-
ческой успеваемости) и воспитания (особенности поведения).
5. Материалы проведенного исследования показывают, что учет возрастно-половых особенностей развития внутреннего мира в младшем школьном возрасте является важной составляющей эффективной организации учебно-воспитательного процесса младших школьников.
Примечания
1 Манеров В.Х., Посохова С.Т., Королева Н.Н. Смысловые образования в субъективной картине жизненного пути личности // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3, № 6. С. 132.
2 Медведев Д.А. Психологическая концепция вербального отражения действительности // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 7(15): Психол.-пед. науки. С. 105.
3 Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1996. С. 9.
4 Семикин В.В., Лисовская Н.Б., Неговская С.Г. Ценностно-мотивационные факторы профессиональной самореализации молодого педагога в современной системе образования // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2011. № 16. С. 11.
5 Горьковая И.А. Онлайн-игра как способ преодоления кризиса в разные возрастные периоды // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 139. С. 42.
6 Флотская Н.Ю. Теоретические подходы к изучению механизмов становления половой идентичности // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиол. и психол.-пед. науки. 2002. № 1. С. 56.
7 Коржова Е.Ю., Бурлачук Л.Ф. Экземплификация: образцы и модели в жизни человека // Вопр. психологии. 1991. № 4. С. 44.
8 Фара М.Г., Медведев Д.А. Психогенная детерминация невротических расстройств у школьников Республики Йемен // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. № 2. C. 163.
9 Флотская Н.Ю. Возрастная динамика развития половой идентичности // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиол. и психол.-пед. науки. 2003. № 1(3). С. 54.
10 Губин В.А., Медведев Д.А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1. С. 55.
11 Лактионова Е.Б. Развитие личности в образовательной среде // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 97.
12 Александрова Л.А., Медведев Д.А. Онтогенез внутреннего мира в младшем школьном возрасте // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). 2011. Июнь. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1603.htm.
13 Гребенникова Е.А., Медведев Д.А Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Там же. 2011. Окт. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1663.htm.
14 Медведев Д.А. Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира // Экология человека. 2007. № 6. С. 55.
15 Его же. Периодизация развития вербального отражения действительности в онтогенезе // Изв. вузов. Сев.-Кавказ. регион. Прилож. № 17. 2007. № 5. С. 82.
16 Его же. Развитие вербального отражения действительности на зрелых этапах онтогенеза // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиол. и псих.-педагог. науки. 2006. № 2(10). С. 91.
17 Медведев Д.А. Онтогенез вербального отражения действительности на этапе мировоззрения // Экология человека. 2006. № 6. С. 41-44.
Alexandrova Larisa Alexandrovna
Herzen State Pedagogical University, Faculty of Psychology and Pedagogy
Medvedev Dmitry Alexeevich
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Institute of Pedagogics, Psychology
and Social Work
AGE-RELATED SEXUAL DEVELOPMENT OF THE INNER WORLD OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
The article describes age-related sexual development of the inner world of primary school children. The authors consider the inner world as a meaningful part of the psyche and present the results of an empirical study of age-related sexual development of the mentioned mental formation in primary school children.
Key words: ontogeny, inner world, age-related sexual development, primary school age.
Контактная информация: Александрова Лариса Александровна e-mail: [email protected] Медведев Дмитрий Алексеевич e-mail: [email protected]
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по учебнометодической работе Института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова