Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВА / СУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КРЕДИТОР / ДОЛЖНИК / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ ГРАЖДАНИНА / РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гартина Юлия Александровна

Институт несостоятельности (банкротства) в настоящее время является очень востребованным. Это напрямую связано со сложной финансовой ситуацией большого количества граждан, вызванной пандемией COVID-19 и принятыми ограничительными мерами. Введение в действие норм, позволяющих признавать граждан и индивидуальных предпринимателей несостоятельными, минуя судебную процедуру, несомненно, положительно сказывается на развитии института банкротства, однако очень много вопросов проведения данной процедуры остается не разрешенными и не урегулированными в действующем законодательстве. Автором при написании данной статьи была предпринята попытка правового анализа норм действующего законодательства процедуры внесудебного банкротства, обозначены основные проблемные аспекты правового регулирования данных правоотношений, а также предложены пути решения наиболее противоречивых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE OUT-OF-COURT BANKRUPTCY PROCEDURE

The institution of insolvency (bankruptcy) is currently in great demand. This is directly related to the difficult financial situation of a large number of citizens caused by the COVID-19 pandemic and the restrictive measures taken. The introduction of norms that allow declaring citizens and individual entrepreneurs insolvent, bypassing the judicial procedure, undoubtedly has a positive effect on the development of the institution of bankruptcy, however, a lot of issues regarding the implementation of this procedure remain unresolved and unresolved in the current legislation. When writing this article, the author attempted a legal analysis of the norms of the current legislation of the out-of-court bankruptcy procedure, identified the main problematic aspects of the legal regulation of these legal relations, and also proposed ways to solve the most controversial issues.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_66 УДК 347

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURE OF EXTRA JUDICIAL BANKRUPTCY

ГАРТИНА Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Частное и публичное право»,

Пензенский государственный университет.

440011, Россия, Пензенская область, г. Пенза, улица Красная, 40.

E-mail: gjpenza@rambler.ru;

GARTINA Yulia Alexandrovna,

PhD in Law, associate professor of the department of private and public law Penza State University.

40, Krasnaya street, Penza, Penza region, 440011, Russia. E-mail: gjpenza@rambler.ru

Краткая аннотация: институт несостоятельности (банкротства) в настоящее время является очень востребованным. Это напрямую связано со сложной финансовой ситуацией большого количества граждан, вызванной пандемией COVID-19 и принятыми ограничительными мерами. Введение в действие норм, позволяющих признавать граждан и индивидуальных предпринимателей несостоятельными, минуя судебную процедуру, несомненно, положительно сказывается на развитии института банкротства, однако очень много вопросов проведения данной процедуры остается не разрешенными и не урегулированными в действующем законодательстве. Автором при написании данной статьи была предпринята попытка правового анализа норм действующего законодательства процедуры внесудебного банкротства, обозначены основные проблемные аспекты правового регулирования данных правоотношений, а также предложены пути решения наиболее противоречивых вопросов.

Abstract: the institution of insolvency (bankruptcy) is currently in great demand. This is directly related to the difficult financial situation of a large number of citizens caused by the COVID-19 pandemic and the restrictive measures taken. The introduction of norms that allow declaring citizens and individual entrepreneurs insolvent, bypassing the judicial procedure, undoubtedly has a positive effect on the development of the institution of bankruptcy, however, a lot of issues regarding the implementation of this procedure remain unresolved and unresolved in the current legislation. When writing this article, the author attempted a legal analysis of the norms of the current legislation of the out-of-court bankruptcy procedure, identified the main problematic aspects of the legal regulation of these legal relations, and also proposed ways to solve the most controversial issues.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, многофункциональный центр, внесудебное банкротства, судебное банкротство, гражданское законодательство, кредитор, должник, реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества, мировое соглашение.

Keywords: bankruptcy, insolvency, multifunctional center, out-of-court bankruptcy, judicial bankruptcy, civil law, creditor, debtor, restructuring of a citizen's debts, sale of property, settlement agreement.

Для цитирования: Гартина Ю.А. Особенности правового регулирования процедуры внесудебного банкротства // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 66-69. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_66.

For citation: Gartina Yu.A. Features of legal regulation of the procedure of extra judicial bankruptcy // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 66-69. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_66.

Статья поступила в редакцию: 14.02.2022

Особенности несостоятельности (банкротства) физических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 №127 - ФЗ (ред. от 30.12.2021г.) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту -Закон о банкротстве) [1]. Процедуре и основным этапам банкротства данной категории должников, посвящена глава 10 Закона о банкротстве.

Правовые нормы, регламентирующие процедуру несостоятельности физических лиц и индивидуальных предпринимателей постоянно совершенствуются и дополняются. Это напрямую зависит от различных процессов, возникающих, как в экономической, так и политической жизни общества [2, с.54]. И хотя, нормы регулирующие несостоятельность граждан, стали работать достаточно недавно (октябрь 2015 года), уже можно говорить о противоречивой юридической практике, сложившейся в результате проведения процедур банкротства.

Последние два года для многих граждан и юридических лиц оказались достаточно сложными с финансовой точки зрения, в связи с начавшейся пандемией COVID-19 и принятыми ограничительными мерами по всей стране [3].

С 01 сентября 2020 года вступили в действие изменения и дополнения, которые позволили в определенных в законе случаях упростить процедуру несостоятельности (банкротства) для граждан и индивидуальных предпринимателей. И сделать ее максимально доступной, с финансовой точки зрения, а точнее даже бесплатной для определенных категорий должников (ст. 223.7 Закона о банкротстве). Естественно, доступность процедуры банкротства свидетельствует и о том, что проводиться она должна по определенным правилам, четко закрепленным в законе.

Нормы действующего законодательства допускают два способа признания граждан и индивидуальных предпринимателей банкротами: в судебном и внесудебном порядке.

Под банкротством физического лица принято понимать процедуру, в рамках которой кредиторы на законных основаниях имеют право, обязать должника исполнить взятые на себя ранее обязательства.

В соответствии со ст. 213.2 Закона о банкротстве при рассмотрении в суде дел о несостоятельности физических лиц применяются следующие процедуры:

- реструктуризация долгов;

- реализация имущества;

- мировое соглашение.

Для того чтобы, признать гражданина несостоятельным не обязательно проходить все процедуры, признание банкротом возможно уже после введения процедуры реструктуризации долгов гражданина, если конкурсные кредиторы и финансовый управляющий не будут возражать против такого признания.

Признание гражданина несостоятельным во внесудебном порядке, это достаточно новая процедура, которая была введена в целях повышения доступности данной процедуры для граждан, которые находятся в действительно тяжелом финансовом положении и не имеют достаточно средств, для того чтобы инициировать процедуру банкротства в судебном порядке. Внесудебное банкротство проходит в упрощенном порядке и не требует больших финансовых затрат. Естественно, данная процедура имеет ряд как положительных, так и отрицательных последствий. Рассмотрим подробнее, последовательность проведения данной процедуры банкротства.

Итак, для того, чтобы признать гражданина или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) во внесудебном порядке необходимо обратиться с заявлением в Многофункциональный центр (далее по тексту - МФЦ). Форма заявления и порядок его подачи утверждены приказом Минэкономразвития. К заявлению должник обязан приложить список всех имеющихся у него кредиторов с указание основных данных об этих кредиторах и сумм задолженностей перед ними. Очень важно помнить, что если по каким - либо причинам должник не указывает одного или нескольких кредиторов, то по окончании процедуры внесудебного банкротства долги перед этими кредиторами не будут считаться погашенными и соответственно не будут списаны.

Помимо подачи и заполнения заявления в МФЦ, должник должен отвечать следующим требованиям.

1 .Долг гражданина или индивидуального предпринимателя по денежным обязательствам должен быть не ниже 50 000 рублей, но и не выше 500 000 рублей (ст. 223.2 Закона о банкротстве).

2.Данная задолженность должна быть подтверждена.

Подтверждение задолженности, как правило, происходит путем обращения кредиторов с исковым заявлением в Арбитражный суд, о взыскании денежных долгов. После удовлетворения требований кредиторов, судебное решение должно вступить в законную силу. Далее необходимо по вступившему в силу судебному решению возбудить исполнительное производство. Результатом проведения исполнительного производства, должно стать его прекращение, по основаниям отсутствия у должника имущества или денежных средств, необходимых для исполнения судебного акта. Исполнительные листы по данным делам, как правило, должны быть возвращены кредиторам [4, с. 83].

При соблюдении всех вышеперечисленных условий у должника есть все шансы быть признанным банкротом во внесудебном порядке.

После подачи заявления в МФЦ, его сотрудники обязаны в течение одного рабочего дня проверить информацию, изложенную в заявлении. Если данное заявление соответствует всем изложенным в законе требованиям, то МФЦ в течение 3 (трех) дней возбуждает процедуру внесудебного банкротства и вносит сведения о возбуждении данной процедуры в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После этого, уведомления о возбуждении внесудебного банкротства в отноше-

нии конкретного должника направляются в Налоговую инспекцию, судебным приставам исполнителям и в банки, где у должника открыты счета. Необходимо обратить внимание, что в законе не указано, как именно работники МФЦ проводят проверку, поступившего к ним заявления.

Достаточно интересным остается и тот факт, что Закон о банкротстве не содержит требований об обязательном уведомлении кредиторов. Согласно действующим нормам, кредиторы самостоятельно обязаны получать информацию, содержащуюся в публикациях о банкротстве.

На наш взгляд, размещение информации в средствах массовой информации о возбуждении дела о банкротстве в отношении конкретного должника не означает, что все кредиторы должны об этом знать, поэтому, считаем необходимым, доработать нормы действующего Закона о банкротстве и дополнить его положением об обязательном уведомлении должником всех указанных в заявлении кредиторов, о возбуждении процедуры внесудебного банкротства.

Со дня включения сведений о банкротстве в Единый федеральный реестр начинается шестимесячный период, в течение которого:

во-первых, перестают начисляться штрафные санкции на просроченные платежи (пени, неустойки и проценты больше не начисляются);

во-вторых, должник не вправе обращаться в финансовые и кредитные учреждения с заявлениями о выдаче займов или кредитов, а также не вправе быть поручителем;

в третьих, с этого момента приостанавливается исполнение всех исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина;

в четвертых, срок исполнения возникших до дня включения таких сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей считается наступившим.

При проведении процедуры внесудебного банкротства также необходимо помнить основные правила, закрепленные в законе. Если во время проведения процедуры финансовое положение должника существенно улучшиться (например, за счёт получения наследства, или какого - либо дорогостоящего имущества в дар), то должник должен незамедлительно (в течение 5 дней) уведомить об этом МФЦ. Кроме этого, должник при составлении списка кредиторов обязан помнить, что не включение в список одного или нескольких кредиторов влечет для него негативные последствия:

- такой кредитор имеет право обратиться с заявлением в Арбитражный суд о признании должника банкротом, в этом случае процедура внесудебного банкротства будет прекращена и признание должника банкротом станет возможно только по средствам обращения в суд;

- в случае признания должника банкротом во внесудебном порядке, денежные требования, не заявленные в отношении одного или нескольких кредиторов не будут считаться погашенными и у не заявленных кредиторов сохранится возможность взыскания непогашенной задолженности.

Таким образом, нарушение правил установленных в законе для внесудебного банкротства, всегда приводит к прекращению данной процедуры и у кредиторов появляется возможность обратиться с заявлением в Арбитражный суд о признании должника банкротом в судебном порядке. Что само по себе становится достаточно финансово более затратным, нежели процедура внесудебного банкротства, которая проводится бесплатно.

Итак, по истечении шестимесячного срока должник (гражданин или индивидуальный предприниматель) освобождается от денежных обязательств перед заявленными кредиторами, его долги признаются безденежными и списываются. Несомненно, такие последствия для должника являются положительными, однако есть и другие последствия процедуры внесудебного банкротства, которые на наш взгляд, носят отрицательный характер.

Во-первых, пройти процедуру внесудебного банкротства повторно возможно только через десять лет. Во-вторых, физическое лицо в течение трех лет не сможет учреждать организации и занимать в них руководящие должности. В -третьих, в течение пяти лет при обращении в кредитные организации и финансовые организации за займом или кредитом, физическое лицо обязано сообщать о статусе банкрота. В-четвертых, если статус банкрота получает индивидуальный предприниматель, то по закону он лишается своего статуса, все ранее, выданные ему лицензии аннулируются, и возможность зарегистрироваться снова в качестве индивидуального предпринимателя он получит не ранее чем через пять лет.

Таким образом, анализ норм действующего законодательства, регламентирующего процедуру внесудебного банкрот-

ства, позволяет нам сделать следующие выводы. С одной стороны в Законе о банкротстве законодатель постарался предусмотреть все необходимые механизмы, позволяющие признать должника несостоятельным. И появление в законе норм, закрепляющих процедуру внесудебного банкротства, несомненно, в целом положительно повлияет на дальнейшее развитие института несостоятельности банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, на наш взгляд, не доработанной остается сама процедура признания должника банкротом во внесудебном порядке. В нормах действующего законодательства не предусмотрено, как именно происходит данная процедура, кто конкретно занимается проверкой документов должника и его кредиторов и как выносится решение о признании должника банкротом. Сама по себе процедура несостоятельности (банкротства) достаточно сложная и требует специальных знаний в данной сфере, более того в рамках судебной процедуры банкротства участие принимает финансовый управляющий - лицо, которое обладает дополнительным объемом профессиональных знаний и имеет соответствующее образование и опыт работы с должниками при проведении процедуры банкротства. В связи с этим возникает много вопросов, почему процедура внесудебного банкротства проходит в МФЦ, а не в других организациях? Поэтому, с целью более грамотного юридического подхода к данной процедуре, на наш взгляд, было бы логичнее делегировать полномочия по проведению процедуры внесудебного банкротства третейским судам или финансовым управляющим в конкретно определенных СРО. Передача данных полномочий субъектам, имеющим специальные знания в данной области, позволит избежать ошибок при проведении процедуры и сделает ее более доступной.

Таким образом, анализ норм действующего законодательства, регламентирующего процедуру внесудебного банкротства, позволяет отметить, что положения Закона о банкротстве в настоящее время остаются не до конца проработанными. Поэтому, в ближайшее время данная процедура не будет пользоваться большим спросом. Нормы, регулирующие институт внесудебного банкротства будут еще не раз дополняться и изменяться, прежде чем станут базовыми и позволят гражданам и индивидуальным предпринимателям безболезненно реализовывать свои права в рамках процедуры внесудебного банкротства.

Библиография:

1. Федеральный закон от 02.10.2002 №127 - ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. №43. Ст. 4190.

2. Латкина А.К. Последствия указания ложных сведений в анкете-заявлении заемщика в процедуре банкротства физического лица // Вестник арбитражной практики. - 2020. - №3. - С.52-56.

3. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов» (утв. Банком России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.cbr.ru/ по состоянию на 06.11.2020.

4. Сухомская М.Г. Банкротство граждан без суда через МФЦ: как это происходит (комментарий к Закону от 31.07.2020 № 289-ФЗ) // Главная книга. - 2020. - №19. - С. 83-86.

References:

1. Federal Law of October 2, 2002 No. 127 - FZ (as amended on December 30, 2021) "On Insolvency (Bankruptcy)" // Collection of Legislation of the Russian Federation. October 28, 2002. No. 43. Art. 4190.

2. Latkina A.K. Consequences of providing false information in the borrower's application form in the bankruptcy procedure of an individual // Bulletin of Arbitration Practice. - 2020. - No. 3. - S.52-56.

3. "The main directions of the unified state monetary policy for 2021 and the period of 2022 and 2023" (approved by the Bank of Russia) // The text of the document is given in accordance with the publication on the website http://www.cbr.ru/ as of as of 06.11.2020.

4. Sukhomskaya M.G. Bankruptcy of citizens without trial through the MFC: how it happens (commentary to the Law of July 31, 2020 No. 289-FZ) // Main Book. - 2020. - No. 19. - S. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.