Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫКУПА, АРЕНДУЕМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫКУПА, АРЕНДУЕМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
субъекты малого предпринимательства / субъекты среднего предпринимательства / движимое государственное и муниципальное имущество / преимущественное право / перечень движимого имущества / отчуждение движимого имущества / аренда / купля-продажа / собственность / имущественная поддерж

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорович Е.В.

В современных условиях государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как никогда является актуальной и востребованной. В статье проанализированы изменения российского законодательства в сфере предоставления такой поддержки как преимущественное право на выкуп арендованного движимого государственного или муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства; рассмотрены причины, которые послужили основанием для принятия таких изменений; показана значимость предоставления преимущественного права на выкуп арендованного движимого государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Расширение объема рассматриваемого права предоставляет субъектам малого и среднего бизнеса возможность обеспечить себе более устойчивое положение при осуществлении предпринимательской деятельности, усилить свои конкурентные позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫКУПА, АРЕНДУЕМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-95-98 ГРИГОРОВИЧ Елена Валерьевна,

NIION: 2021-0079-3/23-150 доцент департамента правового

MOSURED: 77/27-025-2023-03-150 регулирования экономической деятельности

Финансового университета при Правительстве РФ, e-mail: evgrigorovich@fa.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫКУПА, АРЕНДУЕМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА1

Аннотация. В современных условиях государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как никогда является актуальной и востребованной.

В статье проанализированы изменения российского законодательства в сфере предоставления такой поддержки как преимущественное право на выкуп арендованного движимого государственного или муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства; рассмотрены причины, которые послужили основанием для принятия таких изменений; показана значимость предоставления преимущественного права на выкуп арендованного движимого государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства.

Расширение объема рассматриваемого права предоставляет субъектам малого и среднего бизнеса возможность обеспечить себе более устойчивое положение при осуществлении предпринимательской деятельности, усилить свои конкурентные позиции.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, субъекты среднего предпринимательства, движимое государственное и муниципальное имущество, преимущественное право, перечень движимого имущества, отчуждение движимого имущества, аренда, купля-продажа, собственность, имущественная поддержка.

GRIGOROVICH Elena Valerievna,

associate professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity Financial University under the Government of the Russian Federation

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF PREFERENTIAL REDEMPTION, LEASED STATE AND MUNICIPAL MOVABLE PROPERTY BY SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Annotation. In modern conditions, state support for small and medium-sized businesses is more relevant and in demand than ever.

The article analyzes changes in Russian legislation in the provision of such support as the preemptive right to redeem leased movable state or municipal property by small and medium-sized businesses; considered the reasons that provided the basis for such changes; shows the importance of granting a pre-emptive right to buy out leased movable state and municipal property by small and medium-sized businesses.

The expansion of the scope of the right under consideration provides small and medium-sized businesses with the opportunity to secure a more sustainable position in entrepreneurial activity and strengthen their competitive positions.

Key words: small business entities, medium business entities, movable state and municipal property, pre-emptive right, list of movable property, alienation of movable property, rent, purchase and sale, property, property support.

1 Материал подготовлен с использованием справочной правовой системы КонсультантПлюс

Во многих программных документах, направленных на развитие предпринимательства в России, которые были приняты в последние годы, подчеркивается значимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства1. В результате такой политики, в действующее законодательство регулярно вносятся изменения и дополнения, предоставляющие рассматриваемым субъектам определенные льготы для успешного осуществления ими своей деятельности.

Одним из видов такой поддержки является предоставление малому и среднему бизнесу, который использует в своей деятельности государственное или муниципальное имущество на основании договора аренды преимущественное право его выкупа. До недавнего времени, законодатель предусматривал такую возможность только в отношении недвижимого имущества2.

В декабре 2022 года был принят Федеральный закон от 29.12.2022 N 605-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предоставил субъектам МСП возможность преимущественного выкупа арендуемого движимого имущества, а также установил особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в его приватизации.

С 1 марта 2023 года Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ будет называться «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «на сегодняшний день у субъектов малого и среднего предпринимательства в возмездном и безвозмездном пользовании находится движимое имущество, рыночная стоимость которого превышает 500 тыс. рублей. Речь идет, например, о сельскохозяйственной, строительной и иной технике»3.

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»//Собра-ние законодательства РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.

2 Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3615.

3 fNe:///C:/Users/janyg/OneDrive/Рабочий%20

стол/175403011 -175404390.pdf

Авторы законопроекта справедливо указывают на то, что у субъектов МСП меньше возможностей конкурировать на равных с крупными юридическими лицами на открытых торгах, «...в сложившейся ситуации они не в состоянии сохранить за собой технику, находящуюся в пользовании, а исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не вправе предоставить им какие-либо преимущества при продаже данного имущества на открытых конкурсах или аукционах».

В заключении Правительства РФ от 18.11.2020 N 10735п-П13 на рассматриваемый проект федерального закона, отмечается, что по результатам мониторинга, проведенного АО «Корпорация «МСП», «в перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, включена 31 тысяча объектов имущества, из которых к движимому имуществу относятся 5 033 объектов»4.

Практика применения действующего законодательства о преимущественном праве выкупа недвижимого имущества показала его эффективность. За 15 лет с момента принятия ФЗ N 159-ФЗ более 32 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса стали собственниками арендуемых помеще-ний5.

Учитывая потребности рассматриваемых субъектов, в первую очередь речь идет о сельскохозяйственных товаропроизводителях, получение такой возможности и в отношении движимого имущества, окажет положительное влияние на развитие этой сферы деятельности.

Действие этого закона не будет распространяться на отношения, возникающие при отчуждении арендуемого движимого имущества в следующих случаях:

- движимое имущество предано организациям, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- движимое имущество входит в состав имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий, подлежащих приватизации;

- движимое имущество принадлежит государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

- движимое имущество, которое ограничено в обороте;

4 Справочная Правовая система Консультант-

Плюс

5 https://glavpahar.ru/news/rossiyskie-fermery-smogut-vykupat-arendovannuyu-tehniku-u-gosudarstva

- до момента подачи субъектом МСП заявления о реализации своего преимущественного права на приобретение движимого имущества, оно было продано на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием;

- движимое имущество, не включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Надо иметь в виду, что реализовать преимущественное право на приобретение движимого имущества могут не все субъекты малого и среднего предпринимательства, так как ст. 14 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» № 209-ФЗ, устанавливает, что государственная поддержка не оказывается, например, кредитным, страховым организациям, инвестиционным фондам, лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, участникам соглашения о разделе продукции. Не будет предоставлена такая возможность и субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Правительство РФ определяет состав и виды движимого имущества, которые не могут быть переданы в собственность субъектов МСП в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ.

На сегодняшний день разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении состава и видов движимого имущества, не подлежащего отчуждению в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1.

Например, к движимому имуществу, не подлежащему отчуждению в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, предлагается отнести такие объекты как:

- используемые для обеспечения функционирования социальной инфраструктуры в сферах здравоохранения, образования, культуры (движимое имущества, используемое для организации общественного питания получателей медицинских и образовательных услуг; медицинское оборудование и др.);

- относящиеся к запасным частям, компонентам или оборудованию воздушных судов, морских судов, судов внутреннего плавания;

- предназначенные для выполнения функций обеспечения безопасности (охранно-пожарные системы; системы оповещения; системы видеонаблюдения);

- включенные в состав имущественного комплекса в случае, если демонтаж объекта движимого имущества влияет на эксплуатационные качества и технические характеристики иных объектов имущества, включенных в состав такого имущественного комплекса, или имущественного комплекса в целом.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, на основании ст. 18 ФЗ № 209-ФЗ утверждают перечни движимого государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства2.

В эти перечни вносятся и сведения об арендуемом движимом имуществе, не подлежащим передаче в собственность.

При реализации преимущественного права на выкуп движимого имущества для предпринимателей важно, чтобы приобретаемое имущество не было обременено правами третьих лиц. В целях повышения прозрачности заключения таких договоров, покупатель должен иметь возможность ознакомится с необходимой информацией на официальных сайтах.

Такую возможность предоставляет новая редакция ст. 18 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», которая устанавливает требование о необходимости публикаций в средствах массовой информации, а также о размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не только перечней недвижимого имущества, но и движимого.

Рыночная стоимость отчуждаемого движимого имущества определяется независимым оценщиком на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»3.

1 https://regulation.gov.ru/

2 Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

3 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.1998. N 31. Ст. 3813.

Для того, что предприниматели могли воспользоваться предоставленным правом, должны быть выполнены определенные условия.

Во-первых, арендуемое движимое имущество включено в указанный перечень и в отношении него нет сведений о запрете на отчуждение.

Во-вторых, движимое имущество должно находиться во временном владении и пользовании на день подачи заявления непрерывно в течение одного года и более.

В-третьих, на день заключения договора купли продажи имущества, не должно быть никаких задолженностей (по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням)).

В-четвертых, сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра МСП.

Субъекту МСП предоставляется возможность выбора в каком порядке произвести оплату приобретенного имущества. Закон устанавливает два способа оплаты: единовременно и в рассрочку с ежемесячной или ежеквартальной выплатой в равных долях. Срок рассрочки оплаты такого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение устанавливается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом. Для оплаты движимого имущества такой срок не должен быть менее трех лет.

Уполномоченный орган не может отказать заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого движимого имущества, включенного в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и отнесенного к имуществу, отчуждение которого не допускается, если на день подачи заявления в перечне отсутствовали указанные сведения.

Принципиально важной, на мой взгляд, является норма, в соответствии с которой, рассматриваемые изменения распространяются и на правоотношения, которые возникли из договоров аренды движимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключенных до 1 марта 2023 г.

Проанализировав изменения законодательства, связанные с предоставлением субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права приобретения, арендованного движимого государственного или муниципального имущества, можно сделать вывод, о том, что они направлены на расширение имущественной поддержки указанных субъектов, упрощает процедуру приобретения предпринимателями находящегося в их владении или пользовании движимого имущества за счет отказа от необходимости проведения торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.