Научная статья на тему 'Об имущественной поддержке малого бизнеса'

Об имущественной поддержке малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / АРЕНДА / SMALL-SCALE BUSINESS / SUBJECTS OF SMALL-SCALE BUSINESS / MUNICIPAL PROPERTY / RENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жураковский Александр Сергеевич

Правовую основу имущественной поддержки малого предпринимательства в России составляют: Федеральный Закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральный Закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества». Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Главным образом она заключается в представлении субъектам малого предпринимательства на льготной основе в аренду помещений находящихся в госсобственности, а также преимущественное право выкупа предприятиями арендованного ими имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жураковский Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROPERTY SUPPORT OF SMALL-SCALE BUSINESS

Legal basis of property support of small business in Russia make: the Federal Law № 209 from July 24, 2008 About development of small and average business in the Russian Federation and Federal Law from July 22, 2008 № 159-Federal Law About features of alienation of real estate. Property support of subjects of small business is carried out both on federal, and at regional and local levels. Mainly it consists in representation to subjects of small business on a preferential basis in rent of premises being in state property, and also the right of priority of the repayment the enterprises of the property rented by them.

Текст научной работы на тему «Об имущественной поддержке малого бизнеса»

УДК 330.190.2

ОБ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

© Александр Сергеевич ЖУРАКОВСКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: fxtralex@mail.ru

Правовую основу имущественной поддержки малого предпринимательства в России составляют: Федеральный Закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральный Закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества». Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Главным образом она заключается в представлении субъектам малого предпринимательства на льготной основе в аренду помещений находящихся в госсобственности, а также преимущественное право выкупа предприятиями арендованного ими имущества.

Ключевые слова: малое предпринимательство; субъекты малого предпринимательства; муниципальное имущество; аренда.

Одной из задач по поддержанию малого предпринимательства является обеспечение его субъектов нежилыми офисными и производственными помещениями, достижение рациональной территориальной распределенности малого предпринимательства в зависимости от потребностей населения, обеспечение самозанятости, снижение издержек субъектов малого предпринимательства на непрофильные виды деятельности, создание новых объектов для размещения малого и среднего предпринимательства, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям.

Правовую основу регулирования отношений, возникающих в сфере прав на недвижимое имущество и сделок с ним, составляют:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Жилищный кодекс РФ;

- Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейнокабельные сооружения связи».

В дополнение к вышеназванным правовым документам, основой имущественной поддержки государством малого бизнеса является Федеральный Закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральный Закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1-3].

Так п. 1 ст. 18 Федерального Закона № 209 разъясняет следующее: оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в т. ч. земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. В конце данного абзаца закона уточняется, что дан-

ное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Также, чтобы обезопасить малый бизнес от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников, в п. 2 названной статьи оговаривается: продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности запрещается. Это, несомненно, должно внушать в предпринимателей некоторую уверенность.

Но, несмотря на названные преференции Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку,

вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру поддержки этих субъектов, предоставленным таким субъектам и организациям, государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов, установленных в ч. 2 ст. 18 комментируемого закона.

Перечни имущества, предназначенного для аренды, устанавливаются органами исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов федерации, а также муниципального. Перечни должны содержать сведения о здании (административном, складском или производственном) или помещении в нем, его характеристиках (в т. ч. о площади) и наличии имущественных прав субъектов малого предпринимательства. Так, в городе Тамбове перечень муниципального имущества свободного от прав третьих лиц устанавливается на основе Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов».

Кроме того, с 4 сентября 2010 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и сред-

него предпринимательства при предоставлении федерального имущества». Формировать, утверждать, вести и публиковать перечни федеральной недвижимости (кроме земельных участков) уполномочено Росимущество, оно же предоставляет ее указанным выше субъектам в долгосрочную аренду. Агентство при проведении конкурсов на право заключения договоров аренды определяет стартовый размер арендной платы на основании отчета об оценке рыночной арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Перечни имущества публикуются в СМИ, в которых размещается информация о продаже государственного или муниципального имущества. Срок - 10 дней со дня утверждения. В Интернете на официальном сайте Росимущества эта информация публикуется в трехдневный срок.

Необходимые условия для заключения договоров аренды:

- срок договора составляет не менее пяти лет;

- в первый год вносится 40 % от размера арендной платы, во второй - 60 %, в третий - 80 %в, в четвертый год и далее -100 %в.

Существенным положительным моментом в поддержке государством малого бизнеса является преимущественное право выкупа предприятиями арендованного ими имущества. Такое право было установлено с принятием Федерального Закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ст. 3 названного закона устанавливаются условия, при выполнении которых предприятию предоставляется преимущественное право на приобретении государственного имущества. К ним относятся:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в

утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного

имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В ст. 4 Федерального Закона № 159-ФЗ определен порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества. Если кратко изложить суть данной статьи, то можно отметить следующее:

- Государственный исполнительный орган (федеральный, муниципальный, региональный) принимает решение в соответствии с которым государственная собственность, находящаяся в аренде у предприятия, будет подвержена приватизации.

- В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества, уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого предпринимательства - предложения о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

- В случае согласия субъекта на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества

заключается в течение тридцати дней со дня получения. Важным условием при заключении договора купли-продажи является наличие заявления предприятия (предпринимателя) о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и документов, подтверждающих внесение арендной платы в соответствии с установленными договорами сроками платежей, а также документов о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням). В любой день до истечения тридцатидневного срока субъект малого предпринимательства вправе подать в письменной форме заявление об отказе от использования преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, при этом уступка права на приобретение арендуемого имущества не допускается.

- Субъекты малого предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в случае: отказа от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества; по истечении тридцати дней со дня получения проекта договора купли-продажи этот договор не подписан; существенного нарушения условий договора. Кроме того организации -субъекты малого предпринимательства имеют право обжаловать отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имуще -ства, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества [4].

Законодательные и исполнительные органы Тамбовской области также не остаются в стороне в вопросе имущественной поддержки малого бизнеса. Так, 30 марта 2009 г. администрацией Тамбовской области было утверждено постановление № 342 «О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 20092011 годы». В постановлении предусматривается сохранение за субъектами малого и среднего предпринимательства права аренды областного имущества, включенного в пере-

чень областного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Для успешной реализации этого мероприятия будет определен порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в т. ч. льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них областного имущества [5].

Так, по состоянию на 1 января 2010 г. 1031 субъект малого и среднего предпринимательства использует на правах аренды недвижимое имущество разных уровней собственности площадью более 149 тыс. кв. м, из них 113 тыс. кв. м - муниципальное, 13,6 тыс. кв. м - областное и 23 тыс. кв. м -федеральное [5].

Не менее важным мероприятием на тамбовской земле является обеспечение преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими имущества. Особое внимание следует обратить на определение механизма исключения областного имущества из перечня, единственным основанием для этого является желание арендатора выкупить арендуемое помещение. За 2009 г. и I квартал 2010 г. субъектами малого и среднего предпринимательства с использованием преимущественного права на выкуп арендуемых помещений был выкуплен 201 объект общей площадью около 38 тыс. кв. м на сумму более 547 млн руб. [5].

Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших факторов в формировании конкурентной среды в экономике любой страны. В большинстве случаев у малого бизнеса отсутствуют в достаточном объеме собственные финансовые средства для должного обеспечения имуществом сво-

ей хозяйственной деятельности, а кредитные учреждения редко соглашаются давать ссуды, мотивируя свои действия большим риском, с которым сопряжена деятельность предприятий малого бизнеса, а если и предоставляют, то за непомерные проценты, на которые редко какое предприятие или предприниматель согласится [6, 7]. Поэтому имущественная поддержка является одним из важнейших звеньев в реализации программы развития малого предпринимательства в России и должна осуществляться как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном.

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон № 209 от 24.07.2008 г.

2. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 г.

3. Грудцина Л.Ю., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24.07.2011 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

4. О договорах долгосрочной аренды федерального имущества для малого и среднего бизнеса: практическая бухгалтерия 2010 № 10.

5. О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009-2011 гг.: постановление администрации Тамбовской области № 342 от 30.03.2009 г.

6. URL: http://www.arrto.ru/content.php?subcat=65. Загл. с экрана.

7. URL: http://smb.gov.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 8.11.2011 г.

UDC 330.190.2

ABOUT PROPERTY SUPPORT OF SMALL-SCALE BUSINESS

Aleksander Sergeyevich ZHURAKOVSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: fxtralex@mail.ru

Legal basis of property support of small business in Russia make: the Federal Law № 209 from July 24, 2008 “About development of small and average business in the Russian Federation” and Federal Law from July 22, 2008 № 159-Federal Law “About features of alienation of real estate”. Property support of subjects of small business is carried out both on federal, and at regional and local levels. Mainly it consists in representation to subjects of small business on a preferential basis in rent of premises being in state property, and also the right of priority of the repayment the enterprises of the property rented by them.

Key words: small-scale business; subjects of small-scale business; municipal property; rent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.