Научная статья на тему 'Льготы в сфере приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства: законодательные новации и судебная практика'

Льготы в сфере приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства: законодательные новации и судебная практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1779
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЬГОТЫ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ершова Инна Владимировна

В статье рассмотрен льготный порядок приватизации имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Изложены изменения законодательства и правовые позиции, выработанные судебной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benefits for small and medium business entities in the sphere of state and municipal property privatization: legislative innovations and judicial practice

The article deals with benefits for small and medium business entities in the field of property privatization. It covers changes in legislation and legal opinions worked out by courts.

Текст научной работы на тему «Льготы в сфере приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства: законодательные новации и судебная практика»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

3.1. ЛЬГОТЫ В СФЕРЕ

ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТАМИ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВАЦИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА1

Ершова Инна Владимировна, д.ю.н., профессор. Должность: заведующая кафедрой предпринимательского права. Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрен льготный порядок приватизации имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Изложены изменения законодательства и правовые позиции, выработанные судебной практикой.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, имущественная поддержка, льготы, приватизация, государственное и муниципальное имущество, правовые позиции.

BENEFITS FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTITIES

IN THE SPHERE OF STA TE AND MUNICIPAL PROPERTY PRIVATIZATION: LEGISLATIVE INNOVATIONS AND JUDICIAL PRACTICE

Ershova Inna Vladimirovna, Dr of law, professor. Position: head of business law chair. Place of employment: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin. E-mail: [email protected]

Annotation: The article deals with benefits for small and medium business entities in the field of property privatization. It covers changes in legislation and legal opinions worked out by courts.

Keywords: small and medium business entities, property support, benefits, privatization, state and municipal property, legal opinions.

Законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предприни-

1 Исследование выполнено в рамках проекта «Оптимизация правового обеспечения малого и среднего предпринимательства в системе условий по улучшению ведения предпринимательской деятельности» при поддержке государства в лице Министерства образования и науки РФ (Соглашение 14.B37.21.1019 от 7 сентября 2012г.).

мательства в Российской Федерации"2 (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве). Данный закон определил понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы поддержки их деятельности, особенности нормативного правового регулирования3.

В числе названных особенностей - льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество. Основным законодательным актом в указанной сфере общественных отношений является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"4 (далее - Закон о приватизации). В силу ч. 5 ст. 3 данного акта, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

Такие правила определены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»5 (далее - Закон об отчуждении имущества). Эти особенности большинством исследователей рассматриваются как одно из основных направлений имущественной поддержки малого и среднего бизнеса6.

Закон об отчуждении имущества устанавливает льготы в сфере приватизации для субъектами малого и среднего предпринимательства. Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Законом об отчуждении имущества, определяются Законом о приватизации.

В целях правильного и единообразного применения арбитражными судами РФ положений Закона об отчуждении имущества, Высшим Арбитражным Судом РФ были выработаны рекомендации, изложенные в Ин-

2 СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006. В субъектах РФ приняты свои законодательные акты о малом и среднем предпринимательстве. В качестве примера назовем Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 70.

3 См.: Ершова И.В. Особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: пробелы и противоречия законодательства // «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» в российском законодательстве. 2012. № 5.

4 СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

5 СЗ РФ. 2008. N 30 (часть I). Ст. 3615.

6 См., например: Бимбад А.Я. Государственная имущественная

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на современном этапе. Дис. ...канд. юрид. наук. М.,2011. С. 11, 106.

формационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2009 г. N 1347.

Отметим, что Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 144-ФЗ (далее - Закон № 144-ФЗ) в Закон об отчуждении имущества были внесены существенные изменения, вступившие в силу с 1 июля 2013 г. Закон № 144-ФЗ расширил круг субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих преимущественное право на приобретение арендуемого имущества и снял либо сузил отдельные ограничения его реализации. В этой связи представляется актуальным рассмотреть порядок так называемой «малой приватизации», обратив внимание на законодательные новации и судебную практику.

Согласно Закону об отчуждении имущества, субъекты малого и среднего предпринимательства, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". В соответствии с Законом № 144-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства получат право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества.

Преимущественное право выкупа может быть реализовано субъектами малого и среднего предпринимательства при наличии в совокупности следующих условий, которые претерпели существенные изменения:

1. Арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

2. Отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням). Отсутствие задолженности по арендной плате устанавливается:

- на день заключения договора купли-продажи в случае, если выкуп осуществляется по предложению органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления;

- на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендованного имущества, если выкуп осуществляется по инициативе заявителя.

3. Арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве) Перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (далее -Перечень).

Вместе с тем, следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросо-

7 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. N 12.

вестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 2011 г. N 9646/11 указал следующее: «Арендуемое обществом помещение включено правительством Москвы в Перечень 16.12.2008, то есть после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (25.07.2008) и за 16 дней до возникновения у общества возможности обращения с заявлением о выкупе помещения. Такие действия правительства Москвы нарушают права и законные интересы общества, создают ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и направлены на воспрепятствование реализации им преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного данным Законом».

Согласно Закону № 144-ФЗ, арендаторы получили право инициативы (путем направления заявления в уполномоченный орган) по приобретению включенного в такие Перечни имущества при условии, если:

а) арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

б) арендуемое имущество включено в утвержденные Перечни в течение пяти и более лет до дня подачи указанного заявления.

Следует отметить, что до 1 июля 2013 г. действовало еще одно условие реализации преимущественного права приобретения арендованного имущества. Площадь арендуемых помещений не должны была превышать установленные законами субъектов РФ предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной соб-ственности8.

Мониторинг регионального законодательства позволяет говорить о большой амплитуде установленных законами субъектов РФ предельных размеров площадей.

Так, Согласно ст. 12 Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы"9, предельное значение площади недвижимого имущества города Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет 300 кв. метров.

Законом Ульяновской области от 9 октября 2008 г. № 168-ЗО "О предельном значении площади и сроке рассрочки оплаты арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, применяемых при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества" был установлен весьма значительный предельный размер площади выкупаемого имущества - 5000 кв. метров.

В соответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2008 г. «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-

8 Подробнее см.: Ершова И.В. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право (приложение) 2013. № 2.

9Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 71.

Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» предельное значение площади составляет 500 метров. В Кемеровской области также установлено тождественное значение - 500 метров10.

Законом Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. № 47 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности Чувашской республики или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» введено не только максимальное (10 000 кв. м), но и минимальное предельное значение (5 кв. м) выкупаемой площади.

Как указывает М.М. Винокурова, в ряде субъектов предельные значения приватизируемого имущества отличаются в зависимости от вида деятельности, который осуществляет субъект малого и среднего предпринимательства. Например, 500 кв. м. - для производственных нужд, а для организаций общественного питания - 1000 кв. м. (в Ярославской области); 1300 кв. м. - для производственной деятельности и 500 кв. м. - для иных видов деятельности (в Рязанской об-ласти)11.

В некоторых субъектах РФ предельные значения выкупаемого имущества дифференцировались в зависимости от формы собственности. Так, ст. 1 Закона Тюменской области 24 октября 2008 г. «Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества» установлены следующие предельные значения площади: а) 1300 квадратных метров - в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тюменской области; б) 1000 квадратных метров - в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень; в) 2500 квадратных метров - в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности других муниципальных образований и используемого для производства, переработки, хранения и организации производства сельскохозяйственной продукции; г) 800 квадратных метров - в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности других муниципальных образований и используемого для иных целей.

Законом № 144-ФЗ ограничения на максимальный размер площади арендуемых помещений для целей реализации преимущественного права их выкупа были сняты.

При этом отметим, что возможность выкупа части арендуемого помещения законодательством не предусмотрена, что подтверждается судебной практикой.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 623/11указал следующее. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, площадь арендуемого обществом по договору аренды от 25.03.2009 N 08-2/09 помеще-

10 Ст. 1 Закона Кемеровской области от 30 сентября 2008 г. № 85-ОЗ «Об установлении предельного значения площади арендуемого недвижимого имущества , находящегося в государственной собственности Кемеровской области или в муниципальной собственности, при возмездном отчуждении которого у субъектов малого и среднего предпринимательства возникает преимущественное право на его приобретение, и срока рассрочки его оплаты.

11 Винокурова М.В. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Гражданин и право. 2010. № 3.

ния составляет 301,7 кв. метра. Объект, переданный истцу в аренду, в силу статьи 130 ГК РФ представляет собой самостоятельный объект недвижимости. Поскольку площадь этого объекта превышала определенное статьей 12 Закона города Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" предельное значение площади недвижимого имущества, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства (не более 100 кв. метров), объект не подлежал приватизации в порядке, установленном Федеральным законом N 159-фЗ. Возможность выкупа части арендуемого помещения при отсутствии на то воли собственника Федеральным законом N 159-ФЗ не предусмотрена. При таких обстоятельствах суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.

Орган государственной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, предусматривают в решениях об условиях приватизации преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества. В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Законом о приватизации, уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества.

В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества. Согласно Закону № 144-ФЗ, течение данного срока приостанавливается в случае оспаривания субъектом малого и среднего предпринимательства достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества, до дня вступления в законную силу решения суда. Введение в Закон об отчуждении имущества нормы о приостановлении срока заключения договора является очень важным в прикладном значении правилом.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Закона об отчуждении имущества, оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку, равными ежемесячными или ежеквартальными платежами. Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства.

Срок рассрочки оплаты устанавливается законами субъектов РФ.12 Так, в силу ст. 12 Закона г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы», срок рассрочки оплаты не может превышать одного года. Ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2008 г. «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» установлен предельный срок рассрочки 3 года.

Согласно ст. 2 Закона Тюменской области 24 октября 2008 года «Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества» срок рассрочки оплаты недвижимого имущества не может превышать 5 лет. Тождественный срок действует в Кемеровской области.13

В целом мониторинг регионального законодательства позволяет говорить о том, что сроки рассрочки колеблются от 7 лет (в Вологодской области) до 1 года (Москва, Республика Татарстан).

С 1 июля 2013 г. (согласно Закону № 144-ФЗ) установлен минимальный срок рассрочки оплаты выкупаемого имущества - три года. Оплата приобретаемого в рассрочку арендуемого имущества может быть осуществлена досрочно на основании решения покупателя.

Следует обратить внимание на то, что порядок оплаты имущества, касающийся внесения платежей, устанавливается органами государственной власти или местного самоуправления.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановление от 6 июля 2010 г. N 2468/1014 указал следующее: «Поскольку нормы ст. 5 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ не содержат положений о порядке внесения платежей при выборе субъектом малого и среднего предпринимательства такого порядка оплаты приобретаемого арендуемого имущества, как рассрочка, в этом случае подлежат применению п. 3, 7 ст. 35 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Данный вывод основан на положениях ч. 3 ст. 1 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, согласно которой отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные указанным Законом, регулируются Законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Согласно содержанию и смыслу п. 3, 7 ст. 35 (во взаимосвязи с п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 6 и п. 4 ст. 14) Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ порядок оплаты имущества, находящегося в муниципальной собствен-

12 Если законом субъекта РФ до 1 июля 2009 г. предельные значения не установлены, применяются нормы постановления Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. N 961"О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества": предельный срок рассрочки оплаты 3 года.

13 Ст. 2 Закона Кемеровской области от 30 сентября 2008 г. № 85-ОЗ «Об установлении предельного значения площади арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Кемеровской области или в муниципальной собственности, при возмездном отчуждении которого у субъектов малого и среднего предпринимательства возникает преимущественное право на его приобретение, и срока рассрочки его оплаты.

14 Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2010. N 10.

ности, касающийся внесения платежей, устанавливается органами местного самоуправления».

Согласно ч. 2, 3 ст. 9 Закона об отчуждении имущества, субъект малого или среднего предпринимательства с 1 января 2009 г. (дата вступления в силу указанных норм) по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. При получении заявления уполномоченные органы обязаны:

обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, в двухмесячный срок с даты получения заявления;

принять решение об условиях приватизации, в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В случае несоответствия заявителя требованиям Закона об отчуждении имущества и (или) если отчуждение арендуемого имущества не допускается в соответствии с данным законом или иными федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения заявления возвращает его арендатору с указанием причин отказа в приобретении арендуемого имущества.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 3 Информационного письма от 5 ноября 2009 г. N 134, судам необходимо учитывать, что в соответствии с Законом до 1 января 2009 года реализация права на приобретение была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Заявление субъекта малого или среднего предпринимательства о намерении приобрести в собственность арендуемое им недвижимое имущество по рыночной стоимости, поданное до указанной даты, не является основанием для включения данного имущества в план приватизации, а также совершения иных действий по его отчуждению в порядке, предусмотренном Законом. Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным ст. 3 Закона требованиям, с 1 января 2009 года вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества

(часть 2 статьи 9 Закона). Подача арендатором такого заявления не влечет возникновения у него обязанности заключить договор купли-продажи данного имущества.

Указанная правовая позиция ложится в основу решений по конкретным делам.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 14 июня 2011 г. N 337/1115 указал следующее. Уполномоченный муниципальный орган был

15 Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. N 9.

обязан совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, по обращениям общества "Рябинушка" о приобретении арендуемого имущества, поданным после 01.01.2009, независимо от того, включено ли арендуемое имущество в нормативный правовой акт о планировании приватизации муниципального имущества на соответствующий год.

Суд может признать наличие у арендатора права на приобретение арендуемого имущества и в том случае, если после опубликования данного Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение. Издание после опубликования (25.07.2008) Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ органом местного самоуправления ненормативного правового акта о передаче созданному в сентябре 2008 года учреждению арендуемого обществом "Рябинушка" имущества, которое фактически из владения арендатора не выбывало, не являлось препятствием для рассмотрения администрацией в установленном порядке обращений общества о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, и это обстоятельство также не могло служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований. Поскольку по обращениям общества "Рябинушка", поданным на основании ч. 2 ст. 9 Закона 05.01.2009 и 10.08.2009 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации муниципального имущества, не совершил юридически значимых действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 указанного Закона, судебные акты об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований не могут быть признаны законными и обоснованными.

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации рассматриваемого преимущественного права.

При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 20 декабря 2010 г. № 22-П признал не противоречащими Конституции РФ ч. 2, 3 ст. 9 Закона об отчуждении имущества, «поскольку эти положения в их конституционно-правовом смысле в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственно-сти».16

16 Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федера-

Важно, что согласно пп. 12 ст. п. 2 ст. 146 НК РФ, операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Законом об отчуждении имущества, не признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

По данным Минэкономразвития России17, полученным в результате мониторинга, проведенного в 2010 г., 68,5% договоров купли-продажи арендуемого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства, выразившими согласие на использование преимущественного права выкупа, заключено с микропредприятиями, 29,3% - с малыми предприятиями, 2,2% - со средними предприятиями. При этом 90,7% договоров купли-продажи заключено с правом оплаты субъектом малого и среднего предпринимательства выкупаемого имущества в рассрочку, со средним сроком рассрочки - 3,7 года.

Вместе с тем, специалистами отмечаются проблемы реализации субъектами малого и среднего предпринимательства права на льготную приватизацию. Так, А.В. Загуляев18 в числе таких проблем называет нежелание органов местного самоуправления продавать муниципальное имущество, затягивание сроков рассмотрения заявок, отказы в выкупе государственного и муниципального имущества, высокую арендную плату, непригодность помещений для ведения бизнеса, ограниченное количество помещений.

Как представляется, некоторые из этих проблем будут нивелированы вступившими в силу законодательными новеллами.

Список литературы:

Бимбад А.Я. Государственная имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на современном этапе. Дис. ...канд. юрид. наук. М.,2011.

Винокурова М.В. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Гражданин и право. 2010. № 3.

Ершова И.В. Технические регламенты как основные документы технического регулирования в условиях вступления России в ВТО // Бизнсе в законе. Международный экономико-юридический журнал. 2012. № 5.

Загуляев А.В. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Законодательство. 2012. N 3.

Literature list:

ции или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации города Благовещенска" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 264.

^Ь^:// www.economy.gov.ru.

18 См.: Загуляев А.В. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Законодательство. 2012. N 3.

Bimbad A.Y. State property support of small and medium business entities at the present stage. Thesis... PH.D in Law. M., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vinokurova M.V. Property support of small and medium business entities. // Citizen and Law. 2010. №3.

Ershova I.V. Peculiarities of legal regulation in the sphere of small and medium business entities activities: gaps and contradictions in legislation // BLAK HOLES in Rassian Legislation. 2012. № 5.

Zagulyaev A.V. Property support of small and medium business entities in Russia. // Legislation. 2013. №3.

Рецензия

на статью заведующего кафедрой предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктора юридических наук, профессора Инны Владимировны Ершовой на тему: «Льготы в сфере приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства: законодательные новации и судебная практика».

Рецензируемая статья посвящена проблематике имущественной поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в форме предоставляемых им льгот при приватизации государственного и муниципального имущества.

Актуальность статьи объясняется в первую очередь тем, что Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 144-ФЗ в Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства были внесены существенные изменения. Многие из них были продиктованы потребностями практики применения указанного Закона. Изложенное позволяет говорить о том, что появление исследований, посвященных указанной проблематике, представляется своевременным.

В своей статье И.В. Ершова грамотно и детально рассматривает порядок реализации преимущественного права приватизации, предоставленного субъектам малого и среднего предпринимательства. Законодательные положения иллюстрируются примерами из судебной практики, большая часть из которых представляет собой выработанные Высшим арбитражным Судом РФ правовые позиции.

Отличительной особенностью данной статьи является системный подход к изучаемой проблеме, а также ее теоретико-прикладная направленность.

Исследование также будет полезно преподавателям, студентам, аспирантам, практикующим юристам, предпринимателям.

Статья И.В. Ершовой «Льготы в сфере приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства: законодательные новации и судебная практика» рекомендуется к публикации в научном журнале Издательского дома «Юр-ВАК».

Советник АО «Ренова Менеджмент АГ»

(Швейцария) в Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист РСФСР Ю.С. Цимерман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.