Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОХРАНА / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ПРАВА / ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ / РОЖДАЕМОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцова Мадлена Алекзандровна

Статья посвящена исследованию вопросов правовой охраны репродуктивного здоровья человека. Рассмотрены негативные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека, проведен анализ Конституции Российской Федерации и действующих нормативно-правовых актов, направленных на охрану репродуктивного здоровья российских граждан. Отмечается особая ценность репродуктивного здоровья как для человека, так и для государства в условиях демографического кризиса. Автор обращает внимание на то, что правовое регулирование в данной области практически сведено к минимуму. Из положительных моментов отмечается, что на сегодняшний день в проводимой политике Российской Федерации можно наблюдать вполне конкретные действия, направленные на формирование законодательных основ охраны репродуктивного здоровья граждан, формирование условий для его сохранения и восстановления, а само сохранение и восстановление репродуктивного здоровья граждан Российской Федерации рассматривается как основа демографической безопасности государства. Ввиду этого на сегодняшний день охрана репродуктивного здоровья населения России приобретает особое ценностное значение и рассматривается как стратегический интерес государства. В результате проведённого анализа норм, направленных на охрану репродуктивного здоровья, было выявлено, что правовое регулирование смещено в сторону охраны женского населения в период беременности и родов, что практически исключает из сферы охраны мужское население страны, что противоречит конституционному принципу равенства. Автор делает предложения, направленные на усиление основ охраны репродуктивного здоровья граждан Российской Федерации, которые позволят обеспечить охрану репродуктивного здоровья широкого круга лиц и сформировать более четкие контуры охраны репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF REPRODUCTIVE HEALTH CARE FOR RUSSIAN CITIZENS

The article is devoted to the study of the issues of legal protection of human reproductive health. The negative factors affecting human reproductive health are considered, the Constitution of the Russian Federation and the current legal acts aimed at protecting the reproductive health of Russian citizens are analyzed. The special value of reproductive health both for a person and for the state in the conditions of demographic crisis is noted. The author draws attention to the fact that legal regulation in this area is practically minimized. On the positive side, it is noted that to date in the policy of the Russian Federation one can observe quite specific actions aimed at the formation of legislative foundations for the protection of reproductive health of citizens, the formation of conditions for its preservation and restoration, and the very preservation and restoration of reproductive health of citizens of the Russian Federation is considered as the basis of demographic security of the state. In view of this, today the protection of reproductive health of the population of Russia acquires a special value and is considered as a strategic interest of the state. As a result of the analysis of the norms aimed at protecting reproductive health, it was revealed that the legal regulation is shifted towards the protection of the female population during pregnancy and childbirth, which practically excludes the male population of the country from the sphere of protection, which contradicts the constitutional principle of equality. The author makes proposals aimed at strengthening the foundations for the protection of reproductive health of citizens of the Russian Federation, which will make it possible to ensure the protection of reproductive health of a wide range of people and to form a clearer outline of the protection of reproductive health of the population in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН»

gs4 спортивное право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-456-461 ВОРОНЦОВА Мадлена Алекзандровна,

NIION: 2018-0076-8/23-651 кандидат юридических наук, доцент кафедры

MOSURED: 77/27-023-2023-8-651 государственно-правовых дисциплин

Северо-Западного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», e-mail: mavorontsova@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов правовой охраны репродуктивного здоровья человека. Рассмотрены негативные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека, проведен анализ Конституции Российской Федерации и действующих нормативно-правовых актов, направленных на охрану репродуктивного здоровья российских граждан. Отмечается особая ценность репродуктивного здоровья как для человека, так и для государства в условиях демографического кризиса. Автор обращает внимание на то, что правовое регулирование в данной области практически сведено к минимуму. Из положительных моментов отмечается, что на сегодняшний день в проводимой политике Российской Федерации можно наблюдать вполне конкретные действия, направленные на формирование законодательных основ охраны репродуктивного здоровья граждан, формирование условий для его сохранения и восстановления, а само сохранение и восстановление репродуктивного здоровья граждан Российской Федерации рассматривается как основа демографической безопасности государства. Ввиду этого на сегодняшний день охрана репродуктивного здоровья населения России приобретает особое ценностное значение и рассматривается как стратегический интерес государства. В результате проведённого анализа норм, направленных на охрану репродуктивного здоровья, было выявлено, что правовое регулирование смещено в сторону охраны женского населения в период беременности и родов, что практически исключает из сферы охраны мужское население страны, что противоречит конституционному принципу равенства. Автор делает предложения, направленные на усиление основ охраны репродуктивного здоровья граждан Российской Федерации, которые позволят обеспечить охрану репродуктивного здоровья широкого круга лиц и сформировать более четкие контуры охраны репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации.

Ключевые слова: здоровье, охрана, репродуктивное здоровье, конституционные основы, права, планирование семьи, рождаемость, правовое регулирование.

VORONTSOVA Madlena Alekzandrovna,

PhD in law, associate professor of the Department of state and legal disciplines of the North-West Branch of the «Russian State University of Justice»

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF REPRODUCTIVE HEALTH CARE FOR RUSSIAN CITIZENS

Annotation. The article is devoted to the study of the issues of legal protection of human reproductive health. The negative factors affecting human reproductive health are considered, the Constitution of the Russian Federation and the current legal acts aimed at protecting the reproductive health of Russian citizens are analyzed. The special value of reproductive health both for a person and for the state in the conditions of demographic crisis is noted. The author draws attention to the fact that legal regulation in this area is practically minimized. On the positive side, it is noted that to date in the policy of the Russian Federation one can observe quite specific actions aimed at the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

formation of legislative foundations for the protection of reproductive health of citizens, the formation of conditions for its preservation and restoration, and the very preservation and restoration of reproductive health of citizens of the Russian Federation is considered as the basis of demographic security of the state. In view of this, today the protection of reproductive health of the population of Russia acquires a special value and is considered as a strategic interest of the state. As a result of the analysis of the norms aimed at protecting reproductive health, it was revealed that the legal regulation is shifted towards the protection of the female population during pregnancy and childbirth, which practically excludes the male population of the country from the sphere of protection, which contradicts the constitutional principle of equality. The author makes proposals aimed at strengthening the foundations for the protection of reproductive health of citizens of the Russian Federation, which will make it possible to ensure the protection of reproductive health of a wide range of people and to form a clearer outline of the protection of reproductive health of the population in the Russian Federation.

Key words: health, protection, reproductive health, constitutional basis, rights, family planning, fertility, legal regulation.

Вопросы планирования семьи, а также сохранения и восстановления репродуктивного здоровья человека являются одними из важнейших приоритетов как в жизни отдельно взятой семьи, так и в контексте демографической безопасности Российской Федерации. С позиции сугубо личного интереса человека и семьи «нельзя отрицать, что чрезвычайно важным аспектом, влияющим на семейные отношения, является возможность семейных пар родить ребенка, то есть возможность продолжения своего рода, или же по-другому - возможность реализовать свою репродуктивную функцию» [1, с. 22]. Для государства важным является сохранить количественные показатели своего населения, а в условиях многолетних устойчивых тенденций спада рождаемости ключевой задачей является увеличение доли многодетных семей. Стремление государства обеспечить стабильный рост рождаемости обусловлено тем, что не одно государство не может существовать без населения, а при малой численности населения остро встает вопрос безопасности такого государства, а соответственно его суверенитета и существования в целом. С позиции государственного интереса уровень репродуктивного здоровья населения напрямую влияет на рождаемость, и, соответственно, является основой демографической безопасности Российской Федерации.

Особое внимание государства к вопросам укрепления репродуктивного здоровья и повышения показателей рождаемости можно увидеть в тексте «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Так в качестве одного из основных стратегических национальных приоритетов определено сбережение народа России, а в качестве одной из основных задач выделяют повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности [2]. В свою очередь, в Концепции демографической политики Российской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Федерации на период до 2025 года одними из основных задач обозначены сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, а также укрепление репродуктивного здоровья населения. В качестве мер по решению поставленных задач выделяют «обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья» [3]. Это свидетельствует о том, что вопросы, связанные с обеспечением охраны репродуктивного здоровья человека, обладают повышенным значением для Российской Федерации.

К негативным факторам, влияющим на репродуктивное здоровье человека, относят общее снижение здоровья, рост числа лиц, больных бесплодием, формирование культуры нездорового образа жизни и ее распространение в широких массах населения, которое выражается, прежде всего, в злоупотреблении алкогольной и табачной продукцией среди лиц фертильного возраста, а также потребление наркосодержащих веществ без рекомендаций врача. Распространение заболеваний, передающихся половым путем, которые в первую очередь наносят урон репродуктивной системе человеческого организма, высокие показатели онкологии среди лиц фертильного возраста не могут не настораживать. Существенным фактором, способствующим снижению репродуктивного здоровья, является высокое число беременностей, заканчивающихся абортами, которые безусловно сказываются на организме женщины не лучшим образом и способны привести к временным трудностям с зачатием и последующим вынашиванием ребенка или полному бесплодию, при котором женщина не спо-

собна забеременеть даже после прохождения курса лечения. Проблемой является самостоятельный и зачастую неправильный подбор медикаментозной контрацепции,способный причинить немалый вред женскому организму. Как и распространенность среди населения стремления к лечению посредством самолечения без обращения к компетентным специалистам в области медицины, в том числе болезней репродуктивной системы. Все это снижает общий показатель здоровья репродуктивной системы у населения Российской Федерации.

Стоит обратить внимание и на то, что в современном обществе формируется тенденция к позднему вступлению в брак и, как следствие, к позднему рождению детей. Это обусловлено нацеленностью молодого поколения на получение образования, построение карьеры и обеспечение себя материальным достатком для создания семьи. Частым становится явление, связанное с ограничением рождаемости в семьях одним или двумя детьми ввиду материальной незащищенности семьи в период фертильного возраста.

Все это придает актуальность вопросам сохранения репродуктивного здоровья граждан. Однако стоит отметить, что государство не может обязать населения к рождению детей в определенный возрастной промежуток, но способно создать условия для того, чтобы как можно больше российских семей без опаски как за свое здоровье, так и за свое материальное положение могли дать жизнь не только первому, но и последующим детям. Государство способно обеспечить адекватную систему охраны репродуктивного здоровья посредством создания условий поддержания репродуктивного здоровья, и соответственно сохранению возможности к рождению ребенка в российских семьях даже на более позднем этапе фертильного возраста.

В современном цивилизованном обществе здоровье рассматривается как «естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности» [4, с. 129]. Без должного уровня здоровья человек не сможет прожить полноценную жизнь. Особенностью репродуктивного здоровья человека является то, что оно влияет не только на него самого, но и на его детей, так как от уровня репродуктивного здоровья родителя во многом зависит рождение здорового ребенка.

Изначально вопросы охраны репродуктивного здоровья были озвучены на уровне междуна-

родных документов. В программе действий, принятой по итогам Международной конференции по народонаселению и развитию в Каире в 1994 г. содержится довольно развернутое определение репродуктивного здоровья как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций и процессов» [5]. Данный документ определил основы формирования системы охраны репродуктивного здоровья, а также обозначил основные гарантии репродуктивных прав человека.

Исходя из закрепленных начал «вытекает целая группа прав мужчин и женщин: 1. Право на получение информации о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи и регулирования деторождения. 2 Право иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по их выбору, а также другим методам регулирования деторождения по их выбору. 3. Право иметь доступ к соответствующим услугам в области охраны здоровья, которые позволили бы женщинам благополучно пройти через этап беременности и родов и представили бы супружеским парам наилучший шанс иметь здорового младенца. Данное право предполагает наличие особой системы медицинских учреждений, оказывающих гинекологическую, акушерскую и иную помощь женщине и новорожденному ребенку» [6, с. 13]. Данные положения в дальнейшем стали основами охраны репродуктивного здоровья человека в мире.

Обращаясь к отечественному законодательству, стоит обратить внимание на Конституцию Российской Федерации 1993 года. Полагаем, что верным будет начать рассмотрение правовой охраны репродуктивного здоровья населения Российской Федерации с анализа конституционных основ, направленных на создание условий для охраны здоровья населения страны. Российская Федерация, принимая Конституцию в 1993 г. провозгласила себя в части 1 статьи 7 социальным государством, что позволяет говорить о формировании системы, нацеленной на обеспечение потребностей населения, увеличение уровня жизни граждан, создания наилучших условий для каждого человека. На сегодняшний день трудно представить социальное государство без системы, направленной на восстановление и поддержание здоровья человека. Одной из основных задач социального государства является направленность на формирование системы здравоохранения, доступной для каждого нуждающегося граж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

данина. В части 2 указанной статьи Российская Федерация гарантирует охрану здоровья человека [7]. Именно данное положение является основным вектором развития охраны здоровья человека и, в том числе, такого направления как репродуктивное здоровье.

Право на репродуктивное здоровье, как и охрана репродуктивного здоровья не упоминается в тексте Конституции Российской Федерации. Однако было бы ошибочным полагать, что данное направление человеческого здоровья не подпадает под конституционно-правовую охрану. Определенные конституционные основы охраны репродуктивного здоровья можно выделить исходя из положений, закреплённых в части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, а именно «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» [7]. Репродуктивное здоровье как часть более обширной категории «здоровье человека» подпадает под общие правовые гарантии охраны. «Особенность права на охрану здоровья заключается в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан» [8, с. 13].

С одной стороны такие нормы выражают базовые основы конституционно-правовой охраны, но с другой стороны, принимая во внимание сегодняшние реалии, требуется большая конкретика правового регулирования в данной области, учитывающая всю специфику такого явления как репродуктивное здоровья человека. Стоит отметить и тот факт, что отсутствие прямого закрепления термина «репродуктивное здоровье» в тексте Конституции Российской Федерации не свидетельствует о том, что отечественное законодательство его не использует и соответственно отсутствуют нормы, непосредственно направленные на охрану человека в данной области. В частности, стоит выделить, что в тексте Федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который является базовым нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы обеспечения охраны здоровья человека, содержится глава 6 «Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья» [9]. Проведя анализ данного федерального закона, стоит отметить, что он не раскрывает понятие репродуктивного здоровья, а правовое регулирование в данной области практически сведено к минимуму, что

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

не может не порождать потребность в большей конкретизации правовых норм в данной области.

На уровне законодательства субъектов Российской Федерации справедливым будет отметить наличие Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 718-З № 317-М «О сохранении репродуктивного здоровья населения на территории Республики Саха (Якутия)», который дает определение репродуктивному здоровью как «здоровье человека, отражающее его способность к воспроизводству полноценного потомства» [10], определяет основные направления государственного регулирования в области репродуктивных прав, а также принципы охраны репродуктивного здоровья жителей республики.

В целях улучшения репродуктивного здоровья граждан Российской Федерации Правительством Российской Федерации был утвержден план действий, направленных на реализацию в 2021-2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, среди которых следует отметить следующие: усиление профилактических мер, направленных на раннее выявление заболеваний репродуктивного здоровья у подростков в возрасте 15-17 лет; обеспечение и повышение доступности оказываемых медицинскими организациями услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации; повышение доступности медицинской помощи пациентам, страдающим бесплодием, путем применения вспомогательных репродуктивных технологий; снижение рисков бесплодия путем выявления и профилактики профессиональных заболеваний у женщин [11].

Обращая внимание на комплекс предусмотренных мероприятий, стоит отметить, что в большинстве своем он нацелен на женскую часть населения, а начало проведения профилактических мер, направленных на охрану репродуктивного здоровья, смещено к возрастным границам старшего подросткового возраста. Полагаем, что для сохранения репродуктивное здоровье должно подлежать охране с момента рождения человека и на всех этапах его жизни независимо от пола. Очевидным является то, что проблемы, связанные с репродуктивной функцией человека, могут возникнуть на этапе взросления ребенка как результат перенесенного инфекционного заболевания или травмы. Своевременное обращение внимания на данные моменты позволит минимизировать нанесённый вред. Усиление профилактических мер, направленных на выявление болезней репродуктивной системы на ранних этапах

взросления человека позволит своевременно оказать необходимую медицинскую помощь. Для этих целей следует закрепить принцип охраны репродуктивного здоровья с момента рождения и на всех этапах жизни человека.

Как можно увидеть из проведенного анализа, Российская Федерация стремится делать вполне конкретные шаги, направленные на формирование законодательных основ охраны репродуктивного здоровья граждан, формирования условий для его сохранения и восстановления. Сохранение и восстановление репродуктивного здоровья граждан Российской Федерации рассматривается как основа демографической безопасности. Однако стоит констатировать и то, что основная нацеленность проводимых мер сводится к вопросам охраны репродуктивного здоровья женщин, что существенным образом выводит из фокуса внимания охрану мужского репродуктивного здоровья. Учитывая закрепленный в части 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип гендерного равенства справедливой будет разработка мер, направленных на соразмерную охрану мужского репродуктивного здоровья. В качестве предложений для дальнейшего формирования нормативно-правовой базы следует закрепить принцип, гарантирующий равную охрану репродуктивного здоровья человека независимо от пола в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Полагаем, что такие меры позволят обеспечить охрану репродуктивного здоровья широкому кругу лиц и сформировать более четкие контуры охраны репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Алборов С. В. Правовое регулирование суррогатного материнства: монография; отв. ред. А.Н. Левушкин. М.: Юстицинформ, 2020. 240 с.

[2] Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). ст. 5351.

[3] Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 15.10.2007. № 42. ст. 5009.

[4] Ветков Н. Е. Здоровье человека как ценность и его определяющие факторы // Наука-2020. 2016. №5 (11). С. 126-142.

[5] Программа действий, принятая на Международной конференции по народонаселению и

развитию. Каир, 5-13 сентября 1994 г. Юбилейное издание по случаю 20-летия. 392 с.

[6] Романовский Г. Б. Репродуктивные права в России и странах СНГ: сравнительно-правовое исследование: монография. Пенза: Изд-во: ПГУ, 2009. 128 с.

[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации - http:// www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 28.06.2023).

[8] Ращупкина Е. И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: конституционно-правовой аспект: автореф... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 20 с.

[9] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. ст. 6724.

[10] Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 718-З № 317-IV «О сохранении репродуктивного здоровья населения на территории Республики Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. № 42. 11.07.2009.

[11] Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 № 2580-р (ред. от 14.03.2023) «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 27.09.2021. № 39. ст. 6751.

Spisok literatury:

[1] Alborov S. V. Pravovoe regulirovanie sur-rogatnogo materinstva: monografiya; otv. red. A.N. Levushkin. M.: YUsticinform, 2020. 240 s.

[2] Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 05.07.2021. № 27 (chast' II). st. 5351.

[3] Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 № 1351 (red. ot 01.07.2014) «Ob utverzhdenii Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 15.10.2007. № 42. st. 5009.

[4] Vetkov N. E. Zdorov'e cheloveka kak cen-nost' i ego opredelyayushchie faktory // Nauka-2020. 2016. №5 (11). S. 126-142.

[5] Programma dejstvij, prinyataya na Mezh-dunarodnoj konferencii po narodonaseleniyu i razvi-tiyu. Kair, 5-13 sentyabrya 1994 g. YUbilejnoe izdanie po sluchayu 20-letiya. 392 s.

[6] Romanovskij G. B. Reproduktivnye prava v Rossii i stranah SNG: sravnitel'no-pravovoe issledo-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

vanie: monografiya. Penza: Izd-vo: PGU, 2009. 128 s.

[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii - http://www.pravo.gov.ru. (data obrashcheniya: 28.06.2023).

[8] Rashchupkina E. I. Pravo na ohranu zdor-ov'ya i medicinskuyu pomoshch': konstitucionno-pra-vovoj aspekt: avtoref... kand. yurid. nauk. CHelyabinsk, 2012. 20 s.

[9] Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 13.06.2023) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya

grazhdan v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakono-datel'stva RF. 28.11.2011. № 48. st. 6724.

[10] Zakon Respubliki Saha (YAkutiya) ot 18 iyunya 2009 goda 718-Z № 317-IV «O sohranenii reproduktivnogo zdorov'ya naseleniya na territorii Respubliki Saha (YAkutiya)» // YAkutskie vedomosti. № 42. 11.07.2009.

[11] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 16.09.2021 № 2580-r (red. ot 14.03.2023) «Ob utver-zhdenii plana meropriyatij po realizacii v 2021 - 2025 godah Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 27.09.2021. № 39. st. 6751.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.