Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования образования в дореволюционной России'

Особенности правового регулирования образования в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
557
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ПРАВА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шабалина О.Л., Шабалин Г.Ю.

Введение. Статья охватывает период от первой половины XIX века до революции 1917 года, на протяжении которого правоотношения в области образования подвергались неоднократному реформированию. Так как нововведения имели прямую взаимосвязь с историческими событиями, в статье прослежено изменение характера реформ. Цель: формирование целостного научного представления о процессе изменения правового регулирования образовательных отношений в российском праве в период от первой половины XIX века до революции 1917-го года. Материалы и методы. Исследование основано на изучении нормативно-правовых актов и их кодификаций в российском дореволюционном праве, анализе существовавших философско-правовых взглядов современников рассматриваемой эпохи. Методами исследования являются общенаучные и частнонаучные, в том числе формально-логические методы (гипотеза, анализ, синтез, дедукция, индукция). Из специальных методов применялись исторический, юридико-технический, системный и другие методы научного познания. Результаты исследования. В статье выделены этапы консервативной реформы образования 1828-1835 годов: от создания специального ведомственного органа по нормативному обеспечению до принятия Университетского устава 1835 года. Рассмотрен предмет регулирования нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере образования. Выявлено ужесточение контроля и надзора над деятельностью образовательных организаций, в рамках которого создавались новые должности. Исследованы органы управления высшими учебными заведениями и структура университетов, очерчена их компетенция. Описано менявшееся разграничение полномочий между органами управления и институтами контроля, как и изменения в содержании образования. Уделено внимание унификации правового регулирования в области образовательных правоотношений. Указано на либерализацию правопорядка в образовательных правоотношениях в 60-х годах XIX века и обратные изменения в конце столетия. Заключение. В исследовании отмечена нестабильность сословного характера образования, гендерной составляющей и доступа к реализации права на образование. Среди применяемых приемов юридической техники обнаружено внедрение в правовое регулирование образования ранее несвойственных диспозитивных правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования образования в дореволюционной России»

УДК 34.09

DOI: 10.30914/2411 -3522-2018-4-2-77-81

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

О. Л. Шабалина, Г. Ю. Шабалин

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

O. L. Shabalina, G. Yu. Shabalin

Mari State University, Yoshkar-Ola

Введение. Статья охватывает период от первой половины XIX века до революции 1917 года, на протяжении которого правоотношения в области образования подвергались неоднократному реформированию. Так как нововведения имели прямую взаимосвязь с историческими событиями, в статье прослежено изменение характера реформ. Цель: формирование целостного научного представления о процессе изменения правового регулирования образовательных отношений в российском праве в период от первой половины XIX века до революции 1917-го года. Материалы и методы. Исследование основано на изучении нормативно-правовых актов и их кодификаций в российском дореволюционном праве, анализе существовавших философско-правовых взглядов современников рассматриваемой эпохи. Методами исследования являются общенаучные и частнонаучные, в том числе формально-логические методы (гипотеза, анализ, синтез, дедукция, индукция). Из специальных методов применялись исторический, юридико-технический, системный и другие методы научного познания. Результаты исследования. В статье выделены этапы консервативной реформы образования 1828-1835 годов: от создания специального ведомственного органа по нормативному обеспечению до принятия Университетского устава 1835 года. Рассмотрен предмет регулирования нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере образования. Выявлено ужесточение контроля и надзора над деятельностью образовательных организаций, в рамках которого создавались новые должности. Исследованы органы управления высшими учебными заведениями и структура университетов, очерчена их компетенция. Описано менявшееся разграничение полномочий между органами управления и институтами контроля, как и изменения в содержании образования. Уделено внимание унификации правового регулирования в области образовательных правоотно-

Introduction. The article covers the period from the first half of the XIX century to the revolution of 1917, during which the legal relations in the field of education were repeatedly reformed. Since the innovations had a direct relationship with historical events, the article traced the change in the nature of the reforms. The purpose of the study is to form a comprehensive scientific understanding of the process of changing the legal regulation of educational relations in the Russian law in the period from the first half of the XIX century to the revolution of 1917. Materials and methods. The study is based on the consideration of normative legal acts and their codification in the Russian pre-revo-lutionary law and on the analysis of the existing philosophical and legal views of contemporaries of the considered epoch. Methods of the study are general and specific scientific, including formal and logical methods (hypothesis, analysis, synthesis, deduction, induction). Historical, legal-technical, systemic and other special methods of scientific cognition are also used in the study. Results. The article outlines the stages of the conservative education reform of 1828-1835 from the creation of a special departmental body for regulatory support to the adoption of the University Charter of 1835. The subject of regulation of normative legal acts adopted in the sphere of education is considered. Tightening of control and supervision over the activity of educational organizations was revealed, within the framework of which new posts were created. The governing bodies of higher educational institutions and the structure of universities were studied, their competence was outlined. The changing delineation of powers between management bodies and control institutions is described, as well as changes in the content of education. Attention is paid to the unification of legal regulation in the field of educational legal relations. It points to the liberalization of the rule of law in educational legal relations

© Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю., 2018

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2

шений. Указано на либерализацию правопорядка в образовательных правоотношениях в 60-х годах XIX века и обратные изменения в конце столетия. Заключение. В исследовании отмечена нестабильность сословного характера образования, гендерной составляющей и доступа к реализации права на образование. Среди применяемых приемов юридической техники обнаружено внедрение в правовое регулирование образования ранее несвойственных диспозитивных правовых норм.

Ключевые слова: правовое регулирование, история права, образование, юридическая техника.

in the 60s of the XIX century and reverse changes at the end of the century. Conclusion. The study noted the instability of the class nature of education, gender component and accessibility to the realization of the right to education. The applied methods of legal technique are analyzed. Among the applied methods of legal techniques, the introduction of previously uncharacteristic dispositive legal norms into the legal regulation of education is revealed.

Keywords: legal regulation, history of law, education, legal technique.

Первая половина XIX века в России характеризовалась изменениями во многих сферах жизни общества. Правовое регулирование обновлялось, вводились более современные законодательные механизмы функционирования важнейших общественных институтов. Подверглась реформированию и сфера образования. Неудачный исход декабристского восстания породил реакцию со стороны государства. Подвергся изменению существовавший правопорядок в образовательных правоотношениях. Так, начался очередной виток реформирования российского образования.

Все существовавшие ранее нововведения в системе образования не затрагивали крепостное сословие, что не могло не найти отражения в либеральной философско-правовой мысли. Так, Радищев Александр Николаевич считал, крепостное сословие есть результат посягательства власти на общественный договор о государстве [4]. Такой договор призван обеспечить социальную справедливость в обществе, охраняя естественные права человека, в том числе право на образование.

Развитие идей просветительства в XIX веке продолжалось, все больше концентрировалось внимание на кардинальном решении проблемы крепостничества. Одним из путей избавления от крепостничества виделся в знаниях и разуме народа. Одним из представителей данного направления философии права являлся Куницын Александр Петрович, полагавший, что именно разум играет главную роль в установлении справедливых отношений в обществе и государстве. Он писал: «Право естественное имеет сродство и прикосновенность с нравоучением, ибо обе сии науки почерпают свои начала из разума и предлагают общие необходимые законы, по которым

свободные деяния людей располагаемы быть должны; обе принуждают чувственный произвол человека, подчиняя оный своим правилам; обе имеют целью сохранение свободы людей, и деяния, согласные с оною, отчасти позволяют, отчасти представляют в виде должности. Но при сем сходстве находится также и различие между нравоучением и правом естественным» [3]. Значит, развитие разума, невозможно без развития образования, следовательно, доступ к реализации права на образование можно считать приоритетным.

Декабристское движение также не обошло вниманием сферу образования. Так, Пестель Павел Иванович отмечал, что устранение сословных привилегий, в том числе в образовании, позволит достичь «всеобщего благоденствия».

Чичерин Борис Николаевич в своих работах полагал, что свобода человека не может отождествляться с анархией (Чичерин, 1900). Человек, как изначально свободное существо, проходит несколько ступеней, на последней из которых, благодаря социальным институтам, в том числе системе образования, свобода человека находит высшее проявление.

Волнения, организованные декабристами, вынудили государство пойти на ужесточение контроля над распространением «опасных» идей среди молодежи посредством реформирования системы образования.

С целью подготовки и проведения реформы народного образования 14 (26) мая 1826 года при Министерстве народного просвещения создан Комитет устройства учебных заведений. Деятельность комитета была сосредоточена на разработке всех нормативных актов будущей реформы, систематизации данных о существующих учебных

заведениях, централизации регулирования сферы народного просвещения.

Первым этапом реформы стало издание 8 (20) декабря 1828 года Устава гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского (далее - Устав гимназий и училищ). Устав гимназий и училищ был призван упорядочить систему подведомственных университетам учебных заведений, увеличить их количество.

Нижний уровень образования - приходские училища, открывались везде, где имелись к тому средства. Подвергся изменению период обучения на различных его уровнях. Срок обучения в приходских училищах увеличивался до двух лет. В уездных училищах срок обучения составил три года. В гимназиях отныне обучались семь лет.

Большое внимание Устав гимназий и училищ уделял распределению полномочий между смотрителями и иными контрольно-надзорными должностными лицами.

Вслед за усилением контроля внутри учебных заведений в отечественной системе образования был усилен контроль над образовательными организациями. Положение об учебных округах Министерства народного просвещения, принятое 25 июня (7 июля) 1835 года, стало новым проявлением консервативных настроений проводимой реформы образования. Существовавшие учебные округа, ранее возглавляемые университетами, теперь полностью передавались в управление попечителя, который мог иметь при себе должностные лица в виде помощника и инспектора, выполнявших частные функции попечителя в пределах усмотрения последнего, а также собственную канцелярию. Коллегиальные начала в управлении все же сохранялись, хотя и ушли на второй план. В каждом учебном округе предусматривался Совет попечителя, имевший ограниченные полномочия.

Следующей ступенью реформы стало издание первого в истории российского права единого унифицированного нормативно-правового акта, охватывавшего предметом ведения устройство высших учебных заведений в целом. Ранее каждый университет имел собственный устав, учитывающий особенности той местности, в которой располагался университет.

Устав императорских российских университетов от 26 июля (9 августа) 1835 года (далее -Устав 1835 года). Каждый вуз теперь состоял из трех факультетов: философского, юридическо-

го и медицинского. Предмет регулирования Устава 1835 года охватывал следующие направления: 1) состав и предметы, преподаваемые на каждом факультете; 2) права и обязанности Совета университета; 3) статус Правления университета; 4) порядок назначения и обязанности должностных лиц университета; 5) содержание образования; 6) права и привилегии университетов; 7) статус находящихся при университетах вспомогательных учреждений; 8) средства образования.

Несмотря на еще большее усиление контроля над деятельностью университетов, с точки зрения юридической техники Устав 1835 года обладал несвойственными для российского законодательства XIX века диспозитивными нормами, предусматривающие усмотрение по отдельным вопросам.

В дальнейшем великие реформы Александра II, отменившие крепостное право и изменившие облик российского государства, затронули также и сферу образования. В 1864 году был утвержден новый Школьный устав, по которому в стране наряду с классическими гимназиями вводились гимназии и реальные училища, в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Школьный устав позволил расширить сеть училищ и положил начало созданию государственных образовательных учреждений во многих регионах Империи, где до этого, в большинстве своем, таких учреждений практически не существовало.

Реформирование образования затронуло и высшее образовательные учреждения. Так, Университетский устав 1863 года вводил частичную автономию университетов, которая заключалась в выборности ректоров и деканов и в расширении прав профессуры.

Стоит отметить, что реформы Александра II положили начало искоренению гендерного неравенства в отечественном высшем образовании: в 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Вышеперечисленные начинания в некоторой степени были остановлены в ходе контрреформ. Общее для данной эпохи усиление контроля отразилось и на сфере образования.

Циркуляр «О сокращении гимназического образования» (более известный под названием «циркуляр о кухаркиных детях»), принятый в 1887 году, запрещал прием в гимназии детей

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2

лакеев, мелких лавочников, прачек и других низких поселенческих социальных групп. Согласно Циркуляру, начальные школы передавались под юрисдикцию Святейшего Синода.

Университетский устав 1884 года упразднил созданную Александром II университетскую автономию и поставил под сомнение дальнейшее развитие женского высшего образования. Роль контроля со стороны попечителя учебного округа и ректора установлена на высоком уровне, когда как функции внутренних коллегиальных органов сведены к минимуму.

На образовании отразилось и усиление цензуры, оформленное в 1882 году путем издания «Временных правил о печати». Согласно Правилам, любое издание, материалы которого вызывали неодобрение власти, могло быть закрыто решением министра внутренних дел или обер-прокурора Синода.

Модернизация общества и государства, возникновение новых социально-экономических институтов в совокупности с контрреформистскими настроениями стали следствием возникновения религиозно-философских идей в праве, как возможного пути разрешения сложившихся противоречий в обществе и государстве.

Соловьев Владимир Сергеевич основывал религиозную философию, в том числе, на идеях «цельного знания». Определенное внимание уделялось длительному воспитательному процессу и внутреннему совершенствованию человека, результатом которого становится некоторая степень

Литература

зрелости человека, способности отражать мораль. Право получает моральное обоснование, как промежуточное положение между добром и злом. Следовательно, образование, с одной стороны, есть необходимое условие развития общества, а с другой - одно из прав, основанное на морали.

В последующие десятилетия, вплоть до революции 1917 года и прекращения существования Российской Империи, количество образовательных учреждений продолжало увеличиваться вместе с растущим уровнем грамотности населения.

В результате реформы образования 1828-1835 годов университеты лишились большинства полномочий по управлению образованием на более низких ступенях. Контроль и надзор над деятельностью образовательных организаций был ужесточен. Применяемая законодателем юридическая техника продолжала совершенствоваться, внедрялись ранее не свойственные российскому праву конструкции правовых норм. В ходе великих реформ Александра II произошла либерализация правового регулирования образовательных правоотношений, нивелированная контрреформами конца XIX века. Регулирование сферы образования в дореволюционной России осуществлялось как отдельными указами, так и крупными законодательными актами, обладавшими высокой степенью проработанности и юридической техники. Характер регулирования правоотношений в сфере образования находился во взаимосвязи с иными отношениями и процессами, проходившими в жизни общества.

1. Бондаревский А. Е. Развитие права человека на образование в политической и правовой мысли: от античности до начала XX века // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. № 4. С. 19-30.

2. Кодан С. В. Свод законов Российской империи. Место и роль в развитии юридической техники и систематизации законодательства в России в XIX - начале XX века // Юридическая техника. 2007. № 1. С. 178-191.

3. Куницын А. П. Право естественное. СПб.: Тип. Иос. Иоаннесова, 1818. 135 с.

4. Радищев А. Н. Опыт о законодательстве // Полное собрание сочинений А. Радищева. Т. 3. Труды по юриспруденции... М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). 674 с.

5. Сидоров О. А., Шабалина О. Л. Право на образование как объект научного исследования // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2015. № 1. С. 93-95.

6. Шабалина О. Л. Право на образование в ретроспективе мировой и отечественной правовой мысли // Марийский юридический Вестник. 2015. № 2 (13). С. 16-17.

7. Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю. Правовое регулирование сферы образования в дореволюционной России // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. № 5. С. 97-100.

8. Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю. Философско-правовые истоки права на образование // Конкурентоспособность будущего специалиста XXI века: проблемы, поиски, решения. 2017. С. 94-97.

9. Чичерин Б. Н. Опыты по истории русского права. М.: Тип. Эрнста Барфкиехта и комп., 1858. 402 с.

10. Чичерин Б. Н. Философия права. М.: Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев, 1900. 344 с.

References

1. Bondarevskii A. E. Razvitie prava cheloveka na obrazovanie v politicheskoi i pravovoi mysli: ot antichnosti do nachala XX veka [Development of the human right to education in political and legal thought: from antiquity to the beginning of the twentieth century]. Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk = Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2012, no. 4, pp. 19-30.

2. Kodan S. V. Svod zakonov Rossiiskoi imperii. Mesto i rol' v razvitii yuridicheskoi tekhniki i sistematizatsii zakonodatel'stva v Rossii v XIX - nachale XX veka [Code of laws of the Russian Empire. Place and role in the development of legal technniques and the systematization of legislation in Russia in the XIX - early XX century]. Yuridicheskaya tekhnika = Legal technique, 2007, no. 1, pp. 178-191.

3. Kunitsyn A. P. Pravo estestvennoe [Natural right]. Saint Petersburg: Tip. Ios. Ioannesova, 1818, 135 p.

4. Radishchev A. N. Opyt o zakonodatel'stve [The experience on the legislation]. Polnoe sobranie sochinenii A. Radishcheva. T. 3. Trudypoyurisprudentsii = Complete Works of A. Radishchev: V. 3. The works of the Law, Moscow; Leningrag: Izd-vo Akademii Nauk SSSR, 1938-1952, vol. 3 (1952), 674 p.

5. Sidorov O. A., Shabalina O. L. Pravo na obrazovanie kak ob"ekt nauchnogo issledovaniya [The right to education as an object of scientific research]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2015, no. 1, pp. 93-95.

6. Shabalina O. L. Pravo na obrazovanie v retrospektive mirovoi i otechestvennoi pravovoi mysli [The right to education in the retrospective of world and domestic legal thought]. Marijskij yuridicheskij vestnik = Mari Legal Herald, 2015, no. 2 (13), pp. 16-17.

7. Shabalina O. L., Shabalin G. Yu. Pravovoe regulirovanie sfery obrazovaniya v dorevolyutsionnoi Rossii [Legal regulation of education in pre-revolutionary Russia]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2016, no. 5, pp. 97-100.

8. Shabalina O. L., Shabalin G. Yu. Filosofsko-pravovye istoki prava na obrazovanie [The philosophical and legal origins of the right to education]. Konkurentosposobnost' budushchego spetsialista XXI veka: problemy, poiski, resheniya = Competitiveness of the future specialist of the XXI century: problems, search, solutions, 2017, pp. 94-97.

9. Chicherin B. N. Opyty po istorii russkogo prava [Experiments on the history of Russian law]. Moscow: Tip. Ernsta Barfkiekhta i komp., 1858, 402 p.

10. Chicherin B. N. Filosofiya prava [The philosophy of law]. Moscow: Tipo-litografiya Tovarishchestva I. N. Kushnerev, 1900, 344 p.

Статья поступила в редакцию 24.02.2018 г.

Submitted 24.02.2018.

Для цитирования: Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю. Особенности правового регулирования образования в дореволюционной России // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 77-81. DOI: 10.30914/2411-35222018-4-2-77-81

Citation for an article: Shabalina O. L., Shabalin G. Yu. Features of the legal regulation of education in pre-revolutionary Russia. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 77-81. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-77-81

Шабалина Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ol.shabablia@mail.ru

Шабалин Глеб Юрьевич, студент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, gleb.shabalin@yandex.ru

Ol'ga L. Shabalina, Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ol.shabablia@mail.ru

Gleb Yu. Shabalin, student, Mari State University, Yoshkar-Ola,

gleb.shabalin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.