УДК 37.014(470+476+574)
сравнительно-правовой анализ законодательства об образовании российской федерации,
республики беларусь, республики казахстан О. Л. Шабалина, Г. Ю. Шабалин
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
comparative and legal analysis of education legislation in the russian federation, the republic of belarus and the republic of kazakhstan
O. L. Shabalina, G. Ju. Shabalin
Mari State University, Yoshkar-Ola
Данная статья посвящена сравнительно-правовому анализу законодательства об образовании таких стран, как Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан. Сравнительно-правовой анализ проведен на основе нескольких критериев, отражающих основы права на образование в трех национальных правовых системах. Критериями анализа выступили: конституционное закрепление, формирование отрасли, центральный нормативный акт в сфере образования, основные законодательные дефиниции, предмет регулирования центрального нормативного акта в сфере образования, система и уровни образования, язык получения образования, типология образовательных учреждений. Выявлены сходства и различия, а также отличительные черты каждой национальной правовой системы по рассматриваемым критериям. Сравнительно-правовой анализ закрепления права на образование в Конституциях, законах и иных нормативно-правовых актах различных стран помогает глубже понять сущность и структуру данного права, выявить проблемы его реализации, определить возможные пути их решения.
Ключевые слова: право на образование, законодательство об образовании
This article is devoted to comparative and legal analysis of education legislation in such countries as the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan. The comparative and legal analysis is carried out on the basis of several criteria, reflecting the foundations of the right to education in the three national legal systems. The criteria for the analysis were: the constitutional recognition, the formation of branch of law, the central legislative act in the sphere of education, the basic legal definitions, the subject of regulation in the central legislative acts in the sphere of education, education system and levels of education, language in getting of education and the types of educational institutions. The study reveals similarities and differences, as well as the distinctive features of each national legal system on the considered criteria. The comparative and legal analysis of the right to education in the Constitutions, laws and other normative legal acts of different countries helps to better understand the nature and structure of the law, identify the problems of its implementation, to identify possible solutions.
Keywords: right to education, education legislation
Для проведения сравнительно-правового анализа закрепления в законодательстве права на образование нами были выбраны следующие страны евразийского экономического союза: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан.
Для сравнительно-правового анализа нами были выбраны несколько критериев, отражающих основы права на образование в трех национальных правовых системах: конституционное закрепление, формирование отрасли, центральный нормативный акт, основные законодательные дефиниции, предмет регулирования, система и уровни образования, язык получения образования, типология образовательных учреждений.
Конституционное закрепление рассматриваемого права в конституциях Республики Беларусь и Российской Федерации идентично: каждый имеет право на образование (ст. 49 Конституции Республики Беларусь, ст. 43 Конституции РФ). В то же время Конституция Республики Казахстан не формулирует право на образование в общем виде, отдельно рассматривая конституционную гарантию на бесплатное среднее образование и право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (ч. 1,2 ст. 30 Конституции Республики Казахстан) [4]. Данные положения Конституции Республики Казахстан содержат основные характеристики реализации права на образование. Аналогичными являются
© Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю., 2016
Вестник Марийского государственного университета
и закрепленные конституциями Республики Беларусь и Российской Федерации характеристики: доступность и бесплатность общего среднего образования; возможность получения на конкурсной основе бесплатного высшего образования [3; 5].
Можно обратить внимание, что конституции Республики Казахстан и Российской Федерации содержат в соответствующих статьях о праве на образование и конституционную обязанность, заключающуюся в обязательности некоторых уровней образования. Так, ч. 4, ст. 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основное общее образование является обязательным, а ч. 1, ст. 30 Конституции Республики Казахстан провозглашает обязательное среднее образование. В то же время Конституция Республики Беларусь подобной нормы не содержит. Конституционная обязанность получить некий предусмотренный уровень образования в Республике Беларусь отсутствует.
Конституции Российской Федерации и Республики Беларусь помимо положений, характеризующих право на образование в соответствующем разделе, посвященном правам и свободам, содержатся нормы, прямо связанные с правом на образование. Так, п. «в» ч. 1 ст. 144 Конституции Российской Федерации относит к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области образования. Обеспечение проведения государственной политики в области образования отнесено к компетенции Правительства Республики Беларусь статьей 107 Конституции Республики Беларусь. В Республике Казахстан конституционно не закреплены полномочия высшего органа исполнительной власти в области образования.
Важное отличие состоит в том, что в Республике Беларусь право на образование является кодифицированным. С принятием Кодекса Республики Беларусь об образовании (№ 243-3 от 13 января 2011 г.), содержащего основы правового регулирования в сфере образования, утратили силу законы, ранее регулировавшие данную область общественных отношений.
Развитие законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан не пошло по пути кодификации права на образование, несмотря на имевшие место продолжительные научные дискуссии по данному вопросу. Действовавший на протяжении двадцати лет Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года, содержащий большое число поправок и дополнений, утратил силу. 29 декабря 2012 года
был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года, включающий 111 статей. Ныне действующий Закон Республики Казахстан «Об образовании» № 319-III от 27 июля 2007 года, включающий 68 статей, заменил Закон Республики Казахстан «Об образовании» № 389-I от 7 июня 1999 года, включавший 50 статей.
Отсутствие Кодекса об образовании в Российской Федерации и Республики Казахстан не позволяет говорить о формальном существовании, наряду с другими отраслями права, образовательного права. Вместе с тем, регулирование общественных отношений в сфере образования в Российской Федерации достаточно полно осуществляется на основе Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Данные нормативно-правовые акты в своей совокупности составляют законодательство об образовании Российской Федерации. Аналогично в Республике Казахстан нормативное обеспечение правового регулирования образовательной сферы осуществляется законодательными и иными актами различных уровней.
Имеют место различия в определении в законодательстве понятия «образование». Так, п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [6].
Схожее определение дает п. 1. 6 ч. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании № 243-3 от 13 января 2011 года. Здесь термин «образование» понимается как обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося [2].
В законодательстве Республики Казахстан нет понятия образования как такового. Вместе с тем применяется широкая трактовка понятия
«образовательная деятельность», как процесса целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности (п. 11 ст. 1 Закона Республики Казахстан «Об образовании» № 319-Ш от 27 июля 2007 года) [1].
В то же время в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Кодексе Республики Беларусь об образовании содержатся определения образовательной деятельности, только в ином понимании. Так, в п. 17, ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «образовательная деятельность» определяется как деятельность по реализации образовательных программ [6]. В п. 1. 7, ч. 1, ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании № 243-3 от 13 января 2011 года образовательная деятельность определена как деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования [2].
Можно сделать вывод, что в Республике Казахстан понятие «образовательная деятельность» понимается аналогично тому, как определяется «образование» в Республике Беларусь и Российской Федерации. В то время как в Республике Беларусь понятия «образование» и «образовательная деятельность» схожи, в Российской Федерации понятие «образовательная деятельность» дается в более узком смысле.
Говоря о законодательных актах, регулирующих сферу образования и реализацию права на образование, необходимо обратить внимание на предмет регулирования, прописанный в рассматриваемых законодательных актах.
Так, ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определяет свой предмет регулирования как общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование [6].
Закон Республики Казахстан «Об образовании» № 319-Ш от 27 июля 2007 года в преамбуле под предметом своего регулирования понимает общественные отношения в области образования, определение основных принципов государственной политики в этой области и обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование [1].
Поскольку в Республике Беларусь право на образование является кодифицированным, то предмет регулирования определяет сущность права на образование как отрасли права. Так, ст. 4 Кодекса Республики Беларусь об образовании № 243-3 от 13 января 2011 года определяет, что предметом регулирования являются общественные отношения в сфере образования, и перечисляет элементы структуры таких правоотношений.
Следующим критерием сравнительного анализа является система образования и ее структура в законодательстве рассматриваемых стран.
Федеральное законодательство Российской Федерации не дает определения системы образования, сосредоточивая все внимание на компонентной составляющей.
Кодекс Республики Беларусь об образовании № 243-3 от 13 января 2011 года и Закон Республики Казахстан № 319-Ш от 27 июля 2007 года «Об образовании» сходно определяют «систему образования» как некую совокупность взаимодействующих компонентов. В то же время компонентная составляющая системы образования в Республике Беларусь определена отдельно.
Законодательство Казахстана, подобно законодательству Российской Федерации, дает определение системы образования через ее компоненты, тем самым компоненты системы образования Республики Казахстан включены в определяющую понятие статью закона.
При изучении реализации права на образование необходимо обратить внимание на установленные законодателем уровни образования. В этом отношении в законодательстве рассматриваемых стран существуют некоторые различия.
Важным аспектом реализации права на образование является язык, на котором осуществляется образование. Эта проблема является важной с точки зрения дифференцированного состава населения. Российская Федерация является многонациональным государством. Для Республики Беларусь и Республики Казахстан характерным является наличие высокого процента русскоязычного населения.
В Российской Федерации ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года гарантирует получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования [6]. При этом, согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации, государственным языком признается русский [5]. Следовательно, получение
Вестник Марийского государственного университета
образования на русском языке гарантируется государством, однако возможность получения образования на ином языке находится в прямой зависимости от возможностей системы образования.
Кодекс Республики Беларусь об образовании № 243-3 от 13 января 2011 года также содержит нормы, посвященные языку образования. Ч. 1 ст. 90 Кодекса устанавливает, что основными языками обучения и воспитания в Республике Беларусь являются государственные языки Республики Беларусь. При этом государство гарантирует гражданам право выбора обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь, создает условия для реализации этого права, а язык образования в конкретном учреждении определяется учредителем данного учреждения [2].
Так как Конституция Республики Беларусь устанавливает, что государственными языками Республики Беларусь являются русский и белорусский (ст. 17 Конституции Республики Беларусь) [3], следовательно, права национальных и русскоязычных слоев населения соблюдены в равной степени: существует свобода выбора как языка, так, учреждения в соответствии с собственными предпочтениями.
Законодательство Республики Казахстан также предусматривает нормы, направленные на правовое регулирование языковых вопросов в образовании. Так, ч. 2 ст. 9 Закона Республики Казахстан «Об образовании» № 319-Ш от 27 июля 2007 устанавливает, что все организации образования должны обеспечить знание казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков. При этом право на получение образования на родном языке обеспечивается созданием при наличии возмож-
ности соответствующих организаций образования, классов, групп, а также условий их функционирования (ч. 3, ст. 9 Закона) [1]. При этом государственным языком в Республике Казахстан законодатель признает только казахский язык [4]. Следовательно, образование на казахском языке поставлено в более защищенное правом положение, чем образование на других языках, в том числе и на русском - правовое положение казахского языка в образовании в Республике Казахстан сходно с правовым положением русского языка в образовании в Российской Федерации. Однако интересы русскоязычного населения в Республике Казахстан не нарушены, так как русский язык из всех негосударственных один обладает неким «привилегированным» положением в сфере образования с правовой точки зрения.
Немаловажной характеристикой реализации права на образование является типология образовательных организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Типология образовательных организаций, учреждений образования и организаций образования Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан сходны. Несмотря на различия в типологии уровней образования, в законодательстве рассматриваемых стран организации и учреждения образования классифицируются по одному признаку - реализации соответствующих образовательных программ.
Сравнительно-правовой анализ закрепления права на образование в Конституциях, законах и иных нормативно-правовых актах различных стран помогает глубже понять сущность и структуру данного права, выявить проблемы его реализации, определить возможные пути их решения.
Литература
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» № 319-Ш от 27 июля 2007. URL: http://online.zakon.kz/document/30118747
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании № 243-3 от 13 января 2011 года. URL: http://etalonline.by/?type= text®num=Hk1100243#load_text_none_1_ (дата обращения: 20.05.2016).
3. Конституция Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/2101 (дата обращения: 20.05.2016).
4. Конституция Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/1005029 (дата обращения: 20.05.2016).
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 20.05.2016).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. URL: http:// base.garant.ru/70291362/
References
1. Zakon Respubliki Kazahstan «Ob obrazovanii» № 319-III ot 27 ijulja 2007 [Law "On education" of The Republic of Kazakhstan № 319-Ш of July 27, 2007]. URL: http://online.zakon.kz/document/30118747
2. Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii № 243-3 ot 13 janvarja 2011 goda [Code of the Republic of Belarus on education № 243-3 on January 13, 2011]. URL: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk1100243#load_text_none_1_
3. Konstitucija Respubliki Belarus' [Constitution of the Republic of Belarus]. URL: http://www.pravo.by/2101
4. Konstitucija Respubliki Kazahstan [Constitution of the Republic of Kazakhstan]. URL: http://online.zakon.kz/Document/1005029
5. Konstitucija Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrja 1993 goda [Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993]. URL: http://www.constitution.ru/
6. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29 dekabrja 2012 goda [Federal Law "On Education in the Russian Federation" № 273-FZ of December 29, 2012]. URL: http://base.garant.ru/70291362/
Статья поступила в редакцию 25.05.2016 г.
Submitted 25.05.2016.
Для цитирования: Шабалина О. Л., Шабалин Г. Ю. Сравнительно-правовой анализ законодательства об образовании Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 4 (8). С. 99-103.
Citation for an article: Shabalina O. L., Shabalin G. Ju. Comparative and legal analysis of education legislation in the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 4 (8), pp. 99-103.
Шабалина Ольга Леонидовна,
доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Шабалин Глеб Юрьевич,
студент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
gleb. shabalin@yandex. ги
Shabalina O'lga Leonidovna,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,
ol. shabalina@mail. ru
Shabalin Gleb Jur'evich,
Mari State University, Yoshkar-Ola,
gleb. shabalin@yandex. ru