11. Особенности управления затратами торговых предприятий/ Балгужин Д.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 34-36.
12. История теории бюджета/ Сибагатулина Л.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 243-245.
13. Устойчивое развитие крупных городов с позиций оценки конкурентоспособности территории/ Богомолова И.В., Машенцова Л.С., Сазонов С.П.// Фундаментальные исследования. 2014. № 9-11. С. 2506-2510.
14. Местный бюджет в Российской федерации/ Сазонов С.П., Перекрестова Л.В., Лукьянова А.В.// С. П. Сазонов, Л. В. Перекрестова, А. В. Лукьянова. Москва, 2005.
Shuvaeva Anastasia I., student (e-mail: [email protected]) Ivushkina Irina E., student (e-mail: [email protected]) Volgograd state technical University, Russia Galen Of Fedotova V., Professor, doctor of economic Sciences, Department of "Economics and Finance companies", Volgograd state technical University, Russia (e-mail: [email protected]) METHODS OF EVALUATION OF INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION
Abstract: In this paper, the methods of estimation of investment potential, the content of the methods is the ability to determine the degree of implementation of the investment attractiveness of the region, expressed by the ratio of the investment activity of the region is its investment attractiveness.
Keywords: investments, potential, risk, methods of investment attractiveness.
УДК 330.342
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Шуваева Анастасия Ивановна, студент (e-mail: [email protected]) Ивушкина Ирина Евгеньевна,студент (e-mail: Ivushkina.i [email protected]) Сазонов Сергей Петрович,профессор, д.э.н., кафедра «Экономика и финансы предприятий», (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный технический университет,Россия
Одним из условий стабильности и развития банковской системы является грамотно организованный механизм лицензирования кредитных организаций, а так же банковский надзор на осуществление операций.
Ключевые слова: регулирование, кредитные организации, лицензия, банковская деятельность.
В современной России государственное управление банковской системой предусматривает использование рыночных механизмов опосредован-
ного (косвенного) управления ею. В этих условиях становится актуальным государственное регулирование банковской деятельности, которое призвано решать следующие задачи:
1) повысить эффективность государственного влияния на экономику России, включая денежно-кредитную сферу;
2) обеспечить целостность Российской Федерации, единство системы ее государственной власти и экономического пространства; способствовать устойчивости экономики России, ее банковской системы и национальной валюты, т.е. способствовать соблюдению публичных интересов в процессе банковской деятельности;
3) обеспечить свободу предпринимательства, конкуренцию кредитных организаций в банковской сфере, их оперативную (хозяйственную) независимость и, наряду с этим, создать правовые гарантии прав и законных интересов потребителей банковских услуг.
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих банковскую деятельность, а также научной литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие направления государственного регулирования этой сферы деятельности:
а) нормотворчество, в процессе которого устанавливаются правовые нормы, регулирующие организацию и принципы функционирования банковской системы Российской Федерации, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; порядок осуществления банковской деятельности; порядок осуществления банковского надзора и контроля;
б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в Российской Федерации, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;
в) банковское регулирование с использованием инструментов и методов денежно-кредитной политики;
г) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью;
д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.[1]
Одним из условий стабильности и развития банковской системы является грамотно организованный механизм лицензирования кредитных организаций. Данный принцип закреплен базельскими соглашениями и в настоящее время активно реализуется Банком России. Классическая система лицензирования деятельности банков включает следующие основные элементы:
— Лицензирование деятельности вновь создаваемых кредитных организаций;
— Лицензирование деятельности действующих кредитных организаций в части получения дополнительных лицензий;
— Контроль за созданием и деятельностью обособленных и внутренних подразделений кредитных организаций;
— Контроль и регистрация изменений в структуре собственности кредитной организации, величины её уставного капитала, любых изменений в учредительных документах кредитной организации;
— Проверка правомерности участия в уставном капитале кредитной организации: деловая репутация учредителей, происхождение средств, используемых для формирования уставного капитала, финансовая устойчивость участников капитала.[2]
В соответствии с законодательством, банковские операции могут проводиться только на основании лицензии, выданной кредитным учреждениям Центральным Банком России.
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после её государственной регистрации в порядке, установленным ФЗ «О банках и банковской деятельности» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентирован законодательством Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.
Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации требуется предварительное согласие Банка России.
Формирование уставного капитала за счет иностранных инвестиций также требует разрешения Банка России.
Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и здание, в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы.
Основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации изложены в ст.16 ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Кредитные организации в зависимости от спектра выполняемых операций подразделяются на банки и небанковские кредитные организации (ст. 1 ФЗ "О банках и банковской деятельности").
Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков со 100-процентным участием российского капитала и банков, имеющих долю участия иностранных инвестиций, не более 50% уставного капитала, составляет в настоящее время 2,0 млн. ЭКЮ, для небанковских кредитных организаций - 0,5 млн. ЭКЮ.
Для вновь создаваемых банков с долей иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50% минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн. ЭКЮ.
Для получения лицензии, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, минимальный размер собственных средств (капитала) составляет 5 млн. ЭКЮ (для небанковских кредитных организаций -1,25 млн. ЭКЮ). [3]
Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:
-лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте;
- лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Таким образом, в зависимости от того, на какой стадии государственного управленческого процесса применяются регистрационные, лицензионные, согласовательные, уведомительные, в т.ч. антимонопольные, банковские процедуры, они могут иметь либо характер банковского регулирования, либо характер банковского надзора. Так, в момент создания кредитной организации упомянутые банковские процедуры являются элементами банковского регулирования. В последующем, например, при внесении изменений в состав учредителей, в уставный капитал и т.п., если, помимо регистрации, Банк России оценивает ранее проведенные сделки или принятые решения с точки зрения их законности, имеет место не только банковское регулирование, но и банковский надзор.[4]
В заключение необходимо отметить, что исследование правовых основ банковского контроля и надзора не только способствует развитию науки банковского права, но и может иметь вполне ощутимые практические результаты, связанные с улучшением контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере.
Список литературы
1. ФЗ «О банках и банковской деятельности».
2. Колесникова В.И., Коливецкая Л.П. Банковское дело М.: Финансы и статистика, 99-2015.
3. Кредитные организации в банковской системе Российской Федерации (гражданско-правовые проблемы): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Трофимов К. Т.. -М., 2015.
4. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. — М., 2014.
5. Суханов Е. А. Правовое регулирование банковской деятельности. - М.: ЮрИнфоР, 2014.
6. Якунина, И.А. Кредитование юридических лиц в российской банковской системе в условиях финансового кризиса / И.А. Якунина, Г.В. Федотова // Юность и Знания -Гарантия Успеха - 2015 : сб. науч. тр. 2-й междунар. науч.-практ. конф. (1-2 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: А.А. Горохов (отв. ред.) / Юго-Западный гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга» [и др.]. - Курск, 2015. - C. 251-255.
7. Якунина, И.А. Обзор экономических изменений в России в период санкций / И.А. Якунина, В.П. Сандрыгайло, Г.В. Федотова // Юность и Знания - Гарантия Успеха -2015 : сб. науч. тр. 2-й междунар. науч.-практ. конф. (1-2 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: А. А. Горохов (отв. ред.) / Юго-Западный гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга» [и др.]. - Курск, 2015. - C. 165-169.
8. Якунина, И.А. Особенности кредитного процесса в коммерческом банке [Электронный ресурс] / И.А. Якунина, Г.В. Федотова, В.П. Сандрыгайло // Управление, Бизнес и Власть : электрон. науч. журнал. - 2015. - № 1. - C. Режим доступа : http://ubv.esrae.ru/133.
9. Якунина, И.А. Причины отказа кредитования юридических лиц / И.А. Якунина, Г.В. Федотова // Молодёжь и XXI век - 2016 : матер. VI междунар. молодёжн. науч. конф. (25-26 февр. 2016 г.). В 4 т. Т. 1 / редкол.: А. А. Горохов (отв. ред.) [и др.] ; Юго-Западный гос. ун-т [и др.]. - Курск, 2016. - C. 414-417.
10. Якунина, И. А. Проблемы банковского кредитования юридических лиц и пути их решения [Электронный ресурс] / И.А. Якунина, Г.В. Федотова // Управление, Бизнес и Власть: электрон. науч. журнал. - 2015. - № 1. - C. Режим доступа : http://ubv.esrae.ru/133.
11. Государственно-частное партнерство и специфика его реализации в регионах России/ Плотников В.А., Федотова Г.В., Пролубников А.В.// Экономика и управление. 2015. № 1 (111). С. 38-43.
12. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами/ Козенко Ю.А., Федотова Г.В.// монография / Козенко Ю. А., Федотова Г. В.. Элиста, 2006.
13. Теории финансов и финансового менеджмента/ Перекрестова Л.В., Федотова Г.В., Мытарева Л.А.// учебное пособие / Л. В. Перекрестова, Г. В. Федотова, Л. А. Мы-тарева ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. ун-т". Волгоград, 2010.
14. Оценка инвестиционной привлекательности рынка драгоценных металлов в условиях мирового финансового кризиса/ Федотова Г.В., Широбакин В.И.// Финансы и кредит. 2011. № 2 (434). С. 56-59.
15. Особенности управления затратами торговых предприятий/ Балгужин Д.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 34-36.
16. История теории бюджета/ Сибагатулина Л.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 243-245.
17. Устойчивое развитие крупных городов с позиций оценки конкурентоспособности территории/ Богомолова И.В., Машенцова Л.С., Сазонов С.П.// Фундаментальные исследования. 2014. № 9-11. С. 2506-2510.
18. Местный бюджет в Российской федерации/ Сазонов С.П., Перекрестова Л.В., Лукьянова А.В.// С. П. Сазонов, Л. В. Перекрестова, А. В. Лукьянова. Москва, 2005.
Shuvaeva Anastasia, student (e-mail: [email protected]) Ivushkina Irina, student (e-mail: [email protected]) Sazonov S.P., Professor, doktor of economic Sciences,
Department of "Economics and Finance companies", Volgograd state technical University, Russia (e-mail: [email protected]) FEATURES OF LEGAL REGULATION OF LICENSING OF CREDIT INSTITUTION
Abstract: One of the conditions for the stability and development of the banking system is well-organized mechanism for licensing of credit organisations and Bank supervision of operations.
Key words: regulation, credit organisations, licenses and banking activities.
ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССАМБЛЕИ НАРОДА
КАЗАХСТАНА Шуншалина Гульсара Шалабаевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., МВА, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Казахстан, Петропавловск, СКГУ им. М. Козыбаева
Ассамблея народа Казахстана демонстрирует всему миру успешность политики, проводимой Казахстаном в области межэтнических отношений. Уникальный институт, объединяющий более 100 этносов страны, сыграл огромную роль в сохранении стабильности и поступательном развитии Республики Казахстан. Чувство сплочённости и единства возможны на основе общей веры в ценности и цели «Мэцгшк Ел». Организации, предоставляющие сотрудникам более широкие полномочия, требуют особой ментальности собственника, в основе которой лежит базовое доверие. Формирование корпоративной культуры организации - это проявление здравого смысла её дела, компетентности и эффективности менеджмента, условие выживания в глобальном мире.
Ключевые слова: современный менеджмент, корпоративная культура, нормативно-ценностное управление, бренд, ценностная декларация, доверие, корпоративная социальная ответственность.
Корпоративная культура способна уменьшать степень коллективной неопределённости, создавать общественный порядок, обеспечивать целостность за счёт ценностей и норм, воспринимаемых всеми и передаваемых новому поколению, создавать чувство причастности к организации и преданность общему делу посредством объединения членов группы в единое целое. Указанное, напрямую связано со смысловой нагрузкой, которой наделяется Ассамблея народа Казахстана (АНК) в современном казахстанском обществе. Если рассматривать организацию как систему по модели Скотта Синка, то: 1) результативность: делать то, что нужно; 2) эффективность: делать правильно; 3) качество: предвосхищать желание конечного пользователя; 4) инновации: постоянное улучшение и т.д.