ISSN 2311-8709 (Online) Банковская деятельность
ISSN 2071-4688 (Print)
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ ОТТОКА ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА Никита Викторович ГУРИН
кандидат юридических наук, аспирант кафедры банков, денежного обращения и кредита, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Москва, Российская Федерация [email protected]
История статьи: Аннотация
Принята 28.04.2016 Предмет. В связи с политическим давлением со стороны иностранных государств, введением
Принята в доработанном виде санкций в отношении России и кризисными явлениями в мировой экономике для российского 12.05.2016 банковского сектора актуальна проблема оттока капитала из банковского сектора. Поэтому
Одобрена 31.05.2016 необходимо выработать и принять меры по стабилизации ситуации в экономике. Предметом
данной работы является оценка оттока капитала из российского банковского сектора и УДК 336.71.078.3 предложение способов привлечения иностранного капитала в российские банки.
JEL: G21, £21, К23, 016, 038 Цели. Анализ показателей участия иностранного капитала в банковском секторе России и
разработка механизмов привлечения иностранного капитала в российский банковский сектор. Методология. С помощью общенаучных методов познания анализа, синтеза, сравнения, а также экономических, эконометрических и статистических методов проанализированы различные аспекты участия иностранного капитала в российском банковском секторе и предложены возможные пути решения выявленных проблем.
Результаты. Выявлены возможные пути решения проблем бегства капитала. Предложены методы усовершенствования банковского регулирования в части лицензирования отдельных банковских продуктов и услуг на исключительной основе; мониторинга и расчета квоты участия иностранного капитала в российском банковском секторе и согласования сделок с правами на акции (доли) в уставном капитале российских банков, а также на права на них. Выводы. Для российского банковского сектора характерен отток активов иностранного капитала из банков за границу, что связано с политическими и экономическими процессами, происходящими в России и в мире. Отмечено, что в России наблюдаются процессы выведения иностранного капитала и сокращения его доли участия в российских банках (в случае если речь идет о сокращении неконтрольного пакета в уставном капитале). В целях развития иностранного участия и сохранения иностранного капитала в российской экономике предложено: осуществлять лицензирование отдельных банковских продуктов и услуг на исключительной основе; обеспечить развитие конкуренции в банковском секторе, что было Ключевые слова: бы возможно при стимулировании со стороны государства создания конкурентоспособных
согласование сделок, банки, банковских конгломератов на базе частного сектора при государственной поддержке; приобретение акций, усовершенствовать банковское регулирование в части мониторинга и расчета квоты участия
регулирование иностранного капитала в российском банковском секторе.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В условиях современной экономики банковский сектор России характеризуется оттоком иностранного капитала при одновременном росте доли банков с преобладающим государственным участием. Развитие таких процессов ведет к дальнейшему укреплению роли подобных российских банков и рискам ограничения конкуренции в будущем. С учетом того что одной из целей развития российского рынка, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, является развитие конкурентной среды в России как ключевой предпосылки формирования стимулов к инновациям и росту эффективности, на данном этапе целесообразно и важно принимать меры по привлечению капитала на российский рынок.
Оценка данных Банка России показывает, что еще с 2008 г. активизировался вывод иностранного капитала из России, в 2012 г. получила развитие тенденция к уходу иностранных участников с российского рынка в связи с тем, что конкуренция и риски на российском рынке выросли, а необходимой рентабельности достигнуть не удалось. Сокращение деятельности иностранных банков наглядно подтверждено уходом с российского рынка банка Абсолют (бельгийская группа KBC), West LB, Свенска Хандельсбанкен и других банков. По данным портала Банки.ру со ссылкой на Банк России, аналогично стали сокращаться активы банков под контролем иностранных собственников (снизились по сравнению с 2011 г. на 1% и по итогам 2012 г. составили около 11%). Дефицит ликвидности усугублялся уходом международных инвесторов с российского рынка и оттоком частных капиталов.
По данным Банка России, сумма участия нерезидентов в уставных капиталах действующих кредитных организаций по состоянию на
01.10.2015 незначительно сократилась и составила 346 394,9 млн руб. (348 159,7 млн руб. на 01.07.2015) (без учета нерезидентов, находящихся под существенным влиянием резидентов Российской Федерации). Таким образом, по состоянию на 01.10.2015 доля нерезидентов в совокупном оплаченном уставном капитале всех действующих кредитных организаций по сравнению с 01.07.2015 сократилась и составила 17,22%. Доля нерезидентов в совокупном оплаченном уставном капитале кредитных организаций на 01.10.2015 составила 14,71% (без учета участия нерезидентов, находящихся под существенным влиянием резидентов Российской Федерации).
Сократилось общее количество кредитных организаций с иностранным участием в России. Следует отметить, что с 2010 по 2014 г. наблюдался рост активности иностранного капитала в российском банковском секторе. Число банков с иностранным участием составило 226 на 01.01.2010 и 220 на 01.01.2011. На фоне политического давления на Россию в 2014-2016 гг. рост по состоянию на 01.01.2013 до 244 и на 01.01.2014 до 251 сменился резким уходом банков с рынка. Общее число кредитных организаций с иностранным участием составило 199 по состоянию на 01.01.2016. При этом число кредитных организаций со 100/50% иностранным участием в капитале за указанный период сократилось незначительно (на 01.01.2010 - 82/26, на 01.01.2011 - 80/31, на 01.01.2013 - 77/36, на 01.01.2013 - 73/44, на 01.01.2014 - 76/46, на
01.01.2016 - 68/38).
Указанные процессы в основном обусловлены внешними политическими и экономическими факторами. На фоне политического давления со стороны иностранных государств в отношении экономики России были введены санкции и запреты предоставления ликвидности поименованным компаниям и лицам (в том числе запрет осуществления инвестиций, предоставления долгосрочных кредитов). Указанные мероприятия вызывают обеспокоенность с экономической и репутационной точек зрения развития российского банковского сектора. Третьей причиной ухода с российского рынка стали проблемы основных материнских иностранных банков, в результате чего им пришлось закрыть дочерние банки на территории России.
В литературе также обращается внимание на то, что 35% капитала вывозится с целью приумножить
прибыль, расширить сферу деятельности на зарубежных рынках, остальная доля вывозится для укрытия от преследования и сохранения.
Как следствие, наметилось замедление процессов расширения иностранного участия и сделок слияний и поглощений на российском банковском рынке.
Одновременно значимое влияние на отток капитала оказало ужесточение регулирования банковского сектора со стороны Банка России, поддержка национального банковского сектора. Банкам приходится вести политику активного увеличения капитализации, так как новые изменения и регулирования банковского сектора могут сильно увеличить нагрузку на собственный капитал банков. В то же время в литературе со ссылкой на данные Банка России обращается внимание на уменьшение возможностей кредитования, падение прибыльности качества и уровня надежности заемщиков, что влечет увеличение рисков работы на российском рынке.
Мониторинг деятельности иностранных банков показал, что им не всегда удается найти свои ниши на российском рынке, при том что рынок розничных услуг формируется при значительной доле банков с государственным участием, а введение санкций направлено на вывод иностранного капитала с рынка Российской Федерации, банки вынуждены искать приоритетные направления развития услуг и фокусироваться на них (рынок кредитных карт, рынок автокредитования, в исследованиях анализируется возможность использования облачных технологий, мобильного эквайринга).
Стоит также принять во внимание, что показатель доли участия банков с иностранным капиталом в российском банковском секторе в розничном кредитовании составил 12,5% по состоянию на 01.01.2014 и снизился до 6,6% по состоянию на 01.01.2015, а доля кредитов нефинансовому сектору составила 12% по состоянию на 01.01.2014 и упала до 7,7% по состоянию на 01.01.2015, поэтому важно понимать масштабность и значимость сдерживания иностранного капитала на российском рынке.
В свою очередь доля банков с государственным участием на внутреннем рынке Российской Федерации устойчиво росла с 2009 до 2015 г. (в 2012 г. на них пришлась половина всего банковского рынка). Подобный рост произошел в том числе за счет сокращения доли рынка крупных частных банков при одновременной реализации программ предоставления ликвидности со
стороны публичного субъекта. Это может привести к ухудшению позиций частных банков и проблемам при осуществлении контроля концентраций на рынке.
Исследования в области конкурентной среды российского рынка финансовых услуг, проведенных компанией Frank Research Group, показали, что по состоянию на 01.04.2015 доля банков с преобладающим государственным участием на рынке кредитования частных клиентов, рынке нецелевых кредитов наличными, рынке срочных вкладов, текущих счетов и вкладов до востребования, рынке ипотечного кредитования превышает 50%, при том что указанные банки занимают первые позиции. Как следствие это может привести к асимметричности информации, росту взимаемых с клиентов комиссионных, падению эффективности и ограничению конкуренции на рынке. Анализ практики регулирования показывает тенденцию развития конкуренции между правительствами развитых стран.
Статистические данные компании Frank Research Group сопоставимы с данными ГК «Агентство по страхованию вкладов», из которых следует, что доля рынка ОАО «Сбербанк России» на 01.01.2014 составила 46,7%. В свою очередь доля Группы ВТБ ориентировочно с 5,7% (по состоянию на
01.01.2009) увеличилась до 6% (по состоянию на
01.01.2010), до 7,2% (по состоянию на 01.01.2011), до 9% (по состоянию на 01.01.2012), до 9,4% (по состоянию на 01.01.2014). Доля Группы Газпромбанк ориентировочно с 1,8% (по состоянию на 01.01.2009) увеличилась до 2,12,2% (по состоянию на 01.01.2011-01.01.2014). Указанные тенденции увеличения доли банков с государственным участием на рынке сопутствуют уменьшению доли частных банков на рынке. В то же время подчеркивается значительная доля частных банков на рынке специфических банковских услуг. Отмечается, что на рынке кредитных карт доля АКБ «Русский Стандарт» составила 10,4%, АО «АЛЬФА-БАНК» - 6,9%, АО «Тинькофф Банк» - 6,5%, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» - 3,1%, АО «ОТП Банк» - 3%; на рынке автокредитования ООО «Сетелем Банк» -9%, ООО «Русфинанс Банк» - 9%, АО ЮниКредит Банк - 8,1%, АО «ТОЙОТА БАНК» - 4,9%, АО «Райффайзенбанк» - 4,3%, АО «Кредит Европа Банк» - 3,7%.
В литературе обращается внимание на проблему роста доли государственной собственности в банковском секторе Российской Федерации. Вместе с тем исследования по странам с переходной экономикой (Центральной и Восточной
Европы) продемонстрировали позитивное влияние банков с государственным участием на финансовый сектор. Однако данный вывод показателен в условиях структурных диспропорций и общей нестабильности и может создать трудности при обеспечении конкуренции в банковском секторе в будущем. В дальнейшей перспективе монополизация рынка могла бы стать одним из тормозов развития экономики. В связи с этим предлагается разработать и осуществить механизмы по привлечению иностранного капитала и развитию российского банковского сектора.
В условиях роста государственного участия в банковском секторе Российской Федерации и падении интереса к российскому рынку со стороны иностранных инвесторов было бы целесообразно применять механизмы демонополизации и привлечь иностранный капитал на российский рынок, создавать условия для повышения потребительского спроса на новые банковские продукты, в том числе услуги, отсутствующие на российском рынке.
Одним из действенных механизмов развития банковского сектора в современных условиях может быть привлечение иностранного капитала в капитал банков с государственным участием в пределах неконтролирующей доли, что позволит внедрять передовые технологии иностранных кредитных институтов, способствовать оптимизации управления ресурсной базой привлеченного капитала.
Одновременно следует отметить, что развитие конкуренции в банковском секторе было бы возможно при стимулировании со стороны государства создания конкурентоспособных банковских конгломератов на базе частного сектора при государственной поддержке. Положительный эффект от предложенного подхода проявился бы в развитии зарубежных конкурентоспособных банковских продуктов, что способствовало бы развитию слияний и поглощений на рынке Российской Федерации и расширению на европейский рынок.
В качестве решения проблемы развития рынков услуг в России может быть предложено лицензирование отдельных банковских продуктов и услуг на исключительной основе. Тем самым будут определяться различные области специализации в финансовом секторе, которые в дальнейшем могут сформировать сообщества саморегулируемых организаций либо приведут к лицензированию в специальных направлениях деятельности.
Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность перехода к предоставлению кредитным организациям полных и ограниченных лицензий для развития отдельных банковских продуктов.
Разграничение банков по полной и ограниченной лицензии поможет решить вопрос об уходе с рынка малых узкоспециализированных банков в случае очередного повышения требований к капиталу, а также в итоге будет содействовать конкуренции и поможет восстановить территориальный баланс предоставления банковских услуг. Смысл ограниченной лицензии заключается в том, чтобы банки, которые не справятся с очередным требованием к минимальному размеру капитала, могли остаться на рынке и в дальнейшем осуществлять деятельность по сокращенному количеству операций. Ограниченная лицензия может также предполагать территориальное ограничение предоставления услуг с более узким перечнем операций (например, осуществление деятельности в одном субъекте Российской Федерации, исключающее операции с иностранной валютой).
Вместе с тем предложение по разграничению объема лицензий может быть реализовано на основе комплексного подхода к регулированию банковского сектора, причем как на федеральном, так и на местном уровне. В России отсутствует развитый сформировавшийся рынок различных видов банковских услуг, что заставляет оценивать рынок банковских услуг укрупненно. При этом следует понимать возможные отрицательные последствия такого подхода.
Например, на текущем этапе выдача лицензий банкам исходя из каждого конкретного вида их предпринимательской деятельности для дальнейшего осуществления ими такой деятельности выглядит по меньшей мере странно и потребует постоянного мониторинга бизнес-активности иностранного капитала в России, а установление и выдача лицензий в определенных сегментах в обход требований достаточности капитала, создаст проблемы, которые Банк России пытается решить в настоящее время, нивелирует эффект от повышения требований к капиталу банков.
В то же время при отсутствии мониторинга и анализа рынка развитие новых банковских продуктов и механизмов кредитования (электронные деньги и денежные суррогаты, банковские услуги с применением сотовой связи, новые механизмы обеспечения по сделкам с
использованием опционных механизмов, иные инновации с использованием зарубежных практик и технологий) может выпасть из сферы контроля либо быть пресечено на этапе становления.
Банку России необходимо проводить мониторинг рынка банковских услуг, в том числе во взаимодействии с Федеральной антимонопольной службой России, выявляя новые сегменты и оценивая риски для конкуренции и монополизации. Такой анализ позволил бы эффективнее принимать решения при согласовании слияний и поглощений. Думается, на основе выданных предписаний регулирующие органы могли бы положительно воздействовать на рынок банковских услуг.
Реализация предложений по разграничению лицензирования на основе анализа и мониторинга потребностей рынка, сферы регулирования банков позволит эффективно осуществлять контроль над слияниями и поглощениями, комплексно оценивать последствия сделки как для контроля дальнейших денежных потоков внутри группы, оценить дальнейшие перспективы ее развития, но также проанализировать воздействие сделки на развитие конкуренции на рынке, дальнейшие шаги по развитию рынка услуг.
В свете описанных процессов целесообразно принимать меры по сохранению иностранного капитала на российском рынке. Указанные меры показательны в свете изменений в законодательстве о банках и банковской деятельности в части регулирования квоты участия иностранного капитала в российском банковском секторе.
Одной из таких мер является принятие 14.12.2015 Государственной Думой РФ Федерального закона № 372-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которым была установлена квота участия иностранного капитала в размере 50% от совокупного уставного капитала кредитных организаций. Цель этого закона, с одной стороны, ограничить верхний предел, с другой - установить завышенную планку для участия иностранного капитала в банковском секторе России. Указанный федеральный закон содержит внутренние противоречия и может применяться только при условии эффективного контроля сделок слияний и поглощений с участием иностранного капитала.
Профессор В.Ю. Катасонов со ссылкой на данные Банка России по состоянию на конец 2015 г. обращает внимание на то, что доля иностранных банков (банков с участием иностранного капитала
в уставном капитале свыше 50%) в активах банковского сектора составила 12,5%. В свою очередь доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале всех кредитных организаций Российской Федерации на протяжении нескольких последних лет держалась немного выше 25% и в 2015 г. опустилась ниже планки 20%. По мнению профессора В.Ю. Катасонова, при полной выборке квоты нерезидентами доля иностранных банков в общем объеме активов банковской системы Российской Федерации резко повысится и будет варьироваться в диапазоне от 30 до 40%, что повлечет риски очередных шоков российской экономики.
В целях закона под квотой участия иностранного капитала от совокупного уставного капитала кредитных организаций понимается предельное значение размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, равное 50%. При достижении квоты Банк России осуществляет следующие меры в отношении иностранных инвестиций:
1) отказывает в регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций;
2) налагает запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление банковских операций, за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов, если результатом указанных действий является превышение квоты. Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций (банков) рассчитывается как соотношение иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы банков и совокупного уставного капитала этих банков.
При этом в расчет иностранных инвестиций в уставные капиталы не включаются иностранные инвестиции:
1) осуществленные в уставные капиталы банков и финансируемые за счет прибыли указанных кредитных организаций, полученной в Российской Федерации или репатриированной в Российскую Федерацию из-за рубежа;
2) переведенные имеющими лицензию на осуществление банковских операций дочерними
кредитными организациями иностранных банков в уставные капиталы банков, а также все последующие инвестиции указанных организаций в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на проведение банковских операций;
3) сделанные до 01.01.2007 в уставные капиталы банков;
4) в уставные капиталы банков, приватизация которых осуществлялась после 22.08.2012;
5) составляющие 51% и более акций (долей) уставного капитала банков, осуществленные после 01.01.2007 при условии нахождения указанных акций (долей) в собственности инвестора в течение 12 и более лет, если Банк России по истечении указанного срока не принял решение о продолжении включения указанных инвестиций в расчет и не опубликовал это решение.
Отмеченные меры позволяют создать преференции для участия в российском банковском секторе существующих участников российского рынка.
В условиях, когда отсутствует специальный контроль концентрации в отдельных видах деятельности банков, важно понимать специфику совершаемых слияний и поглощений.
Вопросы слияний и поглощений подробно исследуются в литературе, они неразрывно связаны с корпоративным контролем, их результатом является прекращение деятельности поглощаемой компании либо приобретение контроля над ней, приобретение контроля над смежными рынками (выделяются горизонтальные, вертикальные, конгломератные слияния), приобретение доли на рынке (горизонтальные, однородные слияния). Разграничение слияний и поглощений таким образом позволило бы контролировать концентрацию деятельности кредитных организаций в некоторых областях банковской сферы. Более того, предложенный подход к регулированию позволил бы выдавать специальные лицензии на основании мониторинга отдельных видов банковских услуг на российском рынке.
Отток капитала из банковского сектора России происходит через выплату дивидендов головной компании холдинга по договорам, в том числе займа и кредита, посредством инвестиций в иностранные проекты и структуры, слияния и поглощения. При этом контролируемый вывод капитала в рамках группы возможен через корпоративный контроль.
В исследованиях корпоративных отношений корпоративный контроль понимается по-разному. Исследователь Д. ДеМотт определяет его как экономическое господство, которое получает то или иное лицо по отношению к конкретному корпоративному образованию и/или его органам. По мнению Д.И. Степанова, корпоративный контроль следует квалифицировать как влияние, возможность предопределять решения, принимаемые корпорацией или отдельными ее органами. Экономическая власть, о которой идет речь, является возможностью фактического порядка или также подкрепленной юридически возможностью оказывать влияние на конкретную корпорацию, в том числе на основании соглашения. Указанный подход корреспондирует международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Согласно МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» и МСФО (IFRS) 3 «Объединение компаний (бизнеса)» под контролем понимается возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании с тем, чтобы получать выгоды от ее деятельности.
С учетом названного понимания корпоративного контроля тем более важно для целей эффективного регулирования банковской деятельности и контроля слияний и поглощений в банковском секторе принимать во внимание изменения в гражданском законодательстве России, направленные на развитие торгового оборота и позволяющие передавать контроль над кредитной организацией до передачи акций (долей) (установлена возможность структурирования сделок с акциями (долями) банков через проектные компании банков, использования акционерных соглашений, потестативных условий сделок залога будущего объекта и прав на будущий объект прав с одновременной передачей прав по ценным бумагам).
Расчет показателя квоты может быть завуалирован сделками по приобретению участия в российских банках через новые инструменты развития торгового оборота, которые содержатся в Гражданском кодексе РФ.
Стоит подчеркнуть требование о соблюдении квоты участия иностранных инвестиций в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и необходимость обеспечить контроль бенефициарного владения акциями (долями) в уставном капитале российских банков. В связи с этим целесообразно внести соответствующие
изменения в законодательство и ведомственные инструкции Банка России и указать, что для целей расчета квоты оценивается приобретение не только акций (долей, капитала), но и прав либо сделок, направленных на приобретение прав по акциям (долям), составляющим соответствующие пороговые значения акций (долей), а также прав, которые позволяют физическому или юридическому лицу давать этой кредитной организации или ее акционеру (участнику) обязательные для исполнения указания либо возможность прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые кредитной организацией.
В регулировании банковской деятельности установлены требования о согласовании с Банком России приобретения акций (долей) в уставном капитале кредитной организации и установления контроля (Инструкция Банка России от 25.10.2013 № 146-И). В зависимости от типа приобретателя (резидент, либо нерезидент, либо группа лиц с участием нерезидента) и объекта приобретения (осуществляется/не осуществляется надзор за деятельностью со стороны Банка России) определено уполномоченное подразделение, ответственное за рассмотрение ходатайства.
Кроме того, согласованию с Банком России должно подлежать приобретение не только акций, составляющих соответствующие пороговые значения 10, 25, 50, 75% акций (10% долей, одна треть, две трети процентов долей) в уставном капитале кредитной организации, но и прав (либо сделок, направленных на приобретение прав по акциям [долям], составляющим соответствующие пороговые значения акций [долей]), а также приобретение прав, которые позволяют физическому или юридическому лицу давать этой кредитной организации либо ее акционеру (участнику) обязательные для исполнения указания либо возможность прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые кредитной организацией.
При предложенном подходе Банк России сможет более объективно оценивать состояние российского банковского сектора и вовлеченность иностранного капитала.
На базе изложенного представляется целесообразным сделать вывод о том, что для российского банковского сектора характерен вывод активов иностранного капитала из банков за границу, что может быть связано как с
объективными процессами введения санкций против России, так и с уходом (уводом) иностранного капитала контролирующих компаний с российского рынка. В России наблюдаются процессы выведения иностранного капитала и сокращения доли участия в российских банках (в случае если речь идет о сокращении неконтрольного пакета в уставном капитале). Одновременно следует отметить, что для банковского сектора Российской Федерации не характерно стремительное количественное сокращение присутствия банков с иностранным участием.
Для развития иностранного участия и сохранения иностранного капитала в российской экономике представляется целесообразным принять следующие меры:
— осуществлять лицензирование отдельных банковских продуктов и услуг на исключительной основе. В результате будут определяться различные области специализации в финансовом секторе, которые в дальнейшем могут сформировать сообщества саморегулируемых организаций либо напротив лицензироваться по общему признаку;
— обеспечить развитие конкуренции в банковском секторе, что было бы возможно при стимулировании со стороны государства создания конкурентоспособных банковских конгломератов на базе частного сектора при государственной поддержке. Положительный
эффект от предложенного подхода проявился бы в развитии зарубежных конкурентоспособных банковских продуктов, что подтолкнуло бы развитие слияний и поглощений на рынке Российской Федерации и расширение на европейский рынок.
Для обеспечения в банковском секторе эффективного контроля за сделками слияний и поглощений и эффективного контроля квоты участия иностранного капитала в совокупном капитале банков в России необходимо внести изменения в законодательство и ведомственные инструкции Банка России, указать, что согласованию подлежат приобретение прав либо сделки, направленные на приобретение прав по акциям (долям), составляющим определенные пороговые значения в капитале кредитной организации, а также приобретение прав, которые позволяют лицу давать этой кредитной организации либо ее акционеру (участнику) обязательные для исполнения указания л иб о возможность прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые кредитной организацией.
Меры, направленные на привлечение иностранного капитала в российский банковский сектор и развитие российской экономики, будут способствовать привлечению иностранных банков, развитию конкуренции в банковском секторе и совершенствованию банковских услуг.
Список литературы
1. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Центральные банки в мировой экономике. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. 320 с.
2. Хайдаршина Г.А. Доходность и риск в деятельности банков стран Евросоюза в условиях глобальной нестабильности // Финансы, Деньги, Инвестиции. 2013. № 4. С. 3-6.
3. Хайдаршина Г.А. Развитие сотрудничества банков России и стран Евросоюза на современном этапе: проблемы и перспективы // Банковские услуги. 2014. № 9. С. 2-7.
4. Егоров А.В. Жизнь после санкций // Банковское дело. 2015. № 8. С. 6-10.
5. Бернштам Б.Е. Особенности «бегства капитала» из России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 113-119.
6. Катасонов В.Ю. Диктатура банкократии. Оргпреступность финансово-банковского мира. Как противостоять финансовой кабале. М.: Книжный мир, 2015. 352 с.
7. Андрюшин С.А., Бурлачков В.К.Кредитование российской экономики в условиях макроэкономической нестабильности // Банковское дело. 2016. № 3. С. 12-18.
8. Егоров А.В., Чекмарева Е.Н., Воронова И.А. Адаптация российских банков к экономической турбулентности // Банковское дело. 2016. № 1. С. 6-10.
9. Кочанова Е.Р., Овсянникова П.А. Банковский сектор экономки: применимы ли облачные технологии // Финансы, Деньги, Инвестиции. 2015. № 1-2. С. 25-29.
10. Медведева М.Б., Марусова В.А. Улучшение качества дистанционного банковского обслуживания в России: мобильный эквайринг и мини-терминалы // Финансы, Деньги, Инвестиции. 2015. № 1-2. С.35-37.
11. Мишкин Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков, 7-е изд. М.: И.Д. Вильямс, 2013. 880 с.
12. Лаврушин О.И. Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики: монография. М.: КНОРУС, 2014. С. 112-114.
13. Миркин Я.М. Формирование мировых цен на сырье на финансовых рынках // Банковские услуги.
2014. № 9. С. 18-24.
14. Мотохин А.М., Смарагдов И.А. Структура российского рынка банковских услуг // Банковское дело.
2015. № 8. С. 32-34.
15. Катасонов В. О позициях иностранного капитала в банковских системах стран мира // http://www.fondsk.ru/news/2016/01/10/o-poziciah-inostrannogo-kapitala-v-bankovskih-sistemah-stran-mira-37885.html.
16. Гохан П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 741 с.
17. DeMott D.A. The Mechanisms of Control // Connecticut Journal of International Law. 1999. № 2. Vol. 13. P. 233-234.
18. Степанов Д.И. Феномен корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2009. Т. 9. № 3. С. 195-199.
19. Степанов Д.И. Свобода договора и корпоративное право // Гражданское право и современность. М.: Статут, 2013. 766 с.
ISSN 2311-8709 (Online) Banking
ISSN 2071-4688 (Print)
BANKING ACTIVITIES REGULATION UNDER FOREIGN CAPITAL OUTFLOW FROM RUSSIA Nikita V. GURIN
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation
Article history:
Received 28 April 2016 Received in revised form 12 May 2016 Accepted 31 May 2016
JEL classification: G21, K21, K23, O16, O38
Keywords: approval, transaction, bank, shares acquisition, regulation
Abstract
Subject The article assesses capital outflow from the Russian banking sector and offers solutions to attract foreign capital to Russian banks.
Objectives The purposes of the study are to analyze the criteria of foreign capital participation in the Russian banking sector and develop mechanisms for attracting foreign investments to Russian banks. Methods I employ general scientific methods of analysis, synthesis, comparison, as well as economic, econometric and statistical methods to review various aspects of foreign participation in the Russian banking sector and offer possible solutions to the identified problems. Results The analysis unveiled possible solutions to the capital flight problem. The paper offers methods to improve the banking regulation with regard to licensing certain banking products and services on an exclusive basis; monitoring and calculating the foreign investment quote in the Russian banking sector; approving the transactions involving share acquisition in the authorized capital of Russian banks, and rights thereto.
Conclusions To ensure the participation of foreign capital and retain it in Russian banks, it is necessary to boost competition in the banking sector through creating competitive bank conglomerates on the basis of the private sector with State support, to perfect banking regulation with respect to monitoring and calculating the foreign investment quotes in the Russian banking sector.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Andryushin S.A., Kuznetsova V.V. Tsentral'nye banki v mirovoi ekonomike [Central banks in the world economy]. Moscow, Al'fa-M, INFRA-M Publ., 2012, 320 p. (In Russ.)
2. Khaidarshina G.A. [Profitability and risk in the activities of banks of EU countries under global instability].
Finansy, Den'gi, Investitsii = Finances, Money, Investments, 2013, no. 4, pp. 3-6. (In Russ.)
3. Khaidarshina G.A. [Developing the cooperation of banks of Russia and the EU at the present stage: problems and prospects]. Bankovskie uslugi = Banking Services, 2014, no. 9, pp. 2-7. (In Russ.)
4. Egorov A.V. [Life after sanctions]. Bankovskoe delo = Banking, 2015, no. 8, pp. 6-10. (In Russ.)
5. Bernshtam B.E. [Specifics of capital flight from Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2013, no. 3, pp. 113-119. (In Russ.)
6. Katasonov V.Yu. Diktatura bankokratii. Orgprestupnost' finansovo-bankovskogo mira. Kak protivostoyat' finansovoi kabale [Dictatorship of bankcocracy. The organized crime of the financial and banking world. How to resist the financial bondage]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2015, 352 p. (In Russ.)
7. Andryushin S.A., Burlachkov V.K. [Lending to the Russian economy under macroeconomic turbulence]. Bankovskoe delo = Banking, 2016, no. 3, pp. 12-18. (In Russ.)
8. Egorov A.V., Chekmareva E.N., Voronova I.A. [Adapting the Russian banks to economic turbulence]. Bankovskoe delo = Banking, 2016, no. 1, pp. 6-10. (In Russ.)
9. Kochanova E.R., Ovsyannikova P.A. [The banking sector of economy: applicability of cloud technologies].
Finansy, Den'gi, Investitsii = Finances, Money, Investments, 2015, no. 1-2, pp. 25-29. (In Russ.)
10. Medvedeva M.B., Marusova V.A. [Perfecting the remote banking service quality in Russia: mobile acquiring and mini-terminals]. Finansy, Den'gi, Investitsii = Finances, Money, Investments, 2015, no. 1-2, pp. 35-37. (In Russ.)
11. Mishkin F.S. Ekonomicheskaya teoriya deneg, bankovskogo dela i fmansovykh rynkov [The economic theory of money, banking, and financial markets]. Moscow, Vil'yams Publ., 2013, 880 p. (In Russ.)
12. Lavrushin O.I. Ustoichivost' bankovskoi sistemy i razvitie bankovskoi politiki: monografiya [Stability of the banking system and the banking policy development: a monograph]. Moscow, KNORUS Publ., 2014, 114 p. (In Russ.)
13. Mirkin YaM. [World price assessment for primary products in financial markets]. Bankovskie uslugi = Banking Services, 2014, no. 9, pp. 18-24. (In Russ.)
14. Motokhin A.M., Smaragdov I.A. [The structure of the Russian banking services market]. Bankovskoe delo = Banking, 2015, no. 8, pp. 32-34. (In Russ.)
15. Katasonov V. O pozitsiyakh inostrannogo kapitala v bankovskikh sistemakh stran mira [On positions of foreign capital in the banking systems of countries worldwide]. Available at: http://www.fondsk.ru/news/2016/01/10/o-poziciah-inostrannogo-kapitala-v-bankovskih-sistemah-stran-mira-37885.html. (In Russ.)
16. Gaughan P.A. Sliyaniya, pogloshcheniya i restrukturizatsiya kompanii [Mergers, Acquisitions and Corporate Restructurings]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006, 741 p. (In Russ.)
17. DeMott D.A. The Mechanisms of Control. Connecticut Journal of International Law, 1999, vol. 13, no. 2, pp. 233-234.
18. Stepanov D.I. [A corporate control phenomenon]. Vestnik grazhdanskogoprava = Civil Law Review, 2009, vol. 9, no. 3, pp. 195-199. (In Russ.)
19. Stepanov D.I. Svoboda dogovora i korporativnoe pravo. V kn.: Grazhdanskoe pravo i sovremennost' [Freedom of contracts and the company law. In: The civil law and the modernity]. Moscow, Statut Publ., 2013, 766 p. (In Russ.)