Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ РАСХОДАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ РАСХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ПУБЛИЧНЫЕ РАСХОДЫ / АУДИТ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИИ / КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ / БАНК РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева Светлана Владимировна

Реорганизация контрольно-надзорной деятельности затронула сферу бюджетно-финансовых отношений несмотря на то, что финансовый контроль не находится в поле правового регулирования Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Вместе с тем, в раздел IX Бюджетного кодекса Российской Федерации «Государственный (муниципальный) финансовый контроль» были внесены изменения в части реализации финансового контроля, как часть общего процесса преобразования контрольной деятельности в России. В результате таких изменений контрольно-ревизионная деятельность, направленная на проверку законности и целесообразности действий в области образования, распределения, использования частных и публичных фондов денежных средств, выступает одной из основных разновидностей контрольно-надзорных мероприятий. Однако в сфере контроля публичными расходами отсутствует единый терминологический и методологический подход к осуществлению контрольно-ревизионной деятельности за публичными расходами, что обуславливает необходимость теоретико-правового анализа правового содержания деятельности субъектов финансового контроля в сфере управления публичными расходами. Методологической основой данного исследования является метод сравнительно-правового анализа правовых положений, определяющих полномочия и реализацию контрольной-ревизионной деятельности субъектов финансового контроля в сфере управления публичными расходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF CONTROL AND AUDIT ACTIVITIES OF FINANCIAL CONTROL ENTITIES IN THE FIELD OF PUBLIC EXPENDITURE MANAGEMENT

The reorganization of control and supervisory activities affected the sphere of budgetary and financial relations, despite the fact that financial control is not within the scope of legal regulation of Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation». At the same time, section IX of the Budget Code of the Russian Federation «State (Municipal) Financial Control» was amended in terms of the implementation of financial control, as part of the overall process of transformation of control activities in Russia. As a result of such changes, control and audit activities aimed at verifying the legality and expediency of actions in the field of education, distribution, use of private and public funds of funds, acts as one of the main types of control and supervisory measures. However, in the field of public expenditure control, there is no unified terminological and methodological approach to the implementation of control and audit activities for public expenditures, which necessitates a theoretical and legal analysis of the legal content of the activities of financial control entities in the field of public expenditure management. The methodological basis of this study is the method of comparative legal analysis of legal provisions defining the powers and implementation of control and audit activities of subjects of financial control in the field of public expenditure management.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ РАСХОДАМИ»

7. Shakila-Bu-Pasha, Alén-Savikko A., Mäkinen J., Guinness R., Korpisaari P. EU Law Perspectives on Location Data Privacy in Smartphones and Informed Consent for Transparency // European Data Protection Law Review. 2016. № 3. Pp. 312-323.

8. Хисматуллин С.А. Использование геолокации на мобильных устройствах в коммерческих целях в России и США // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 11 (109). С. 157-162.

References and Sources

1. Huijsing J. H. Smart Sensor Systems: Why? Where? How? // Gerard Meijer (ed), Smart Sensor Systems. John Wiley & Sons, 2008.

2. Andrejevic M., Burdon M. Defining the Sensor Society // 16 Television & New Media 2015. 19, 24.

3. Burdon M. Digital Data Collection and Information Privacy Law (Cambridge Intellectual Property and Information Law). Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

4. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 01.07.2020 N 11-FKZ) // SZ RF. 01.07.2020. № 31. st. 4398.

5. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 152-FZ «O personal'nyh dannyh» // SZ RF. 2006. № 31 (chast' I). st. 3451.

6. Talapina E.V. Pravo na zashchitu personal'nyh dannyh s pozicii publichnogo prava // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2022. № 10. S. 29-32.

7. Shakila-Bu-Pasha, Alén-Savikko A., Mäkinen J., Guinness R., Korpisaari P. EU Law Perspectives on Location Data Privacy in Smartphones and Informed Consent for Transparency // European Data Protection Law Review. 2016. № 3. Pp. 312-323.

8. Hismatullin S.A. Ispol'zovanie geolokacii na mobil'nyh ustrojstvah v kommercheskih celyah v Rossii i SShA // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 11 (109). S. 157-162.

ЯКОВЛЕВА-ЧЕРНЫШЕВА АННА ЮРЬЕВНА - доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник отдела научных исследований, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), филиал в г. Сочи. ЯКОВЛЕВ-ЧЕРНЫШЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - студент, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), филиал в г. Сочи.

YAKOVLEVA-CHERNYSHEVA, ANNA YU. - Doctor of Economics, Associate Professor, Chief Researcher, Department of Scientific Research, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), branch in Sochi. YAKOVLEV-CHERNYSHEV, VASILY A. - student, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), branch in Sochi (yakovlev-chernyshev@mail.ru).

УДК 35.07:35.072.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-54-58

СОЛОВЬЕВА С.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПУБЛИЧНЫМИ РАСХОДАМИ

Ключевые слова: контрольно-ревизионная деятельность, государственный (муниципальный) контроль, финансовый контроль, бюджет, бюджетные средства, публичные расходы, аудит, Счетная палата России, Казначейство России, Банк России.

Реорганизация контрольно-надзорной деятельности затронула сферу бюджетно-финансовых отношений несмотря на то, что финансовый контроль не находится в поле правового регулирования Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Вместе с тем, в раздел IX Бюджетного кодекса Российской Федерации «Государственный (муниципальный) финансовый контроль» были внесены изменения в части реализации финансового контроля, как часть общего процесса преобразования контрольной деятельности в России. В результате таких изменений контрольно-ревизионная деятельность, направленная на проверку законности и целесообразности действий в области образования, распределения, использования частных и публичных фондов денежных средств, выступает одной из основных разновидностей контрольно-надзорных мероприятий. Однако в сфере контроля публичными расходами отсутствует единый терминологический и методологический подход к осуществлению контрольно-ревизионной деятельности за публичными расходами, что обуславливает необходимость теоретико-правового анализа правового содержания деятельности субъектов финансового контроля в сфере управления публичными расходами. Методологической основой данного исследования является метод сравнительно-правового анализа правовых положений, определяющих полномочия и реализацию контрольной-ревизионной деятельности субъектов финансового контроля в сфере управления публичными расходами.

SOLOVEVA, S. V.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF CONTROL AND AUDIT ACTIVITIES OF FINANCIAL CONTROL ENTITIES IN

THE FIELD OF PUBLIC EXPENDITURE MANAGEMENT

Key words: control and auditing activities, state (municipal) control, financial control, budget, budgetary funds, public expenditures, audit, Accounts Chamber of Russia, Treasury of Russia, Bank of Russia.

The reorganization of control and supervisory activities affected the sphere of budgetary and financial relations, despite the fact that financial control is not within the scope of legal regulation of Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation». At the same time, section IX of the Budget Code of the Russian Federation «State (Municipal) Financial Control» was amended in terms of the implementation of financial control, as part of the overall process of transformation of control activities in Russia. As a result of such changes, control and audit activities aimed at verifying the legality and expediency of actions in the field of education, distribution, use of private and public funds of funds, acts as one of the main types of control and supervisory measures. However, in the field of public expenditure control, there is no unified terminological and methodological approach to the implementation of control and audit activities for public expenditures, which necessitates a theoretical and legal analysis of the legal content of the activities of financial control entities in the field of public expenditure management. The methodological basis of this study is the method of comparative legal analysis of legal provisions defining the powers and implementation of control and audit activities of subjects of financial control in the field of public expenditure management.

В правовых актах, регулирующих сферу контроля за публичными расходами в науке финансового и административного права используется обобщенное понятие «финансовый контроль». При этом выделяются различные его разновидности. Так, некоторые авторы, характеризуя контроль «за публичными ресурсами», выделяют такие его разновидности как: «финансовый контроль, бюджетный контроль, налоговый, таможенный, валютный, парламентский контроль, контроль в сфере закупок и государственный стратегический контроль» [1, с. 10-12]. Несмотря на то, что используется понятие «публичные ресурсы» и разные сферы, в которых контроль реализуется, в целом указанные разновидности финансового контроля являются финансовыми правоотношениями по контролю за публичными расходами. В сфере управления публичными расходами финансовый контроль может осуществляться разными приемами, способами, где используются методы характерные только для конкретного вида контроля. Поэтому некоторыми исследователями понятие финансового контроля раскрывается через деятельность субъектов, осуществляющих контрольные полномочия в сфере управления публичными расходами в виде использования специфических организационных форм и методов [2, с. 43-44].

Вместе с тем финансовый контроль в сфере управления публичными расходами неоднороден, исследователи предпринимают попытки выстроить общую систему публичного финансового контроля, предметом которого является соблюдение субъектами управления публичных расходов нормативных требований к проведению процедур по проверки, распределения и использования фондов денежных средств и иных финансовых ресурсов [3, с. 105106].

Контрольные правоотношения в сфере управления публичными расходами включают: публичного субъекта, его осуществляющего; подконтрольного объекта, который может быть как публичным субъектом, так и частным субъектом; предмет контроля, в виде деятельности подконтрольного объекта; методы контроля.

Особенностью правового регулирования финансового контроля за публичными расходами является то, что нормативные требования к финансовой деятельности по контролю за публичными расходами устанавливаются не только нормативными правовыми актами, а также ведомственными и локальными актами. Данное положение предопределено общим правилом, закрепленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) [4], что главным администратором бюджетных средств формируются локальные нормативные документы -стандарты и процедуры, определяющие деятельность должностных лиц главного администратора бюджетных средств.

В качестве основного метода финансового контроля в сфере управления публичными расходами называют ревизию, которая является комплексной проверкой экономической и юридической деятельности организации с применением разных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций. Ревизия представляет собой способ осуществления контрольной деятельности, наряду с проверкой и обследованием, а так как приемы и способы ее реализации субъектами контроля достаточно обширные, то такое направление деятельности называют контрольно-ревизионным.

Круг субъектов, наделенных полномочием по осуществлению контрольно-ревизионной деятельности за публичными расходами, является неоднородным, как в отношении направлений контрольной деятельности, так и по применению приемов и способов ее реализации. Субъекты контрольно-ревизионной деятельности, осуществляющих финансовый контроль в сфере управления публичными расходами, условно можно разделить на две большие группы - субъекты государственного и негосударственного финансового контроля.

В свою очередь субъекты государственного финансового контроля осуществляют внешний и внутренний государственный финансовый контроль, в соответствии с БК РФ за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, а также контроль в отношении главных распорядителей и получателей средств бюджета, то есть за публичными расходами.

Видами негосударственного финансового контроля являются аудиторский, внутренний контроль хозяйствующих субъектов и общественный контроль. Субъектами данного вида

контроля являются юридические и физические лица, не наделенные полномочиями на осуществление финансового контроля от имени государства, вместе с тем осуществляющие внутренний финансовый контроль за использованием публичных денежных фондов конкретного хозяйствующего субъекта.

Правовая основа осуществления контрольно-ревизионной деятельности за использованием публичных денежных фондов уполномоченных субъектов включает акты различной юридической силы: БК РФ, иные федеральные законы, определяющие правовой статус и полномочия конкретного органа публичной власти, по контролю за публичными расходами [5-7], федеральные стандарты, утвержденные Правительством Российской Федерации [8-10], ведомственные стандарты и внутренние акты субъектов контрольной деятельности.

Так, финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой России, как субъект государственного внешнего контроля, называется - внешним государственным аудитом, способами осуществления которого являются ревизии и проверки. В субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы контрольно-счетные органы, подотчетные и подконтрольные Счетной палате РФ, которые являются органами внешнего государственного финансового контроля, а не аудита. Но при этом, осуществляют полномочия по аудиту эффективности финансовой деятельности, экспертизе, анализу и мониторингу бюджетного процесса, соответствующего субъекта и также могут проводить ревизии и проверки, как способ контроля.

Субъектом внутреннего государственного и муниципального финансового контроля является Федеральное казначейство России и его структурные подразделения исполнительной власти субъектов РФ, а также органы финансового контроля местного самоуправления [19]. Внутренний финансовой государственный и муниципальный контроль осуществляется за обеспечением исполнения федерального бюджета в отношении любого органа, учреждения, организации, получающих бюджетные средства. Содержание, организация и порядок реализации контрольно-ревизионной деятельности Казначейства России и его структурных подразделений, а также органов финансового контроля местного самоуправления определяется БК РФ и федеральными стандартами в форме проверок, ревизий и обследования.

Основным видом контроля в сфере управления публичными расходами является ведомственный финансовый контроль, который осуществляется в отношении подчиненных конкретному органу исполнительной власти бюджетополучателей, правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности которого определено БК РФ и ведомственными актами.

Так, например: Приказом МВД России от 20.09.2021 № 684 «Об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля в системе МВД России» [11]; Приказом Минсельхоза России от 02.02.2021 № 49 «Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» [12]; Приказом ФАС России от 28.12.2020 № 1291/20 «Об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной антимонопольной службе» [13]; Приказом Казначейства России от 14.12.2021 № 341 «Об утверждении Стандарта организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном казначействе» [14] и рядом иных ведомственных нормативных актов определен порядок создания, деятельности и полномочия контрольно-ревизионных органов, а также порядок проведения контрольного мероприятия.

Особым видом ведомственного контроля является внутренний финансовый аудит. В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит - это вид контрольной деятельности, связанный с оценкой исполнения бюджетных полномочий, бюджетной отчетности, а также использования бюджетных средств, контроль за результатом исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, в пределах конкретного ведомства или организации. Поэтому внутренний финансовый аудит характеризуется как разновидность управленческой деятельности, направленной на повышение качества финансовой работы организации или органа исполнительной власти и является формой административного или управленческого контроля, а не финансового.

Правовой основой осуществления внутреннего финансового аудита является ряд ведомственных нормативных актов и федеральные стандарты о внутреннем финансовом аудите Министерства финансов Российской Федерации, которыми определяются задачи, принципы,

порядок осуществления внутреннего финансового аудита, а также полномочия должностных лиц [15-17].

В отличие от финансового контроля внутренний финансовый аудит осуществляется в форме аудиторских мероприятий внутри органа исполнительной власти либо подконтрольного субъекта (организации), к методам которого стандарт относит аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг и процедуры внутреннего финансового контроля.

Еще одним видом финансового контроля является внутрихозяйственный финансовый контроль, субъектом которого является конкретная организация, проводится бухгалтерией или финансовой службой. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется в соответствии с общим требованием Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [18] об обязанности субъекта экономической деятельности осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, путем ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Специфическим субъектом, осуществляющим финансовый контроль, не столько за публичными расходами, а в большей степени за финансовыми операциями в сфере обращения с публичными расходами, является Центральный Банк России [20], который руководствуется собственными положениями и иными актами.

Кроме перечисленных субъектов внутренний финансовый контроль за публичными расходами могут осуществлять независимые аудиторские организации или аудиторы. Аудит как форма контроля за публичными расходами, может быть обязательным или добровольным и представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности аудируемого лица [21]. Аудит проводится в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, которыми определяются требования к аудиторским процедурам и используют такие методы контроля как самоконтроль, контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности в форме ревизий, проверок и обследований.

В целом, порядок организации и реализации контрольно-ревизионной деятельности в сфере управления публичными расходами определяется с учетом общих положений бюджетного законодательства и федеральных стандартов о внутреннем финансовом контроле.

Анализ правовых актов, определяющих содержание, виды и способы осуществления финансового контроля, указывает на неоднородность контрольной деятельности в сфере управления за публичными расходами. Неоднородность вызвана широким кругом субъектов, наделенных контрольно-ревизионными полномочиями, большим количеством правовых актов, определяющих порядок и методику контрольной деятельности и терминологическими различиями в определении контроля.

Литература и источники

1. Комягин Д.Л. Контроль за публичными ресурсами и его последствия // Финансовый вестник. 2015. № 12. С. 10-19.

2. Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист. 1999. № 4. C. 43-50.

3. Рябова Е.В. Публичный финансовый контроль: выявление сущности явления // Право. Журнал Высшей школы экономики.

2019. № 2. С. 103-123.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823

5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 903.

6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007

8. Постановление Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований» // СЗ РФ.

2020. № 9. Ст. 1206

9. Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» // СЗ РФ. 2020. № 34. Ст. 5462;

10. Постановление Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть II). Ст. 5176.

11. Приказ МВД России от 20.09.2021 № 684 «Об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля в системе МВД России» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 1.02.2023)

12. Приказ Минсельхоза России от 02.02.2021 № 49 «Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 1.02.2023)

13. Приказ ФАС России от 28.12.2020 № 1291/20 «Об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной антимонопольной службе» (вместе с «Порядком организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной антимонопольной службе»). // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 1.02.2023)

14. Приказ Казначейства России от 14.12.2021 № 341 «Об утверждении Стандарта организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном казначействе» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 1.02.2023)

15. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 1.02.2023).

16. Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 1.02.2023).

17. Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 1.02.2023).

18. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.

19. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908

20. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

21. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15.

References and Sources

1. Komyagin D.L. Kontrol' za publichnymi resursami i ego posledstviya // Finansovyj vestnik. 2015. № 12. S. 10-19.

2. Yalbulganov A.A. Finansovyj kontrol' kak institut finansovogo prava // Yurist. 1999. № 4. C. 43-50.

3. Ryabova E.V. Publichnyj finansovyj kontrol': vyyavlenie sushchnosti yavleniya // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2019. № 2. S. 103-123.

4. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. № 31. St. 3823

5. Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 6-FZ «Ob obshchih principah organizacii i deyatel'nosti kontrol'no-schetnyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obrazovanij» // SZ RF. 2011. № 7. St. 903.

6. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 41-FZ «O Schetnoj palate Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2013. № 14. St. 1649.

7. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 248-FZ «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2020. № 31 (chast' I). St. 5007

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.02.2020 № 208 «Ob utverzhdenii federal'nogo standarta vnutrennego gosudarstvennogo (municipal'nogo) finansovogo kontrolya «Planirovanie proverok, revizij i obsledovanij» // SZ RF. 2020. № 9. St. 1206

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.08.2020 № 1235 «Ob utverzhdenii federal'nogo standarta vnutrennego gosudarstvennogo (municipal'nogo) finansovogo kontrolya «Provedenie proverok, revizij i obsledovanij i oformlenie ih rezul'tatov» // SZ RF. 2020. № 34. St. 5462;

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.07.2020 № 1095 «Ob utverzhdenii federal'nogo standarta vnutrennego gosudarstvennogo (municipal'nogo) finansovogo kontrolya «Realizaciya rezul'tatov proverok, revizij i obsledovanij» // SZ RF. 2020. № 31 (chast' II). St. 5176.

11. Prikaz MVD Rossii ot 20.09.2021 № 684 «Ob organizacii i osushchestvlenii vnutrennego finansovogo kontrolya v sisteme MVD Rossii» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 1.02.2023)

12. Prikaz Minsel'hoza Rossii ot 02.02.2021 № 49 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya vnutrennego finansovogo kontrolya v Ministerstve sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 1.02.2023)

13. Prikaz FAS Rossii ot 28.12.2020 № 1291/20 «Ob organizacii i osushchestvlenii vnutrennego finansovogo audita v Federal'noj antimonopol'noj sluzhbe» (vmeste s «Poryadkom organizacii i osushchestvleniya vnutrennego finansovogo audita v Federal'noj antimonopol'noj sluzhbe»). // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 1.02.2023)

14. Prikaz Kaznachejstva Rossii ot 14.12.2021 № 341 «Ob utverzhdenii Standarta organizacii i osushchestvleniya vnutrennego finansovogo audita v Federal'nom kaznachejstve» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 1.02.2023)

15. Prikaz Minfina Rossii ot 21.11.2019 № 196n «Ob utverzhdenii federal'nogo standarta vnutrennego finansovogo audita «Opredeleniya, principy i zadachi vnutrennego finansovogo audita» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 1.02.2023).

16. Prikaz Minfina Rossii ot 18.12.2019 № 237n «Ob utverzhdenii federal'nogo standarta vnutrennego finansovogo audita «Osnovaniya i poryadok organizacii, sluchai i poryadok peredachi polnomochij po osushchestvleniyu vnutrennego finansovogo audita» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 1.02.2023).

17. Prikaz Minfina Rossii ot 21.11.2019 № 195n «Ob utverzhdenii federal'nogo standarta vnutrennego finansovogo audita «Prava i obyazannosti dolzhnostnyh lic (rabotnikov) pri osushchestvlenii vnutrennego finansovogo audita» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 1.02.2023).

18. Federal'nyj zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ «O buhgalterskom uchete» // SZ RF. 2011. № 50. St. 7344.

19. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.12.2004 № 703 «O Federal'nom kaznachejstve» // SZ RF. 2004. № 49. St. 4908

20. Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» // SZ RF. 2002. № 28. St. 2790.

21. Federal'nyj zakon ot 30.12.2008 № 307-FZ «Ob auditorskoj deyatel'nosti» // SZ RF. 2009. № 1. St. 15.

СОЛОВЬЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал. SOLOVEVA, SVETLANA V. - PhD in Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the north Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (solovjova-svetlana@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.