Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЦИЯ / ПРОВИНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырёв А. З., Исаков А. Р.

В статье рассматривается специфика канадского подхода к регулированию электронной подписи. Выявляется влияние федеративного устройства на формирование законодательства в соответствующей сфере. Отмечается комплексный характер, при котором регулирование электронный подписи находится в совместном ведении федерации и провинций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богатырёв А. З., Исаков А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC SIGNATURES ON THE EXAMPLE OF CANADA

The article discusses the specifics of the Canadian approach to the regulation of electronic signatures. The influence of the federal structure on the formation of legislation in the relevant field is revealed. The complex nature is noted, in which the regulation of electronic signatures is jointly administered by the federation and the provinces.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_151 УДК 342

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ FEATURES OF LEGAL REGULATION ELECTRONIC SIGNATURE ON THE EXAMPLE OF CANADA

БОГАТЫРЁВ Алим Забидович,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и административного права ИПЭиФ, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: azbogat@mail.ru;

ИСАКОВ Аслан Русланович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ИПЭиФ, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: isaslan@mail.ru;

BOGATYREV Alim Zabidovich,

Candidate of Law, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of IPEiF, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: azbogat@mail.ru ;

ISAKOV Aslan Ruslanovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of IPEiF, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: isaslan@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматривается специфика канадского подхода к регулированию электронной подписи. Выявляется влияние федеративного устройства на формирование законодательства в соответствующей сфере. Отмечается комплексный характер, при котором регулирование электронный подписи находится в совместном ведении федерации и провинций.

Abstract: the article discusses the specifics of the Canadian approach to the regulation of electronic signatures. The influence of the federal structure on the formation of legislation in the relevant field is revealed. The complex nature is noted, in which the regulation of electronic signatures is jointly administered by the federation and the provinces.

Ключевые слова: электронная подпись, электронный документ, цифровизация, законодательство, федерация, провинция.

Keywords: electronic signature, electronic document, digitalization, legislation, federation, province.

Для цитирования: Богатырев А.З., Исаков А.Р. Особенности правового регулирования электронной подписи на примере Канады // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 151-153. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_151.

For citation: Bogatyrev A.Z., Isakov A.R. Features of the legal regulation of electronic signatures on the example of Canada // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 151-153. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_151.

Статья поступила в редакцию: 06.02.2023

Электронные подписи широко используются в развитых государствах, поскольку их использование упрощает юридический процесс в цифровой среде. В рамках анализа лучшей практики регламентации электронной подписи в развитых зарубежных странах обосновано будет обратиться к опыту Канады.

Использование электронных подписей в Канаде в последние годы увеличилось, и ожидается, что эта тенденция сохранится. Широкому внедрению электронных подписей поспособствовало Правительство Канады, которое разработало собственное внутреннее руководство по этому вопросу[1].

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих электронную подпись в Канаде, можно обозначить:

1. Закон о защите личной информации и электронных документах [2], принятый федеральным правительством и предусматривающий, что электронная подпись может использоваться для выполнения любых юридических операций, перечисленных в определенных положениях федеральных законов.

2. Правила защищенной электронной подписи [3], в котором содержатся требования безопасности пользования электронными подписями.

3. Единый закон Канады об электронной торговле [4], являющийся частью типового законодательства, которое каждая провинция и территория (за исключением Квебека) использует в качестве образца для своего законодательства об электронной подписи.

4. Законодательство провинций: каждая провинция имеет свои собственные уникальные законы и положения, регулирующие использование электронных подписей и обеспечение безопасности электронных подписей.

Использование электронных подписей в Канаде регулирует провинциальное и федеральное законодательство. По общему правилу, если не установлено легального требования о способе заверения документа, как правило, электронные подписи применимы и подлежат признанию. Если определенное законодательство устанавливает требования к оформлению документа (например, бумажный, оригинал, в письменной

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

форме, неэлектронный, требуется подпись и т.д.), документ может быть оформлен в электронном виде только в том случае, если это разрешено применяемым провинциальным или федеральным законодательством.

В случаях оспаривания подлинности электронной подписи стороне, стремящейся подтвердить ее подлинность, может потребоваться предоставить дополнительные доказательства действительности подписи. Таким образом, тип используемой электронной подписи повлияет на возможность принудительного исполнения юридического акта. Чем выше безопасность и прозрачность электронной подписи, тем легче будет установить ее действительность.

Следует отметить, что электронная подпись, может иметь любую форму электронного волеизъявления, которая может быть связана или прикреплена к документу, например, печатную подпись или отсканированную рукописную подпись. Независимо от типа электронной подписи электронная подпись должна:

• гарантировать, что лицо, подписывающее документ, может быть связано с электронной подписью;

• отразить намерение лица, подписывающего документ;

• продемонстрировать согласие с содержанием документа.

В Канаде «электронные подписи» отличаются от «защищенных электронных подписей». Защищенные электронные подписи являются более безопасным типом электронной подписи и, как правило, требуются только в определенных обстоятельствах, как указано в различных федеральных и провинциальных законах. Соответственно, их использование менее распространено, чем использование стандартных электронных подписей. Тем не менее, безопасные электронные подписи могут быть рекомендованы, даже если они явно не требуются, из-за их дополнительной безопасности и возможности принудительного применения.

Защищенная электронная подпись — это тип цифровой подписи, основанный на асимметричной криптографии, которая опирается на инфраструктуру открытых ключей для управления соответствующими закрытыми ключами подписи и общедоступными сертификатами проверки. Требования к защищенным электронным подписям изложены в Правилах защищенной электронной подписи.

Защищенная электронная подпись должна иметь соответствующий сертификат цифровой подписи, полученный от проверенного центра сертификации. Защищенные электронные подписи имеют более высокую доказательную ценность, чем обычные электронные подписи, и считаются эквивалентными рукописной подписи. Когда используются защищенные электронные подписи, предполагается, что данные, при отсутствии доказательств обратного, были подписаны лицом, которое идентифицировано или может быть идентифицировано посредством сертификата электронной подписи.

Согласно Правилам защищенной электронной подписи, безопасные электронные подписи должны включать сертификат цифровой подписи, который:

1. идентифицирует удостоверяющий центр, выдавший его, и имеет цифровую подпись этого удостоверяющего центра;

2. идентифицирует или может использоваться для идентификации человека;

3. содержит открытый ключ гражданина.

Под центром сертификации понимается физическое или юридическое лицо, которое выдает сертификаты цифровой подписи. Установлен закрытый перечень проверенных центров сертификации.

На практике при каждой юридически значимой деятельности, требующей использование защищенной электронной подписи, устанавливается тот факт, что сертификат цифровой подписи, связанный с защищенной электронной подписью, исходит от проверенного центра сертификации.

Закон о защите личной информации и электронных документов, закрепляется, что электронная подпись может использоваться для выполнения любого юридически значимого действия, предусмотренного федеральным законодательством. Следует отметить, что абстрактная формулировка данной нормы опосредовала пробелы в правоприменении. Для преодоления данной ситуации нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях были закреплены дополнительные случаи, при которых возможно использование электронной подписи.

В соответствии с Законом о защите личной информации и электронных документов использование защищенной электронной подписи требуется в следующих случаях:

• документы, используемые в качестве улики или доказательств;

• печати;

• оригинальные документы;

• заявления, сделанные под присягой;

• заявления, провозглашающие истину;

• засвидетельствованные подписи.

В дополнение к данному перечню иными региональными и федеральными законами могут устанавливаться обстоятельства, обуславливающие обязательное использования защищенных электронных подписей. В качестве документов, которые чаще всего требуется подписывать в электронном виде с использованием защищенной электронной подписи, можно обозначить: официальные декларации и письменные показания под присягой.

Региональное законодательство каждой провинции и территории (за исключением Квебека) в рассматриваемой сфере в значительной степени основано на Едином законе об электронной торговле Канады, который является больше типовым, чем обязательным нормативно-право-

вым актом. Например, в Онтарио был принят Закон об электронной торговле [5], Британская Колумбия приняла Закон об электронной торговле [6], а Альберта приняла Закон об электронных транзакциях [7].

Общее предназначение Единого закона об электронной торговле Канады заключается в том, что он закрепляет на федеральном уровне обязательную юридическую силу документов, подписанных электронной подписью. Однако нормативно-правовые акты провинций могут исключать определенные документы и виды сделок из числа документов, которые могут быть подписаны электронной подписью.

Квебек принял собственное законодательство, регулирующее электронные транзакции и торговлю, а именно Закон о создании правовой базы для информационных технологий («Закон Квебека») [8]. Закон Квебека разрешает использование электронной подписи в случаях, когда обеспечена целостность документа и связь между подписью и документом была установлена во время подписания. При этом в рамках акта не регламентируются конкретные средства или процессы, когда эти условия выполняются.

Таким образом, анализ опыта правового регулирования электронной подписи в Канаде позволяет сделать вывод о его специфичности, опосредованного территориальным устройствам страны. Прослеживается децентрализованный подход, при котором регламентация электронный подписи находится в совместном ведении федерации и провинций.

Библиогра фия:

1. Руководство Правительства Канады по использованию электронных подписей // https://www.canada.ca/ (дата обращения: 10.11.2022 г.)

2. Закон о защите личной информации и электронных документах Канады // https://laws-lois.justice.gc.ca/ENG/ACTS/P-8.6/index.html (дата обращения: 05.11.2022 г.)

3. Правила защищенной электронной подписи // https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/sor-2005-30/index.html (дата обращения: 10.11.2022 г.)

4. Единый закон Канады об электронной торговле // https://www.canada.ca/ (дата обращения: 10.11.2022 г.)

5. Закон Онтарио об электронной торговле // https://www.ontario.ca/laws/statute/00e17 (дата обращения: 10.11.2022 г.)

6. Закон Британской Колумбии об электронной торговле // https://www.bclaws.gov.bc.ca/ (дата обращения: 10.11.2022 г.)

7. Закон Альберты об электронных транзакциях // https://www.alberta.ca/index.aspx (дата обращения: 10.11.2022 г.)

8. Закон Квебека о создании правовой базы для информационных технологий // https://www.legisquebec.gouv.qc.ca/en/document/cs/c-1.1 (дата обра-

щения: 10.11.2022 r.)

References:

1. Government of Canada Guidelines on the Use of Electronic Signatures // https://www.canada.ca / (date of request: 10.11.2022)

2. The Law on the Protection of Personal Information and Electronic Documents of Canada // https://laws-lois.justice.gc.ca/ENG/ACTS/P-8.6/index.html (date of application: 05.11.2022)

3. Rules of secure electronic signature // https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/sor-2005-30/index.html (date of application: 10.11.2022)

4. The Uniform Law of Canada on Electronic Commerce // https://www.canada.ca / (date of request: 10.11.2022)

5. Ontario Law on Electronic Commerce // https://www.ontario.ca/laws/statute/00e17 (date of application: 10.11.2022)

6. British Columbia Law on Electronic Commerce // https://www.bclaws.gov.bc.ca / (date of request: 10.11.2022)

7. Alberta Law on Electronic Transactions // https://www.alberta.ca/index.aspx (date of application: 10.11.2022)

8. The Law of Quebec on the creation of a legal framework for information technology // https://www.legisquebec.gouv .qc.ca/en/document/cs/c-1.1 (date of formation:

10.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.