Особенности правового регулирования авторских прав на Кубе
Расторгуева Наталья Евгеньевна
кандидат филологических наук, кафедра теории и истории журналистики, Российского университета дружбы народов, [email protected]
Установленные на Кубе авторско-правовые нормы и характер использования произведений значительно отличается от тех, которые регулируют вопросы авторского права в большинстве стран. В данной статье авторское право рассматривается в контексте исторических особенностей развития страны, особое внимание уделено анализу содержания «Закона об авторском праве» как основному правовому акту, регулирующему данную сферу деятельности.
Ключевые слова: авторское право, Куба, «Закон об авторском праве», объекты авторского права, срок охраны авторских прав.
Правовая система Кубы относится к социалистической правовой семье, но принимая во внимание тот факт, что страна долго являлась колонией Испании, а потом находилась в зависимости от США, в ней сохранились отдельные черты романо-гер-манской и англо-американской правовых систем. Исходя из историко-политических особенностей развития страны, кубинская исследовательница Маргарита Сото Гранадо делит источники авторского права на Кубе на три группы:
1) Испанские и республиканские законы (1879 -1959)
2) Политические заявления и революционные законы (1959 - 1977)
3) Социалистические законы (1977 - по настоящее время) [1].
Еще в 1870 г. в Испании был принят (и распространен Королевским указом на Заморские острова Кубу и Пуэрто-Рико) Уголовный кодекс, статья 552 которого устанавливала наказания для тех, кто нарушил чьи-то права на литературную или промышленную собственность. Это положение сохранилось в первом Уголовном кодексе Кубы, получившем название «Кодекса социальной защиты» и вступившем в силу в 1938 г. Первым правовым актом, регулирующим непосредственно вопросы авторского права на Кубе, был принятый в 1879 г. испанский «Закон об интеллектуальной собственности». Несмотря на то, что в 1898 г. Куба стала независимым государством, этот правовой акт продолжал действовать до провозглашения в 1977 г. «Кубинского закона об авторском праве» № 14. Также с 1889 г. в стране действовал испанский Гражданский кодекс. В 1901 г. была принята первая Конституция Кубы как независимого государства. Она была создана по образу и подобию Конституции США. В статье 35 говорилось, что «Каждому автору или изобретателю принадлежат эксклюзивные права на их произведения или изобретения. Срок и форма устанавливаются законом». Эта же формулировка сохранилась в статье 92 новой Конституции, принятой в 1940 г.
С середины ХХ в. Куба начинает брать на себя международные обязательства в сфере авторского права. 29 сентября 1955 г. страна присоединилась к «Межамериканской конвенции об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения», принятой в Вашингтоне в 1946 г. В 1957 г. ею была подписана Всемирная конвенция об авторском праве. Также Куба является подписантом «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), в которой говорится: «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и матери-
5'
-о
-С
гп
о
а Н
А У
т; А
X
<2
о
о сч
альных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является» (ст. 27, п.2).
После победы революции 1 января 1959 г. на Кубе началась смена политико-экономической системы страны, что привело к пересмотру законодательства и появлению новых государственных учреждений. Принятый 7 февраля 1959 г. Основной закон Республики Куба, который заменил собой действующую Конституцию 1940 г., фактически представлял собой ее модифицированную версию. В правовом акте осталась в прежней формулировке статья 92 о том, что каждому автору или изобретателю принадлежат эксклюзивные права на их произведения или изобретения.
В 1960 г. был принят «Авторский закон» о регулировании прав в музыкальной сфере, согласно которому в стране был создан Кубинский институт музыкальных прав (Instituto Cubano de Derechos Musicales), призванный осуществлять управление авторскими и смежными правами на коллективной основе. В 1966 г. он был распущен, а его функции переданы только что организованному Управлению музыкальными правами (Oficina de Derechos Musicales). В 1978 г. его заменил созданный в этом же году и подчинявшийся Министерству культуры Национальный центр авторских прав (Centro Nacional de Derecho de Autor), в чьи функции входили сбор и распределение гонораров среди авторов музыки и представительство авторов литературных произведений за рубежом. Позже эти функции перешли к Кубинскому агентству по правам авторов музыкальных произведений (Agencia Cubana de Derecho de Autor Musical) и Латиноамериканскому литературному агентству (Agencia Literaria Latinoamericana). На сегодняшний день в задачи «Национального центра авторских прав» входят подготовка законопроектов о внесении изменений в действующий Закон об авторском праве, выдача лицензий на использование произведений, регистрация произведений, разрешение спорных вопросов и т.д.
Особым периодом развития кубинской правовой системы стали семидесятые годы ХХ в. Это было время, когда ситуация в стране относительно стабилизировалась и началась «кропотливая повседневная работа по формированию социально-политических и экономических институтов кубинского социалистического общества» [2]. С 17 по 22 декабря 1975 г. в стране проходил «Первый конгресс коммунистической партии Кубы», на котором, среди прочих, были приняты «Тезисы и резолюции о художественной и литературной культуре», в которых говорилось: «В нынешних условиях развития нашей страны создаются условия для изучения путей и механизмов, способствующих систематической стабильной работе писателей и художников, которые включают признание интеллектуальной собственности и защиту авторских прав в рамках национальной юрисдикции, а также систему оплаты интеллектуального и художественного труда, которая позволяет наиболее адекватно использовать
имеющиеся материальные и человеческие ресурсы и способствует увеличению количества и качества интеллектуальной продукции» [3].
В 1976 г. была принята Социалистическая конституция Кубы и последующие правовые акты, в том числе «Закон об авторском праве» (1977 г.) [4], принимались в соответствии с ее положениями. Что касается содержания самого правового акта, то в нем нет законодательных норм, напрямую относящихся к регулированию авторского права, лишь декларируется свобода творческой и научно-исследовательской деятельности. При этом художественное творчество свободно до тех пор, пока его содержание не противоречит Революции (статья 39).
Правовой статус автора. Согласно статье 11 «Кубинского закона об авторском праве» «автором считается тот, кто создал произведение. Если не доказано обратное, автором произведения считается тот, под чьим именем или псевдонимом оно было доведено до публики». Если произведение выпущено анонимно или под псевдонимом, представителем автора считается физическое или юридическое лицо, осуществившее его обнародование (до тех пор, пока авторство не будет установлено). Авторские права на произведения, созданные в пределах установленных для автора трудовых обязанностей, принадлежат автору. Вознаграждение за служебное проведение включено в заработную плату автора. Случаи, когда автору полагается дополнительная оплата, должны устанавливаться нормативными положениями, изданными Советом министров.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, принадлежит всем соавторам, независимо от того, образует оно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Объектами авторского права являются:
• книги, брошюры и другие письменные произведения;
• драматические или музыкально-драматические произведения;
• хореографические произведения и пантомимы;
• музыкальные композиции с текстом и без него;
• музыкальные произведения и другие звукозаписи;
• кинематографические и другие аудиовизуальные произведения;
• произведения графики, живописи, архитектуры, скульптуры, гравюры, литографии;
• фотографические произведения;
• иллюстрации, карты, планы, чертежи и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре и другим наукам;
• базы данных, компьютерные программы, мультимедийные и другие произведения, созданные для цифровой среды.
Переводчики, составители и другие авторы производных произведений пользуются авторскими
правами на созданные ими произведения при условии, что они были созданы и обнародованы с согласия авторов оригинальных произведений или иных лиц, обладающих правами на них и с выплатой им соответствующего вознаграждения.
Произведения фольклора являются охраняемыми объектами, права на которые принадлежат государству. Согласно статье 26 «Закона об авторском праве» «Подлежат охране все произведения, которые анонимно и коллективно или в другой форме передавались из поколение в поколение, способствуя становлению национальной культурной идентичности». Статья 27 говорит о праве составителей: «Все, кто собирает и записывают танцы, песни, мелодии, пословицы, легенды, сказки и другие произведения национального фольклора, обладают правом автора на созданные ими произведения...». Творческий труд составителя, в данном случае, проявляется в подборе материалов и их расположении в сборнике.
Выплата вознаграждения. Статья 5 «Закона об авторском праве» гласит, что выплата автору вознаграждения производится в соответствии с нормами и тарифами, установленными Министерством культуры по согласованию с непосредственно заинтересованными государственными и общественными организациями, в том числе, теми, которые представляют интересы авторов. Например, в Резолюции №7 «Регламент защиты аудиовизуальных произведений», принятой в 2015 г., установлены следующие расценки за публичное сообщение аудиовизуальных произведений посредством телерадиовещания: за полнометражные художественные и анимационные фильмы - 1500 кубинских песо, за короткометражные художественные фильмы - 500, за короткометражные анимационные фильмы от 300 до 500 и т.д. [5]. Согласно статье 38 Закона, допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, а также источника заимствования:
• воспроизведение цитат или фрагментов в письменной, звуковой или визуальной форме в учебных и информационных целях, в целях критики, иллюстрации или объяснения в объеме, оправданном целью цитирования;
• использование произведения, даже в полном объеме (если это позволяют его небольшой объем и характер), в качестве иллюстраций в учебных целях, в изданиях, радио- и телепередачах, фильмах или звуковых или визуальных записях;
• воспроизведение произведения искусства любого вида, постоянно находящегося в публичном месте, за исключением тех, которые находятся на выставках и в музеях;
• Представление или исполнение произведения, осуществляемое без цели извлечения прибыли;
• воспроизведение произведения фотографическим или иным способом, для использования в библиотеках, центрах документации, научных институтах или образовательных центрах, осуществляемое без цели извлечения прибыли. Количество экземпляров определяется строго в соответствии с каждым конкретным случаем;
• воспроизведение, сообщение в эфир по радио или телевидению, доведение до всеобщего сведения любым другим способом любых политических речей, докладов, сообщений, юридических дебатов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. Включение данных материалов в сборник произведений автора или в коллективный сборник с прологом или без него возможно только с дозволения автора и при выплате соответствующего вознаграждения.
В статье 40 перечислены случаи законного использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения:
• публичное представление или исполнение произведения на публике;
• использование литературного произведения в качестве текста для музыкального произведения;
• Запись или исполнение музыкального произведения со словами или без слов и его распространение любым способом;
• запись и распространение или исполнение фрагментов музыкального произведения исключительно в качестве фона или музыкального сопровождения радио- и телепрограмм, радийных, телевизионных или кинематографических новостных выпусков и художественных представлений. Во всех этих случаях необходимо называть имя автора и название произведения, если тому не препятствует технические причины или правила распространения.
Срок охраны объектов авторского права. Согласно испанскому «Закону об интеллектуальной собственности» продолжительность срока охраны авторских прав составляла все время жизни автора и еще 80 лет после его смерти. Принятый в 1977 г. «Закон об авторском праве» предусматривал, что продолжительность срока охраны авторских прав, кроме случаев, предусмотренных данным законом
— все время жизни автора и еще 25 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом его смерти (статья 43). Декрет-закон №156 от 28 сентября 1994 г. продлил этот период до 50 лет после его смерти. Такой же срок охраны авторских прав установлен в отношении компьютерных программ и баз данных. Он начинает отсчитываться с момента первой публикации произведения, а если этого не произошло
- с момента его создания (статья 8 «Совместной резолюции №1 Министерства Культуры и Министерства Механической промышленности»). В случаях, когда речь идет о фотографических произведениях этот срок составляет 25 лет после кончины автора, начиная с момента обнародования фотографии. По истечению срока действия авторских прав произведение, по решению Совета министров, может быть объявлено государственной собственностью (статья 48 «Закона об авторском праве»). В остальных случаях оно может использоваться свободно при соблюдении следующих условий:
а) указание имени автора
б) сохранение целостности произведения
5'
-о
-С
гп
о
а Н
А
У
т; А
X
<2
о
о сч
в) выплате соответствующего вознаграждения, которое будет отправлено на развитие науки, образования и культуры страны (статья 49 «Закона об авторском праве»).
Особенностью авторского права на Кубе также является тот факт, что произведения умерших кубинских авторов, права собственности на которые принадлежат физическим или юридическим лицам, постоянно проживающим за границей, могут быть объявлены государственным достоянием по постановлению Совета министров (статья 41 «Закона об авторском праве»).
Нарушители авторских прав несут ответственность в порядке, установленном действующим уголовным законодательством. Одним из самых известных примеров нарушения авторских прав кубинских граждан является повсеместное тиражирование изображения кубинского государственного деятеля Че Гевары, для создания которого была использована фотография, сделанная кубинцем Альберто Кордой (настоящее имя - Альберто Диас Гутьеррес). Фотограф не пытался остановить коммерческое использование этого образа, считая, что он способствует пропаганде идей социальной справедливости, до тех пор, пока в 2000 г. он не был использован в рекламе водки. Корда выиграл судебный процесс, а полученные деньги пожертвовал на развитие детского здравоохранения на Кубе. По словам сына Че Гевары, Камилло "Когда кубинские фотографы отстаивают свои права за границей, они всегда перечисляют деньги на социальные нужды. [...]. У нас нет авторского права в западном варианте, все журналисты работали не на себя, а на революцию"[6, с.16]. После смерти Корды в 2001 г. права на фотографию перешли к его дочери Диане Диас Лопес. В 2003 г. она выиграла процесс против организации «Репортеры без границ», которая незаконно использовала образ революционера в социальной рекламе, предназначенной для французских туристов. Кампания была запущена в знак протеста против заключения в тюрьму 75 оппозиционеров и независимых журналистов. При изготовлении постеров использовалась фотография студенческой демонстрации 1968 г., на которой лицо одного из вооруженных дубинкой полицейских было заменено на лицо Че Гевары из произведения Корды. Слоган гласил: «Добро пожаловать на Кубу, самую большую в мире тюрьму для журналистов». Еще один случай нарушения авторских прав Корды был зарегистрирован в России в 2014 г., когда суд отменил регистрацию списка кандидатов карачаево-черкесского отделения «Коммунистов России» на выборах в парламент республики из-за использования в агитационных материалах изображения Че Гевары без согласия правообладателей. В опубликованном Верховным судом обзоре судебной практики по защите интеллектуальных прав говорится, что авторами изображения Че Гевары являются А. Корда и ирландский художник Д. Фицпат-рик, который в 1968 г. создал стилизованный плакат с данной фотографии. Именно этот постер, в настоящее время является одним из часто копируемых
изображений Че Гевары. «Имеется также общедоступная информация о том, что право на фотографию с изображением Че Гевары принадлежит дочери Д. Корды и используется в сотрудничестве с правительством Кубы, защищено торговой маркой под N VA-1-276-975» [7].
В настоящее время правовая системы Кубы претерпевает серьезные изменения. Это связано не только с объективными предпосылками, например, глобализацией информационного общества, но и с глубокими преобразованиями политического устройства страны. После того, как был введен в эксплуатацию оптоволоконный кабель, проложенный по дну Карибского моря между Венесуэлой и Кубой, в стране был расширен доступ в Интернет. Это заставило власти усилить контроль над данной сферой. В 2018 г. был принят Декрет-Закон №370 «Об информатизации Кубы», который гласил, что «Министерства культуры и науки, технологий и окружающей среды по согласованию с Министерством связи, устанавливают в отношении авторского права и интеллектуальной собственности, соответственно, правила защиты авторов и владельцев компьютерных программ и приложений, исходя из потребностей научно-технического развития страны в эксплуатации этого вида творчества, а также механизмов, гарантирующих защиту национального наследия». 10 апреля 2019 г. на Кубе вступила в силу новая Конституция, в соответствии с которой впервые за сорок лет были проведены выборы президента страны - им стал председатель Госсовета Мигель Диас Канель. Относительно авторского права в этом нормативно-правовом акте говорилось, что «Свобода художественного творчества поощряется во всех его формах выражения в соответствии с гуманистическими принципами, которые лежат в основе культурной политики государства и ценностей социалистического общества» (статья 32).
Авторское право - одна из динамично развивающихся областей права на Кубе. Так как страна является подписантом многих международных правовых актов в этой сфере, положения национального законодательства во многом повторяют их содержание. Однако есть и национальные особенности, связанные, прежде всего, с исторической спецификой развития страны, а также большой ролью, которую играют различные общественно-политические институты в развитии авторского права.
Литература
1. Soto Granado M. El derecho de autor en Cuba. Casos destacado de la práctica jurídica. [Электронный ресурс] // Biblioteca Jurídica Virtual del Instituto de Investigaciones Jurídicas de la UNAM. URL: https://archivos .juridicas .unam.mx/www/bjv/libros/6/26 34/8.pdf (дата обращения: 03.11.2019).
2. Леонов Н. С., Бородаев В. А. Фидель Кастро. Политическая биография. [Электронный ресурс] // Сайт «Военная литература». uRL: http://militera.lib.ru/bio/leonov_borodaev/09.html (дата обращения: 19.11.2019).
3. I Congreso del PCC: Tesis y Resoluciones sobre la cultura artística y literaria [Электронный ресурс] // Granma. URL: http://www.granma.cu/file/pdf/PCC/1congreso/Tesis% 20y%20Resoluciones/I-Congreso-PCC.-Tesis-y-Resoluciones-sobre-la-cultura-art%C3%ADstica-y-literaria.pdf (дата обращения: 19.11.2019).
4. Ley de Derecho de Autor [Электронный ресурс] // Gaceta Oficial de la República de Cuba. URL: https://www.gacetaoficial.gob.cu/html/leyderechoautor .html (дата обращения: 19.11.2019).
5. Resolución No. 97/2015. Reglamento para la protección de las obras audiovisuales [Электронный ресурс] // Juriscuba. URL: http://juriscuba.com/organismos-estatales-2/cultura/resolucion-no-972015/ (дата обращения: 19.11.2019).
6. Кассовый Че // Коммерсантъ Деньги. №23 от 14.06.2004.
7. Изображение Эрнесто Че Гевары не может свободно использоваться без выплаты авторского вознаграждения (в том числе, в агитационных материалах) [Электронный ресурс] // Правовой центр Логос. URL: http://logos-pravo.ru/izobrazhenie-ernesto-che-gevary-ne-mozhet-svobodno-ispolzovatsya-bez-vyplaty-avtorskogo (дата обращения: 03.11.2019).
The copyright protection in Cuba Rastorgueva N.E.
Peoples' Friendship University of Russia
The copyright rules established in Cuba and the nature of the use of works are significantly different from those that govern copyright issues in most countries. In this article, copyright is considered in the context of the historical features of the country's development, special attention is paid to the analysis of the content of the Copyright Law as the main legal act regulating this area of activity.
Keywords: copyright, Cuba, "Copyright Law", copyright objects,
copyright term. References
1. Soto Granado M. El derecho de autor en Cuba. Casos destacado
de la práctica jurídica. [Electronic resource] // Biblioteca Jurídica Virtual del Instituto de Investigaciones Jurídicas de la UNAM. URL:
https://archivos.juridicas.unam.mx/www/bjv/libros/6/2634/8.pdf (accessed November 3, 2019).
2. Leonov N. S., Borodaev V. A. Fidel Castro. Political biography.
[Electronic resource] // Site "Military literature". URL: http://militera.lib.ru/bio/leonov_borodaev/09.html (accessed: 11/19/2019).
3. I Congreso del PCC: Tesis y Resoluciones sobre la cultura artística y literaria [Electronic resource] // Granma. URL: http://www.granma.cu/file/pdf/PCC/1congreso/Tesis%20y%20R esoluciones/I-Congreso-PCC.-Tesis-y-Resoluciones-sobre-la-cultura-art%C3%ADstica -y-literaria.pdf (accessed: 11/19/2019).
4. Ley de Derecho de Autor [Electronic resource] // Gaceta Oficial de la
República de Cuba. URL:
https://www.gacetaoficial.gob.cu/html/leyderechoautor.html (accessed: 11/19/2019).
5. Resolución No. 97/2015. Reglamento para la protección de las
obras audiovisuales [Electronic resource] // Juriscuba. URL: http://juriscuba.com/organismos-estatales-2/cultura/resolucion-no-972015/ (accessed: 11/19/2019).
6. Cash Che // Kommersant Money. No. 23 dated 06/14/2004.
7. The image of Ernesto Che Guevara cannot be freely used without
paying royalties (including in campaign materials) [Electronic resource] // Legal Center Logos. URL: http://logos-pravo.ru/izobrazhenie-ernesto-che-gevary-ne-mozhet-svobodno-ispolzovatsya-bez-vyplaty-avtorskogo (accessed: 11/3/2019).
iiaj.
5'
■о
-C
m
о
a
А У
т; А