В.А. Чирикин
Чирикин Виктор Александрович — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Особенности правового принципа «разделения властей»
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рассматриваемый принцип является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет новый облик политической системы российского общества.
Принцип разделения властей впервые обозначен английским ученым Д. Локком. Являясь сторонником теории «общественного договора», он высказал предложение о необходимости разделения властей в трех направлениях на законодательную (парламент), исполнительную (во главе с монархом) и суды. Французский просветитель Ш. Монтескье так же обращал внимание на феномен устройства государственной власти, подчеркивая три ее составляющие: законодательную, исполнительную и судебную. Содержание исследуемого принципа, по определению философа, заключается, прежде всего в том, чтобы государственные институты власти были самостоятельны в своих действиях. Обладание всей полнотой власти одним органом или правителем незамедлительно приведет к различным злоупотреблениям. Разграничение тем самым компетенции между тремя ветвями власти дает им возможность в необходимых случаях сдерживать друг друга. Необходим такой механизм деятельности в государстве, указывает Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую»1.
Положение Основного Закона российского государства (статья 10) также закрепляет рассматриваемый принцип: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»2.
Данное конституционное положение говорит о функциональном разделении единой государственной власти в России на три ветви. Поэтому употребление выражения «разделение властей», думается, является юридически ошибочным и недопустимым. Региональный уровень государственной власти строится по такому же принципу. Так, в Уставе Ивановской области (статья 9 п.1) закрепляется положение о том, что «Органы государственной власти Ивановской области осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную»3.
Формулировка исследуемого принципа в Уставе Владимирской области (статья 5 п. 1) « Государственная власть в области осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную»4, думается, нуждается в корректировке с целью приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Автономная деятельность институтов государственной власти, относящихся к ее различным ветвям, совсем не исключает их системного взаимодействия при реализации своих полномочий.
Конституция Российской Федерации определяет основные ориентиры и границы взаимодействия государственных органов власти, более детальная регламентация которого определяется в других законодательных актах.
Вместе с тем, положения основного Закона страны не позволяют определить в рамках исследуемой тематики место таких институтов государственной власти как Президент Российской Федерации, Счётная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации. Все это вызывает научные споры среди ученых-юристов о месте перечисленных органов государственной власти в системе ее функционального разделения.
Определенные проблемы с осуществлением исследуемого правового принципа имеются и в регионах России. Одной из них является то, что законодательный (представительный) орган государственной
1 Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., Мысль. 1999. С. 33.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3 Устав Ивановской области. Принят Ивановской областной Думой 29 января 2009 года. https://www.ivoblduma.ru/ zakony/ustav-ivanovskoy-oblasti/
4 Устав Владимирской области. Принят постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 14 августа 2001 года N 285. https://avo.ru/ustav-oblasti
348
Юридическая техника. 2020. № 14
власти субъекта Российской Федерации не правомочен досрочно прекращать полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Окончательный вердикт в случае возникновения такой ситуации принимает Глава государства, который может как поддержать законодательную ветвь власти региона, так и отказать ей в этой поддержке. Таким образом, депутатский корпус не обладает реальными рычагами влияния на руководителя региональной исполнительной власти — досрочно прекратить его полномочия. С точки зрения исследуемого принципа это является нарушением системы сдер-жек и противовесов ветвей региональной государственной власти. А вот высшее должностное лицо региона имеет право досрочно прекратить полномочия высшего законодательного (представительного) органа региона в определенных случаях, предусмотренных законодательством1.
К перспективам совершенствования механизма реализации принципа функционального разделения государственной власти следует отнести обеспечение устойчивого равновесия между законодательной и исполнительной ветвями власти и Президентом России как главы государства. Достаточно широкий объем полномочий Президента России в реальности не обеспечивает самостоятельности исполнительной и законодательной ветвей власти. Несмотря на то, что по Конституции РФ Президент РФ не является главой исполнительной власти, в тоже время он имеет полномочия на формирование Правительства России, которое перед ним ответственно, оно может быть отправлено им в отставку; Президент РФ может председательствовать на заседаниях Правительства РФ и имеет право осуществлять контроль за его нормотворческой деятельностью, он вправе отменить акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ. В системе исполнительной власти Президент РФ непосредственно руководит федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, осуществляющими государственное управление в сфере обороны и безопасности, он является верховным главнокомандующим вооруженных сил и обладает иными кадровыми полномочиями в внутри государства и в международной сфере.
При наличии у Президента РФ конституционно установленных полномочий формировать Правительство РФ, возлагать на себя председательство на его заседаниях, непосредственно руководить силовым блоком федеральных органов исполнительной власти, едва ли можно признать соответствующими принципу народовластия и демократическим основам построения системы государственной власти, закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ распускать Государственную Думу Федерального Собрания в случае трехкратного отклонения Государственной Думой предлагаемой им кандидатуры председателя Правительства РФ (ст. 110 Конституции РФ) и при выражении ею недоверия и отказа в доверии Правительству (ст. 117 Конституции РФ).
Построение механизма государственной власти на основе принципа разделения властей предусматривает создание системы сдержек и противовесов, основанной на разграничении функций и полномочий органов разных ветвей государственной власти, их осуществляющих, органичном их взаимодействии и взаимном контроле. В триединстве государственной власти система сдержек и противовесов, существующая в настоящий момент, к сожалению, является статичной, она по существу не позволяет сглаживать возможные противоречия, это влечет усиление полномочий Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, призванного обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).
Российская Федерация провозглашена, согласно ст. 1 Конституции РФ, демократическим, правовым государством с республиканской формой правления. Принцип разделения властей стал основой и реальностью в устройстве системы ее государственной власти, это соответствует потребностям времени. В тоже время, есть основания признать, что действующая в России система государственной власти далека от совершенства и механизм разделения властей требует значительных изменений и трансформации, усиления роли законодательной и судебной власти в регулировании общественных отношений и разрешении споров между субъектами права, укреплении режима верховенства Конституции Российской Федерации и законности.
1 Устав Владимирской области (статья 22). Принят постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 14 августа 2001 года N 285. https://avo.ru/ustav-oblasti
Чирикин В.А. Особенности правового принципа «разделения властей»
349