Научная статья на тему 'Особенности правового положения юридических лиц Китая'

Особенности правового положения юридических лиц Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2863
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ЧАСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АРТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОМПАНИЯ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ / JURIDICAL PERSON / PRIVATE ENTERPRISES / STATE ENTERPRISES / COMPANY WITH LIMITED LIABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова Анастасия Анатольевна

Рассматриваются правовые формы юридических лиц Китая, которые отличаются значительным своеобразием. Поскольку легальное определение понятия «юридическое лицо» появилось в китайском законодательстве сравнительно недавно, исследование развития законодательства Китая как делового партнера в данной области представляет значительный интерес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Chinese Juridical Persons' Legal Status

The legal forms of Chinese juridical persons are considered which differ in significant originality. As the legal definition of concept «the juridical person» has appeared in the Chinese legislation rather recently, the research of development of the legislation of China as business partner in the given area represents significant interest

Текст научной работы на тему «Особенности правового положения юридических лиц Китая»

УДК 341

Мещерякова Анастасия Анатольевна Anastasia Mesheraykova

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КИТАЯ

FEATURES OF CHINESE JURIDICAL PERSONS’ LEGAL STATUS

Рассматриваются правовые формы юридических лиц Китая, которые отличаются значительным своеобразием. Поскольку легальное определение понятия «юридическое лицо» появилось в китайском законодательстве сравнительно недавно, исследование развития законодательства Китая как делового партнера в данной области представляет значительный интерес

Елючевые слова: юридическое лицо, частные предприятия, государственные предприятия, артельные предприятия, компания с ограниченной ответственностью

The legal forms of Chinese juridical persons are considered which differ in significant originality. As the legal definition of concept «thejuridical person» has appeared in the Chinese legislation rather recently, the research of development of the legislation of China as business partner in the given area represents significant interest

Key words: juridical person, private enterprises, state enterprises, company with limited liability

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 10-03-00494а

Понятие юридического лица появилось в китайском законодательстве после принятия Общих положений гражданского права КНР (далее ОПГП). Как отмечает Л.М. Гудошников, «в период 50-х гг., когда началось строительство правовой системы народного Китая, этот термин крайне редко фигурировал в законодательстве. Не встречался он даже в таких нормативных актах, как «Временное положение о частных предприятиях» (декабрь 1950 г.) и «Временное положение о смешанных государственно-частных промышленных предприятиях» (сентябрь 1954 г.). Ив дальнейшем в актах, регулировавших деятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий в период «до культурной революции», не использовалось понятие «юридическое лицо», хотя и в промышленности,

и в сельском хозяйстве происходили значительные организационные изменения как в общей системе руководства основными производственными звеньями, так и в их внутреннем хозяйственном механизме [1; С. 106].

Юридическими лицами являются организации, которые обладают гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью, самостоятельно согласно закону приобретают гражданские права и несут гражданские обязанности (ст. 36 ОПГП).

Частные предприятия, как правило, возникают на основе развития индивидуальных предприятий промышленности и торговли или персональных товариществ. Частные предприятия отличаются от индивидуальных как по массе вовлекаемого наемного труда, так и по сфере деятельности. Согласно Временному положению Китайской Народной Республики о частных предприятиях, принятому государственным советом КНР 3 июня 1988 г., под частны-

ми предприятиями понимаются извлекающие прибыль хозяйственные организации, средства которых относятся к частной собственности и численность работающих в которых не менее восьми человек [4; С. 119].

В положении содержится и перечень сферы правоспособности частных предприятий. Для мелких предпринимателей это главным образом розничная торговля и сфера обслуживания. От более крупных бизнесменов государство ожидает вкладов в трудоемкие производства, капитальное и жилищное строительство, транспорт, а в последние годы и в наукоемкие отрасли современного производства.

К категории частного предприятия относится и предприятие со стопроцентным иностранным капиталом. В законодательстве предусмотрено, что частному бизнесу запрещено заниматься оборонной промышленностью и банковским делом, производством товаров, на которые установлена монополия государства (драгоценности, автомобили, взрывчатые вещества невоенного назначения и др.), скупкой и сбытом реликвий культуры, составляющих национальное достояние и т.п. Временным положением предусмотрено, что государство охраняет права и интересы частников, установлен порядок передачи частной собственности по наследству.

Положением предусмотрены три вида частных предприятий — это самостоятельные предприятия, которые организуются на основе вложений капиталов отдельных граждан; артельные предприятия, в которые могут входить от двух и более человек, действующих на основании соглашения (обе эти формы представляют собой объединение лиц), и компании с ограниченной ответственностью (объединение капиталов). Основной отличительной особенностью самостоятельных и артельных предприятий является то, что организаторы таких предприятий несут неограниченную ответственность по своим долговым обязательствам. Именно по этой причине такие предприятия не очень распространены в Китае.

Одной из распространенных форм частных предприятий является компания с ограниченной ответственностью. Основные положения, касающиеся организации и деятельности компаний с ограниченной ответственностью (а также акционерных обществ), помимо Временного положения, содержатся в Законе КНР «О компаниях» от 29.12.1993. Компания, как обладатель статуса юридического лица, может самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от предпринимательской деятельностью и несет ответственность всем своим имуществом за прибыли и убытки. Несмотря на полное хозяйствование всем своим имуществом и самостоятельную ответственность за прибыли и убытки, компании осуществляют свою деятельность под государственным макроконтролем [2; С. 128]. Разновидностями компаний с ограниченной ответственностью являются:

1) компании, создаваемые исключительно на государственные средства, которые создаются на основе самостоятельных инвестиций уполномоченными государством инвестиционными органами либо ведомствами. Статус таких компаний имеют, в основном, компании, которые производят специфическую продукцию, установленную Государственным советом либо функционируют в специально установленных сферах;

2) акционерные компании с ограниченной ответственностью, которые создаются в следующих формах:

— инициаторами — это порядок, когда инициаторы подписываются на все акции, которые должны быть выпущены компанией, и создают компанию;

— путем привлечения средств — порядок, когда инициаторы подписываются на часть акций, которые должны быть выпущены компанией, а остальная часть акций распределяется путем открытой подписки [2; С. 141].

Принцип открытости (закрытости) формы организации предприятия имеет большое значение при классификации организационно-правовых форм в целом. В международной практике закрытая ком-

пания характеризуется как частная, а открытая — как публичная, т.е. ей присуща открытая продажа акций.

Таким образом, с принятием основ законодательства, регламентирующих деятельность частного хозяйства, практически закончился длительный период нелегального существования и развития в Китае частнокапиталистического уклада, предприятия которого, подвергнувшись фактической национализации в ходе «поотрас-левого преобразования» 1956 г., в 60-70-е гг. XX в. действовали лишь в крайне узких рамках «теневой экономики» и «подпольного бизнеса», а начиная с 1978 г., после 3-го пленума ЦК КПК 11 -го созыва — развивались довольно бурно, но еще вынуждены были маскироваться за ширмой индивидуального или кооперативного хозяйства.

Благодаря признанию официальной властью и утверждению правового статуса, частные предприятия в Китае в последние годы получили бурное развитие, составляя яркий контраст государственным предприятиям, многие из которых находятся в убыточном положении или фактическом банкротстве. В Китае уже сложился слой частных предпринимателей.

Однако в условиях кризиса, по данным газеты «Женьминь жибао он-лайн»: «С начала текущего года отмечалось заметное сокращение масштабов экспорта на китайских негосударственных предприятиях, говорится в докладе, обнародованном на днях Главным таможенным управлением КНР. Согласно статистике китайской таможни, в первые два месяца 2009 г. у негосударственных предприятий (коллективные, частные предприятия, индивидуальные предприниматели и торговцы) объем внешнего товарооборота составил 60,02 млрд долл. США, снизившись на16,3%по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. В частности, объем экспорта на негосударственных предприятиях составил 42,4 млрд долл. со снижением на 13,6 %, импорт

— 17,62 млрд долл., что ниже предыдущего показателя на 22 %. Положительное сальдо торгового баланса составило 24,78 млрд долл, уменьшившись на6,4 %.

Как отмечается в докладе, непрерывное сокращение масштабов экспорта на предприятиях данной категории обусловлено тремя факторами:

— во-первых, средние и малые негосударственные предприятия обычно сталкиваются с трудностями в аккумуляции денежных средств;

— во-вторых, названные предприятия, экспортирующие, главным образом, трудоемкую продукцию, серьезно пострадали из-за вялой конъюнктуры на европейском и американском рынках;

— и, наконец, у этих предприятий относительно слабая способность к нейтрали-зациивнешнихрисков» [5].

Среди разновидностей государственных предприятий следует отметить промышленные предприятия и коллективные предприятия, которые также являются коммерческими организациями. Особенностью этих предприятий является то, что их задачами является развитие товарного производства на основе государственных планов и потребностей рынка.

Государственное промышленное предприятие является важнейшим субъектом хозяйственной деятельности Китая. Согласно Закону КНР «О промышленном предприятии общенародной собственности» (1988 г.), иод промышленным предприятием общенародной собственности понимается социалистическая организация, производящая товары и самостоятельно ведущая хозяйственную деятельность согласно закону, самостоятельно отвечающая за прибыли и убытки, использующая самостоятельный хозяйственный расчет [2; С. 128].

Государство предоставляет такому предприятию имущество в хозяйственное управление, которое пользуется абсолютной защитой. Законным представителем промышленного предприятия является директор, который назначается либо приглашается компетентным правительственным ведомством, с учетом мнения представителей рабочих и служащих данного предприятия (ст. 44 Закона). Директор возглавляет правление, которое состоит из ответствен-

ных лиц предприятия и представителей рабочих и служащих и оказывает помощь директору в решении важных вопросов [2; С. 50]. Коллективные предприятия существуют как в промышленности, так и в сельском хозяйстве и создаются на основе паевого (долевого) участия. Их разновидностью являются городские предприятия коллективной собственности, волостные и деревенские предприятия и крестьянские паевые кооперативные предприятия.

Правовое положение городских предприятий коллективной собственности регулируется Положением о городских предприятиях коллективной собственности (1991 г.). В соответствии с данным положением такое предприятие является социалистической хозяйственной организацией, имущество которой находится в коллективной собственности трудящихся масс. Городское предприятие коллективной собственности отличает осуществление совместной трудовой деятельности; самостоятельная ответственность за прибыли и убытки; общие накопления, самостоятельное распоряжение, распределение по труду; паевое распределение прибыли, самостоятельный хозрасчет; самостоятельное хозяйствование, демократическое управления (ст. 5 Положения). Но, несмотря на некоторую видимую свободу деятельности предприятия, оно все же находится иод плановым воздействием государства.

Правовое положение волостных и деревенских предприятий коллективной собственности определяет Положение (1990 г.). Правовой статус крестьянских паевых кооперативных предприятий определен Временным положением о крестьянских паевых кооперативных предприятиях (1990 г.) и, по сути, мало чем отличается от российских производственных и потре-

Литература

бительских кооперативов.

Предприятия Китая отличает более жесткое в сравнении с российскими государственное регулирование, основанное на плановой политике государства, что значительно ограничивает их свободу и создает некоторую путаницу в классификации юридических лиц. Это связано с тем, что рыночные реформы в Китае происходят много медленнее, чем в России, но российский опыт показывает, что обвальная приватизация ни к чему хорошему тоже не привела. Например, А.С. Спиридонова указывает на то, что «при проведении приватизации предполагалось раздробить единую государственную собственность на средства производства, акционировать предприятия, а крупные пакеты акций продать на рынке с целью воссоздать западную модель фондового рынка и организации производства. Хотя законодательная база приватизации была проработана четко, ее крах был очевиден уже на первых ее этапах. Как только менеджеры предприятий получили в свои руки такое оружие, как акционирование, они сразу же стали использовать его для борьбы с целями приватизации.

Приватизация как идеология была чужда конкретным целям менеджеров государственных предприятий. В то время корпоратизация и приватизация оказались необходимы менеджерам для юридической фиксации контроля над финансами и создания формальных правовых гарантий их свободы от уголовного преследования за манипуляции с государственными активами (финансами)» [3; С. 100-101]. В данной ситуации КНР учитывает не очень положительный опыт России и не торопится передать свои предприятия в частные руки, осуществляя этот процесс постепенно.

1. Гудошников Л.М. Правовые аспекты модернизации в КНР (экономика и научно-техни-ческийпрогресс). — М.: Наука. Главнаяредакциявосточнойлитературы, 1990. — С. 106.

2. Пащенко Е.Г. Гражданское законодательство КНР: пер с кит. / Серия: Современное зарубежное и международное частное право. — М.: Международный центр финансово-экономичес-когоразвития, 1997. — С. 128.

3. Спиридонова А.С. Государственное регулирование и поддержка развития малого предпринимательства. — М.: ХоружевскийА.И., 2008. — С. 100-101.

4. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для вузов / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Ю.Е. Булатецкий, д-р ист. наук, проф. Н.А. Машкин. — М.: Норма, 2007. — С. 119.

5. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://russian.people.com.cn/ 13:29.10/04/2009.

Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author

Мещерякова A.A., ст. преподаватель кафедры A. Mesheraykova, senior teacher of civil law and pro-гражданского права и процесса, Читинский инсти- cess department, Chita Institute — the branch of Baikal тут (филиал) Байкальского государственного уни- UniversityofEconomicsandLaw верситета экономики и права [email protected]

Научные интересы: гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право

Scientific interests: civil law, entrepreneurial law, family law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.