130
Пра во
Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского, 2019, № 3, с.130-133
УДК 346.12
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
© 2019 г. А.М. Сиднева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва ООО «МегаДорСтрой», Москва
Nastaj [email protected]
Поступила в редакцию 14.01.2019
Проанализированы особенности правового положения резидентов территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности на них. Исследованы требования, предъявляемые к предпринимателям, желающим получить статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, а также непосредственно процедура присвоения данного статуса. Следует отметить, что в рамках регулирования территорий опережающего социально-экономического развития со стороны государства наблюдаются не только прямые формы участия и поддержки, но и косвенные формы государственной поддержки, которые, в частности, выражаются в создании инфраструктуры территории за счет бюджетных средств.
Ключевые слова: территории опережающего развития, резиденты, меры государственной поддержки, налоговые льготы, принципы взаимодействия, преференции.
История создания новой формы инвестиционной деятельности - территории опережающего социально-экономического развития официально началась с послания Федеральному собранию, произнесенного Президентом России 12 декабря 2013 года. Название и меры государственной поддержки новой формы возникли буквально из текста Послания: «.. .на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных, в том числе, и на экспорт». В итоге 29 декабря 2014 года был принят Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ». Согласно нормам данного Федерального закона под территориями опережающего социально-экономического развития (далее -
ТОСЭР/ТОР) понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Отличительной особенностью статуса ТОСЭР относительно подобных территорий является предоставление для инвесторов боль-
шого ряда льгот и привилегий. Так, например, на ТОСЭР Набережные Челны установлены следующие налоговые льготы:
- налог на имущество организаций 0% (без ТОР 2.2%);
- страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 7.6% (без ТОР 30%);
- налог на прибыль 5% (без ТОР 18%);
- налог на землю 0% (без ТОР в среднем 1.5%) [1]1.
Необходимым условием использования льгот и преференций, которые доступны на территории опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, является получение предпринимателем статуса резидента соответствующей ТОСЭР, где он планирует вести свою предпринимательскую деятельность. Резидентами территорий опережающего развития могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на данной территории. Для резидентов предусмотрен особый режим налогообложения, таможенные льготы и облегченные правила ведения бизнеса, возможность в ускоренном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал (без специального разрешения и учета квот). Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности [2].
Требования к резидентам ТОР:
- юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории города;
- у юридического лица должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, страховым взносам в бюджетные фонды и иные задолженности перед бюджетной системой;
- деятельность юридического лица на ТОР и осуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений;
- юридическое лицо не должно находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
- у юридического лица должны отсутствовать филиалы или представительства за пределами ТОР.
Желающим получить статус резидента ТОСЭР и связанные с этим привилегии необходимо в первую очередь зарегистрировать на территории опережающего развития юридическое лицо (или заявить действующее). Предприниматель должен руководствоваться намерениями реализовать на территории опережающего развития новый инвестиционный проект, отвечать требованиям к резидентам территории опережающего развития и реализуемым ими инвестиционным проектам. Следующим шагом будет подача в управляющую компанию ТОСЭР или муниципальное образование, на территории которого создается территория опережающего развития, заявку на заключение Соглашения по форме, установленной Федеральным законом № 473-Ф3 от 29 декабря 2014 г. Совместно с Соглашением предприниматели должны подать бизнес-план и правоустанавливающие документы на организацию. Срок рассмотрения управляющей компанией заявки - 15 рабочих дней с даты ее получения. Рассмотрение заявки и оценка бизнес-плана юридического лица осуществляется на основании критериев и методики оценки, установленных уполномоченным федерального органа исполнительной власти. Далее управляющая компания принимает решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности или об отказе в заключении указанного соглашения. Проекты оцениваются по следующим критериям:
- степень готовности инвестиционного проекта;
- обоснованность представленных сведений;
- наличие положительного социального, экономического и бюджетного эффекта от реализации проекта;
- наличие необходимой для реализации проекта инфраструктуры, мощностей и земельного участка.
В случае принятия положительного решения между управляющей компанией и резидентом ТОСЭР заключается соглашение об осуществлении деятельности. После этого управляющая компания вносит организацию в реестр резиден-
тов ТОСЭР в течение 3 дней с момента заключения соглашения, после чего организация признается резидентом территории опережающего социально-экономического развития. Данный статус подтверждается выдачей организации свидетельства о регистрации в качестве резидента ТОСЭР. Окончательным этапом данной процедуры является сообщение управляющей компанией сведений о регистрации лица в качестве резидента ТОСЭР в налоговые органы, органы внебюджетных фондов, таможенные органы (если введен режим свободной таможенной зоны) [3].
Анализируя порядок получения статуса резидента, условно можно выделить три этапа: предварительный, основной и организационный. Предварительный, в свою очередь, заканчивается подачей заявки в управляющую компанию. Основной - получением согласия на заключение соглашения либо отказом в заключении. Организационный - уведомительной процедурой различных инстанций о регистрации нового резидента ТОСЭР [4, с. 156].
Далее начинается активная деятельность уже самого резидента. Резидент, в свою очередь, обязуется создать не менее утвержденного количества новых рабочих мест в первый год работы (и не менее утвержденного количества за весь период действия соглашения ТОСЭР) и осуществить не менее утвержденного размера новых инвестиций в новый проект за первый год работы (и не менее утвержденного размера за весь период действия соглашения с Минэкономразвития РФ - 10 лет).
Государство, в свою очередь, активно способствует реализации резидентами долгосрочных проектов, предоставляя со своей стороны различные льготы. Следует отметить особенности порядка налогообложения резидентов ТОСЭР. В частности, резиденты полностью освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также имеют право на применение льготных ставок по налогу на прибыль организаций. Таким образом, основная ставка налога на прибыль, уплачиваемая в федеральный бюджет, составляет 0%, а в бюджеты субъектов РФ - пониженная. Учитывая, что при нулевой ставке налога на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, размер ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 5% в течение пяти первых лет. Данное правило начинает работать с момента получения первой прибыли по деятельности, осуществляемой на территории опережающего социально-экономического развития. При этом в течение следующих пяти лет ставка налога, уплачиваемая в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 10% [5, с. 25]. Не остались без внимания и страховые взносы, за-
132
А.М. Сиднева
числяемые во внебюджетные фонды (Фонд обязательного социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), на которые предусмотрены пониженные тарифы. Размер совокупной ставки обозначенных взносов составляет 7.6% вместо 30%. Нельзя не согласиться, что предоставляемые резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговые льготы и преференции создают возможности для быстрого социально-экономического развития и привлечения дополнительных инвестиций. Вместе с тем территории опережающего развития характеризуются нехваткой квалифицированных кадров для реализации различных проектов по их созданию, увеличением безработицы, негативным миграционным потоком: привлекаемые для работы мигранты не могут заменить уезжающих из края местных высококвалифицированных специалистов [6, с. 55].
В настоящий момент резидентов ТОР можно классифицировать по следующим основаниям: по организационно-правовой форме и по статусу территории, на которой создаются ТОСЭР. Согласно первой классификации в большинстве своем резидентами являются общества с ограниченной ответственностью. Также наблюдаются, но в меньшинстве акционерные общества и рыболовецкая артель (колхоз). Согласно второй классификации выделяют резидентов ТОР на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (в моногородах); резидентов ТОР на территориях закрытых административно-территориальных образований Российской Федерации и резидентов ТОР на территориях остальных субъектов Российской Федерации.
Любая экономическая деятельность регулируется со стороны государства. Одним из средств подобного регулирования является государственный контроль, а особенности его применения составляют один из элементов благоприятного режима осуществления предпринимательской деятельности резидентов ТОСЭР.
Немаловажной преференцией для резидентов является передача на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных в границах территории опережающего развития. Обязательным условием является заключенное с управляющей компанией соглашение о создании ТОСЭР. Таким образом, устанавливается передача государственной собственности на земельные участки управляющей компании или ее дочерним обществам в грани-
цах ТОСЭР, которые могут иметь значительные размеры, в том числе в пределах одного или нескольких муниципальных образований. При этом управляющая компания или ее дочерние общества имеют полномочия на распоряжение полученной собственностью [7, с. 16]. Учитывая полномочия управляющей компании в части распоряжения земельными участками, находящимися в их собственности, необходимо запретить передавать земельные участки инвесторам, а особенно иностранным, так как существует риск реализации в последующем данных объектов или закрытия самого производства.
Для резидентов ТОСЭР действуют пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании, и иные преференции неналогового характера.
Резиденты ТОСЭР имеют приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, что имеет важное значение для осуществления многих видов предпринимательской деятельности. Так, например, на территории Дальневосточного федерального округа, кроме налоговых преференций, резиденты ТОСЭР имеют дополнительные неналоговые преференции. Среди таких неналоговых льгот значится: сокращенное время проведения контрольных проверок, внеплановые проверки проводятся только по согласованию с Минвостокразвития РФ, а срок проведения плановой проверки - не более 15 рабочих дней. Помимо этого, для таких резидентов действует режим свободной таможенной зоны, беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОСЭР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования) [8].
Основанием прекращения статуса резидента ТОР является прекращение действия соглашения об осуществлении деятельности. Тем не менее организация может продолжить осуществлять предпринимательскую деятельность на ТОР, но на нее будет распространяться уже общий правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
Соблюдая определенный законом срок, равный трем дням, управляющая компания должна с даты окончания срока действия соглашения об осуществлении деятельности, либо с даты подписания сторонами соглашения о расторжении соглашения об осуществлении деятельности, либо даты вступления в законную силу решения суда о расторжении соглашения об осуществлении деятельности внести запись о прекращении статуса резидента ТОР в реестр, а также уведомить в тот же срок соответствующие территориальные органы Федеральной налоговой службы
России и Федеральной таможенной службы России о прекращении статуса резидента ТОР.
Следует сделать вывод, что рассматриваемый Федеральный закон, по сравнению с иными законами, регулирующими территории со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности, имеет более публичную направленность, нежели частную, а именно: нормы, регламентирующие земельные и лесные отношения, градостроительную деятельность, нормы, касающиеся организации здравоохранения и образования на ТОСЭР, занимают большую часть рассматриваемого закона, тогда как регулированию частной деятельности резидента уделено не так много внимания.
Примечание
1. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.01.2015. № 1 (часть I). Ст. 26.
Список литературы
1. ТОР: как получить и не потерять статус резидента. URL: http://chelny-biz.ru/business/125521/ (дата обращения: 08.10.2018).
2. Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО. URL: https://tass.ru/info/2215388 (дата обращения: 08.10.2018).
3. Процедура получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОСЭР) в любых городах, сельских и городских поселениях, районах, иных муниципальных образованиях России с марта 2018 года. URL: Ы1р://решение-верное.рфЛозег--villa ge-2018-procedure (дата обращения: 08.10.2018).
4. Белицкая А.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2016. С. 156.
5. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Финансово-банковское регулирование макроэкономических процессов в России // Финансы и кредит. 2015. № 20 (644). С. 22-30.
6. Косов М.Е. Нелинейность и внесистемность развития экономических отношений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11 (52). С. 54-63.
7. Белянская О.В., Тутаева Д.Р. О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. 2013. № 3 (225). С. 12-18.
8. Льготы предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории опережающего социально-экономического развития. URL: https://rosco.su/ press/lgoty_predprinimatelyam_osushchestvlyayushchim _deyatelnost_na_territorii_operezhayushchego_sotsialno/ (дата обращения: 08.10.2018).
PECULIARITIES OF RESIDENTS' LEGAL STATUS IN ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TERRITORIES
A.M. Sidneva
The article examines some peculiarities of the legal status of residents in the territories with a special regime of entrepreneurial activity. The author investigated the requirements for entrepreneurs wishing to obtain the status of a resident of the advanced socio-economic development territory, as well as the procedure for assigning this status. It is noted that within the framework of the regulation of advanced socio-economic development territories, there are not only direct forms of participation and support on the part of the state, but also indirect forms of state support. In particular, this is expressed in creating the infrastructure of the territory at the expense of budgetary funds.
Keyword: advanced development territories, residents, measures of state support, tax benefits, principles of interaction, preferences.
References
1. TOR: kak poluchit' i ne poteryat' status rezidenta. URL: http://chelny-biz.ru/business/125521/ (data obrashcheniya: 08.10.2018).
2. Territorii operezhayushchego razvitiya: 12 osobyh zon v DFO. URL: https://tass.ru/info/2215388 (data obrashcheniya: 08.10.2018).
3. Procedura polucheniya statusa rezidenta territorii operezhayushchego razvitiya (TOSER) v lyubyh go-rodah, sel'skih i gorodskih poseleniyah, rajonah, inyh municipal'nyh obrazovaniyah Rossii s marta 2018 goda. URL: http://reshenie-vernoe.rf/toser-village-2018-proce dure (data obrashcheniya: 08.10.2018).
4. Belickaya A.V. Kommentarij k Federal'nomu za-konu ot 29 dekabrya 2014 g. № 473-FZ «O territoriyah operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razviti-
ya v Rossijskoj Federacii» (postatejnyj). M.: Yusticin-form, 2016. S. 156.
5. Kosov M.E., Ahmadeev R.G. Finansovo-bankovskoe regulirovanie makroekonomicheskih processov v Rossii // Finansy i kredit. 2015. № 20 (644). S. 22-30.
6. Kosov M.E. Nelinejnost' i vnesistemnost' razvitiya ekonomicheskih otnoshenij // Ekonomika i predprini-matel'stvo. 2014. № 11 (52). S. 54-63.
7. Belyanskaya O.V., Tutaeva D.R. O nekotoryh ten-denciyah v nalogovom administrirovanii v Rossii // Ros-sijskoe predprinimatel'stvo. 2013. № 3 (225). S. 12-18.
8. L'goty predprinimatelyam, osushchestvlyayushchim deyatel'nost' na territorii operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya. URL: https://rosco.su/ press/lgoty_predprinimatelyam_osushchestvlyayushchim _deyatelnost_na_territorii_operezhayushchego_sotsialno / (data obrashcheniya: 08.10.2018).