УДК 342.511
DOI 10.23672/k2918-4578-2562-i
Фисенко Елена Сергеевна
аспирантка кафедры конституционного и международного права, Юридический институт Северо- Кав казского федерального университета [email protected]
Elena S. Fisenko
Postgraduate Student
of the Department of Constitutional
and International Law
Law Institute of the
North Caucasus Federal University
Особенности правореализации
статуса президента рф как гаранта конституции
Features of legal realization
of the president status in russia as a constitution guarantor
Аннотация. В статье рассмотрены основы правового статуса Президента РФ как гаранта Конституции РФ. Обозначена взаимосвязь между функцией по гарантированию Конституции РФ и по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. В исследовании рассмотрены основные полномочия Президента РФ, в наибольшей степени, раскрывающие его положение как гаранта Конституции РФ. Проанализированы некоторые проблемы определения места президентской власти в системе разделения властей, с учетом особенностей правореализации статуса Президента РФ как гаранта Конституции РФ. В работе обосновывается позиция о том, что институт Президента РФ напрямую взаимосвязан с функцией правореализации, которая направлена гарантирование конституционных прав и свобод личности. Автором делается вывод, что Президент РФ - это особый институт государственной власти, главное назначение которого в условиях построения демократического правового государства состоит в гарантировании Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ обладает полномочиями, которые в большей или меньшей степени отражают его статус как гаранта Конституции РФ. С учетом указанного, предложено суждение о принятие специального федерального конституционного закона, который закрепил бы статус Президента РФ.
Ключевые слова: Президент РФ, Конституция РФ, права человека, гарант Конституции, глава государства.
Annotation. The article considers the foundations of the legal status of the President of the Russian Federation as the guarantor of the Constitution of the Russian Federation. The relationship between the function of guaranteeing the Constitution of the Russian Federation and ensuring the rights and freedoms of man and citizen is indicated. The study examines the main powers of the President of the Russian Federation, which most reveal his position as the guarantor of the Constitution of the Russian Federation. Some problems of determining the place of presidential power in the system of separation of powers are analyzed, taking into account the peculiarities of the legal implementation of the status of the President of the Russian Federation as the guarantor of the Constitution of the Russian Federation. The paper substantiates the position that the institution of the President of the Russian Federation is directly interconnected with the function of law enforcement, which is aimed at guaranteeing the constitutional rights and freedoms of the individual. The author concludes that the President of the Russian Federation is a special institution of state power, the main purpose of which, in the conditions of building a democratic legal state, is to guarantee the Constitution of the Russian Federation, the rights and freedoms of man and citizen. The President of the Russian Federation has powers that, to a greater or lesser extent, reflect his status as the guarantor of the Constitution of the Russian Federation. Taking into account the above, a judgment is proposed on the adoption of a special federal constitutional law that would consolidate the status of the President of the Russian Federation.
Keywords: President of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, human rights, guarantor of the Constitution, head of state.
Учреждение в 1991 г. поста Президента в России стало значимым шагом в преобразовании всего государственного устройства. Президент РФ стал фигурой, на которую возложены важнейшие государственные полномочия и функции, среди которых на первый план выдвигается гарантирование главой государства Конституции РФ и прав и свобод граждан.
Провозглашение России правовым государством предопределило качественно новый подход к правам и свободам человека, а также, к отношению к ним как к высшей ценности, что также нашло свое закрепление в ст. 2 Конституции РФ [2, с. 11]. Конституционные права личности должны быть обеспечены реально действующим комплексом мер разнопланового характера
(законодательных, правоприменительных и т.д.), а также, гарантиями действительной реализации прав и свобод, поскольку лишь в таком случае государство может называться подлинно демократическим и правовым. Декларативные нормы о правах и свободах человека и гражданина должны находить выражение в жизни, на практике, таким образом преобразовываясь в реально действующие нормы.
В России права и свободы человека и гражданина обеспечиваются большим количеством институтов публичной власти, элементами гражданского общества и так далее. Несмотря на совершенствование нормативной базы, в которой отражены права и свободы человека и гражданина, а также - преобразование правоприменительной деятельности, которая своим главным концептуальным назначением должна иметь обеспечение прав человека, современное состояние российского общества в рассматриваемом вопросе не лишено изъянов.
Согласно докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2021 году [10], из общего числа опрошенных граждан - 39 % указали на то, что права человека в современной России, в целом, соблюдаются; 50 % респондентов отрицательно ответили на этот вопрос (в 2020 году - 54 %). Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день среди российских граждан продолжает остро стоять вопрос обеспечения их конституционных прав.
Особое место в системе механизма обеспечения прав человека принадлежит органам публичной власти. Как отмечено в вышеуказанном докладе, результаты опроса свидетельствуют о наличии немалого количества нерешенных проблем, как в законодательстве, так и в правоприменительной практике.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности и остроте вопроса обеспечения режима конституционности и гарантированности конституционных прав граждан в современной России. Обозначенная проблема обусловливает необходимость изучения правового статуса Президента как гаранта Конституции с целью определения особенностей правореализации статуса Президента РФ как гаранта Конституции.
Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Указанное назначение Президента раскрывается в установленном Конституцией порядке принятия мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На самом деле, назначение Президента в качестве гаранта значительно шире, чем предусмотрено в ч. 2 ст. 80 Конституции РФ.
Функция Президента как гаранта Конституции и прав и свобод граждан выражается в нескольких основных направлениях. Неслучайно, в ч. 2 ст. 80 Конституции РФ определение статуса
Президента как гаранта Конституции осуществляется в неразрывной связи с его статусом как гаранта прав и свобод человека и гражданина. Как отмечает И.Е. Полунина, задача Президента как гаранта Конституции, помимо прочего, состоит в охране и защите конституционных положений, закрепляющих важнейшие демократические ценности современного Российского государства и общества [7, с. 11].
Как нам представляется, гарантирование Президентом Конституции и прав и свобод граждан нельзя рассматривать обособленно друг от друга, поскольку гарантирование конституционных положений неизбежно затрагивает нормы Конституции РФ об основных права и свободах граждан, которые, в свою очередь, признаются высшей ценностью в России (ст. 2 Конституции РФ). Если же права и свободы граждан - это высшая ценность, то и обеспечение режима конституционности предполагает прежде всего охрану и реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Понимание гаранта Конституции и прав и свобод граждан достаточно широкое применительно к полномочиям Президента РФ. Дело в том, что конституционные нормы находят свое отражение и развитие, конкретизацию буквально во всех нормативно-правовых актах. В связи с этим, можно выделить несколько основных направлений реализации Президентом своего статуса как гаранта Конституции и прав и свобод граждан.
Во-первых, следуя предписаниям ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Это выражается, например, в разработке основных направлений внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ).
Во-вторых, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Так, согласно ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти. А.М. Гайдарбекова относит к полномочиям в указанной области также формирование посланий Президента Федеральному Собранию как документа программного и политико-правового характера [3, с. 8].
В сфере обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти как функции Президента, выступающего в качестве гаранта Конституции РФ, в науке поднимается и уже на протяжении многих лет обсуждается важная проблема определения места Президента РФ в системе разделения властей.
Ученые по-разному отвечают на поставленный вопрос. Например, В.С. Чепиков считает, что Президент РФ в рамках своего правового статуса главы государства и гаранта Конституции является также высшим носителем, организатором и руководителем исполнительной власти [8, с. 7].
Н.Ю. Васильева делает вывод о сформировавшейся в России новой ветви власти - президентской [2, с. 11]. Большинство современных ученых сходятся во мнении о том, что Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти. По мнению С.М. Шахрай, Президент РФ выступает в роли политического арбитра в условиях действия принципа разделения властей, поэтому выполняет «нейтральную роль» [9, с. 122]. Справедливо замечание П.А. Матвеева, который считает, что «ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно, исказить применение самого принципа разделения властей» [6, с. 7]. Мы солидарны с указанным мнением, так как институт Президента является обособленным от ветвей власти, он осуществляет именно правореализационную функцию, выступая гарантам Конституции.
Особая роль Президента как института государственной власти и гаранта проявляется в смешанном характере его полномочий в рамках принципа разделения властей. Например, Президент РФ обладает правом издавать нормативные указы, тем самым выполняет нормотворческие функции. Также, Президент РФ в целях гарантирования Конституции РФ может выступать арбитром в споре между органами государственной власти, т.е. осуществлять некоторые судебные функции [4, с. 43].
Помимо этого, полномочия Президента как гаранта Конституции раскрываются в его обязанности обеспечивать включение в текст Конституции РФ изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ.
Важным полномочием Президента как гаранта Конституции выступает его право роспуска Государственной Думы РФ (ч. 1 ст. 109 Конституции РФ) [5, с. 31].
В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Данное конституционное положение также весьма наглядно иллюстрирует роль Президента как гаранта Конституции и прав и свобод граждан.
Следует также отметить, что Президент РФ, будучи персонифицированной властью в России, представляет интересы государства на международной арене, ведет переговоры с другими странами и подписывает договоры от имени Российской Федерации, а также выполняет иные внешние государственные полномочия. Президент РФ в таком случае становится ответственным за выполнение международных обязательств России, причем ответственным на конституционном уровне.
Считается, что нормативно-правовые акты Президента РФ обладают более высокой юридической силой, нежели акты Правительства РФ, поэтому основанием для отмены актов высшего ис-п ол н ительного органа является их противоречие актам Президента РФ, в чем также усматривается выражение роли Президента как гаранта Конституции.
Поскольку гарантом обеспечения конституционности в России является не только Президент РФ, его полномочия следует соотнести с полномочиями важнейшего органа конституционного контроля - Конституционного Суда РФ. В п. «е» ст. 83 Конституции РФ закреплено полномочие Президента РФ по представлению Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ. Президент РФ также может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативно-правовых актов Конституции РФ, о толковании конституционных положений (ч. 2, 5 ст. 125 Конституции РФ). Президент РФ имеет своего полномочного представителя в Конституционном Суде РФ, который, согласно п. 1 Положения о полномочном представителе, способствует осуществлению деятельности Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и представляет его интересы в Конституционном Суде РФ [1].
В свою очередь, Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 1 ст. 93, ч. 7 ст. 125 Конституции РФ).
На основании изложенного можно констатировать, что Президент РФ - это особый институт государственной власти, главное назначение которого в условиях построения демократического правового государства состоит в гарантировании Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ обладает полномочиями, которые в большей или меньшей степени отражают его статус как гаранта Конституции РФ. В любом случае, можно утверждать, что гарантиро-ванность Конституции РФ автоматически влечет за собой гарантированность прав и свобод человека, поэтому два указанных направления деятельности Президента РФ нужно рассматривать в единстве. Анализ конституционных положений показал, что важнейшая функция Президента РФ выступать в качестве гаранта Конституции представлена как в самой Конституции РФ, так и в иных правовых актах разрозненно и бессистемно. В связи с указанным, считаем, что присутствует некоторая неопределенность в статусе Президента РФ, как гаранта прав и свобод человека и гражданина, и именно поэтому существует объективная необходимость законодательного укрепления президентского статуса как гранта гражданских прав в России. На основании изложенного, нам представляется не лишенной смысла идея принятия специального федерального конституционного закона, который закрепил бы статус Президента РФ. Принятие подобного акта в последующем поспособствует укреплению
института президентства, что, в свою очередь, станет залогом единомыслия народа и главы государства, залогом доверия между ними, устойчивости развития российского общества. Кроме указанной меры, думается, что для обеспечения правореализации статуса президента РФ может
Литература:
1. Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 1996 г. № 1791 // Российская газета. 1997. 09 января.
2. Васильева НЮ. Институт президентства в системе публичной власти РФ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
3. Гайдарбекова А.М. Роль Президента Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2012.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010.
5. Конституционное право : учебник для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2017.
6. Матвеев П.A. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций : учеб. пособие. М., 2016.
7. Полунина И.Е. Глава Российского государства как гарант Конституции Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
8. Чепиков В.С. Правовые основы организации системы президентской власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.
9. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры. М., 2017.
10. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 г. URL : https://ombudsmanrf.org/documents/ ezhegodnye-doklady
поспособствовать создание нового органа власти -Совета по соблюдению и защите Конституции РФ, который будет представлять совещательно-консультативный орган власти, обеспечивающий реализацию полномочий Президента РФ как ее гаранта.
Literature:
1. On ensuring the activities of the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Constitutional Court of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 1996 № 1791 // Ros-siyskaya Gazeta. 1997. January 9th.
2. Vasilyeva N.Yu. Institute of presidency in the system of public power of the Russian Federation : author. dis. ... cand. legal sciences. M., 2012.
3. Gaidarbekova A.M. The role of the President of the Russian Federation in ensuring the coordinated functioning and interaction of public authorities in the Russian Federation : author. dis. ... cand. legal sciences. Makhachkala, 2012.
4. Commentary on the Constitution of the Russian Federation / Ed. V.D. Zorkina, L.V. Lazarev. M., 2010.
5. Constitutional law : textbook for bachelors / Responsible ed. V.I. Fadeev. M., 2017.
6. Matveev P.A. Constitutional law of foreign countries: a course of lectures : textbook. M., 2016.
7. Polunina I.E. The head of the Russian state as a guarantor of the Constitution of the Russian Federation: theoretical and legal aspects : author. dis. ... cand. legal sciences. M., 2010.
8. Chepikov V.S. Legal basis for the organization of the system of presidential power in the Russian Federation : author. dis. ... cand. legal sciences. Saratov, 2003.
9. Shakhrai S.M. Constitutional law of the Russian Federation : textbook for academic undergraduate and graduate students. M., 2017.
10. Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2021. URL : https://ombudsmanrf.org/documents/ezhegod-nye-doklady