Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1181
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРЕЗИДЕНТ РФ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА / ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА / ПРАВА ПРЕЗИДЕНТА / ОБЯЗАННОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асилян Лилия Варужановна, Стец Сергей Олегович, Пирогов Олег Константинович

Актуальность исследования обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. В статье проведено исследование института президентства, его сущность и появление в истории России, определены должностные полномочия президента, приведены сведения о его положении в государственной структуре органов власти, а также о его правовом статусе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асилян Лилия Варужановна, Стец Сергей Олегович, Пирогов Олег Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the study is due to the special constitutional position of the President of the Russian Federation in the system of state power of Russia. Thus, the President is the guarantor of the Constitution of the Russian Federation, human and civil rights and freedoms, the independence of the Russian Federation and the integrity of its territory. It is he who acts as the main force that sets the general vector of the work of the entire state mechanism. The article studies the institute of the presidency, its essence and appearance in the history of Russia, defines the official powers of the president, provides information about his position in the state structure of government, as well as his legal status.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Асилян Лилия Варужановна

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права,

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова»

abrsyuzanna@yandex.ru

Стец Сергей Олегович,

Пирогов Олег Константинович,

Курсант, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова»

Актуальность исследования обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. В статье проведено исследование института президентства, его сущность и появление в истории России, определены должностные полномочия президента, приведены сведения о его положении в государственной структуре органов власти, а также о его правовом статусе.

Ключевые слова: конституция РФ, президент РФ, полномочия президента, институт президенства, права президента, обязанности президента.

POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vasilyan Lilia Varuzhanovna

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law,

F. F. Ushakov State Maritime University

abrsyuzanna@yandex.ru

Stets Sergey Olegovich

Pirogov Oleg Konstantinovich, Cadet, F. F. Ushakov State Maritime University

The relevance of the study is due to the special constitutional position of the President of the Russian Federation in the system of state power of Russia. Thus, the President is the guarantor of the Constitution of the Russian Federation, human and civil rights and freedoms, the independence of the Russian Federation and the integrity of its territory. It is he who acts as the main force that sets the general vector of the work of the entire state mechanism. The article studies the institute of the presidency, its essence and appearance in the history of Russia, defines the official powers of the president, provides information about his position in the state structure of government, as well as his legal status.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, the President of the Russian Federation, the powers of the president, the institution of the presidency, the rights of the president, the duties of the president.

Корни происхождения института президенства в России берут свое начало с девяностых годов прошлого столетия. Советский Союз стоял на пороге тотального кризиса из-за проводимого курса перестроечных реформ, к тому моменту форма социалистического государства постепенно расшатывалась: из-за стагнации социальных институтов она постепенно приобретала признаки либеральной республики,

утрачивала значимость прежней национальной идеи [1, с. 75]. Начало этим переменам положили экономические и социальные противоречия, а также разногласия и несогласованность внутри органов власти союзных республик. Была предпринята попытка оказать сдерживающее влияние на губительные тенденции размежевания политической верхушки СССР, посредством внедрения нового института государственного

регулирования - президенства. В новом механизме политической власти президент являлся не только гарантом прав и свобод советских граждан, но и мостом между тремя ветвями власти. Подобная схема должна была существенно повлиять на систему отбора соискателей в общую компанию власти и постепенно вовлечь в государственные структуры молодых политиков. Такому устройству государственного аппарата не суждено было состояться из-за раскола партийной верхушки и нарастающих недовольств со стороны социума. К несчастью СССР прекратил свое существование в 1991 году, так и не состоявшись в обновленном виде социально-демократической федеративной республики [1, с. 76].

Институт президенства в России был частично скопирован с модели ЗападноЕвропейских стран. Такой институт государственного регулирования характерен для большинства стран мира и имеет ряд схожестей и отличий. Как правило, наличие института президенства присуще буржуазным республиками. В зависимости от роли президента и его полномочий, выделяют три вида республик: президентские,

парламентские и смешанные. В президентской республике президент обладает широкими правами и полномочиями: он считается лидером государства, обладает прерогативой исполнительной ветви власти, формирует правительство и так далее. Парламентская республика наоборот - подразумевает власть парламента над государством [2, с. 79]. Президент в ней не обладает широким спектром прав и полномочий, он является лишь номинальным звеном в системе государственных органов. Парламент избирает президента; формирует правительство, которое исполняет реальные функции управления (оно же подотчетно законодательному звену власти);

реализовывает ряд других смежных с исполнительной и судебной ветвями власти политические функции. В смешанных республиках правления комбинируются признаки первых двух форм правления. Одной из опознавательных черт полупрезидентской республики является то, что президент сильно зависит от парламента, но при этом его власть не является фиктивной. Он в праве назначать или освобождать юридические лица от занимаемых государственных должностей, вести внешнюю политику, осуществлять командование армией и другое [2, с. 80].

Российская Федерация переняла опыт Французской республики и закрепила за собой статус государства со смешанной формой правления. Исходя из содержания основного закона России - президент не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но при этом обладает частью полномочий каждой из них. Все его действия по назначению должностных лиц

согласовываются и рассматриваются парламентом. Его права и обязанности релевантны конституции.

В основном законе Российской Федерации президенту отведена четвертая глава, включающая в себя тринадцать статей. В них лаконично изложена суть президентского статуса, информация о его должностных полномочиях и обязанностях после инаугурации [3, с. 80].

Президент в Российской Федерации является главой государства и гарантом конституции, его первоочередным задачами являются защита прав и свобод граждан, гарантия суверенитета государства и представления Российского государства на местном и международном уровне. Лидер нации в праве определять направления внешней и внутренней политики страны, решать вопрос о согласовании функционирования и взаимодействия органов публичной власти (ст. 80 Конституции РФ). Также личность в статусе президента управомочена с согласованием

Государственной Думы назначать

Председателя Правительства и независимо от мнения членов парламента участвовать на заседаниях Правительства РФ. В случае утери доверия к правительству, президент в состоянии распустить его, помимо этого он управомочен назначать федеральных министров и заместителя председателя правительства. К тому же президент с согласованием Совета Федерации в праве представлять кандидатуры на должности судей Конституционного суда, Верховного суда; назначать судей других федеральных судов. Президент может представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносить в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначать на должность и освобождать от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров. В его задачи входит формирование и руководство Совета Безопасности; утверждение военной доктрины. Он уполномочен назначать и распускать высшее командование

Вооруженных сил РФ, назначать и освобождать полномочных представителей президента РФ (Ст 83. Конституции РФ) [3, с. 81]. Глава государства принимает непосредственное участие в организации выборов в Государственную думу, вносит в нее свои законопроекты, подписывает и оглашает федеральные законы. В соответствии с

конституционными условиями в праве упразднить низшую палату парламента (Ст. 84 Конституции РФ). Президент как гарант конституции уполномочен приостанавливать действие нормативных актов исполнительной власти в случае несостыковок с конституционными положениями, он может направить противоречащие акты на рассмотрение в соответствующий судебный орган, однако сам он не в праве изменять положения закона. Несмотря на серьезные ограничения в государственной системе управления, президент остается влиятельным звеном в бюрократической структуре. Он, как и все высшие чиновники, обладает неприкосновенностью (Ст. 91 Конституции РФ); способен издавать указы и распоряжения. Также в конституции приведены другие положения, раскрывающие полномочия главы государства в сфере взаимодействия между органами государственной власти, военными структурами и иными вопросами, касающиеся управления государства. Конституция содержит положения о причинах отрешения президента от должности и о времени перевыборов на этот пост: эта процедура может осуществляться как по собственному желанию, так и в связи с нарушениями конституционных положений. В этом случае предусмотрена процедура импичмента.

В целом президент обладает огромным количеством прав и полномочий, которые открывают ему возможности для изменения структуры исполнительной и законодательной власти. Несмотря на сильные ограничения со стороны Федерального Собрания, президент по-прежнему остается важной ячейкой в системе противовесов. Его основная задача - не допустить нарушений конституционного порядка в органах верховной власти, а в случае допущения отступления, применить соответствующие санкции. Также власть президента затрагивает и военные учреждения, оставляя за ним наибольшую влиятельность за счет статуса Верховного Главнокомандующего. Президент, как было сказано ранее, не является источником всех ветвей власти, его функции заключаются в постоянном диалоге и наращивании эффективности

государственного аппарата. Он не может издавать федеральные законы или менять положения конституции, но он в праве апеллировать в соответствующие инстанции в случае обнаружения нарушения. Президент Российской Федерации призван решать вопросы государственного управления в рамках основного закона и принимать важные решения в области внешней и внутренней политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамян, С. К. Отдельные аспекты в методике преподавания дисциплины «Конституционное право России» / С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 5. - С. 75-77.

2. Голубкина, К. В. Электронное правительство как механизм формирования государственного управления / К. В. Голубкина, С. К. Абрамян // Инновационные технологии управления и права. - 2017. - № 3(19). - С. 79-81.

3. Голубкина, К. В. Электронное правительство и электронная демократия как новые явления информационного общества / К. В. Голубкина, С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 1. - С. 80-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.