Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ'

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ / РАЗВИТИЕ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ЕДИНСТВО ВЛАСТИ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONTINUITY OF POWER / DEVELOPMENT OF POWER / STATE STRUCTURE / CONSTITUTIONAL VALUES / SEPARATION OF POWERS / UNITY OF POWER / POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колосова Н. М.

Статья посвящена исследованию конституционной модели института Президента Российской Федерации. Рассмотрена доктрина сильной президентской власти, проанализированы научные споры о месте Президента Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти. Обращено внимание на то, что эффективность функционирования государства во многом зависит от Президента Российской Федерации, что повышает значимость преемственности его власти в силу особого места Президента Российской Федерации в системе разделения властей. Для этого предлагается разработать теоретические положения в обоснование необходимости введения новой формы государственного устройства - дуалистической президентской республики, при которой применительно к России вновь избранный Президент Российской Федерации будет функционировать в сотрудничестве с Президентом Российской Федерации, срок пребывания которого в должности истек. Рассматриваются варианты распределения полномочий между двумя Президентами Российской Федерации, входящими в единый институт Президента Российской Федерации. При этом главным критерием разграничения их полномочий можно считать основное предназначение каждого из Президентов Российской Федерации: Президент Российской Федерации после прекращения исполнения им полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности призван обеспечивать преемственность конституционного развития, сохранения основных ценностей. Вновь избранный Президент Российской Федерации мог бы нести ответственность за поступательное развитие законодательства, общества, государства с учетом новых общественных закономерностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INSTITUTE MODEL OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONTINUITY AND DEVELOPMENT

A strong presidential power is examined, scientific disputes about the place of the President of the Russian Federation in the system of federal government bodies are analyzed. The effectiveness of the functioning of the state largely depends on the President of the Russian Federation, which increases the significance of the continuity of power of the President of the Russian Federation due to his special place in the system of separation of powers. The need arises to establish additional guarantees for the stability of functioning of the state, to preserve the main strategic directions of its development, and basic constitutional values. One of such guarantees aimed at optimizing the functioning of a balanced system of public authorities and ensuring its continuity, according to the author, it is proposed to recognize the possibility in the future of establishing in the Constitution of the Russian Federation a new form of government in Russia - a dualistic presidential republic in which the newly elected President of the Russian Federation will function in cooperation with the President of the Russian Federation, whose term of office has expired. Accordingly, options for the distribution of powers between the two Presidents of the Russian Federation, which are part of a single institution of the President of the Russian Federation, are considered. Moreover, the main purpose of each of the Presidents of the Russian Federation is the President of the Russian Federation. After the termination of the exercise of his authority in connection with the expiration of his tenure, he is called upon to ensure the continuity of constitutional development and the maintenance of basic values. The newly elected President of the Russian Federation could be responsible for the development of society, the state, while excluding stagnation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ»

DOI: 10.18287/2542-047X-2020-6-1-116-122 УДК 342.511

Дата: поступления статьи / Submitted: 18.01.2020 после рецензирования / Revised: 23.02.2020 принятия статьи / Accepted: 27.02.2020

Н. М. Колосова

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,

г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ

Аннотация: Статья посвящена исследованию конституционной модели института Президента Российской Федерации. Рассмотрена доктрина сильной президентской власти, проанализированы научные споры о месте Президента Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти. Обращено внимание на то, что эффективность функционирования государства во многом зависит от Президента Российской Федерации, что повышает значимость преемственности его власти в силу особого места Президента Российской Федерации в системе разделения властей. Для этого предлагается разработать теоретические положения в обоснование необходимости введения новой формы государственного устройства - дуалистической президентской республики, при которой применительно к России вновь избранный Президент Российской Федерации будет функционировать в сотрудничестве с Президентом Российской Федерации, срок пребывания которого в должности истек. Рассматриваются варианты распределения полномочий между двумя Президентами Российской Федерации, входящими в единый институт Президента Российской Федерации. При этом главным критерием разграничения их полномочий можно считать основное предназначение каждого из Президентов Российской Федерации: Президент Российской Федерации после прекращения исполнения им полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности призван обеспечивать преемственность конституционного развития, сохранения основных ценностей. Вновь избранный Президент Российской Федерации мог бы нести ответственность за поступательное развитие законодательства, общества, государства с учетом новых общественных закономерностей.

Ключевые слова: Президент Российской Федерации, преемственность власти, развитие власти, государственное устройство, конституционные ценности, разделение властей, единство власти, полномочия Президента Российской Федерации, Конституция Российской Федерации.

Цитирование. Колосова Н. М. Современная модель института Президента Российской Федерации: преемственность и развитие // Юридический вестник Самарского университета. 2020. Т. 6. № 1. С. 116-122. Б01: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2020-6-1-116-122.

Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

MODERN INSTITUTE MODEL OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION:

CONTINUITY AND DEVELOPMENT

Abstract: The article is devoted to the study of the constitutional model of the Institute of the President of the Russian Federation. The constitutional doctrine of a strong presidential power is examined, scientific disputes about the place of the President of the Russian Federation in the system of federal government bodies are analyzed. The effectiveness of the functioning of the state largely depends on the President of the Russian Federation, which increases the significance of the continuity of power of the President of the Russian Federation due to his special place in the system of separation of powers. The need arises to establish additional guarantees for the stability of functioning of the state, to preserve the main strategic directions of its development, and basic constitutional values. One of such guarantees aimed at optimizing the functioning of a balanced system of public authorities and ensuring its continuity, according to the author, it is proposed to recognize the possibility in the future of establishing in the Constitution of the Russian Federation a new form of government in Russia - a dualistic presidential republic in which the newly elected President of the Russian Federation will function in cooperation with the President of the Russian Federation, whose term of office has expired. Accordingly, options for the distribution of powers between the two Presidents of the Russian Federation, which are part of a single institution of the President of the Russian Federation, are considered. Moreover, the main purpose of each of the Presidents of the Russian Federation is the President of the Russian Federation. After the termination of the exercise of his authority in connection with the expiration of his tenure, he is called upon to ensure the continuity of constitutional development and the maintenance of basic values. The newly elected President of the Russian Federation could be responsible for the development of society, the state, while excluding stagnation.

Key words: President of the Russian Federation, continuity of power, development of power, state structure, constitutional values, separation of powers, unity of power, powers of the President of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation.

Citation. Kolosova N. M. Sovremennaya model' instituta Prezidenta Rossiyskoy Federatsii: preyemstvennost' i razvitiye [Modern institute model of the President of the Russian Federation: continuity and development]. Iuridicheskii vestnik

N. M. Kolosova

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]

Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2020, Vol. 6, no. 1, pp. 116-122. DOI: https://doi. org/10.18287/2542-047X-2020-6-1 -116-122 [in Russian].

Information about the conflict of interests: author declares no conflict of interests.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

© Нина Михайловна Колосова - доктор юридических наук, главный научный сотрудник отдела конституционного права, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 117218, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Черемушкинская, 34.

Тема докторской диссертации: «Теория конституционной ответственности: природа, особенности, структура». Автор более 100 научных работ, в том числе монография: «Конституционная ответственность в Российской Федерации» (2005).

Область научных интересов: конституционный строй, конституционная ответственность.

© Nina M. Kolosova - Doctor of Laws, Chief Researcher of the Department of Constitutional Law, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 34, B. Cheremushkinskaya Street, Moscow, 117218, Russian Federation.

Subject of Doctoral thesis: «Theory of constitutional responsibility: nature, peculiarities, structure». Author of more than 100 scientific works, including monograph «Constitutional responsibility in the Russian Federation» (2005).

Research interests: constitutional order, constitutional responsibility.

Для выполнения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других программных документов необходим эффективно действующий и стабильный механизм государственной власти. Достижение названной цели во многом обусловлено оптимальным взаимодействием норм, развитие которых должно содержать преемственность конституционного регулирования. В этом контексте ведущую роль призван выполнять Президент Российской Федерации в силу его особого места в системе органов государственной власти, на чем следует остановиться более обстоятельно.

Как правило, под институтом Президента Российской Федерации понимают совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих вопросы выборов Президента Российской Федерации, полномочий, порядок их прекращения, ответственности Президента Российской Федерации и основные направления деятельности Президента Российской Федерации. Полагаю, что такой подход отражает лишь формальный аспект института Президента Российской Федерации, но важна и содержательная его характеристика как представителя власти народа. Как правило, представительный характер признается за Федеральным Собранием Российской Федерации. С этим нельзя не согласиться, так как, согласно ст. 94 Конституции России, парламент Российской Федерации является представительным органом Российской Федерации. Вместе с тем системное осмысление конституционных норм позволяет сделать вывод о представительном характере всех органов государственной власти, так как, согласно ч. 2 ст. 3 Конституции России, народ осуществляет власть через органы государственной власти. Под представительным характером предлагаем понимать не столько порядок формирования государственного органа, сколько его содержательную деятельность в интересах народа, общества.

Вывод о представительной природе Президента России обусловлен не только всенародным его избранием, но и признанием за Президентом Российской Федерации функции гаранта Конституции России. Аналогичную задачу решает и Конституционный Суд Российской Федерации, который осуществляет контроль за соблюдением

конституционности законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. Очевидно, что не только Президент Российской Федерации обязан охранять права и свободы человека и гражданина, защищать Конституцию России, суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, но его роль в этом процессе более значима. Президент Российской Федерации имеет больше возможностей для выполнения названных задач. При этом методы их решения у Президента Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации разные. Президент России в случае выявления нарушений, а также при неэффективности принимаемых мер по защите конституционного строя обязан обратить внимание на эти государственные органы и потребовать устранения такого рода нарушений [1].

Президент Российской Федерации в силу своего конституционного статуса обладает таким политическим авторитетом и конституционно-правовыми инструментами, которые позволяют ему функционировать порой вопреки воле Парламента. Именно это определяет возможность полагать, что Президент Российской Федерации обладает максимальной степенью народного представительства, что, в свою очередь, позволяет говорить о важности обеспечения преемственности власти Президента Российской Федерации после истечения срока его пребывания в должности, о чем будет сказано далее. Данное требование также обусловлено необходимостью предусмотреть дополнительные конституционно-правовые механизмы защиты государственного суверенитета.

Очевидно, что полномочия федеральных органов государственной власти взаимосвязаны и порой пересекаются. Однако только конституционные нормы, входящие в институт Президента Российской Федерации, позволяют ему осуществлять полномочия иных органов государственной власти в случае отсутствия соответствующих норм. Дело в том, что некоторые конституционные полномочия Президента Российской Федерации, не закрепленные в Конституции Российской Федерации прямо, можно сформулировать путем системного осмысления совокупности конституционных норм. Речь идет о так называемых «скрытых» полномочиях Президента Российской

Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации уже не раз признавал наличие тех или иных конституционных полномочий Президента Российской Федерации, причем как предусмотренных в Конституции России (обязанность обеспечивать права и свободы граждан), так и не закрепленных в Конституции Российской Федерации прямо. Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1999 года отмечено, что Президент Российской Федерации не только вправе, но и обязан издать акт о временном отстранении генерального прокурора Российской Федерации на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела от должности. Названное полномочие Президента Российской Федерации в Конституции России не предусмотрено.

Анализ конституционных норм, включенных в институт Президента Российской Федерации, свидетельствуют о достаточно широком объеме полномочий Президента Российской Федерации, что обосновывается порой объективной необходимостью эффективной системы государственной власти и сильной власти Президента Российской Федерации. Установление современного института Президента Российской Федерации послужило возникновению соответствующей дискуссии. С одной стороны, признается необходимость этого в условиях формирования правового государства и гражданского общества, т.к. Президент Российской Федерации гарантирует обеспечение единства государственной власти [2].

С другой стороны, многие правоведы с конституционной доктриной [3] сильной президентской власти не согласны, т. к., по их мнению, это открывает перспективу для бесконтрольной власти, способной приостановить развитие демократических процессов [4, с. 1-10].

Представляется, что важен не столько объем полномочий, сколько природа власти Президента Российской Федерации, эффективность его функционирования в системе органов государственной власти с учетом необходимости предотвращения современных угроз российской идентификации. В условиях цифровой экономики, новых технологий следует переосмысливать некоторые устоявшиеся теории, вырабатывать новые, так как в настоящий период развития научных знаний возникают качественно иные виды внутренних и внешних угроз как для частных, так и для публичных интересов. Одна из таких внешних опасностей состоит в ущемлении порой государственного суверенитета, возможности манипулирования и воздействия на государственную власть, используя, в частности, новейшие избирательные технологии. Отсюда возрастает значимость защиты конституционной идентификации, преемственности власти, что в некоторой степени связано с человеческим фактором, персональными особенностями лиц, обладающих властными полномочиями.

В рамках научных дискуссий необходим поиск современных моделей функционирования Россий-

ского государства. В России особенно важен институт Президента Российской Федерации, обладающий достаточным количеством эффективных правовых и политических инструментов защиты публичных и частных интересов.

Повторим, что наряду с достаточно широким объемом полномочий Президент Российской Федерации обладает так называемыми «скрытыми» полномочиями, что значительно укрепляет его власть. Соответственно возрастает роль личностных качеств Президента Российской Федерации, что еще раз доказывает актуальность решения задачи обеспечения преемственности политики Президента Российской Федерации после истечения срока его пребывания в должности. Исходя из этого, можно предложить в качестве научной идеи разработать новую модель государственного устройства - дуалистическую президентскую республику, при которой властью будут обладать два Президента Российской Федерации, срок пребывания одного из которых в должности Президента РФ истек. Мировая практика не содержит такого рода примеров, хотя существуют дуалистические монархии, которые успешно функционируют в современных условиях. Введение нового вида государственного устройства в качестве современной концепции обостряет актуальность решения ряда научных и практических проблем, включая необходимость достижения оптимального баланса между единством власти и принципом разделения властей, определения критериев разграничения полномочий Президентов Российской Федерации.

В юридической литературе неоднозначно оценивается единство системы государственной власти, закрепленной в ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации в аспекте его соотношения с конституционным принципом разделения властей. Еще в Х1Х веке отмечали, что государственная власть должна быть одна, т. к. несколько властей, одинаково самостоятельных и равных друг другу, ведут к уничтожению государства [5, с. 428]. К. А. Будаев полагает, что «при разделении властей государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных органов, имеющих каждый свои функции» [6, с. 264]. При этом автор признает необходимость четкого взаимодействия властей, единство системы государственной власти. Не совсем ясно, каким образом согласуются положения о единстве системы государственной власти и об отрицании понимания государственной власти как единого целого. Более последовательна позиция Б. С. Эбзеева, который однозначно признает единство государственной власти, но ее функции (законодательство, управление, правосудие) при этом осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять отдельные полномочия [7, с. 401-402]. Применительно к предложенной конструкции власти двух Президентов Российской Федерации также необходимо сочетать принцип единства власти и одновременного разделения их функций.

Следует отметить, что в случае установления дуалистической президентской республики речь пойдет о едином институте Президента Российской Федерации, нормы которого будут регулировать деятельность двух граждан Российской Федерации. Отсюда важно разграничить полномочия, которые могут осуществляться каждым из Президентов Российской Федерации самостоятельно, а также разделить между ними индивидуальные полномочия и ответственность.

Каждый Президент Российской Федерации будет реализовывать исключительно присущие ему полномочия или те, которые осуществляются в процессе конструктивного сотрудничества двух Президентов Российской Федерации. Соответственно Указы и распоряжения будут подписываться или одним, или двумя Президентами Российской Федерации. Это зависит от того, осуществляется конкретное полномочие совместно или индивидуально каждым из Президентов Российской Федерации.

Таким образом, можно выделить три вида полномочий: те, которые будут осуществляться Президентами Российской Федерации совместно, те, которые будут реализоваться исключительно одним из двух Президентов Российской Федерации, и те, которые каждый из Президентов Российской Федерации может осуществлять индивидуально без согласования с другим Президентом Российской Федерации. Другими словами, речь могла бы идти о совместных, исключительно индивидуальных и обычных индивидуальных полномочиях Президентов Российской Федерации.

Примером последнего вида полномочий является предусмотренное Конституцией Российской Федерации право Президента председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации (п. «б» ст. 83), то есть оно может быть признано индивидуальным полномочий каждого из Президентов России. К полномочиям Президента Российской Федерации, которые могут осуществляться каждым из Президентов Российской Федерации: можно также отнести право законодательной инициативы, право «вето».

Кроме того, целесообразно назвать полномочия, установленные для совместного осуществления полномочий двумя Президентами РФ в процессе их конструктивного сотрудничества: право (полномочие) распустить Государственную думу), право (полномочие) принять решение об отставке Правительства России и другие.

Полагаю, что в случае установления дуалистической президентской республики только один из Президентов Российской Федерации приобретет право (полномочие) определять основные направления внутренней и внешней политики государства; вводить военное или чрезвычайное положение. Выбор самостоятельных полномочий для каждого из двух Президентов Российской Федерации мог бы осуществляться с учетом критерия необходимости установления персональной ответственности за их надлежащее исполнение,

но это проблема не входит в предмет настоящего исследования.

Самой существенной проблемой следует признать критерии разграничения полномочий Президентов Российской Федерации. Можно разделить их по основным направлениям деятельности Президента Российской Федерации: кадровые полномочия, законодательные полномочия и т. д. Однако такого рода критерий может привести к ситуации, при которой возникнут сложности решения задачи, требующей комплексного использования, к примеру, кадровых и законодательных полномочий. Поэтому целесообразно использовать иные способы. Главным критерием разграничения их полномочий можно предложить признать основное предназначение каждого из Президентов Российской Федерации - Президент Российской Федерации после прекращения исполнения им полномочий в связи с истечением срока пребывания его в должности призван обеспечивать преемственность конституционного развития, сохранения основных ценностей. Вновь избранный Президент Российской Федерации мог бы нести ответственность за развитие общества, государства, исключая стагнацию и застой.

В случае установления дуалистической президентской республики можно предложить, чтобы один из Президентов Российской Федерации стал главой государства, а другой - гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Каждый из Президентов Российской Федерации не должен быть представителем той или иной политической силы или конкретной ветви власти, а лишь представлять Российское государство в целом.

Президенты Российской Федерации призваны обеспечивать гарантированность Конституции Российской Федерации на федеральном уровне как самостоятельно, так и совместно, но лишь один Президент Российской Федерации - на региональном уровне в контексте полномочия приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, о чем более обстоятельно будет сказано немного ниже.

Каждый из Президентов Российской Федерации, наряду с широким кругом полномочий во всех областях стал бы обладать инструментами для применения мер политической и конституционной ответственности к федеральным органам государственной власти: роспуск Государственной думы, отставка Правительства Российской Федерации. При этом в данном случае речь должна идти о согласованном включении двух Президентов Российской Федерации в некоторые механизм привлечения органов государственной власти к конституционной ответственности. К примеру, отставка Правительства Российской Федерации в силу ее значимости должна осуществляться в процессе согласования этого вопроса двумя Президентами Российской Федерации, хотя за эффективное осуществление его деятельности целесообразно

нести ответственность одному из Президентов Российской Федерации.

Как уже было отмечено ранее, в случае установления дуалистической президентской республики один из Президентов Российской Федерации будет нести ответственность за обеспечение конституционности функционирования региональных органов государственной власти. Речь идет лишь о полномочии приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации до решения этого вопроса соответствующим судом. Существует соответствующая практика. Так, в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 607 «О приостановлении действия некоторых постановлений, принятых администрацией Воронежской области» [8] приостановил действие постановления администрации Воронежской области от 18 апреля 1994 г. № 511 «О введении местного налога на совокупные доходы физических лиц». Было предложено главе администрации Воронежской области названное постановление отменить. Аналогичные действия были предприняты Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным в отношении некоторых актов Кабинета министров Республики Башкортостан, Республики Адыгея и т. д. В современной практике названное полномочие также используется Президентом Российской Федерации. Например, Президент Российской Федерации своим указом приостановил действие постановления губернатора Тульской области от 12 апреля 2000 г. «Об упорядочении лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов». Иные полномочия могут осуществляться Президентами Российской Федерации совместно. В рамках принципа разделения властей вполне закономерна согласованная деятельность двух Президентов Российской Федерации, обладающих достаточными полномочиями и возможностями для предотвращения коллизий и конфликтов между государственными органами.

Внесенный и принятый в первом чтении Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» (далее - проект закона о поправках в Конституцию Российской Федерации) предусматривает дополнительные возможности Президента Российской Федерации защищать конституционные ценности. Так, согласно пункту 18 статьи 1 проекта закона о поправках в Конституцию Российской Федерации, статья 125 Конституции России дополняется частью 51 следующего содержания: «51. Конституционный Суд Российской Федерации: а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность законов, принятых в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания

Президентом Российской Федерации». Таким образом, проверяя конституционность федерального конституционного закона, не вступившего в силу, т. е. не подписанного и не обнародованного Президентом Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации может признать его неконституционным, т. е. определить ту нормативную модель, которая является недопустимой с точки зрения Конституции Российской Федерации. Соответственно, введение предварительного конституционного нормоконтроля означает установление дополнительной гарантии в процессе защиты граждан от нарушения их прав и свобод, превентивно исключив возможность неконституционности. Данная поправка в ст. 125 Конституции Российской Федерации направлена на дальнейшее обеспечение конституционной законности и стабильности. Полагаю, что в случае установления дуалистической президентской республики только один из Президентов Российской Федерации может приобрести возможность контролировать и обеспечивать конституционность закона, не вступившего в силу. Также к полномочиям только одного из двух Президентов Российской Федерации следует отнести возможность назначения референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Кроме того, согласно проекту закона о поправках в Конституцию Российской Федерации, «по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их подписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». Представляется целесообразным в случае установления дуалистической президентской республики данное полномочие предусмотреть только для одного из Президентов Российской Федерации.

В случае установления дуалистической президентской республики в первую очередь представляется необходимым определить место Президентов Российской Федерации в системе разделения властей. Полагаю, что каждый из Президентов Российской Федерации, выполняя особую роль координатора в системе разделения властей, будет конституционно обязан функционировать в тех пределах, которые позволяют эффективно функционировать государственному механизму.

В юридической литературе высказано мнение, что Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей [9, с. 151]. Существует и противоположная точка зрения, в том числе и признающая специфическую роль Президента в системе разделения властей. Представляется, что в системе органов государственной власти главное место занимает Президент Российской Федерации, обязанный защищать высшие конституционные ценности, включая человека, его права

и свободы, осуществлять координирующую роль в системе органов государственной власти. Более того, в настоящее время без такого рода деятельности Президента Российской Федерации принцип разделения властей не может эффективно реа-лизовываться в полной мере.

Полагаю, что в случае установления дуалистической президентской республики каждый из Президентов Российской Федерации будет занимать особое место в системе разделения властей, которая объективно обуславливает наличие гаранта от противостояния властей и распада государства. Можно предложить, чтобы один из Президентов Российской Федерации сосредоточит свои усилия на обеспечении эффективного функционирования Правительства Российской Федерации. Кроме того, только один из Президентов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации станет обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти.

В случае установления дуалистической президентской республики каждый из Президентов Российской Федерации будет взаимодействовать с Федеральным Собранием Российской Федерации. Современный законодательный процесс в Российской Федерации, повышение его эффективности во многом зависят от Президента Российской Федерации и исполнительной власти. Это находит выражение в активном использовании Президентом Российской Федерации права законодательной инициативы, которым должен обладать каждый из Президентов Российской Федерации. Однако предложение о поправках и пересмотре Конституции России целесообразно предусмотреть лишь за Президентом Российской Федерации, прекратившим полномочия в связи с истечением срока пребывания его в должности, так как именно он призван обеспечивать преемственность конституционного развития, сохранения основных ценностей. Однако Президенты Российской Федерации в рамках конструктивного сотрудничества могли бы в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации совместно определять стратегию развития законодательства, при этом обосновывая первоочередные проблемы, нуждающиеся в правовом регулировании.

В случае установления дуалистической президентской республики Президенты Российской Федерации будут продолжать выполнять кадровые полномочия в отношении судей. Следует признать продолжение развития тенденции усиления роли Президента РФ в этом процессе. Ранее в соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации судьи тайным голосованием избирали из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года председателя, заместителя председателя и судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации. В настоящее время кадровые полномочия возлага-

ются на Президента Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 83 Конституции России Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов. Полагаю, что кадровые полномочия судей следует разделить между двумя Президентами Российской Федерации. Один из Президентов Российской Федерации, кто не будет представлять кандидатуру председателя Конституционного Суда Российской Федерации в Совет Федерации, мог бы осуществлять полномочия по инициированию процедуры импичмента для судей Конституционного Суда Российской Федерации в случае вступления в силу проекта закона о поправках в Конституцию Российской Федерации. Другой Президент Российской Федерации мог бы осуществлять кадровые полномочия в отношении импичмента судей Верховного Суда Российской Федерации и представлять кандидатуру Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в Совет Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Данное полномочие в случае установления дуалистической президентской республики может осуществлять как каждый из Президентов Российской Федерации, так и совместно.

Очевидно, что в случае введения новой формы государственного устройства в перспективе потребуется внесение соответствующих изменений в Конституцию России, но они не затронут главы 1 и 2 Конституции Российской Федерации. Тем самым можно будет обеспечить стабильность и преемственность конституционных ценностей одновременно с изменением президентской республики на дуалистическую президентскую республику.

Концепция новой формы государственного устройства - дуалистической президентской республики - направлена на обеспечение, с одной стороны, стабильности и преемственности политики Президента Российской Федерации, а с другой - развитие государства и законодательства. В случае установления дуалистической президентской республики единый институт Президента Российской Федерации будет включать нормы, регулирующие деятельность двух Президентов. Один из них мог бы быть главой государства, а другой - гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. При этом представляется важным выделить три вида полномочий: совместные, исключительно индивидуальные и обычные индивидуальных полномочиях Президентов Российской Федерации.

Полагаю, что многие полномочия могли бы осуществляться совместно двумя Президентами Российской Федерации - принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации, роспуске Государственной думы.

Некоторые полномочия целесообразно осуществлять исключительно одним из двух Президентов Российской Федерации самостоятельно. Например, инициирование процедуры импичмента для судей Конституционного Суда Российской Федерации, приостановление действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России до решения этого вопроса соответствующим судом

Важны и обычные индивидуальные полномочия, которые каждый из Президентов Российской Федерации мог бы осуществлять самостоятельно. Например, право законодательной инициативы.

Также следует разработать механизм ответственности каждого из Президентов Российской Федерации. Его эффективность достигается путем повышения роли институтов гражданского общества, корректировки механизма отрешения от должности каждого из Президентов Российской Федерации, включая возможность каждого из них инициировать процедуру отрешения от должности другого Президента Российской Федерации. Однако это - тема для самостоятельного исследования.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ» от 5 октября 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 41. Ст. 3875. URL: http: //www.consultant .ru/document/cons_doc_L AW_ 7961.

2. Елисеев Б. П. Институт Президента Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1992. 18 с.

3. Ципко А. С. Президентские выборы в России надо отменить // Независимая газета. 1996. 20 февраля.

4. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Москва: Норма; Инфра-М, 1996. 240 с.

5. Ворошилов Н. Н. Критический обзор учения о разделении властей. Ярославль: Тип. Губ. Зем. управы, 1871. 461 с. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/61405-voroshilov-n-n-kriticheskiy-obzor-ucheniya-o-razdelenii-vlastey-yaroslavl-1871#mode/inspect/page/1/zoom/4.

6. Будаев К. А. Реализация принципа разделения властей в Конституции РФ, в Конституциях и уставах субъектов Федерации // Конституция как символ эпохи: в 2 т. / под ред. С. А. Авакьяна. Т. 1. Москва: МГУ, 2004. 376 с.

7. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. Москва: Юрид. лит., 2005. 656 с. URL: https://pt.b-ok.cc/ book/2898823/dd61ee.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2116.

9. Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. Часть первая. Москва: ПолиграфОпт, 2004. 399 с.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii «O merakh po obespecheniyu vzaimodeistviya federal'nykh organov gosudarstvennoi vlasti i organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii pri provedenii konstitutsionno-pravovoi reformy v sub"ektakh RF» ot 5 oktyabrya 1995g. [Decree of the President of the Russian Federation «On measures to ensure the interaction of the federal bodies of state power and bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation during constitutional reform in the constituent entities of the Russian Federation» dated October 5, 1995 g. № 1007]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 1995, no. 41, Article 3875. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_7961 [in Russian].

2. Eliseev B. P. Institut Prezidenta Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Institute of the President of the Russian Federation: author's abstract of the Candidate's of Legal Sciences thesis]. Moscow, 1992, 18 p. [in Russian].

3. Cipko A. S. Prezidentskie vybory v Rossii nado otmenit' [Presidential elections in Russia must be canceled]. Nezavisimaya gazeta, 1996, February 20 [in Russian].

4. Okunkov L. A. Prezident Rossiiskoi Federatsii [President of the Russian Federation]. Moscow: Norma; Infra-M, 1996, 240 p. [in Russian].

5. Voroshilov N. N. Kriticheskii obzor ucheniya o razdeleniya vlastei [Critical review of the doctrine of separation of powers]. Yaroslavl: Tip. Gub. Zem. upravy, 1871, 461 p. Available at: http://elib.shpl.ru/ru/ nodes/61405-voroshilov-n-n-kriticheskiy-obzor-ucheniya-o-razdelenii-vlastey-yaroslavl-1871#mode/inspect/page/1/ zoom/4 [in Russian].

6. Budaev K. A. Realizatsiya printsipa razdeleniya vlastei v Konstitutsii RF, v Konstitutsiyakh i ustavakh sub"ektov Federatsii [Implementation of the principle of separation of powers in the Constitution of the Russian Federation, in Constitutions and Charters of the constituent entities of the Russian Federation]. In: Konstitutsiya kak simvol epokhi: v 2 t. Pod red. S. A. Avak'yana. T. 1. [Constitution as a symbol of the era: in 2 vols. S. A. Avak'yan (Ed.). Vol. 1]. Moscow: MGU, 2004, 376 p. [in Russian].

7. Ebzeev B. S. Chelovek, narod, gosudarstvo v konstitutsionnom stroe Rossiiskoi Federatsii [Man, people, state in the constitutional system of the Russian Federation]. Moscow: Yurid. lit., 2005, 656 p. Available at: https://pt.b-ok.cc/book/2898823/dd61ee [in Russian].

8. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 1996, no. 18, Article 2116 [in Russian].

9. Shevcov V. S. Razdelenie vlastei v Rossiiskoi Federatsii. Chast' pervaya [Separation of powers in the Russian Federation. Part one]. Moscow: PoligrafOpt, 2004, 399 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.