6. Стремоухов А.В. Правовая защита человека. М., 2006.
7. Краковский К.П. Проект Концепции правозащитной деятельности в Российской Федерации. М., 2009.
8. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. / ред. кол. С.С. Аверинцев [и др.]. М., 1989.
9. Белозеров Б.П. Правоохранительная и правозащитная деятельность: общее и отличие // Правозащитная деятельность правового государства: история и современность, теория и практика: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2010.
10. Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.
11. Калинина Т.М. К вопросу о законодательной дефиниции понятия «правозащитная система» // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: в 2 т. Т. 1 / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001.
12. Российская правозащитная политика: теория и практика / под ред. А.В. Малько. М., 2014.
A.G. Fedorov
Peculiarities of Legal Relations
between the State
and the Participants
of the Russian Educational
Process in Higher
Education Institutions
Employment problems of graduates whose education is funded through a state or local budget in accordance with their specialization are analyzed. The idea that the state should give federal authorities in the educational sphere the right to set the norms obliging students to apply for jobs closely connected with their future profession is grounded.
Key words and word-combinations: state influence, part time studying, quality of young specialists' education.
Анализируются проблемы трудоустройства выпускников вузов, обучающихся на местах, финансируемых за счет государственных и местных бюджетов. Обосновывается идея о том, что государство должно наделить федеральные органы государственной власти в сфере образования правом устанавливать нормы, обязывающие студентов трудоустраиваться по профилю своей последующей профессиональной деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: государственное воздействие, заочная форма обучения, качество образования молодых специалистов.
УДК 351.74 ББК 67.401.12
А.Г. Фёдоров
ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗОВ РОССИИ
'егодня «в условиях рынка и отсутствия государственного распределения образование становится ценностью само по себе, а возможности его применения зависят от личностных и деловых качеств носителя полученных знаний» [1]. Основными показателями качества образования молодых специалистов являются их быстрое вовлечение в профессиональную деятельность, способность решать возникающие проблемы не по идеальным, описанным в учебниках схемам, а исходя из сложившихся в производственной сфере реалий. Довольно часто в перечне требований, предъявляемых к новым сотрудникам, работодатели указывают условие о нали-
4 8
2014
ВЕСТНИК ПАГС
чии опыта работы по выбранному направлению деятельности. В связи с этим проблемы выпускников вузов, связанные с трудоустройством по специальности, становятся и проблемами государства в целом, когда учебные заведения выпускают молодых специалистов для производственных отраслей народного хозяйства, а они работают не по специальности и с понижением образовательного статуса в обеспечивающих сферах деятельности. Особо актуальной эта проблема становится в случаях, когда государство оплачивает из государственных и местных бюджетов обучение студентов, а они, получив диплом о высшем образовании, не могут трудоустроиться по полученной специальности в связи с отсутствием опыта работы по выбранному профилю деятельности.
Целью исследования является формулирование отдельных предложений по совершенствованию правоотношений между государством и студентами заочной формы обучения, чье образование финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (бюджетные места). При этом рассматриваются только взаимоотношения между государством и студентами-заочниками, обучающимися на бюджетных местах.
Ежегодно гражданам Российской Федерации предоставляется возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Это право закреплено в Конституции РФ и неукоснительно соблюдается государством. Согласно обнародованному Министерством образования и науки РФ плану объема контрольных цифр приема граждан в 2014 г. в высшие учебные заведения на бюджетные места будут приняты 397 847 студентов. Из них 87 010 студентов будут получать образование по вечерней и заочной формам обучения, что составляет 21,87% от общего числа бюджетных мест [2].
Руководствуясь положениями Конституции РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Закон № 273-ФЗ) определяет, что «условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц» [3, п. 6 ст. 55]. При этом Закон № 273-ФЗ конкретизирует, что «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [3, п. 1 ст. 69].
Несомненно, бесплатное высшее образование в государственном или муниципальном учебном заведении при поступлении на конкурсной основе должны получать наиболее способные и подготовленные абитуриенты, из которых будут формироваться высококвалифицированные кадры по основным направлениям общественной деятельности. Почему тогда у части выпускников высших учебных заведений возникают существенные трудности при трудоустройстве на
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 4 9
работу по профилю своего образования и почему, как показывает практика, большее недоверие со стороны кадровых служб вызывают выпускники вузов, получившие образование по заочной форме обучения? Довольно часто выпускники вузов, испытывающие трудности с трудоустройством, называют виновниками в сложившейся ситуации высшие учебные заведения, в которых они получали свое образование. «Практике известны иски к образовательным учреждениям о возмещении вреда в связи с некачественным образованием, о защите прав потребителей. На самом деле существо подобных споров сводится к тому, что выпускники или бывшие слушатели не могут трудоустроиться с имеющимися документами о профессиональном образовании, потому и предъявляют претензии к образовательному учреждению: оно не информировало о реальных возможностях трудоустройства с выдаваемым документом об образовании. Это, например, решение мирового судьи и Вахитовского районного суда по иску Газизова, Шипшовой, Васильевой к Казанскому гуманитарному колледжу и др.» [1].
Реагируя на сложившуюся ситуацию, одним из «майских поручений» Президента РФ стало поручение о «...введении показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения...» [4]. Но мониторинг ситуации, сложившейся в отношении трудоустройства выпускников вузов может показать только «сухую статистику», не раскрывая всех проблем, возникающих по этому поводу.
Думается, что одной из существенных причин является недостаточность практических навыков молодых специалистов, позволяющих им быстро адаптироваться в условиях работы конкретного предприятия, на котором им предстоит осваивать профессию. Для студентов очной формы обучения вузом создаются необходимые условия, позволяющие им получить не только теоретические, но и определенный государственным образовательным стандартом объем практических навыков. Это и прохождение практик (учебная, производственные, преддипломная), и занятия в профильных лабораториях, и наработка практических навыков в процессе студенческой научно-исследовательской работы (НИРс) и прочее. Для студента заочной формы обучения, если он работает не по профилю получаемого высшего образования, уровень его профессиональной подготовки будет, скорее всего, недостаточен и, как следствие, такой выпускник не будет востребован на рынке труда по профилю своей деятельности. Сегодня «ключевым моментом становится переход от квалификаций к компетенциям, что находит свое выражение в способности менеджера-профессионала принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях деятельности» [5, с. 95].
Решение этой проблемы видится в системном подходе к повышению профессиональных навыков, приобретаемых студентами в период их обучения в вузе. Однако заочное обучение характеризуется тем, что студент и преподаватели практически весь период обучения «дистанцированы» временем и пространством. «При этом часть экспертов, включая значительное количество чиновников и сотрудников вузов, уверена, что заочное обучение будет присутствовать в России всегда, поскольку оно является наиболее эффективным способом
5 0 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
доступа к высшему образованию без отрыва от работы» [6]. Сегодня перед государством стоит задача так обеспечить образовательный процесс студента-заочника, чтобы, получая диплом о высшем образовании, он имел в своем багаже не только приобретенные в вузе теоретические знания по профилю своего образования, но и практические навыки, закрепленные на производстве в процессе своей трудовой деятельности, что позволит ему быть в последующем востребованным в народном хозяйстве по специальности. Это согласуется с общей концепцией реформирования образовательного процесса в высших учебных заведениях. «Современные требования образовательной системы направлены на повышение эффективности самостоятельной работы студентов, доля которой все время возрастает. Следовательно, требования в организации учебного процесса смещаются с внешнего контроля на самоконтроль, на формирование интереса, активной позиции студента в процессе учения, развития познавательных, коммуникативных, рефлексивных и других компетенций» [7, с. 94].
Проблемы качества подготовки молодых специалистов не имеют исключительный характер для России, а проявляются в практике большинства развитых стран. Значительный объем научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях позволяет констатировать наличие недостатков в этой сфере, устранение которых обязывает ученых и практиков проводить активный поиск новых образовательных технологий. Так, одной из таких технологий, активно реализуемой вузами Германии, стала дуальная система образования, базирующаяся на получении теоретических и практических знаний одновременно. Образовательный процесс выстроен таким образом, чтобы теоретическая часть в вузе и практическая часть на производстве каждые три месяца поочередно сменяли друг друга в процессе всего обучения в вузе. Масштабность применения этой образовательной технологии может характеризоваться следующими цифрами. Только в Германии сегодня «бизнес тратит на дуальное образование около €23 млрд в год, а государство доплачивает ещеб 7 млрд» [8]. Внедрением дуальной системы образования в России с 2013 г. занимается сформированное Правительством РФ Агентство стратегических инициатив (АСИ). На образовательной базе пяти пилотных регионов будет опробована практика обучения в вузе, совмещенная с обязательной производственной подготовкой.
В результате внедрения в образовательный процесс новых образовательных технологий, в том числе дуальной системы, позволит выпускникам вузов повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Признавая, что дуальная система ориентирована на студентов очной формы обучения, следует подчеркнуть, что она оптимально вписывается в образовательный процесс студентов заочной формы обучения (получение теоретических знаний в сессионное время и последующее их закрепление на своем производстве в межсессионные периоды). Более того, можно предположить, что в основе дуальной системы образования лежит советская система заочного образования. Однако постсоветские социально-экономические преобразования, кардинально изменившие весь уклад нашей жизни, не внесли принципиальных изменений в образовательный процесс для студентов-заочников, что в итоге сказалось на уровне профессиональной подготовки отдельных выпускников вузов и, как следствие, на их конкурентоспособности на рынке труда.
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 1
Как представляется, эта проблема, имея системный характер, может быть локализована посредством поэтапного устранения отдельных ее составляющих. Для начала необходимо признать, что государство, оплачивая образование студентов-заочников, обучающихся на бюджетных местах, должно изначально нормативно устанавливать определенные требования, обеспечивающие качество их подготовки. Их взаимоотношения должны носить форму договора при доминирующем положении государства, в котором четко будут определены компетенции, какими должен обладать выпускник вуза по данному направлению подготовки, в первую очередь определенный уровень профессиональных навыков, позволяющих молодому специалисту в оптимальный срок приступить к исполнению своих обязанностей.
Несмотря на то, что с начала обучения между студентом и вузом возникают определенные правоотношения, связанные с взаимными обязательствами сторон, гарантии вуза не распространяются на последующую трудовую деятельность выпускника, в том числе гарантию его карьерного роста. Они скорее имеют не формальный характер, а определенные гарантии реализации полученного образования. Кроме того, необходимо отметить принципиальное отличие очного и заочного образования. Если в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом студент очной формы обучения получает достаточный для получения качественных знаний объем аудиторных занятий в размере 2160 часов учебного времени за год (60 зачетных единиц), то студент-заочник имеет возможность получить аудиторные академические знания только в ходе установочных сессий, а большая часть знаний должна быть им освоена в процессе межсессионной самостоятельной работы. В связи с этим изначально предполагается, что студент заочной формы обучения, работая по профилю образования, уже получил свои базовые знания в процессе своей повседневной профессиональной деятельности и в стенах высшего учебного заведения должен их лишь закрепить, систематизируя и углубляя под руководством преподавателя вуза. При этом необходимо задаться вопросом: все ли вузы могут сегодня подтвердить, что их студенты-заочники к моменту начала изучения спецкурсов уже работают по профилю выбранного образования?
В настоящее время правовой регламентации подвержены условия конкурсного замещения бюджетных мест в высших учебных заведениях при поступлении в вузы. Федеральные государственные образовательные стандарты также устанавливают требования к качественным и количественным составляющим образовательного процесса. Но эти требования относятся только к вузам, а не к студентам, обучающимся в этих вузах. Получается, что к студентам, обучающимся за счет государственных средств, четких требований к получению образовательных компетенций, необходимых для выполнения своих последующих профессиональных обязанностей, нет. В таком случае со стороны государства к студентам вузов также должны предъявляться определенные требования, обязывающие выпускников вузов, обучающихся за счет государственных средств, иметь соответствующий уровень профессиональных знаний, позволяющий быть конкурентоспособными на рынке труда. Следовательно, если государство как заказчик платит за таких студентов, то оно имеет право и выставлять опреде-
5 2 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
ленные требования к качеству получаемого ими образования в рамках своих ожиданий. Подтверждением этому служит один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, а именно: сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования [3, п. 12 ст. 3].
Абитуриенты, поступая на заочное отделение высшего учебного заведения, должны четко понимать следующее. Заявляя о своем конституционном праве обучаться в вузе за счет государственного или муниципального финансирования, они принимают на себя определенные обязательства, в частности, в период до начала изучения специальных образовательных дисциплин (по направлениям бакалавриата - начиная со второго курса, по специальностям - начиная с третьего курса), трудоустроиться на предприятие или в организацию по профилю получаемого в вузе образования. Это положение может быть закреплено федеральным нормативным правовым актом, причем в такой однозначной форме, которая не позволит в последующем иначе трактовать его на местах.
Таким образом, руководствуясь положениями подп. 6 п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [3], относящими утверждение федеральных государственных образовательных стандартов и установление федеральных государственных требований к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования, возможно рассмотреть вопрос о нормативном регулировании положения, обязывающего студентов заочной формы обучения, обучающихся за счет федерального, региональных и муниципальных бюджетов в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, трудоустраиваться по профилю своей последующей профессиональной деятельности, определенной государственным образовательным стандартом.
Библиографический список
1. Барабанова С.В. Теория и история. М., 2014 // ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства»: [офиц. сайт]. URL: http://www.lexed.ru/pravo/theory/barabanova/ ?barabanova_11.html#
2. О планировании объема контрольных цифр приема граждан на 2014 год (высшее образование). М., 2014 // Министерство образования и науки Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/коллегия/328/файл/2494/13.09.24-Коллегия-КЦП-Соболев.pdf
3. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 февр. 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4. Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития социально-технического образования от 27 апр. 2011 г. (утв. Пр-1315 от 11 мая 2011 г.) // Wordpress.Com: [офиц. сайт] [Пермь], 2014. URL: http://szniakamacheva.files. wordpress.com/2011/05/01-14-345-13-05-2011.pdf
5. Самылов П.В. Развитие профессиональных компетенций и интерактивная образовательная технология // Человеческий капитал: науч.-практ. журн. СПб., 2012. № 9 (№ 45). С. 94-99.
6. Криволуцкая О. Учить заочно должны специализированные вузы: Нужно заботиться о качестве заочного обучения, а не об его отмене - эксперт «АПИ»; Токарева Д. «Заочку» массово
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 3
закрывать не будут // РИА «Новости»: [офиц. сайт]. М., 2010. URL: http://www.memoid.ru/node/ Polemika_ob_otkaze_vuzov_Rossii_ot_zaochnogo_obucheniya
7. Самылов П.В. Проектно-деятельностное обучение в образовательном процессе вуза // Человеческий капитал: науч.-практ. журн. СПб., 2012. № 1 (№ 37). С. 92-94.
8. Черных А. Образование стало производственной необходимостью // Газета «Коммерсантъ»: [офиц. сайт]. М., 2014. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2395751
E.V. Kniga
Early Termination
of Obligations under
the Contract for Performance
of Design and Survey Works
According to the results of the study, cases and the procedure of early termination of obligations are defined. The author considers the form, content and the right to cancellation of the notice of withdrawal from the contract. Special attention is paid to the moment at which the contract can be considered as terminated. Peculiarities of unilateral refusal of performance of state and municipal contract are noted.
Key words and word-combinations: design and survey works, the early termination of obligations, the notice of withdrawal from the contract.
По результатам проведенного исследования определяются случаи и порядок досрочного прекращения обязательств. Рассматривается форма, содержание и право на отзыв уведомления об отказе от договора. Особое внимание уделяется определению момента, с которого договор можно считать расторгнутым. Отмечаются особенности одностороннего отказа от исполнения государственного и муниципального контракта.
Ключевые слова и словосочетания: проектные и изыскательские работы, досрочное прекращение обязательств, уведомление об отказе от договора.
УДК 347.4/5 ББК 67.404.201
Е.В. Книга
ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ
И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
аключение договора предполагает его надлежащее исполнение сторонами. Однако при определенных обстоятельствах обязательства сторон по договору могут быть прекращены досрочно. И если заключение договора происходит путем волеизъявления как минимум двух сторон, то чтобы прекратить обязательства по договору, иной раз достаточно волеизъявления одной стороны. Действия стороны, инициирующей расторжение договора в одностороннем порядке, на законодательном уровне необходимо не просто закрепить, но и определить порядок их совершения. Наиболее полно и детально урегулировать расторжение договора в одностороннем порядке, обеспечив баланс интересов сторон договора, достаточно трудная задача. В настоящее время умы многих деятелей науки направлены на ее решение путем внесения соответствующих изменений в гражданское законодательство. В свою очередь рассмотре-
54
2014
ВЕСТНИК ПАГС