Научная статья на тему 'Организация практик в механизме обеспечения качества управленческого образования'

Организация практик в механизме обеспечения качества управленческого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / QUALITY OF MANAGEMENT EDUCATION / STRUCTURE OF EDUCATIONAL PROCESS / PRODUCTION PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силин Анатолий Николаевич, Акимов Михаил Юрьевич

В статье рассматриваются структура образовательного процесса и роль производственных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силин Анатолий Николаевич, Акимов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of practices in the mechanism to ensure quality management education

The structure of the educational process and the role of work practices are addressed in the article.

Текст научной работы на тему «Организация практик в механизме обеспечения качества управленческого образования»

Силин Анатолий Николаевич

Тюменский государственный нефтегазовый университет

[email protected]

Акимов Михаил Юрьевич

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются структура образовательного процесса и роль производственных практик. Ключевые слова: качество управленческого образования, структура образовательного процесса, производственные практики.

Современная оценка качества образования в России, изложенная в стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года свидетельствует о серьезных проблемах в его достижении на всех уровнях профессионального образования [1, с. 8]. Не менее актуальны эти проблемы для управленческого образования [2].

Особенно остро встает вопрос обеспечения качества профессионального образования при подготовке специалистов по заочной форме обучения. Это объясняется тем, что гарантированное Конституцией РФ право на доступность в получении профессионального образования сформировало определенный спрос населения на «неочные» формы обучения, к которым, как известно, относятся заочное и вечернее обучение, экстернат, дистанционное образование. Сравнение показывает, что в России доля таких студентов составляет 43%, тогда как в зарубежных странах всего лишь 20%. Такой сдвиг в сторону «неочной» формы обучения имеет свои минусы и плюсы.

Конечно, обучаясь «неочно», работники, как правило, прилагают меньше усилий, тратят меньше времени на обучение, поскольку сочетают его с постоянной работой. В конечном счете, это естественно снижает качество профессиональных компетенций. Поэтому наиболее продвинутые российские вузы начинают брать курс на резкое сокращение студентов заочной формы обучения, заботясь о качестве образования своих выпускников.

Однако обучение студентов, имеющих среднее профессиональное образование, безусловно способствует их профессиональному развитию. И в этом случае заочное обучение можно рассматривать как повышение профессиональной квалификации специалистов.

Конечно, нельзя не согласиться с предложениями о сокращении «неочных» форм обучения и повышении качества профессионального образования обучающихся по заочной форме на основе внедрения современных, информационных технологий обучения [3, с. 54]. Однако думается, что для повышения качества профессионального образования выпускников-заочников обучения средствами элек-

тронных технологий все-таки недостаточно. Необходимо взять во внимание следующие обстоятельства, свидетельствующие о сложности решаемого вопроса.

1. На «неочные» формы обучения, как правило, поступают абитуриенты двух «категорий».

Первую составляют те, которые не имеют предшествующего уровня профессионального образования, и как следствие этого, осваивают профессиональные образовательные программы в полном объеме (срок обучения 6 лет). В последние годы такая «категория» студентов все больше стала формироваться из недавних выпускников школ, которые еще не приобрели опыт и стаж работы на производстве.

Вторую «категорию» представляют абитуриенты, получившие ранее профильное среднее профессиональное образование. Это наиболее мотивированная на получение высшего профессионального образования «категория» студентов, имеющая постоянное место работы по профилю выбранной специальности. Такие студенты осваивают программы с сокращенным сроком обучения. К сожалению, как показывает опыт работы, большинство студентов-заочников относится к первой «категории».

2. Изменение требований к обязательному трудоустройству по профилю выбранной специальности в период обучения повлияло на то, что большинство студентов-заочников сегодня не стремятся совмещать получение профессии с производственной деятельностью. В то же время, со стороны работодателей не наблюдается заинтересованности в специалистах, которые в силу каких-либо причин не имеют опыта работы на производстве. Такое противоречие интересов формирует определенную стратегию деятельности образовательного учреждения, требующую усиления практической составляющей обучающихся и организации особого взаимодействия с работодателями.

3. В российских вузах сложилась порочная практика восстановления студентов, отчисленных с дневной формы обучения за академическую неуспеваемость, на заочную форму обучения. На это обстоятельство указывает ГФ. Шафранов-Куцев: «...Если студент не потянул программу с помощью препода-

224

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

© Силин А.Н., Акимов М.Ю., 2012

вателей на дневном отделении, то как он может справиться с ней на заочном отделении, где совсем другие условия обучения, да еще в сочетании с полной занятостью на рабочем месте...» [3, с. 54].

Таким образом, можно сделать вывод, что существующая практика обучения требует изменения подходов к организации учебного процесса студен-тов-заочников. Стоит обратить особое внимание на учебную и производственную практику студен-тов-заочников, так как с точки зрения работодателя «.наиболее важной характеристикой потенциального работника является даже не качество полученных знаний и умений, а опыт работы.» [3, с. 174]. На организацию практик обращается внимание еще и потому, что «.среди менеджеров, профессорско-преподавательского состава вузов организация практики, практической подготовки занимает чаще всего второстепенные позиции.» [3, с. 173].

Этот вывод подтверждаются результатами опросов, проводимых авторами, среди студентов-за-очников направления «Менеджмент» в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

Проведенные исследования позволили установить постепенное сокращение доли студентов, совмещающих обучение с работой на момент их зачисления в вуз. При этом наблюдается тенденция уменьшения среднего возраста абитуриентов, поступающих на заочную форму обучения. Студен-тами-заочниками становятся в большинстве своем недавние выпускники школ, в силу каких-либо обстоятельств выбравших получение специальности по заочной форме обучения.

Кроме этого, как показывают исследования, к выпускному курсу только около 50% студентов начинают работать по профилю выбранной специальности. Все вышеизложенное делает необходимым внедрение новых технологий организации профессиональной подготовки студентов-заочников средствами практик.

Думается, что особым образом подобранные способы организации учебной и производственной практики позволят сформировать у студентов-заочников опыт деятельности в реальных социально-экономических условиях и повысят качество их профессиональной подготовки в вузе.

Реализация такой работы должна осуществляться на основе следующих принципов:

- дифференциации и индивидуализации в организации выполнения содержания практик со студентами, исходя из наличия опыта работы в профессиональной сфере;

- интеграции, которая «.обеспечивает системную целостность и динамичность профессионального образования, вариативные формы социального партнерства» [4, с. 2] с предприятиями.

Руководствуясь принципами дифференциации и индивидуализации можно предложить следующие

способы организации учебной и производственной практик студентов-заочников.

1. Формирование подгрупп студентов с учетом их личного опыта работы на предприятии.

Предлагается деление курса студентов на три категории:

- в первую включаются студенты, не имеющие предшествующего профессионального образования и опыта работы на производстве;

- ко второй категории следует отнести студентов, работающих по профилю выбранной специальности;

- третью категорию составят студенты, имеющие профильное среднее профессиональное образование и работающие по направлению выбранной специальности.

При формировании групп необходимо учитывать и местожительство студентов. Такие группы могут быть сформированы по городам. Например, три группы создавались у нас в городе Тюмени по всем трем категориям, а в северных городах лишь по двум [5].

Формирование групп производится на основе данных опроса студентов, проводимых руководителем практики.

Проведение практики с группой, относящейся к первой категории, будет проходить под непосредственным руководством и участием руководителя практики.

Практика со студентами групп, относящихся ко второй и третьей категориям, может проходить самостоятельно. В этом случае студенты выполняют программу практики самостоятельно, получая необходимые консультации руководителя посредством использования дистанционных технологий.

2. Разработка комплекта дифференцированных заданий на практику с учетом опыта работы студентов.

Разрабатываются задания для групп каждой категории. Для студентов группы первой категории разрабатывается единое задание для всех. Для студентов групп второй и третьей категории разрабатываются индивидуальные задания с учетом специфики предприятия, на котором они работают. Кроме этого могут быть разработаны дополнительные задания научно-исследовательского характера.

При формировании заданий необходимо предусматривать различные формы контроля практической работы групп студентов.

3. Анкетирование студентов.

Анкетирование проводится, в первую очередь,

для установления причин затруднений в выполнении программ практик и организации обратной связи со студентами.

4. Разработка предложений по получению дополнительных квалификаций студентами с учетом требований работодателей.

Реализация предлагаемых способов организации практической подготовки студентов-заочников

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

225

Ожидаемые результаты от взаимодействия социальных групп в области практической подготовки студентов-заочников

Таблица 1

Наименование социальных групп Субъекты взаимодействия социальных групп Ожидаемые результаты от взаимодействия социальных групп

Менеджмент университета Работодатели Участие в руководстве практикой студентов со стороны предприятия. Развитие новых отношений с предприятиями. Расширение базы практик для студентов-заочников. Формирование квалификационных характеристик выпускников в соответствии с их требованиями. Участие в разработке содержания образовательных программ. Развитие системы стажировок для выпускников вуза.

Студенты- заочники Выполнение программ практик в полном объеме. Приобретение практических навыков. Получение дополнительной квалификации. Участие в развитии положительного имиджа вуза на региональном рынке труда и квалификаций. Работа по выбранной специальности.

Работодатели Менеджмент университета Получение специалиста с требуемыми квалификационными параметрами. Наличие положительного имиджа вуза в сфере подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по профилю работодателя. Участие в выборе специалистов с высшим профессиональным образованием соответствующих требованиям компании.

Студенты- заочники Наличие опыта работы у специалистов. Наличие документов о дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке по рабочим профессиям. Желание профессионального роста. Сформированные профессиональные качества личности.

Студенты-заочники Менеджмент университета Наличие перечня мест прохождения практик. Обеспечение организации практик.

Работодатели Предоставление работы по выбранной специальности в период прохождения практик. Предоставление информации в соответствии с программой практики. Заинтересованность предприятий в студентах-практикантах.

невозможна без соблюдения принципа интеграции, который предполагает заинтересованность всех субъектов образовательных отношений, в том числе работодателей и студентов, в обеспечении качества профессионального образования выпускников, обучающихся по заочной форме.

В таблице 1 рассматривается заинтересованность разных социальных групп в практической подготовке специалистов.

Изложенные подходы реализованы нами при организации практик студентов, обучающихся у нас в рамках специализации «Менеджмент гостеприимства». Так, были заключены договоры о содружестве с рядом отелей, генеральные директора которых согласились не только предоставить места для проведения практик, но и взяли на себя руководство по проведению тренингов в условиях реально функционирующих отелей. Погружение в реальную жизнь крупных отелей позволило будущим специалистам познать специфику своего дела, лучше оценить собственный потенциал и приступить к формированию профессионально значи-

мых компетенций, необходимых для успешной управленческой деятельности в сфере гостеприимства.

Реализуемый в настоящее время переход от зна-ниевой к компетентностной модели высшего профессионального образования требует, помимо прочего, и разработки инновационных образовательных технологий, в первую очередь, направленных на интеграцию теоретической и практической подготовки специалистов. Мы стремимся уже со второго курса закрепить всех студентов за конкретными организациями, где они проходили бы все виды практик, а на четвертом и пятом курсах работали с этой организацией по индивидуальной учебной траектории. Это позволяет, на наш взгляд, ориентироваться на конкретных потребителей-работода-телей, придавать более адресный характер учебному процессу, готовить профессионалов [6].

Таким образом, внедрение новых подходов к организации учебной и производственной практик будет способствовать повышению качества профессионального образования выпускников, обуча-

226

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

ющихся по заочной форме. Для этого можно рекомендовать:

1. Учебно-методическому объединению разработать рекомендации по организации практик студентов, обучающихся по заочной форме.

2. При разработке рекомендаций учесть необходимость обязательного трудоустройства студентов старших курсов по профилю выбранной специальности.

3. Ввести обязательный учет студентов-заочни-ков, имеющих место работы по профилю выбранной специальности.

Библиографический список

1. О стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение: утверждено Правительством РФ 8 декабря 2011 г., № 2227-р. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/ 17449/.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации (компетентнос-тный подход). - М.: Университетская книга, 2009. -272 с.

3. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы. - Тюмень: ТГУ, 2011. -296 с.

4. Мухамедзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 10. - С. 2-7.

5. Акимов М.Ю., Ларченко И.Н., Майер В.В. и др. Университетский комплекс: инновационные технологии обеспечения качества профессионального образования / под ред. А.Н. Силина. - Тюмень: ТюмГИГУ, 2011. - 204 с.

6. Конев А.Ю., Силин А.Н. Подготовка профессионалов для туристического и гостиничного бизнеса: инновационные технологии // Развиток туристичного бізнесу. - Донецк, 2011. - С. 80-82.

УДК 378:174.4

Сорокина Наталья Юрьевна

Тульский государственный университет [email protected]

О ФОРМИРОВАНИИ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СПОСОБНОСТИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье показана роль вуза в формировании у будущих менеджеров способности придерживаться этических ценностей в контексте последовательности «лояльность — вовлеченность — приверженность». Обоснована необходимость перехода к «сквозному подходу», к формированию этических компетенций на протяжении всего периода обучения в вузе.

Ключевые слова: компетенция, вуз, этические ценности, приверженность.

Одной из причин экономического кризиса, который в настоящее время переживает мировая экономика, эксперты называют кризис доверия [1], обусловленный огромными масштабами спекуляций в денежно-кредитной сфере и беспрецедентным ростом числа случаев манипулирования инвестициями и нечестного использования менеджментом прибылей и активов компаний. Именно поэтому среди мер профилактики возникновения подобных кризисов, помимо модернизации экономики в целях экономического роста и создания эффективного финансового механизма, препятствующего образованию «финансовых пузырей», все чаще называется формирование сословия менеджеров, обладающих высокой нравственной надежностью, приверженностью интересам компании, способностью придерживаться общечеловеческих ценностей в своей профессиональной деятельности. Повышение этических требований к управленческим кадрам в целях обеспечения высокого качества и культуры управления на всех уровнях национальной экономики провозглашено важнейшим условием успешной

реализации антикризисных стратегий, разработанных в России в период 2008-2012 годов [2; 3]. Потребность в формировании управленческой элиты, способной последовательно придерживаться этических ценностей и принципов, предъявляет особые требования к подготовке менеджеров.

Этические принципы - это фундаментальные правила, с которыми человек добровольно сверяет свои моральные стандарты и ценностные суждения. Наиболее известными являются десять этических принципов, сформулированные Лару Хосмером в терминах прикладной этики [5]. По мнению автора, эти принципы являются объективными, последовательными и вечными, независящими от культурологических, религиозных и социально-экономических влияний.

Формирование у будущих менеджеров способности придерживаться в своей деятельности этических принципов должно осуществляться в контексте последовательности «лояльность - вовлеченность - приверженность» (рисунок 1):

Под «лояльностью» понимается установка менеджера соблюдать этические принципы в своей

© Сорокина Н.Ю., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.