направления обозначено создание 100 ТОР к концу 2018 г., вселяет надежду на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере.
1 См., например: Пастушенко Е.Н., Пастушенко Д.С. Финансово-правовая наука о статусе Банка России: современное состояние и перспективы развития // Финансовое право. 2009. № 2; Смирникова Ю.Л. Финансово-правовой статус субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 6 и др.
2 Далее используется понятие «моногород».
3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. I, ст. 26.
4 См.: Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 27, ст. 4063.
5 См.: Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4448.
6 В редакции от 16 апреля 2015 г.
7 См.: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4425.
8 См.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон „О свободном порте Владивосток"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. I, ст. 4185.
9 См.: Постановление Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 630 «О создании территории опережающего социально-экономического развития „Хабаровск"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.06.2015).
К.А. Тихонов
ОСОБЕННОСТИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье исследуются финансовая правосубъектность кредитных потребительских кооперативов, соотношение кредитных потребительских кооперативов с другими звеньями финансовой системы.
Ключевые слова: кредитный потребительский кооператив, финансово-правовой статус, налоговые правоотношения, бюджетные правоотношения, внутренние финансы.
К.А. Tikhonov
FEATURES OF CREDIT CONSUMERS' COOPERATIVE'S RIGHTS AND DUTIES: FINANCIAL LEGAL PERSPECTIVE
The article is devoted to the study of credit consumers' cooperative's financial personality, relation between credit consumers' cooperative and other sections of financial system.
Keywords: credit consumers' cooperative, financial legal status, tax legal relationships, budget legal relationships, internal finances.
Базовой категорией, характеризующей любой субъект финансовых правоотношений, является его финансово-правовой статус. Несмотря на то, что исследование вопросов финансово-правового статуса субъектов финансового права
© Тихонов Константин Алексеевич, 2017
Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: Shtirlec2201@yandex.ru
представляет особую научную и практическую ценность, в доктрине финансового права формированию этого понятия уделялось мало внимания.
В науке существуют различные подходы к раскрытию содержания финансово-правового статуса различных субъектов финансовых правоотношений. Так, в состав финансово-правового статуса налоговых органов, по мнению Г.В. Петровой, включаются: 1) цели и задачи финансовой деятельности; 2) функции по распределению денежных средств; 3) полномочия (права и обязанности); 4) формы и методы деятельности; 5) гарантии как элемент финансово-правового статуса1.
О.Ю. Бакаева определяет данный термин «через призму их (таможенных органов) компетенции в процессе осуществления финансовой деятельности, форм и методов, посредством которых она реализуется, а также систему гарантий их финансовой деятельности»2.
На основе общетеоретического понятия правосубъектности возможно определить финансовую правосубъектность субъектов правоотношений как установленную нормами права способность (возможность) субъектов быть субъектом финансового права, выступающую обязательной предпосылкой их финансово-правового статуса. Обладание финансовой правосубъектностью свойственно всем субъектам финансового права. Практическая реализация их правового статуса происходит в процессе вступления субъектов в различные правоотношения. Субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения, становится субъектом (участником) правоотношения, сохраняя при этом свои качества субъекта финансового права, которыми обладал до вступления в финансовое правоотношение.
й Реформирование отечественного гражданского законодательства имеет своим
? следствием возникновение и функционирование хозяйствующих субъектов, з ранее неизвестных науке финансового права — потребительские кооперативы, микрофинансовые организации и т.п. Положение новых субъектов финансово-I го права в системе финансовых правоотношений определяется, прежде всего,
1 финансовой правосубъектностью и финансово-правовым статусом указанных
го
| субъектов.
| Кредитные потребительские кооперативы (далее — КПК) представляют собой
| особый вид хозяйствующих субъектов, специфика которых обусловлена их це-
2 лью — удовлетворение финансовых потребностей членов кредитного кооператива ° (пайщиков). Особенности статуса КПК находят свое отражение в правомочиях « данных субъектов.
| Деятельность КПК, как и деятельность иных субъектов финансовых правое отношений, подлежит государственному регулированию. Кроме того, КПК ° непосредственно взаимосвязаны с другими сферами финансовой системы —
0
° страхованием, кредитом, налогами, бюджетами и внебюджетными фондами РФ.
го
3 Финансово-правовой статус КПК выражается, прежде всего, в целях и задачах
1 их деятельности. Цель деятельности КПК определена в ч. 3 ст. 1 Федерального I закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (с изм. от 3 июля
2016 г. № 292-ФЗ) (далее — Закон о кредитной кооперации)3. Это финансовая взаимопомощь членов КПК (пайщиков). Задачи КПК не сформулированы в законодательстве и находят закрепление в уставах КПК. К ним можно отнести: привлечение свободных средств физических и юридических лиц; обеспечение прибыльности сбережений пайщиков за счет выдачи займов; обеспечение фи-206 нансовой устойчивости КПК; формирование положительного имиджа КПК в
глазах потенциальных заемщиков и пайщиков; страхование имущественной ответственности и др.
К функциям КПК относятся следующие: накопительная, сберегательная, распределяющая и информационная.
Неотъемлемым признаком, характеризующим КПК как субъектов финансовых правоотношений, являются гарантии функционирования КПК — размещение части полученных доходов в качестве начислений на паевые взносы своим членам; формирование резервного фонда и др.
Специфика прав и обязанностей КПК проявляется и во взаимоотношениях КПК и других субъектов финансового права, особое внимание в свете реформы правового регулирования финансовых рынков следует уделить отношениям КПК с Центральным банком РФ. В соответствии со ст. 5 Закона о кредитной кооперации Банк России осуществляет следующие группы полномочий: нормативные, контрольно-надзорные, статистические и организационные.
КПК также выступают субъектами налоговых правоотношений. Налогово-правовой статус КПК характеризует их правовое положение в налоговых правоотношениях, содержание которого выражается совокупностью прав и обязанностей в сфере законодательства о налогах и сборах, направленных на выполнение поставленных перед ними целей и функций. Особенность налогово-правового статуса КПК находит свое отражение в специальных нормах Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) о доходах и расходах КПК, в их правомочиях, а также в ограничениях, применяемых к КПК в сфере налоговых отношений, что закреплено в ст. 297.1, 297.2 гл. 26.2 НК РФ.
Исходя из приведенных выше положений налогового законодательства, следует вывод, что финансовая деятельность субъектов кредитной кооперации находится под особым контролем государства. При этом законодателем учтены особенности основных видов деятельности КПК — привлечение свободных средств граждан и организаций и их выдача на условиях возмездности, срочности и возвратности. Основополагающей причиной такого контроля видится популярность альтернативных банковским вкладам источников получения пассивного дохода с помощью свободных денежных средств и получения займов в обход банковской системы, предъявляющей достаточно жесткие требования к потенциальным заемщикам. Взаимодействие субъектов кредитной кооперации и бюджетной системы России является односторонним — КПК платят налоги и, таким образом, участвуют в формировании доходной части бюджетов РФ. Выделение бюджетных трансфертов кредитным кооперативам законодательством не предусмотрено.
Финансово-правовой аспект прав и обязанностей КПК проявляется во взаимодействии с бюджетной системой. Правовой статус КПК и пределы их полномочий по предоставлению займов4 делают вероятным возникновение таких отношений между КПК и публично-правовыми образованиями, в которых первые выступают кредиторами, а вторые — должниками. Такая возможность обусловлена нормами, содержащимися в Порядке размещения средств резервных фондов КПК, утвержденном указанием Банка России от 24 сентября 2015 г. №3805-У5, в соответствии с которыми средства денежных фондов КПК могут быть размещены в ценных бумагах РФ и субъектов РФ. Таким образом, КПК, являясь держателями ценных бумаг РФ и субъектов РФ, могут выступать кредиторами
207
по отношению к эмитентам6
Завершая анализ финансового-правового аспекта прав и обязанностей КПК, следует акцентировать внимание на предназначении такой организационно-правовой формы, как кооператив — удовлетворение определенных потребностей его членов, и в этой связи необходимо учитывать специфику КПК, заключающуюся именно в удовлетворении материальных, финансовых потребностей пайщиков, но не в извлечении прибыли.
Совокупность установленных законодателем требований к КПК обусловлена их целями и задачами, а также положением, занимаемым ими в финансовой системе России, особенностями взаимоотношений КПК с субъектами финансового права.
1 См.: Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 165.
2 Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. С. 13.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 29, ст. 3627; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4225.
4 Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Закона о кредитной кооперации содержит запрет о предоставлении займов лицам, не являющимся членами КПК. Исчерпывающий перечень членов КПК определен в ч. 1 ст. 11 Закона. Это физические лица старше 16 лет и юридические лица. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице своих органов, являющихся юридическими лицами, формально могут иметь членство в КПК, однако такие примеры автору статьи неизвестны.
5 См.: Вестник Банка России. 2016. № 3.
6 КПК на основании ч. 6 ст. 6 Закона о кредитной кооперации вправе привлекать средства Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц в случае, если учредительными документами указанных юридических лиц предусмотрено финансирование КПК. Отсюда следует, что законодатель допускает возможность размещения бюджетных средств в КПК.