Научная статья на тему 'Вопросы саморегулирования деятельности кредитных кооперативов'

Вопросы саморегулирования деятельности кредитных кооперативов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / CREDIT COOPERATIVES / ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ / PYRAMID SCHEMES / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / ПАЙЩИКИ / SHAREHOLDERS / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / БАНКРОТСТВО / BANKRUPTCY / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД / COMPENSATION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старостин Валерий Михайлович

Анализируется Федеральный закон «О кредитной кооперации», регламентирующий порядок создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов, ограничивающий риски пайщиков и обеспечивающий их защиту от «финансовых пирамид» в виде кредитных кооперативов. Приводятся примеры деятельности мошеннических компаний, а также даются рекомендации по совершенствованию деятельности кредитных кооперативов Чувашии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF SELF-REGULATION OFACTIVITY CREDIT COOPERATIVES

Analyzes the Federal Law «On credit cooperatives», which regulates the order of creation and activity of credit consumer cooperatives, limiting the risks of shareholders and ensuring their protection from «financial pyramids» in the form of credit cooperatives. Shows examples of fraudulent companies, as well as recommendations for improving the activity of credit cooperatives Chuvashia.

Текст научной работы на тему «Вопросы саморегулирования деятельности кредитных кооперативов»

Экономика и управление

37

(комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Торговое предприятие, выступая в роли комиссионера, обязуется реализовать через розничную торговую сеть товар комитента (гражданина или организации) покупателям. Главный отличительный признак этого договора - сделки совершаются от имени комиссионера, который выступает как самостоятельное лицо, т.е. у него непосредственно возникают права и обязанности по сделке. Особенность договоров комиссии позволяет классифицировать операции комиссионера в интересах комитента как реализацию услуг.

В отличие от операций реализации собственных товаров, где выручка представлена стоимостью реализованных товаров по продажным ценам, при реализации товаров на комиссионных началах выручкой комиссионера признается только комиссионное вознаграждение, а не продажная цена товара, реализуемого от имени комитента. Следовательно, по кредиту счета 90/1 «Выручка» отражается сумма комиссионного вознаграждения, причитающа-

яся к получению с комитента и подлежащая в дальнейшем обложению НДС.

Таким образом, показатель реализации товаров в налоговом учете отличается от показателя продажи в бухгалтерском учете. Организуя учетный процесс в розничной торговле, бухгалтер должен принимать во внимание вышеуказанные факторы и вести раздельный учет операций, связанных с осуществлением разных видов деятельности, с разными порядками и ставками налогообложения, а также раздельный учет продаж товаров, необлагаемых и облагаемых налогом на добавленную стоимость.

список литературы

1. Малинина Л.Ю. Учет розничного товарооборота в целях налогообложения// Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Тезисы докладов межвуз. науч.-практ. конф. (30-31 января 2001 г.). Чебоксары: Руссика, 2001. С. 111.

2. Пятое М.Л. Понятия «продажи» и «реализация» в бухгалтерском и налоговом законодательстве// Бухгалтерский учет. 2002. №10. С. 51-55.

МАЛИНИНА Лия Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

MALININA, Leah Yurevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Monetary Circulation, Account and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

уцк 336.64

вопросы саморегулирования деятельности кредитных кооперативов

в.м. старостин

Анализируется Федеральный закон «О кредитной кооперации», регламентирующий порядок создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов, ограничивающий риски пайщиков и обеспечивающий их защиту от «финансовых пирамид» в виде кредитных кооперативов. Приводятся примеры деятельности мошеннических компаний, а также даются рекомендации по совершенствованию деятельности кредитных кооперативов Чувашии.

Ключевые слова: кредитные кооперативы; финансовые пирамиды; федеральный закон; пайщики; саморегулируемые организации; банкротство; компенсационный фонд.

V.M. Starostin. QUESTIONS OF SELF-REGULATION OFACTIVITY CREDIT COOPERATIVES

Analyzes the Federal Law «On credit cooperatives», which regulates the order of creation and activity of credit consumer cooperatives, limiting the risks of shareholders and ensuring their protection from «financial pyramids» in the form of credit cooperatives. Shows examples of fraudulent companies, as well as recommendations for improving the activity of credit cooperatives Chuvashia.

Keywords: credit cooperatives; pyramid schemes; federal law; shareholders; self-regulatory organizations; bankruptcy; compensation fund.

Федеральный закон «О кредитной кооперации» [3], вступивший в силу с августа 2009 г., регламентирует порядок создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов, определяет основные нормативы при приёме взносов и выдачи займов пайщикам, ограничивая тем самым риски пайщиков и обеспечивая их защиту от возможных действий «финансовых пирамид».

Рынок кредитных кооперативов - это стихийный рынок, который до последнего времени в России практически не регулировался и не контролировался. Пайщики кредитных кооперативов, как показал последний финансовый кризис, слабо защищены от случаев банкротства кооперативов. Однако в целом кредитные кооперативы успешно пережили кризис, показав свою устойчивость и жизнеспособность [4].

Новый закон о кооперации поможет бороться с появлением финансовых пирамид в виде кредитных кооперативов [6].

Одним из нововведений, призванных защитить права граждан, является обязательное создание паевого фонда, который должен составлять не менее 8 % всех привлечённых средств. Из этих резервов кооперативы должны будут покрывать свои обязательства в тех случаях, когда поступления от заёмщиков окажутся меньше той суммы, которую захотят забрать вкладчики. При выходе из состава кооператива его членам будет возвращаться часть паевого фонда.

Для защиты пайщиков кооперативов в новом законе также предусмотрено обязательное формирование резервного фонда кооператива. Величина его должна быть не менее 5 % суммы, которую привлёк кооператив (не менее 2% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания). На основании этого пайщики кооперативов смогут оценивать надёжность организации. Из этого резервного фонда будут покрываться текущие непредвиденные расходы кооператива.

Главное, что вводит закон - четкий механизм контроля за деятельностью кредитных кооперативов на основе саморегулирования. В соответствии с нормами закона кредитный кооператив не имеет права осуществлять деятельность по приему денежных средств и предоставлению займов, если он не является членом саморегулируемой организации кредитных кооперативов (СРО).

Работа СРО кредитных кооперативов, в свою очередь, регламентируется упомянутым Законом о кредитной кооперации, а также Законом «О саморегулируемых организациях», принятым в декабре 2007 г. [2].

СРО кредитных кооперативов создается в форме некоммерческого партнерства либо в форме союза. Статус саморегулируемой некоммерческая организация получает, если выполняются требования, указанные в Законе о кооперации:

• объединение в составе некоммерческой организации не менее 100 кредитных кооперативов или не менее пяти кредитных кооперативов, совокупное число членов (пайщиков) которых превышает 100 тыс.;

• наличие стандартов и правил профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

• обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями услуг.

Имущественная ответственность кредитных кооперативов обеспечивается путем формирования компенсационного фонда. Для его формирования кооперативы должны ежегодно перечислять в свою СРО 0,2% своих среднегодовых активов. Этот принцип отчасти похож на систему страхования вкладов, действующую сегодня в банковской сфере, когда в случае банкротства банка государство гарантированно выплачивает клиентам до 700 тыс. руб. по вкладу.

Саморегулируемой организации разрешено размещать средства компенсационного фонда в размере не более 20 млн руб. при соблюдении условий диверсификации, возвратности, прибыльности, ликвидности. Из них не менее 50 % средств компенсационного фонда должно быть размещено в государственные ценные бумаги Российской Федерации и (или) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. Не более 30 % средств компенсационного фонда может быть размещено на депозитных счетах в банках или в обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции российских эмитентов. При этом не более 5 % указанных средств может быть размещено в акции одного эмитента.

Компенсационная выплата из компенсационного фонда в отношении одного члена саморегулируемой организации не может превышать 5 % средств указанного фонда на дату принятия решения о выплате.

Согласно Закону в СРО кредитные кооперативы обязаны будут вступать в течение трёх месяцев с момента своего создания. Разрешается членство только в одной саморегулируемой организации.

Действие этого Закона не распространя-

Государство и право

39

ется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения, правовые и экономические основы создания и деятельности которых определяются Законом «О сельскохозяйственной кооперации» [1]. В дальнейшем требования общего Закона «О кредитной кооперации» планируется распространить на кооперативы всех видов.

По Закону, в случае выявленных нарушений в работе кооператива или невыполнения требований СРО, кооперативы могут быть исключены из СРО. А это автоматически влечёт запрет на приём сбережений и выдачу займов.

Пока ещё не создано ни одного СРО кредитных кооперативов, а правительство ещё не утвердило два административных регламента о порядке их создания и статусе. Кооперативное сообщество надеется, что в этом году первые СРО появятся. Контролировать деятельность СРО и через них следить за текущей деятельностью кооперативов будет уполномоченный государственный орган, которым назначен Минфин РФ. Оно будет вести государственный реестр кредитных кооперативов и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов. Согласно Единому государственному реестру юрлиц (ЕГРЮЛ), на начало 2009 г. было зарегистрировано 4,5 тыс. кредитных кооперативов, однако налоговую отчётность сдают примерно 2,5 тыс. из них.

Особенно тщательный контроль будет вестись за организациями, число членов которых превышает 5 тыс. физических и (или) юридических лиц. Минфин может по таким кооперативам запрашивать и получать информацию об их финансово-хозяйственной деятельности у органов государственной статистики, налоговых органов. При этом государство имеет право направлять своих представителей на общие собрания пайщиков и получать у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние нормативные документы, финансовую (бухгалтерскую) отчётность.

Минфину также поручено следить за порядком размещения средств резервных фондов кооперативов, а в случае нарушения кредитным кооперативом действующего законодательства инициировать в суде его ликвидацию. Минфин имеет право устанавливать дополнительные или особые финансовые нормативы, если, например, период деятельности кредитного кооператива составляет менее 2-х лет. В период старта нужно, скорее, поддержать кредитный кооператив, а не ужесточать регулирование и контроль за его деятельностью.

Минфин может не чаще одного раза в год проводить плановые проверки соблюдения

установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива принятым законам, а также внеплановые проверки при нарушении законов на основании заявлений СРО, юридических лиц, физических лиц, правоохранительных органов.

В случае воспрепятствования проведению проверки деятельности кредитного кооператива Минфин своим предписанием может запретить кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, приём новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете.

Хотя перечень услуг, оказываемых кооперативами, законодательно ограничен и сводится к двум операциям: выдаче займов и размещению средств на вкладах, но это вовсе не означает, что деятельность кредитных кооперативов является безрисковой. Законом предусмотрены определённые ограничения в деятельности кооперативов.

Например, запрещено привлекать денежные средства и предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками), выпускать кооперативом эмиссионные ценные бумаги, осуществлять операции с ценными бумагами (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг).

Кредитный кооператив не может быть поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц, но в то же время кооперативы могут привлекать федеральные и муниципальные бюджетные средства, деньги банков.

При численности кредитного кооператива свыше 1000 пайщиков в кооперативе должен быть в обязательном порядке создан комитет по займам кредитного кооператива, который принимает решения о предоставлении займов членам кредитного кооператива (пайщикам) и об их возврате.

Поскольку СРО пока не созданы, возможно появление новых «финансовых пирамид» под видом кредитных кооперативов. Процедура регистрации таких кооперативов пока проста, и поэтому мошенники через вывеску кооперативов выманивают деньги у населения.

Финансовая служба по финансовым рынкам (ФСФР) выявила несколько десятков компаний, в отношении которых имеется информация о том, что осуществляемая ими деятельность имеет признаки «финансовых пирамид». Эти компании, пользуясь финансовой неграмотностью населения и используя фиктивные лицензии биржевых посредников, выданные государственной надзорной службой, а также

аттестаты специалистов финансового рынка, привлекают денежные средства населения.

На своём сайте ФСФР публикует «чёрные» списки таких компаний, с указанием их названий, регионы их деятельности [5]. В службе надеются, что публикация предостережёт граждан, спасёт их от разорения. Большинство фирм из перечня действует сегодня в форме кредитных потребительских кооперативов.

Само по себе появление списка и компаний, по руководству которых уже есть уголовные дела, доказывает, что ФСФР помогает правоохранительным органами выявлять таких мошенников. Список публикуется как раз для того, чтобы люди могли ознакомиться с этой информацией, а пострадавшие знали, что они могут сообщить о своём ущербе в правоохранительные органы. Отрадно, что в списках нет кооперативов из Чувашской Республики.

В Чебоксарах создан Межрегиональный союз кредитных кооперативов, который претендует на статус саморегулирумой организации. Появление СРО, базирующейся в Чувашской Республике, благоприятно скажется на кредитной кооперации республики и ближайших регионов.

список литературы

1. О сельскохозяйственной кооперации: фе-дер. закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 // Рос. газ. 1995. 16 дек.

2. О саморегулируемых организациях: федер. закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 // Рос. газ. 2007. 6 дек.

3. О кредитной кооперации: федер. закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Рос. газ. 2009. 24 июля.

4. Абржина А.М., Старостин В.М. Кредитные кооперативы в условиях финансового кризиса // Молодежь и кооперация - 2009: тезисы докладов XXXIII-й итоговой Межрег. студ. науч. конф., посвящ. Году молодежи в Российской Федерации. Чебоксары, 2009. С. 4-5.

5. Сведения об ограничении проведения операций участниками финансового рынка. URL: http://www.ffms.ru.

6. Ткаченко Е.С. Особенности функционирования кредитных потребительских кооперативов и отличие их деятельности от финансовых пирамид // Фундаментальные и прикладные исследования. 2009. № 5/6. С. 63-67.

СТАРОСТИН Валерий Михайлович - кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой денежного обращения, учета и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

STAROSTIN, Valery Mikhaylovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department Chair of Monetary Circulation, Account and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

уцк 334.7

социально-экологические вопросы управления организацией

Л.п. Федорова

Изучены основные составляющие эффективности и конкурентоспособности организации. Приведен опыт работы кооперативных организаций, сделаны рекомендации по учету международных стандартов, внешних и внутренних факторов для обеспечения успешности их деятельности при реализации стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие; конкурентоспособность; рыночные условия; потребительская кооперация; эффективность; международные связи; ВТО.

L.P. Fedorova. SOCIAL-AND-ECOLOGICAL QUESTIONS MANAGEMENTS OF THE ORGANIZATION

We studied the basic components of the efficiency and competitiveness of the organization. The experience of cooperative organizations, and made recommendations for incorporating international standards, internal and external factors to ensure the success of their activities in the implementation of socio-economic development of the Chuvash Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.