Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакина Наталья Васильевна

В статье рассматриваются особенности практической подготовки студентов в условиях инклюзивной образовательной среды в Салаватском колледже образования и профессиональных технологий в процессе образовательной деятельности. Цель статьи: показать процесс подготовки обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Салаватском колледже образования и профессиональных технологий в процессе образовательной деятельности. Методология и методы: анализ, конкретизация, обобщение. Основные результаты исследования. Организация практической подготовки осуществлялась на базе ресурсного центра социального-психолого-педагогической поддержки лиц с инвалидностью и ОВЗ. Формированию социальных, профессиональных, личностных компетенций обучающихся Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий способствует инклюзивная среда ресурсного центра. Студенты педагогических специальностей имеют возможность осуществлять практическую подготовку в учебных фирмах, которые функционируют в ресурсном центре, а обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ получают опыт успешной социализации. Научная новизна. В ресурсном центре реализуется программа учебной фирмы «Коррекция речи», в рамках которой дети и студенты с ОВЗ посещают логопедические занятия, а студенты колледжа, обучающиеся по специальностям «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Дошкольное образование», проходят психолого-педагогическую практику. Нрактическая значимость. Реализация практических мероприятий, направленных на повышение социальной активности студентов с ОВЗ и инвалидностью, осуществлялась в процессе коррекционно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS IN AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the features of practical training of students in an inclusive educational environment based on the GAPOU of the Salavat College of Education and Professional Technologies in the process of educational activity. The purpose of the article is to show the process of training students with disabilities and disabilities of the Salavat College of Education and Professional Technologies in the process of educational activity. Methodology and methods: analysis, concretization, generalization. The main results of the study. The organization of practical training was carried out on the basis of the Resource Center for Social, Psychological and Pedagogical Support of Persons with Disabilities and Disabilities. The inclusive environment of the Resource Center contributes to the formation of social, professional, and personal competencies of students of the Salavat College of Education and Professional Technologies. Students of pedagogical specialties have the opportunity to carry out practical training in educational firms that operate in the Resource Center, and students with disabilities and disabilities gain experience of successful socialization. Scientific novelty. The Resource Center implements the program of the educational irm «Speech Correction», in which children and students with disabilities attend speech therapy classes, and college students studying in the specialties «Correctional pedagogy in primary education» and «Preschool education» undergo psychological and pedagogical practice. Practical relevance. The implementation of practical measures aimed at increasing the social activity of students with disabilities and disabilities was carried out in the process of correctional and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 376.1

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.5

Н. В. Балакина

Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация E-mail: BalakinaNV@mgpu.ru

Особенности практической подготовки студентов в условиях инклюзивной образовательной среды

Аннотация. В статье рассматриваются особенности практической подготовки студентов в условиях инклюзивной образовательной среды в Салаватском колледже образования и профессиональных технологий в процессе образовательной деятельности.

Цель статьи: показать процесс подготовки обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Салаватском колледже образования и профессиональных технологий в процессе образовательной деятельности.

Методология и методы: анализ, конкретизация, обобщение.

Основные результаты исследования. Организация практической подготовки осуществлялась на базе ресурсного центра социального-психолого-педагогической поддержки лиц с инвалидностью и ОВЗ. Формированию социальных, профессиональных, личностных компетенций обучающихся Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий способствует инклюзивная среда ресурсного центра. Студенты педагогических специальностей имеют возможность осуществлять практическую подготовку в учебных фирмах, которые функционируют в ресурсном центре, а обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ получают опыт успешной социализации.

Научная новизна. В ресурсном центре реализуется программа учебной фирмы «Коррекция речи», в рамках которой дети и студенты с ОВЗ посещают логопедические занятия, а студенты колледжа, обучающиеся по специальностям «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Дошкольное образование», проходят психолого-педагогическую практику.

Практическая значимость. Реализация практических мероприятий, направленных на повышение социальной активности студентов с ОВЗ и инвалидностью, осуществлялась в процессе коррекционно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: инклюзивное образование; профессиональные компетенции обучающихся; социальная активность; практическая деятельность.

© Балакина Н. В., 2023

UDC 376.1

DOI: 10.25688/2782-6597.2023.6.2.5

N. V. Balakina

Moscow City University, Moscow, Russian Federation E-mail: BalakinaNV@mgpu.ru

Features of practical training of students in an inclusive educational environment

Abstract. The article discusses the features of practical training of students in an inclusive educational environment based on the GAPOU of the Salavat College of Education and Professional Technologies in the process of educational activity.

The purpose of the article is to show the process of training students with disabilities and disabilities of the Salavat College of Education and Professional Technologies in the process of educational activity.

Methodology and methods: analysis, concretization, generalization.

The main results of the study. The organization of practical training was carried out on the basis of the Resource Center for Social, Psychological and Pedagogical Support of Persons with Disabilities and Disabilities. The inclusive environment of the Resource Center contributes to the formation of social, professional, and personal competencies of students of the Salavat College of Education and Professional Technologies. Students of pedagogical specialties have the opportunity to carry out practical training in educational firms that operate in the Resource Center, and students with disabilities and disabilities gain experience of successful socialization.

Scientific novelty. The Resource Center implements the program of the educational firm «Speech Correction», in which children and students with disabilities attend speech therapy classes, and college students studying in the specialties «Correctional pedagogy in primary education» and «Preschool education» undergo psychological and pedagogical practice.

Practical relevance. The implementation of practical measures aimed at increasing the social activity of students with disabilities and disabilities was carried out in the process of correctional and pedagogical activities.

Keywords: inclusive education; professional competencies of students; social activity; practical activity.

Развитие конкурентоспособности будущего специалиста — это приоритет в повышении качества современного среднего профессионального образования. На смену устаревшим профессиональным нормам пришел профессиональный стандарт, в котором обозначены компетенции современного педагога. Учитель должен не только знать, но и уметь применять знания в практической деятельности, направленной на положительный результат, как в образовательно-воспитательной, так и в личностно ориентированной работе.

Направление практической подготовки является значимым при обучении каждого специалиста. Практика позволяет попробовать свои силы в выбранной специальности, научиться применять в практической деятельности знания, полученные на лекционных занятиях. Подчеркивая ее важность, известный педагог П. П. Блонский писал, что «педагогике невозможно научить книгами, необходима практика, но не копирующая, а творческая и осознающая» [2, с. 165]. Педагогическая практика — это ответственный и сложный этап процесса формирования профессиональных компетенций. Организация педагогической практики в условиях инклюзивной образовательной среды требует проектирования алгоритма мероприятий, направленных на социализацию и формирование коммуникативных навыков у студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В Салаватском колледже образования и профессиональных технологий реализуется система инклюзивного образования. Идеология инклюзивного образования предполагает создание условий для студентов, имеющих особые образовательные потребности, равноценное отношение ко всем людям, исключение ограничения прав и свобод личности.

Современная система образования осуществляет переход от интеграции, которая предусматривает приспособление обучающегося к образовательной системе, к инклюзии — индивидуализации и вариативности образовательной среды в соответствии с потребностями обучающихся с ОВЗ.

В данном случае система адаптируется к каждому ребенку с ОВЗ, обеспечивается личностно ориентированный подход, учитываются компенсаторные возможности и особые образовательные потребности обучающихся [3, 9-10].

Мнения таких ученых, как И. Б. Умняшова, М. С. Староверова, В. Н. Пони-карова, сходятся в том, что деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на обеспечение сотрудничества и взаимодействия между специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, обучающимися с ОВЗ и здоровыми сверстниками, а не только ограничиваться созданием специальных условий для обучения и воспитания [4, 6, 8].

Исследованием особенностей инклюзивного образования в свете проблем социализации и организации системы педагогических мероприятий занимались Г. Н. Пенин, А. Ю. Фаррахова, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Д. В. Лубов-ский, Е. Г. Речицкая [5, 7-8].

В колледже обучаются студенты, имеющие заболевания различной категории: нарушение опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения.

В ресурсном центре реализуется программа учебной фирмы «Коррекция речи», в рамках которой дети и обучающиеся с ОВЗ получают логопедическую помощь, а студенты проходят психолого-педагогическую практику.

Нужно отметить, что среди студентов, которые осваивают педагогические специальности, имеются обучающиеся с ОВЗ. Необходимо при организации практической подготовки формировать положительную мотивацию к осуществлению

профессиональной деятельности, создавать условия для успешной реализации с учетом компенсаторных возможностей студентов с особыми образовательными потребностями.

Успешное овладение педагогической профессией предполагает речевую компетентность. Устранить речевые нарушения, развить коммуникативную функцию речи и обеспечить социализацию в обществе помогает учитель-логопед.

Важнейшим качеством профессиональной педагогической деятельности является культура речи. Речь педагога — основной инструмент педагогического воздействия и эталонное воплощение языковой нормы. К компонентам культуры речи относятся: дикция, выразительность, интонация, ясность изложения, грамотность построения предложений, образность речи, правильное ударение в словах, словарный запас.

Речевая компетентность служит основой коммуникативной культуры педагога. Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли — важная сторона коммуникации.

Цель логопедической работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, состоит в том, чтобы устранить речевые нарушения, развить коммуникативную функцию речи и обеспечить успешную социализацию в общество. У студентов с ОВЗ отмечается нарушение эмоциональной сферы, лабильность. Психологические особенности оказывают влияние на эмоциональность и выразительность речи. Студенты предпочитают не вступать в диалог, стараются не выражать собственное мнение, часто замкнуты и молчаливы. В рамках логопедической работы студенты не только корректируют речевые дефекты, но и обучаются основам ораторского искусства. Для педагога важным является правильное использование интонационных средств выразительности, потому что интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной. На логопедических занятиях обучающиеся работают над выразительностью речи, интонацией, жестами и мимикой.

Ресурсный центр сотрудничает с городской организацией матерей, воспитывающих детей-инвалидов, «Материнское сердце». В рамках взаимодействия на базе ресурсного центра осуществляется психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ.

Необходимо отметить, что у детей с ОВЗ отмечается неравномерность развития, иногда шестилетний ребенок по речевому развитию может находиться на уровне четырех лет, по эмоциональному развитию на уровне трех лет, по развитию зрительного восприятия на уровне пяти лет. У одних детей полностью отсутствует речь, у других наблюдаются нарушения темпа речи, звукопроизношения.

Особенности развития детей с ОВЗ предполагают использование индивидуальных коррекционных программ. К организации и проведению кор-рекционных мероприятий привлекаются будущие коррекционные педагоги, проходящие практику на базе ресурсного центра.

С. В. Алехина подчеркивала, что «профессиональный стандарт педагога требует от учителя владения новыми педагогическими технологиями, современными формами и методами педагогической деятельности. От этого зависят и жизнеспособность самой идеи инклюзии в российском образовании, и качественные эффекты от ее внедрения» [1, с. 141].

Во время лекционных занятий преподаватели неоднократно отмечали, как интересно и увлекательно работать с детьми. Детская непосредственность, открытость, доброжелательность способствуют формированию у будущего педагога мотивации к профессиональной деятельности. Вместе с тем первые практические шаги не всегда удачны, могут возникнуть различные ситуации, требующие педагогического мастерства и такта. Перед студентами появляются педагогические задачи, для решения которых нужно проявить профессионализм, стрессоустойчивость и осуществить эффективное взаимодействие с ребенком. Коммуникабельность, мотивация, стремление состояться в педагогической деятельности, доброта, толерантность — это личностные качества, которые будут способствовать успеху.

В процессе психолого-педагогической практики студенты проводят кор-рекционные занятия по различным направлениям: работа с песком, лепка, рисование пальцами, оригами. Занятия осуществляются под руководством педагога-психолога и учителя-логопеда.

В целях обмена опытом организации процесса обучения, социализации и профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, изучения современных технологий кор-рекционно-развивающей деятельности колледж реализует международные проекты, одним из них является международный проект «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт». В рамках проекта практикующий логопед, специалист по терапии голоса и речи Элизабет Линдауер (г. Галле, Германия), сотрудничая со специалистами колледжа, принимает участие в мастер-классах, семинарах, проводит диагностику детей, страдающих речевыми нарушениями. Э. Линдауер имеет психологическое образование и отмечает тесную связь логопедии и психологии. В своей работе она использует и психологические методики. Э. Линдауэр большое внимание уделяет взаимоотношениям в семье, осуществляет тесное сотрудничество с родителями.

Для студентов были проведены занятия с демонстрацией дыхательных, кинезиологических упражнений, которые логопед применяет при лечении нарушений речи как у детей, так и у взрослых. Студенты были ознакомлены с техникой прогрессивной мышечной релаксации, которую затем самостоятельно использовали в процессе логопедических занятий.

Инклюзивная образовательная среда выступает основным фактором социализации обучающихся с ОВЗ и помогает овладеть конструктивными формами поведения в обществе. Программа психолого-педагогического сопровождения строится с учетом личностных особенностей и компенсаторных возможностей каждого студента.

Студентам с ОВЗ очень важно, чтобы с ними хотели общаться. У обучающихся присутствует страх общения, они боятся взаимодействовать и сотрудничать с преподавателями и сверстниками. Организация практики в ресурсном центре позволяет студентам чувствовать себя более уверенно и успешно преодолевать коммуникационный барьер.

Один из показателей эффективности работы колледжа — трудоустройство и занятость выпускников, которые социально адаптированы, интегрированы в социум.

К примеру, выпускники с ОВЗ успешно трудоустроены в образовательные организации. В процессе трудовой деятельности реализуют профессиональные навыки, проявляют инициативность и ответственность. Администрация школы отмечает профессиональную компетентность и высокую социальную активность молодых специалистов.

Таким образом, практическая деятельность студентов в учебных фирмах ресурсного центра обеспечивает основу для формирования профессиональных педагогических умений и навыков, способствует развитию самостоятельной деятельности и творческой инициативы студентов.

Инклюзивное образование обеспечивает конкурентоспособность и востребованность каждого выпускника профессионального учреждения на рынке труда вне зависимости от состояния здоровья.

Список источников

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136-145.

2. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. 2-е изд., стер. М.: Юрайт, 2020. 184 с.

3. Власова Н. В. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособие для среднего проф. образования. М.: Юрайт, 2021. 132 с.

4. Ковалев Е. В., Староверова М. С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Вып. 1. М.: Школьная книга, 2010. С. 26-36.

5. Криницына Г. М. Коррекция речевых нарушений у младших школьников: учеб. пособие для среднего проф. образования. 2-е изд. М.: Юрайт, 2021. 147 с.

6. Поникарова В. Н. Динамика готовности педагогов к инклюзивному образованию: этапы, особенности и тенденции: монография. Курск: Университетская книга, 2019. 122 с.

7. Речицкая Е. Г., Гайдова Ю. В. Теоретические основы компенсирующего и кор-рекционно-развивающего образования в начальных классах. Межличностные отношения детей с нарушением слуха: учеб. пособие для среднего проф. образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 138 с.

8. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования: метод. пособие для пед. работников обра-зоват. организаций общего образования / Д. В. Лубовский [и др.]. М.: Московский гос. психол.-пед. ун-т, 2017. 160 с.

9. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учеб. пособие для среднего проф. образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 219 с.

10. Шульга А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей: учеб. пособие для среднего проф. образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 192 с.

References

1. Alyokhina, S. V. (2016). Inclusive education: from politics to practice. Psychological science and education, 21, 1, 136-145.

2. Blonsky, P. P. (2020). Psychology and Pedagogy. Selected works. 2nd ed., erased. Moscow: Yurayt. 184 p.

3. Vlasova, N. V. (2021). Correctional and special pedagogy. Textbook for secondary vocational education. Moscow: Yurayt. 132 p.

4. Kovalev, E. V., & Staroverova, M. S. (2010). Educational integration (inclusion) as a natural stage in the development of the education system. Inclusive education. Issue 1 (pp. 26-36). Moscow: School book.

5. Krinitsyna, G. M. (2021). Correction of speech disorders in younger schoolchildren. Textbook for secondary vocational education. 2nd ed. Moscow: Yurayt. 147 p.

6. Ponikarova, V. N. (2019). Dynamics of teachers' readiness for inclusive education: stages, features and trends. Monograph. Kursk: Publishing house of CJSC «University Book». 122 p.

7. Rechitskaya, E. G., & Gaidova, Yu. V. (2021). Theoretical foundations of compensatory and correctional-developing education in primary grades. Interpersonal relationships of children with hearing impairment. Textbook for secondary vocational education. 2nd ed., reprint. and add. Moscow: Yurayt. 138 p.

8. Lubovsky, D. V., Umnyashova, I. B., Shemanov. A. Yu., Semago, N. Ya., & Sam-sonova, E. V. (2017). Technologies of psychological and pedagogical support, ensuring continuity of the educational process organization in the conditions of implementation of modern Federal State Educational Standards of general education: a methodological guide for teaching staff of educational organizations of general education. Moscow: Moscow State Psychological and Pedagogical University. 160 p.

9. Schneider, L. B. (2021). Psychology of deviant and addictive behavior of children and adolescents. Textbook for secondary vocational education. 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Yurayt. 219 p.

10. Shulga, A. A. (2021). Socio-legal and legislative bases of social work with family and children: organization of child protection. Textbook for secondary vocational education. 2nd ed., reprint. and add. Moscow: Yurayt. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.