Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / МЕДИЦИНСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадальянц Д.А., Шепелева Ю.Л.

Статья посвящена вопросам реализации программ повышения квалификации для медицинских специалистов в условиях пандемии COVID-19. Авторами дана характеристика долгосрочных тенденций в современной системе дополнительного профессионального образования, а также факторов успешного перехода к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе. Отдельное внимание уделено вопросам цифровизации образовательной среды в контексте быстрой и эффективной подготовки специалистов для борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадальянц Д.А., Шепелева Ю.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HEALTH SPECIALISTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The material is devoted to the implementation of advanced training programs for medical professionals in the context of the COVID-19 pandemic. The authors gave a description of long-term trends in the modern system of additional professional education, as well as the factors of a successful transition to the use of distance technologies in the educational process. Special attention is paid to the digitalization of the educational environment in the context of the rapid and effective training of specialists to combat the novel coronavirus infection COVID-19.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 616.91:378.046.4 DOk10.24075ZMTCPE.2022.001

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Бадальянц Д.А.1, Шепелева Ю.Л.1

Аннотация

Статья посвящена вопросам реализации программ повышения квалификации для медицинских специалистов в условиях пандемии Covid-19. Авторами дана характеристика долгосрочных тенденций в современной системе дополнительного профессионального образования, а также факторов успешного перехода к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе. Отдельное внимание уделено вопросам цифровизации образовательной среды в контексте быстрой и эффективной подготовки специалистов для борьбы с новой коронавирусной инфекцией Covid-19.

Ключевые слова

дополнительное профессиональное

образование, непрерывное медицинское образование, пандемия Covid-19,

медицинские специалисты, дистанционные образовательные технологии

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Для корреспонденции: Шепелева Юлия Леонидовна, shepeleva_yl@rostgmu.ru 6 | Методология и технология непрерывного профессионального образования №1(9) 2022

Направление на развитие

содержания и технологий непрерывного медицинского образования, предполагающее активное внедрение информационно-коммуникационных технологий с целью расширения спектра предлагаемых образовательных услуг, программ и учебных модулей, активно ведется, начиная с 2016 года.

Так, в РостГМУ платформа дистанционного обучения была создана еще в 2018 году, однако ее активное информационное наполнение фиксируется с марта-апреля 2020 года, а именно, с момента перехода ВУЗа в формат очного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, что было продиктовано пандемией COVID-19. В настоящее время мы уже не представляем современный образовательный процесс без указанных выше технологий.

Факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Ростовского государственного медицинского университета осуществляется подготовка слушателей по большинству действующих медицинских специальностей с использованием как традиционных технологий обучения, так и современных цифровых образовательных технологий, включая возможности симуляционного обучения. Такое разнообразие форм обучения позволяет обеспечить высокий уровень подготовки специалистов, что, несомненно, отражается на качестве оказываемой медицинской помощи [1], являющемся в настоящее время объектом пристального внимания со стороны государства. По нашему мнению, в современных условиях важной составляющей реализации всех форм дополнительного профессионального образования является использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Современные цифровые технологии детерминированы новыми подходами к организации учебного процесса, индивидуальнымитраекториямиобучающегося, возможностями трансляционной медицины и большим спектром реализуемых конференций, вебинаров с начислением баллов НМО.

В марте 2020 года, в условиях сложной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, использование цифровых дистанционных образовательных технологий стало единственным возможным вариантом получения образования в контексте

обеспечения первоочередной задачи любого государства - обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан [2].

Отметим, что на момент, когда наше государство столкнулось с новым опасным заболеванием, отсутствовали как необходимые материальные ресурсы, методики и схемы лечения, так и специалисты, обладающие необходимыми знаниями для эффективного лечения COVID-19. В связи с этим возникла задача разработки соответствующих программ повышения квалификации и организации обучения большого количества врачей в максимально короткие сроки.

Ростовским государственным

медицинским университетом в 2020 году было обучено более 4528 человек по вопросам профилактики и лечения COVID-19, в том числе и из других регионов. Такой широкий охват стал возможен именно благодаря активному использованию цифровых технологий и дистанционного обучения.

При этом необходимо учесть, что экстренный формат перехода на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий существенно отличается от запланированного онлайн обучения и постепенного внедрения цифровых технологий обучения в образовательную среду.

В данном контексте необходимо выделить два предопределяющих фактора успешного перехода к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий:

1. Технические возможности ВУЗа по организации дистанционной платформы обучения (включая высокоскоростной доступ к сети Интернет, пропускную способность Интернет-сервисов, требования к созданию и размещению дистанционного контента, доступность электронных платформ обучения для преподавателей и обучающихся).

2. Готовность преподавателей и обучающихся к переходу на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (наличие необходимого оборудования, опыт использования цифровых технологий в образовательном процессе).

Соответственно, количество

пользователей, а также их активность на дистанционной образовательной платформе РостГМУ также возрастает именно в 2020 году. По состоянию на конец 2021 года количество образовательных ресурсов по программам повышения квалификации на дистанционной

образовательной платформе РостГМУ составило 698, часть из них реализовывалась очно в режиме офлайн, а часть с использованием дистанционных образовательных технологий онлайн. Количество пользователей онлайн платформы составило при этом 16857 человек.

Исходя из приведенных статистических данных,можносделать выводотом,чтопереход к очному формату обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по программам повышения квалификации дал ощутимый стимул к разработке и внедрению в образовательный процесс факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов РостГМУ электронных образовательных ресурсов и многократно повысил заинтересованность обучающихся в их использовании.

Отметим, что дистанционные образовательные технологии действительно сводят к минимуму живое непосредственное общение преподавателя и аудитории, не дают возможности окунуться в уникальную атмосферу той или иной университетской среды, сформировать у обучающегося целостное восприятие предлагаемого образовательного продукта. Однако, в условиях пандемии COVID-19 именно использование дистанционных образовательных технологий позволило не только сохранить объем реализуемого повышения квалификации без ущерба для качества получаемых знаний, но и подготовить медицинских специалистов к работе с новой особо опасной инфекцией в максимально короткие сроки.

Список литературы

1. Березин И.Г. Оказание медицинской помощи ненадлежащего качества: вопросы уголовной ответственности / И.Г Березин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 7(122). - С. 78-80.

2. Брижак З.И., Бадальянц Д.А., Шепелева Ю.Л. Модернизация российского образования в контексте международной деятельности вузов: использование принципов эффективного маркетинга / З.И. Брижак, Д.А. Бадальянц, Ю.Л. Шепелева // Иностранные студенты в вузах Юга России: проблемы, перспективы и лучшие практики привлечения, обучения, трудоустройства: Сборник докладов и статей региональной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 октября 2020 года / Под общей редакцией Е.Ю. Золочевской, А.В. Скидан. - Ростов-на-Дону: ЮРИУФ РАНХиГС, 2020. -С. 12-16.

References

1. Berezin I.G. Okazaniye meditsinskoy pomoshchi nenadlezhashchego kachestva: voprosy ugolovnoy otvet-stvennosti / I.G. Berezin // Nauka i obrazovaniye: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravleniye. - 2020. - № 7(122). - S. 78-80.

2. Brizhak Z.I., Badal'yants D.A., Shepeleva YU.L. Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya v kontekste mezhdunarodnoy deyatel'nosti vuzov: ispol'zovaniye printsipov effektivnogo marketinga / Z.I. Brizhak, D.A. Badal'yants, YU.L. Shepeleva // Inostrannyye studenty v vuzakh Yuga Rossii: problemy, perspektivy i luchshiye praktiki privlecheniya, obucheniya, trudoustroystva: Sbornik dokladov i statey regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Rostov-na-Donu, 30 oktyabrya 2020 goda / Pod obshchey redaktsiyey Ye.YU. Zolochevskoy, A.V. Skidan. - Rostov-na-Donu: YURIUF RANKhiGS, 2020. - S. 12-16.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HEALTH SPECIALISTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Badalyants D.A.1, Shepeleva Yu.L.1

Abstract

The material is devoted to the implementation of advanced training programs for medical professionals in the context of the Covid-19 pandemic. The authors gave a description of long-term trends in the modern system of additional professional education, as well as the factors of a successful transition to the use of distance technologies in the educational process. Special attention is paid to the digitalization of the educational environment in the context of the rapid and effective training of specialists to combat the novel coronavirus infection Covid-19.

Keywords

additional professional education, continuing medical education, Covid-19 pandemic, medical specialists, distance learning technologies

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Rostov State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation

For correspondence: Shepeleva Yulia Leonidovna, shepeleva_yl@rostgmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.