Социологические науки
УДК 316.4
Леконцева Ксения Владимировна Kseniya Lekontseva
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)
CHARACTERISTIC OF CONSUMER BEHAVIOUR AT THE EDUCATIONAL MARKET OF CROSS-BOUNDARY REGION (BASED ON THE DATA OF TRANSBAIKAL TERRITORY)
Статья посвящена анализу поведения потребителей трансграничного региона на рынке образовательных услуг, для чего было проведено социологическое исследование, включившее в себя анкетный опрос, интервью, фокус-группы. В качестве респондентов выступили абитуриенты и студенты вузов г. Чита. Цель исследования заключалась в анализе восприятия государственной границы респондентами, идентификации себя как жителя трансграничного региона, выборе вуза и специальности в условиях трансграничья
The article is devoted to consumer behaviour at the educational market of cross-boundary region. Sociological survey has been done to explore this and included topic-guide, straw-poll, focus-group. The respondents are University students and entrants of Chita's Universities. The main aim of research is to explore perception of state boundary, cross-boundary identification, choosing University and faculty at cross-boundary region
Ключевые слова: трансграничный регион, поведение потребителей, образование, выбор специальности, анкета, интервью, фокус-группа
Key words: cross-boundary region, consumer behaviour, education, choosing faculty, topic-guide, straw-poll, focus-group
В настоящее время внимание экспертного сообщества все больше привлекает внимание феномен китайской «внешней регионализации» — процесса, глобализирующегося, экспансивного развития КНР, в ходе которого появляется относительно самостоятельный субъект международной политики и экономики — китайский «над-государственный регион» [4]. Такая модель региональной интеграции, вырастающая
из трансграничного сотрудничества, влечет за собой территориальные, ресурсные, ценностные изменения в приграничных регионах РФ, связанные с формированием региональной (а не национальной) элиты, регионального имиджа. Участие Забайкальского края в трансграничном сотрудничестве с приграничными регионами КНР активно и непредсказуемо влияет на все сферы социальной жизни региона.
Таким образом, поведение потребителей на рынке образовательных услуг в Забайкальском крае является актуальным вопросом, в связи с особым, трансграничным положением региона.
Коммодификация образования как тенденция, получившая широкое распространение в глобализирующемся мире, показывает превалирование потребительских характеристик в поведении молодежи в сфере образования. Это обусловило выбор объекта исследования — потребителей на рынке образования. Восприятие государственной границы с КНР, идентификация себя как жителя трансграничного региона, выбор вуза и специальности в условиях трансграничья — таков круг тематических блоков исследования.
Для получения репрезентативных данных была определена методология и выбрана методика, соответствующая общим требованиям к проведению социологического исследования. При получении эмпирической информации в исследовании использовался комплекс методов, сочетающий количественный и качественный методы и позволяющий получить необходимую социологическую информацию.
Основным количественным методом получения социологической информации был анкетный опрос. Опрос был направлен на целостное восприятие поведения потребителей трансграничного региона. Кроме того, он учитывал включение потребителей образовательных услуг в определенную конкретно-историческую систему общественных отношений.
Проблема репрезентативности выборки и экстраполяции результатов, полученных при исследовании выборки, была решена применением теории выборочного метода.
Генеральной совокупностью выступила вся совокупность студенческой молодежи и абитуриентов г. Чита. Общее количество потребителей образовательных услуг (студентов вузов и абитуриентов) по данным на конец 2011-2012 учебного года, и, соответственно, объем генеральной совокуп-
ности объекта исследования, составил 87 тыс. человек.
Выборочная совокупность составила 400 респондентов, расчет объема выборки осуществлялся по стандартной формуле
= 12*(р)*(1-р)/С2,
где Z — Z фактор (1,96);
р — процент интересующих респондентов или ответов, в десятичной форме (0,5 по умолчанию);
С — доверительный интервал (0,05).
В опросе была применена стратификационная гнездовая выборка.
Потребительские группы отбирались случайным образом, а внутри них проводился сплошной опрос. Было опрошено 16 групп студентов и 1 группа абитуриентов. В качестве страты выступили:
— принадлежность к вузу (количество респондентов пропорционально численности студентов вуза) (табл. 1);
— специальность (гуманитарная или техническая в соотношении 50/50 %);
— курс обучения (пропорционально опрошено по 80 чел. от каждого из пяти курсов);
— студент вуза/абитуриент.
Таким образом, опрошено: 50 абитуриентов; 400 студентов — по 80 человек каждого курса обучения; 200 студентов, обучающихся гуманитарным специальностям; 200 — техническим; 290 женщин; 160 мужчин.
Доверительная вероятность составила 95 %, доверительный интервал ± 5 %.
Данные опроса и интервью качественно дополнили результаты проведенных фокус-групп. Важным достижением групповых обсуждений стало выявление в них плохо осознаваемых установок респондентов, которые становились осознанными в процессе коммуникации. Модератор, в качестве которого выступил автор, руководил беседой, которая происходила вполне свободно, но по конкретной схеме (1ор1с§шёе). Применялись неструктурированные открытые и закрытые вопросы, позволившие респондентам высказать самые разные точки зрения.
Таблица 1
Распределение респондентов по вузам г. Чита
Наименование вуза Количество опрошенных, чел. % от общего количества
Забайкальский аграрный институт - филиал Иркутской государственной сельскохозяйственной академии 40 10
Забайкальский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения 50 15
Забайкальский институт предпринимательства - филиал Сибирского университета потребительской кооперации 40 10
Читинская государственная медицинская академия 50 15
Забайкальский государственный университет 110 25
Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета экономики и права 40 10
Читинский филиал Российской академии предпринимательства 20 5
Читинский филиал Современной гуманитарной академии 20 5
Читинский филиал Восточно-Сибирской государственной академии культуры и ис-скуств 20 5
Итого 400 100
В ходе проведения пилотажного анкетирования абитуриентов и первокурсников было выяснено, что важными факторами выбора специальности и вуза явилось родительское мнение, а также прямое указание со стороны родителей, какую специальность необходимо выбрать выпускнику школы. Респонденты отметили, что данные факторы являются важными, хотя и не всегда мнение детей совпадает с мнением родителей. Значительная часть (37 %) респондентов указали, что родительский совет явился решающим фактором при выборе специальности, более половины прислушались к мнению родителей, однако, считают выбор специальности своим личным.
Таким образом, пилотажное анкетирование показало необходимость анализа родительских установок и представлений, влияющих на принятие решения о том, в каком вузе и на какой специальности лучше всего учиться их детям.
Из качественных методов социологами более всего используются нестандартизиро-ванные интервью. Интервью — это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанный на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. При проведении интервью происходит эмоциональный
контакт респондента и интервьюера — это улучшает психологический климат проведения опроса и позволяет получить более достоверную информацию.
В исследовании была использована разновидность интервью — свободная беседа. Интервьюер, в качестве которого выступила автор, воспроизводила вопросы, затрагивающие тему исследования, респонденты давали ответы в свободной форме.
Условно мы разделили всех родителей на два поколения:
— старшее поколение — респонденты, рожденные до 1970 г., чья молодость пришлась на период охлаждения отношений с КНР, дипломатического раскола, когда государственная граница в общественном сознании соединялась с метафорой «священного / неприкосновенно / последнего рубежа»;
— младшее поколение — респонденты, рожденные после 1970 г., молодость которых пришлась на потепление отношений с КНР, а впоследствии и на период активных взаимоотношений с КНР, включая приграничные контакты.
Старшее поколение респондентов осознает близость границы несколько по-иному, нежели младшее поколение. Здесь присутствует большее количество негативных оценок приграничного с КНР положения
Забайкальского края: 67 % опрошенных характеризуют свое отношение к близости границы как негативное, 20 % констатируют тревогу и наличие угрозы со стороны приграничного Китая. Несколько родителей высказали опасение, которое примерно сводится к такому утверждению — «выучит (имеется в виду, сын или дочь) китайский, будет жить там, а вдруг война?».
Родителями старшего поколения также было отмечено, что их дети воспринимают приграничное положение Забайкальского края, его трансграничные связи иначе, чем они сами; 74 % родителей старшего поколения отметили, что их дети не видят ничего плохого в активных трансграничных связях Забайкальского края и КНР. Некоторые родители выказали озабоченность тем, что их дети высказывают желание совершать поездки в КНР не только в туристических, но и учебно-познавательных целях, уезжать на длительные языковые стажировки. На вопрос «Как бы Вы отнеслись к желанию своего сына/дочери уехать в КНР на учебно-языковую стажировку?» 28 % опрошенных ответили «без большого энтузиазма» / «не думаю, что стоит» / «странная затея» и т.п.; 32 % опрошенных не хотели бы, чтобы их сын/дочь выбрали специальность, так или иначе связанную с КНР.
Поколение, воспитанное на аксиоме «чужой — значит, плохой», сравнительно трудно адаптируется к трансформации региональных практик: от приграничных к трансграничным. Таким родителям психологически нелегко согласиться на участие своего сына или дочери в трансграничных связях с регионами КНР. Таким образом, их мнение о том, какой выбор в отношении специальности и вуза нужно совершить, диктуется, помимо прочего, желанием уберечь своего ребенка от контактов с чужеродным социумом.
Младшее поколение родителей в гораздо большей степени позитивно относится к тем перспективам, которые открывает для их детей географическая близость КНР: 60 % отмечают негативные эффекты от присутствия Китая в экономике региона, однако количество человек, высказавших
тревогу и предчувствия опасности приграничного положения региона, значительно меньше — 11 %. Родители младшего поколения в большинстве своем желают детям лучшей жизни за пределами Забайкальского края, 27 % выбирают приграничные регионы КНР как один из оптимальных вариантов для начала профессиональной деятельности своего сына/дочери. За исключением нескольких человек, ни один родитель не высказал желание, чтобы их сын или дочь уехали в КНР на постоянное жительство, однако, рассматривают КНР как хорошую стартовую площадку для будущей карьеры сына или дочери. На вопрос об учебной стажировке в КНР родители младшего поколения в большинстве своем (78 %) ответили положительно. Хотя доля родителей, чьи дети собираются поступать или поступили на специальности, подразумевающие изучение китайского языка, не велика — 82 %, возможность учебной стажировки, не связанной с языковым обучением оценивалась положительно.
Немаловажным фактором здесь является опыт, который имеют некоторые родители, наблюдая за учебой/карьерой старших сына или дочери, которая оказалась связанная с КНР. Однако этот опыт трактуется родителями по-разному, независимо от видимой успешности карьеры сына или дочери. Можно сказать, что все оценивается с позиций собственного, уже сложившегося восприятия. Родители, негативно настроенные к трансграничным связям с КНР, так говорят об опыте старших детей: (если карьера сложилась) «вот теперь она/ он все время с этими китайцами, жаль, что другой работы не нашлось» или (если карьера не удалась в этой сфере) «от этих китайцев ничего хорошего не жди!».
На уровне бытового сознания представителей младшего поколения родителей имеет место представление о близком и доступном Китае как о стране с лучшими условиями жизни и большими возможностями.
Анализ результатов интервью с родителями абитуриентов и опроса абитуриентов и студентов выявил межпоколенческую
проблему коммуникации. Трансграничное сообщество создает новый качественный коммуникационный прецедент, в котором проявляется несоответствие коммуникационных моделей поколений. Родители и дети по-разному актуализируют социальные
смыслы границы и по-разному оценивают ее функциональную наполненность. На вопрос о том, чем в восприятии респондентов является граница, разделяющая Забайкальский край и КНР, ответы распределились следующим образом (рис. 1...2):
□ - граница - это, прежде всего, барьер (32,8 %);
□ - граница - это не только барьер, но и зона контакта, «место встречи» (48,4 %);
□ - граница - это, прежде всего, зона контакта, «место встречи» (11,8 %);
□ - другое (2,3 %);
- затрудняюсь ответить (4,7 %)
Рис. 1. Восприятие границы Забайкальского края и КНР студентами и абитуриентами
□ - граница - это, прежде всего, барьер (59,4 %);
□ - граница - это не только барьер, но и зона контакта, «место встречи» (31,3 %);
□ - граница - это, прежде всего, зона контакта, «место встречи» (3,9 %);
□ - другое (4,7 %);
□ - затрудняюсь ответить (1,5 %)
Рис. 2. Восприятие границы Забайкальского края и КНР родителями абитуриентов
Вопросы анкеты, касающиеся отношения к границе и ее субъективного восприятия, были направлены на анализ идентичности жителя трансграничного региона. Региональная идентичность — часть социальной идентичности личности. В структуре социальной идентификации выделяют два основных компонента — когнитивный ( знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя ее членом) и аффективный ( оценка качеств собственной группы, значимость членства
в ней) . Территориальная идентичность является результатом отождествления «Я — член территориальной общности». Н.А. Шматко и Ю.Л. Качанов [3] указывают, что каждый индивид обладает образом «Я — член территориальной общности», который вместе со способом соотнесения ( сравнения, оценивания, различения и отождествления) образа «Я» и образов территориальных общностей образует механизм территориальной идентификации. В структуре региональной социальной иден-
тификации присутствуют те же два основных компонента:
— знания, представления об особенностях собственной «территориальной» группы;
— осознания себя ее членом;
— оценка качеств собственной территории, значимость ее в мировой и локальной системе координат.
Сила территориального инстинкта многократно умножается в том случае, если территориальная общность оказывается в пограничном положении.
Анализ восприятия границы и влияния приграничных регионов КНР на экономическую и социокультурную жизнь региона позволяет выявить один из компонентов социальной идентификации. Распределение ответов на вопрос о том, какие чувства вызывает в них близость государственной границы Забайкальского края и КНР, показывает о том, что значительная часть респондентов воспринимают этот факт как нечто негативное или даже угрозу.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Какие чувства вызывает у Вас близость государственной границы с Китаем», %
Негативные чувства Страх Тревога Равнодушие Позитивные чувства Двойственные чувства (позитивные и негативные) Другое
24,7 9.3 5 13 15,3 32,7 2
39 28,3
Большинство респондентов, говоря о том, как влияет близость государственной границы на экономическую и социальную жизнь региона, указывают такие аспекты: засилье товаров китайского производства, зависимость региональной экономики от КНР, наплыв дешевой рабочей силы, вывоз ресурсов в приграничные регионы КНР. Подавляющее большинство ответов демонстрирует осознание тревожных тенденций для социально-экономического развития родного региона.
Региональная идентификация, как указывают специалисты, может быть как положительной, так и отрицательной [2] с точки зрения эффективности экономического развития региона. Осознание населением собственного экономического и политического статуса неизбежно отражается и в характере хозяйственного развития. Статус «столичности», к примеру, может стать фактором социально-психологического климата, влияющего на инвестиционную привлекательность.
Исследование выявило отрицательную (в контексте развития региона) идентич-
ность жителей трансграничного региона. Студенты и абитуриенты осознают экономический статус своего региона как зависимый от Китая, подвергающийся влиянию экспансивного развития КНР. Из этого можно заключить, что потребители на рынке образовательных услуг не видят подъема промышленного производства, активного развития региональной экономики, а значит, нужды в квалифицированных специалистах разного уровня и профиля. Этим обуславливается сравнительно низкий интерес к техническим, естественнонаучным специальностям в Забайкальском крае. Будущие специалисты не видят перспектив трудоустройства.
Одним из ключевых блоков анкеты для студентов и абитуриентов были вопросы, направленные на выявление мотивацион-ных компонентов поведения потребителей в процессе выбора вуза и специальности. Респондентам предлагалось обдумать гипотетическую ситуацию: если бы наш регион, во всем оставшись прежним, перестал бы быть приграничным, повлияло бы это на выбор вуза/специальности? Распределе-
ние ответов на этот вопрос (рис. 3) показывает, что пятая часть респондентов учитывает фактор трансграничности своего региона в процессе выбора вуза или специальности. Этой частью респондентов были названы следующие специальности, как наиболее востребованные в нашем регионе: таможенное дело, менеджмент, экономи-
ка, юриспруденция, иностранные языки. Сами же респонденты, выбравшие специальность/вуз с учетом особого положения региона, являются, в основном, студентами или абитуриентами таких специальностей, как «Таможенное дело», «Регионоведение», «Международные отношения», «Лингвистика», «Мировая экономика», «Туризм».
Не знаю (10,5 %)
Да (21,3%)
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Представьте такую гипотетическую ситуацию: наш регион во всем останется прежним, только перестает быть приграничным. Повлияло бы это на Ваш выбор специальности, если бы Вы выбирали вновь?»
Можно сделать вывод о том, что именно перечисленные специальности выбираются потребителями, исходя, в том числе и из соображений, продиктованных социально-культурными, экономическими особенностями Забайкальского края как региона, находящегося в активных трансграничных отношениях с приграничными регионами КНР.
Эти выводы подтверждаются результатами проведения фокус-групп, участниками которых стали студенты перечисленных специальностей. Для большей части этих студентов выбор специальности стал взвешенным и продуманным решением, в котором присутствуют потребительские характеристики и экономический расчет. Студенты указывали такие мотивы своего выбора: «наш регион активно сотрудничает с КНР, поэтому специальности с китайским языком выгодны», «у таможенников хорошая зарплата», «всегда можно поехать в Китай работать». Таким образом, в принятии решения о выборе специальности учи-
тывался региональный аспект, а именно трансграничные отношения с КНР. На вопрос о том, нравится ли изучать китайский язык и китайскую культуру, положительно ответили только треть студентов. Остальные утверждают, что хоть им не по нраву китайская культура или китайский социум, а изучать такой трудный язык чрезвычайно утомительно и неинтересно, однако диплом такой специальности того стоит. Здесь мы видим черты потребительского отношения к образованию: диплом престижной (с точки зрения студентов) специальности стоит того, чтобы заниматься изучением нелюбимого предмета.
Для сравнения обратимся к тем респондентам, которые относятся к границе Забайкальского края и КНР как барьеру, т.е. признают барьерную функцию государственной границы как основную ( рис. 4). Очень малая часть из них при выборе вуза/специальности учитывали фактор трансграничности региона.
(73 %)
Это относит нас к проблеме идентичности жителя трансграничного региона. Если респонденты не воспринимают трансграничные связи региона как социально-значимую реальность, то можно свидетельствовать о том, что среди потребителей образовательных услуг происходит процесс формирования идентичности жителя трансграничного региона, который еще далек от зрелой стадии. Следует отметить, что в общественных науках постепенно складывается точка зрения, согласно которой под территориальной идентичностью понимаются изменяющиеся и динамичные явления, нежели зафиксированные неизменные пространства с четкими границами
[4].
Литература_
1. Забайкальский край в трансграничном взаимодействии с КНР (региональное сотрудничество) / Под общ. ред. Н.А. Абрамовой. Чита: Экспресс-издательство, 2010. С. 190.
2. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. М.: Федер. агентство связи, С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. Ч. 2, 2005.
3. Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // СоцИс. 1998. № 4. С. 94-101.
4. Castells M. The Power of Identity. Economy, Society and Culture. Blackwell. Oxford, 1997.
5. Зубова Л.Г., Антропова О.А. Готовность к научно-исследовательской деятельности: оценки выпускников ведущих российских университетов //
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос о том, повлияло ли трансграничное положение региона на
выбор специальности/вуза, тех респондентов, которые полагают, что граница между Забайкальским краем и КНР - это, прежде всего, барьер
В заключение можно сделать вывод о том, что исследование поведения потребителей трансграничного региона на рынке образовательных услуг выявило следующие тенденции:
— различие коммуникационных моделей поколений (родителей и абитуриентов);
— незавершенность процесса региональной идентификации потребителей образовательных услуг как жителей трансграничного региона;
— формирование идентичности жителя трансграничного региона у студентов и абитуриентов Забайкальского края, включающей в себя аспекты, негативные для развития региона.
_References
1. Zabaikaliskiy kray v transgranichnom vzaimodeistvii s KNR (regionalnoe sotrudnichestvo) [Amur region in cross-border co-operation with China (Regional Cooperation)] / Ed. Ed. N. Abramova. Chita: Express Publishing, 2010. P. 190.
2. Mezhevich N.M. Osnovnye napravleniya regionalnoy politiki Rossiyskoy Federatsii [The main directions of the regional policy of the Russian Federation]. Moscow: Feder. Communication Agency, St. Petersburg. State. Univ of Telecommunications. named after prof. Bonch-Bruyevich. Ch. 2, 2005.
3. Shmatko N.A., Kachanov Ju.L. Sotsis (Sot-sis), 1998, no 4. P. 94-101.
4. Castells M. The Power of Identity. Economy, Society and Culture. Blackwell [The Power of Identity. Economy, Society and Culture. Blackwell]. Oxford, 1997.
5. Zubova L.G., Antropova O.A. Vestn. Moskovs. univ. (Bulletin of Moscow University), 2008, no. 1. P. 152-165.
Вест-ник Московского университета. 2008. № 1. С. 152-165.
6. Корепанов Г.С. Региональная идентичность как базовая категория со-циологии регионального развития // Власть. 2009. № 1. С. 43-50.
7. Могильчак Е.Л. Влияние родительской семьи на поступление в вуз // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 126-133.
8. Назукина М.В. Структурные уровни региональной идентичности в со-временной России // Регионология. 2011. № 4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://regionsar.ru/node/809
9. Олейник А. Триангуляция в контент-анализе: пример углубленных ин-тервью с представителями российской элиты // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 3. С. 62-75.
10. Покровский Н.Е. Корпоративный университет: утопия, антиутопия или реальность? // Экономика образования. № 1. 2007. С. 97-103.
Коротко об авторе _
Леконцева К.В., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: государственная граница, трансграничный регион
6. Korepanov G.S. Vlast (Authority), 2009, no. 1. P. 43-50.
7. Mogilchak E.L. Sociologicheskie issledovaniya (Sociological Research), 2009, no. 8. P. 126-133.
8. Nazukina M.V. Regionologiya (Regional Studies), 2011, no. 4. [Electronic resource] Mode of access: http://regionsar.ru/node/809/
9. Oleynik A. Vestnik obshhestvennogo mnenija. Dannye. Analiz. Diskussii (Bulletin of public opinion. Data. Anal. Discussion), 2008, no. 3. P. 62-75.
10. Pokrovskij N.E. Jekonomika obrazovaniya (Economics of Education), 2007, no. 1. C. 97-103.
_ Briefly about the author
K. Lekontseva, postgraduate student, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: state border, cross-border region