Социологические науки
УДК 316.4
Леконцева Ксения Владимировна Kseniya Lekontseva
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА
MODELS OF CONSUMER BEHAVIOUR IN CROSS-BORDER REGION
Разработана типология поведения потребителей образовательных услуг в условиях трансграничного региона. Четыре выделенные модели: автохтонная, инклюзивная, утилитарная, инфантильного поведения детерминируются региональной идентичностью, мотивами и направленностью поведения в образовательном пространстве. Критериями выделения послужили особенности мировоззренческого склада индивидов, определяющие отношение респондентов к специфике Забайкальского края, к приграничному Китаю; социально-психологические факторы: прежде всего, особенности региональной идентичности, индивидуальное восприятие собственной социальной мобильности
Ключевые слова: трансграничный регион, образование, поведение потребителей, образовательные услуги, модели поведения потребителей
Особенностью национальных систем образования и науки XXI в. является возросшая академическая и научная мобильность. Ежегодно на научные и производственные стажировки, конференции, семинары, учебу и т.д. в различные страны мира выезжает несколько миллионов человек.
Трансграничное образование, как одна из составляющих интернационализации и глобализации образования, развивает культурные и экономические свя-
The article is devoted to elaborating models of consumer behaviour in educational market of cross-border region. There are four models: autochthonous, inclusive, utilitarian, infantile, determined by regional identity, motivation and direction of behaviour in educational space. Criteria of models are character of individual worldview, witch determines the respondent's attitude to specify of Transbaikal territory and to neighbour China; social and psychological factors: first of all, regional identity, individual attitude to the own social mobility.
Key words: cross-border region, education, consumer behaviour, educational services, models of consumer behaviour, cross-border education.
зи между государствами, способствует общему научно-техническому прогрессу. В данные процессы все более активно вовлекается Россия. Изменения, произошедшие в современном обществе в последнее десятилетие, способствовали расширению контактов российской высшей школы, преподавателей и вузовских ученых с зарубежными учеными и научными учреждениями. Забайкальский край не стоит в стороне от трансграничных образовательных связей: в КНР на учебу, стажировку выезжают все
больше забайкальских школьников, студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных сотрудников.
В своем исследовании [11] мы рассмотрели особенности поведения потребителей образовательных услуг в условиях трансграничного региона. Следующим необходимым шагом видится анализ участия потребителей образовательных услуг в трансграничных образовательных процессах, мотивации данной деятельности с учетом региональной идентичности, а также взаимовлияние факторов идентичности и трансграничного взаимодействия.
Важным компонентом специальной социологической теории является типология, являющаяся методом «научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности объектов на группы». Типологизация имеет большое значение в стратегии научного исследования, потому что она обеспечивает возможность более дифференцированного и вследствие этого — более адекватного описания объектов. Использование многообразных типологий помогает получить более полную, «многоцветную» картину важнейших характеристик исследуемого феномена.
Типологизация может носить как теоретический, так и эмпирический характер. Теоретическая типология отличается от эмпирической тем, что в последней «устойчивость свойств типа находится путем многократного перебора, тогда как в теоретической типологии критерии свойств выявляются путем логического анализа». Разработка теоретических типов направлена на поиск сущностных характеристик объектов и нахождение у них общих черт.
Результаты нашего исследования, включающего интервьюирование и анкетирование абитуриентов, студентов, их родителей, экспертный опрос, проведение фокус-групп, а также анализ научных и литературных публикаций, позволили типизировать поведение потребителей образовательных услуг в условиях трансграничного региона и выявить как минимум четыре его основные модели.
Типология основана на учете фактора трансграничности, влияющего на мотивацию поведения потребителей трансграничного региона. Критериями выделения моделей потребителей образовательных услуг послужили особенности мировоззренческого склада индивидов, определяющие отношение респондентов к специфическим особенностям Забайкальского края, к приграничному Китаю; социально-психологические факторы: прежде всего, особенности региональной идентичности, индивидуальное восприятие собственной социальной мобильности.
Каждая модель поведения потребителей образовательных услуг получила свое условное название: автохтонная, инклюзивная, утилитарная, инфантильная. Предложенная типология, несомненно, несет определенный элемент условности, но, тем не менее, и в этом варианте позволяет глубже исследовать индивидуальные образовательные стратегии и мотивации абитуриентов и студентов, выявить проблемы, возникающие в процессе трансграничного образовательного процесса.
Автохтонная модель (от греч. «местный, коренной») предполагает, что потребители образовательных услуг воспринимают границу в большей степени как барьер, нежили как зону контакта. Региональная идентификация связана, в первую очередь, с Забайкальским краем. Индивиды не воспринимают себя жителями двух миров. Личностная идентификация происходит исключительно в соответствии с маркерами национальной культуры, не переходя в сферу инокультурного поля. Индивиды испытывают скорее недоверие и настороженность к иной культуре, чем интерес, реже фиксируется равнодушное, пассивное восприятие культуры соседнего государства. Респонденты полагают себя жителями «самого обычного российского региона», «российской провинцией», такого определения, как «приграничный / трансграничный регион» не встречается в характеристике ими Забайкальского края.
Именно в рамках данной модели чаще всего проявляется тенденция отрицатель-
ной региональной идентификации, когда статус собственного региона оценивается негативно, зависимость от зарубежного соседа рассматривается как фактор, отрицательно влияющий на экономику региона. Респонденты, рассматриваемые нами в рамках данной модели поведения, описывают влияние приграничного КНР на экономическую и социально-культурную жизнь Забайкальского края в следующих понятиях: «засилье китайских товаров», «наплыв дешевой рабочей силы», «военная угроза».
Возможность вертикальной и горизонтальной социальной мобильности рассматривается только внутри региона или национального пространства. Возможность участия в трансграничном взаимодействии не рассматривается всерьез — студенты и абитуриенты строят планы своей карьеры лишь в рамках Забайкалья или России, отказываются от предложений участия во внеучебной научной, развлекательной или деловой деятельности, так или иначе связанной с российско-китайским сотрудничеством. В ситуации, когда индивид заинтересован в научной деятельности, активно в ней участвует, но при возможности участия в международной конференции, проводимой в КНР, вероятнее откажется от участия, так как идея поездки и проживания в чужой стране не кажется ему привлекательной.
Данная модель подразумевает личностную связь преимущественно или исключительно с ближайшим окружением, нежелание быть включенным в социальные сети и взаимодействия, связывающие жителей русско-китайского трансграничного региона.
Схожие признаки обнаруживаются и при анализе адаптации китайских студентов к условиям жизни и учебы в Забайкальском крае. Ссылаясь на работу Л.В Бадмаевой и Е.Ю Башкуевой [3], можно отметить, что китайцы — одна из сегре-гирванных наций во всем мире. Стремление к изоляции, закрытости, обособлению внутри общины или добровольному «капсулированию»проявляет большинство представителей китайского этноса. На-
званными исследователями установлено, что взаимодействие опрошенных китайских студентов с новым кругом общения не носит ярко выраженного интерактивного характера. Китайские студенты стараются сохранить свою самостоятельность как культурно-языковое сообщество и поддерживают устойчивые связи лишь со своими соотечественниками. Так, постоянно общаются со своими земляками каждые двое из пяти представителей изучаемого массива, нечасто общаются 40 % и только каждый пятый не поддерживает связей с соотечественниками.
В рамках данной модели выбор специальности происходит без учета особого положения Забайкальского края как трансграничного. Специальности, выбираемые респондентами, никак не связаны с изучением культуры, экономики Китая или китайского языка.
Утилитарная модель (от. лат. «польза») достаточно распространена в среде абитуриентов и студентов вузов. Она характеризуется рассмотрением образовательных стратегий через призму достижения собственного материального благосостояния, достижения наибольшей выгоды. Согласно этой модели, необходимым является владение символами статуса и престижа в связи с чем важен престиж выбранного университета и специальности, диплом которых означает возможность работать в сфере, приносящей наибольший доход. Актуализация личностного потенциала, раскрытие способностей, реализация индивидуальности в процессе образовательного процесса оцениваются менее важными. Самыми популярными категориями, описывающими мотивационные факторы при выборе специальности и вуза, стали «заработок людей, работающих по этой специальности», «престиж вуза / специальности», «престиж профессии».
В рамках данной модели отмечается отсутствие интереса к межкультурному диалогу как таковому, однако индивиды готовы к нему, если это принесет определенную выгоду в настоящем или будущем, что может выражаться в установлении бу-
дущих деловых трансграничных связей, помощь в учебной деятельности в настоящий момент и т.д. Часть респондентов отметила, что межкультурные социальные связи могут оказаться полезными — «если есть знакомый китайский студент, всегда можно обратиться за помощью в переводе», «нужно поддерживать хорошие отношения с китайскими студентами в нашем вузе, возможно, что открою свое дело, и нужны будут связи с КНР» и т.д. Однако заводить дружбу с представителями китайской нации представители данной модели избегают, отмечая, что даже находясь в условиях учебной стажировки за рубежом, общались только с теми китайскими студентами, которые могли быть полезны для знакомства с городом, организации быта в общежитии, помощи в домашнем задании.
Самоценность межкультурного диалога, трансграничных социально-экономических отношений не учитывается в русле данной модели, рассматривается лишь их утилитарная ценность. Модель демонстрирует равнодушие к иной культуре, зачастую отношение к ней пренебрежительное.
Выбор специальности не обуславливается в ряде других факторов осмыслением места и статуса родного региона в системе трансграничных связей с КНР; решение в пользу специальностей, подразумевающих участие в таких связях, объясняется привлекательностью уровня заработной платы специалистов в данной области. Этими соображениями обуславливается интерес представителей данной модели к специальности «Таможенное дело»: считается, что уровень заработной платы у лиц, работающих в данной отрасли, высок, что открывает пути для восходящей мобильности, т.е. занятие более выгодного положения в обществе, достижение достаточно высокого статуса.
Инклюзивная модель (от англ. «включение») представляется нам наиболее ценной для анализа включенности потребителей трансграничного региона на рынке образования. Система трансграничного образования находит свою целевую аудиторию именно в рамках данной модели.
Модель предполагает желание и готовность быть включенным в социальные сети и социальные отношения, связывающие жителей обеих сторон границы, а также желание расширить «зону повседневности», выходя за национальные пределы. Данная модель демонстрирует способность к восприятию новых культурных черт, освоению инокультурных маркеров. Примером может служить глубокий интерес, демонстрируемый представителями данной модели к культуре конфуцианства, цигуну, китайской национальной кухне, литературе и искусству Китая, особенностям развития его социально-экономического пространства и другим особенностям КНР. Преподавателями дисциплин, так или иначе связанных с КНР, отмечается, что у таких студентов проявляется интерес не только к изучению, но и участию в инокультурных практиках, что находит свое выражение в организации конкурсов китайской кулинарии, постановке традиционных китайских пьес, изучению каллиграфии и т.д.
В рамках инклюзивной модели происходит активная адаптация к новой системе взаимоотношений между Забайкальским регионом и китайским приграничьем. Поведение потребителей направлено на расширение пространства своих возможностей, включая пространство соседнего региона. Некоторая часть отнесенных к данной модели потребителей уже ко 2...3 курсу имеет опыт включения в инокультур-ные социальные сети через участие в международных культурных, спортивных мероприятиях, организацию международных мероприятий, поддержку контактов с китайской молодежью. Указанные контакты носят характер как дружеского общения, так и отношений партнерства — совместные развлечения, организация различных учебных и внеучебных мероприятий.
Большое значение имеют медиасети, которые становятся удобным инструментом в организации общения индивидов, разделенных пространством. В данном случае речь идет о государственной границе: многие представители данной модели имеют по одному или несколько друзей в
социальных интернет-сетях. Респонденты утверждают, что такая форма общения с китайскими ровесниками позволяет не только поддерживать дружеские контакты, но и способствует актуализации языковых навыков (общение ведется частично на русском, частично — на китайском и английском языках), а также взаимопроникновению культур ( обсуждаются национальные праздники, обычаи, особенности мировоззрения, незнакомые социальные реалии, специфические черты социально-экономического устройства).
Выбор вуза и специальности, согласно
данной модели, осуществляется с учетом особого положения региона, его включенности в трансграничные процессы. Респонденты характеризуют мотивацию своего выбора специальности так: «она (специальность) востребована в нашем регионе, потому что он рядом с границей», «в Забайкалье нужны люди со знанием китайского», «у нас тут много возможностей наладить связи с КНР», «если знаешь китайский, то всегда найдешь работу здесь или в Китае».
Сравнительный анализ моделей поведения потребителей образовательных услуг приведен в таблице.
Модели поведения потребителей трансграничного региона на рынке образовательных услуг
Критерии выделения Автохтонная Инклюзивная Утилитарная
Отношение к границе Воспринимают границу как барьер Воспринимают границу в большей степени как зону контакта Воспринимают границу двояко: признаю главенство барьерных функций, не исключая контактную функцию
Диспозиция личности к переменам Стремление к сохранению стабильности Стремление к переменам Тяготение к стабильности
Особенности региональной идентичности Идентифицируют себя с фундаментальными маркерами национальной культуры, не переходят в инокультурное поле; статус региона как трансграничного полагается причиной многих негативных социально-экономических тенденций в регионе Идентифицируют себя как жителей трансграничного региона, осознают свою причастность к двум мирам Незавершенная идентификация как жителей трансграничного региона, нет полного осознания особого положения региона
Желание быть включенным в социальные сети и социальные отношения, связывающие жителей обеих сторон трансгр. региона Нет желания участвовать в социальных отношениях и социальных сетях за пределами домашнего региона Желают быть включенными в трансграничные социальные сети и социальные отношения, иногда - уже имеют подобный опыт Сами по себе социальные сети и социальные отношения не интересны, желание быть включенным в социальные сети и социальные отношения зависит от того, какую выгоду это приносит
Стремление расширить «границы повседневности», выйти за национальные пределы Не нуждаются в расширении «зоны повседневности»; страшит выход за национальные пределы Стремятся к расширению «границ повседневности», к выходу за национальные пределы Не нуждаются в расширении «границы повседневности», выход за национальные пределы может обуславливаться только деловыми интересами
Доверие к иной культуре Испытывают опасения по отношению к иной культуре Испытывают доверие к иной культуре; способны к восприятию новых культурных черт Равнодушны к иной культуре
Заинтересованность в межкультурном диалоге Нет заинтересованности Открыты для межкультурного диалога (иногда уже имеют этот опыт) Не заинтересованы в межкультурном диалоге как таковом, однако готовы к установлению выгодных партнерских взаимоотношений (иногда имеют подобный опыт)
Окончание таблицы
Критерии выделения Автохтонная Инклюзивная Утилитарная
Престиж вуза, специальности Важен, но прежде всего, интересует качество полученных знаний Содержание специальности важнее престижа Важен престиж вуза и специальности в качестве статусного маркера и символа социальной мобильности
Возможности социальной мобильности Рассматривают возможности вертикальной и горизонтальной социальной мобильности только внутри региона или национального пространства Направлены на расширение возможностей социальной мобильности , включая пространство соседних регионов КНР Используют различные возможности для вертикальной социальной мобильности, если для этого требуется движение по горизонтали -пересекая государственную границу, то используются и эти возможности
Модель инфантильного поведения вынесена нами за рамки основного анализа, так как ключевой характеристикой является преобладание принудительно-демонстративных мотивов.
Их действия и выбор в отношении высшего образования испытывают на себе влияние со стороны общественного мнения и родителей. В этом смысле высшее образование рассматривается как процесс вынужденный, принудительный. Абитуриенты не совершают выбор самостоятельно, они поступают куда считают нужным или имеют возможность направить их родители. В других случаях процессы интроспекции и рационального выбора также отсутствуют, потребители образовательных услуг избирают то учреждение ВПО, которое представляется им наиболее престижным или обучение в котором — наименее трудным. Отличие данной модели от утилитарной в части приобретения статусных маркеров в том, что индивиды, практикующие данную модель, не связывают свою карьеру с приобретением выбранной специальнос-тьи, поступают учиться в вуз, за тем «чтобы был диплом». Некоторые из них участвуют в межкультурном, образовательном трансграничном взаимодействии либо под давлением родителей, либо в качестве развлечения. На психологическом уровне не происходит реакции аффилиации — присоединения, вовлечения в среду конкретного вуза через механизмы внутреннего принятия, солидарности с целями и ценностями данной организации, внутренней связи с ней.
Тенденция коммодификации образования, будучи знаковой для рассмотрения образовательной сферы в рамках социологического анализа, находит яркое выражение в утилитарной и инфантильной моделях поведения. Именно в русле данных моделей демонстрируется потребительское отношение к образованию, видение его, прежде всего, в качестве товара на продажу, учет исключительно утилитарных, потребительских характеристик образования, стремление извлечь сугубо материальную, «измеримую» выгоду.
В рамках потребления образовательных услуг в условиях трансграничья одновременно существуют все модели. Автохтонные, исследовательские и незрелые установки и представления переплетаются в поведении потребителей на рынке образовательных услуг. С помощью специально разработанного авторами индекса стало возможным определение численного соотношения этих моделей в сфере потребления образовательных услуг в условиях трансграничного региона. Черты автохтонной модели присутствуют у 52 %, инклюзивной — у 18 %, утилитарной — у 20 %, модели инфантильного поведения — у 10 % (см. рисунок).
Данные модели нельзя назвать стабильными, так как личность индивида находится в постоянном развитии и диалектическом изменении. Мотивация к учебной и исследовательской деятельности может испытывать воздействие различных внешних и внутренних факторов, что приво-
дит к качественному изменению последней. Однако данные модели учитывают важные мировоззренческие характеристики, которые являются достаточно устойчивыми де-
10 %
18 %
Согласно результатам нашего исследования, возможно движение от инфантильной модели в направлении к инклюзивной или утилитарной. Однако это касается редких случаев. Также фиксируется переход от инклюзивной модели к утилитарной. Данное движение выражается в том, что студент, сознательно выбравший специальность, связанную с изучением китайского языка и культуры, начинает активно участвовать в трансграничном образовательном взаимодействии — стажируется в КНР, принимает участие во внеучебной межкультурной деятельности, однако затем он прекращает такого рода деятельность либо продолжает ее с мотивацией, свойственной утилитарной модели. Это вызывается, как минимум, следующими двумя причинами: разочарованием в инаковой культуре и стране, их несоответствием ожиданиям индивида и трудностями, которые представляются индивиду непреодолимыми, обычно связанными с изучением китайского языка. Студенты так описывают данный процесс: «я ждал от Китая чего-то другого, мне совсем не понравилось», «китайский язык оказался слишком трудным, не получается учить», «разочарована в Китае и его жителях». Сказанное означает, что студент теряет интерес к межкультурному диалогу,
терминантами, так как в их основе лежат социально-психологические особенности индивидов.
установлению трансграничных социальных контактов, перемещая фокус своего внимания на учебную и другую деятельность внутри региона.
Наблюдение за изменением и перераспределением численности студентов, согласно специальностям обучения, а также экспертный опрос демонстрируют следующую закономерность. Абитуриенты, выбравшие специальности, включающие межкультурные, языковые компоненты, однако не следующие инклюзивной модели поведения, в основном, прекращают обучение на выбранных специальностях или не связывают с последней свою профессиональную карьеру. В первую очередь это касается таких специальностей, где изучается китайский язык: «Лингвистика», «Международные отношения», «Регионоведение», «Таможенное дело», «Мировая экономика». Прежде всего, это связано с трудностью изучения китайского языка, необходимостью затраты значительного количества интеллектуальных, физических ресурсов. Однако важную роль здесь играют особенности, рассмотренные в процессе выделения моделей потребителей образовательных услуг.
Таким образом, типологизация поведения потребителей образовательных услуг как способ структурирования социокуль-
52 %
□ Автохтонная модель
□ Утилитарная модель
□ Инклюзивная модель
□ Инфантильная модель
Соотношение моделей поведения потребителей на рыке образовательных услуг в условиях трансграничного региона
турной составляющей образовательного пространства, позволяет увидеть тенден-
Литература_
1. Арефьев А.Л. Зарубежные стажировки: социологический анализ / / Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 92-106.
2. Арефьев А.Л. Зарубежные стажировки: социологический анализ // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 144-158.
3. Бадмаева Л.В., Башкуева Е.Ю. Китайские студенты в забайкальском крае: барьеры адаптации в принимающей среде // Вестник ЗабГУ, 2012. № 11. С. 52-59.
4. Балханов И.Г. Двуязычие и социализация, Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2002. 240 с.
5. Бондарева Т.Е. Академическая мобильность как цель и средство формирования межкультурной компетенции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (11). С. 22-25.
6. Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии. Социология: 4М. 1993-94. № 3-4. С. 55-56.
7. Лиферов А.П. Интеграционные тенденции в мировом образовании // Педагогика. 2009. № 6. С. 3-10.
8. Маланов И. А., Балханов В. А. Особенности развития регионального образовательного пространства в современных социокультурных условиях // Вестник БГУ, 2012. № 1,2. С. 32-38. "
9. Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социс. 1998. № 4. С. 94-101.
10. Щедровицкий Г.П. Организационно-де-ятельностная игра: сб. текстов / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 9 (1). М., 2004. 288 с.
11. Леконцева К.В. Особенности поведения потребителей трансграничного региона на рынке образовательных услуг (на материалах Забайкальского края) // Вестник ЗабГУ. 2013. № 07 (98). С.45-53.
Коротко об авторе _
Леконцева К.В., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: трансграничный регион, рынок образовательных услуг
ции его движения и открывает перспективы прогнозирования его изменений.
_References
1. Arefiev A.L. Vysshee obrazovanie v Rossii. (Higher education in Russia) 2003. no.5. Р. 92-106.
2. Arefiev A.L. Vysshee obrazovanie v Rossii. (Higher education in Russia). 2004. no. 2. S. 144158.
3. Badmaeva L.V., Bashkueva E.Yu. Vestn. Zab. Gos. Un-ta. (Transbaikal State University Journal). Chita: ChitGU, 2012. no. 11. Р. 52-59.
4. Balhanov I.G. Dvuyazychie i sotsializatsiya (Bilingualism and socialization). Ulan-Ude: VSGAKI, 2002.240 р.
5. Bondareva T.E. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. (Philological studies. Questions of theory and practice). 2011. no. 4 (11). P. 22-25.
6. Baranova T.S. Psihosemanticheskie metody v sotsiologii. Sotsiologiya: 4M (Psycho-semantic methods in sociology. Sociology: 4M ). 1993-94. no. 3-4. P. 55-56.
7. Liferov A.P. Pedagogika. (Pedagogy).2009. no. 6. P. 3-10.
8. Malanov I.A., Balhanov V.A. Vestn. Buryat. gos. un-ta (Buryats State University Bulletin). 2012. no. 1,2. P. 32-38.
9. Shmatko N.A., Kachanov Yu.L. Sotsis. (Socis). 1998. no 4. P. 94-101.
10. Shhedrovickiy G.P. Organizatsionno-deyatelnostnaya igra: sb. tekstov / Iz arhiva G.P. Shhedrovickogo. (Organizational activity game: collected texts / From archive G.P. Schedrovitsky) Vol. 9 (1).Moscow, 2004. 288 p.
11. Lekontseva K.V. Osobennosti povedeniya potrebiteley transgranichnogo regiona na rynke obrazovatelnyh uslug (na materialah Zabaikalskogo kraya) // Vestnik ZabGU. 2013. no. 07 (98). P.45-53.
_ Briefly about the author
K. Lekontseva, postgraduate student, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: cross-border region, market of educational services