УДК 316
Шкель Алексей Владимирович Alexey Shkel
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, МОТИВИРУЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ АБИТУРИЕНТАМИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
THE MAIN FACTORS MOTIVATING THE CHOICE OF PROFESSION BY SCHOOL-LEAVERS OF TRANSBAIKALIE
Предпринята попытка получить представление об основных факторах, влияющих на мотиваци-онную составляющую выбора профессии абитуриентами Забайкальского края. Экспериментальный материал получен в период приемных кампаний 2011-2012 гг. Показано, что в структуре профессиональной мотивации абитуриентов образ профессии, сформированной в их сознании, оказывает значительное влияние на процесс выбора профессии. Приведены полученные в ходе интервьюирования абитуриентов представления об образах профессий экономиста, менеджера, юриста, горняка. Установлено, что достаточно значимым фактором при выборе профессии является территория проживания — она откладывает существенные отпечатки на жизненные ценности и стереотипы молодого поколения. Показано, что депрессивность Забайкальского края, выражающаяся в значительной социальной дифференциации, низкой территориальной мобильности многократно сузила возможности и роль образования как института выравнивания или повышения социальных шансов молодежи. Также рассмотрены трансграничная специфика Забайкальского края и ее влияние на формирование ценностных ориента-ций молодежи и выбор ею жизненных стратегий
Ключевые слова: профессиональная мотивация, структура профессиональной мотивации абитуриентов, образ профессии, территория проживания, жизненные ценности, стереотипы, региональная депрессивность, социальная дифференциация, трансграничное положение
The author has tried to get an idea about the main factors influencing the motivational component of a profession's choice by the school-leavers of Transbai-kalie. The experimental data was obtained during the period of receiving campaigns 2011-2012. It is shown that in the structure of students' professional motivation the image of profession, formed in their minds, has a significant influence on the selection process of profession. The data obtained during the interview outline the school-leavers' image presentation of such professions as economist, manager, lawyer, miner. It is stated that the territory of residence is one of the main factors in the choice of profession as it gives significant imprints on life values and stereotypes of a young generation. It is shown that depression of Transbaikalie, as expressed in the substantial social differentiation, low territorial mobility repeatedly shortened the opportunities and role of education as an institution of alignment or improvement of social chances of young people. Also transboundary specifics of Transbaikalie and its influence on the formation of values of young people and the choice of their vitally strategies is considered
Key words: professional motivation, structure of school-leavers' professional motivation, image of profession, area of residence, life values, stereotypes, regional depression, social differentiation, cross-border situation
В современных условиях особую актуальность приобретает исследование проблем профессионального формирования будущего специалиста, превращения индивида в профессионала с ясным пониманием своего места в будущем профессиональном и социальном мире. Эти проблемы неразрывно связаны с понятием профессиональной идентичности, которая обретается в процессе реализации себя в профессии, начинающемся с ее выбора при поступлении в учебное заведение и профессионального обучения.
Формирование отношения к будущей профессии, правильная и эффективная профессиональная мотивация являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Проблема мотивации поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными (Р.С. Вайсман, А.Н. Леонтьев, Н.В. Нестерова, Г.А. Мухина, В. Апельт, В.Я. Кикоть, И.П. Ильин, П.М. Якобсон и др.). Наиболее изученной на данный момент является учебная мотивация школьников, менее изучена профессиональная мотивация студентов. Особенно малоизученной оказалась структура профессиональной мотивации абитуриентов профессиональных учебных заведений.
В настоящей статье предпринята попытка получить представление об основных факторах, влияющих на мотивационную составляющую выбора профессии абитуриентами Забайкальского края. Экспериментальный материал получен в период приемных кампаний 2011-2012 гг.
Одним из важнейших факторов, оказывающих значительное влияние на процесс выбора профессии, является образ профессии [1, 10]. Воздействие образа профессии на процесс реализации себя в профессии исследуется преимущественно психологами, педагогами. А.Н. Леонтьев рассматривает образ как активное, действующее начало, влияющее не только на
сам характер восприятия, но и на мотива-ционную сферу личности, а через нее — на деятельность субъекта [2].
Образ субъективен, и его субъективность включает элементы пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает носитель образа [3].
Изучение образного восприятия той или иной профессии позволяет получить представление о глубинных пластах социального опыта. Социальный образ профессии — это динамичное, откликающееся на изменения социальной среды представление о профессиональной группе — её социальном статусе, образе и стиле жизни, этике профессиональных отношений.
Образ профессии, особенно в молодом возрасте, несет некое субъективное представление картины мира, формирующееся такой особенностью поведения потребителей образовательных услуг, как виртуализация потребления. Это связано в первую очередь с тем, что маркетинг приемной кампании строится не на раскрытии конкретных образовательных программ, а в большей степени на образах привлекательного, уверенного, респектабельного профессионала, успешного человека.
В свою очередь, образ профессии — это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней. Содержание этого понятия составляют такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую ( общественная значимость профессии, перспектива профессионального и социального роста) , производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственно-педагогическую) ( тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узко-
специальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии.
Будущие специалисты (абитуриенты) достаточно часто осуществляют выбор не профессии, а образа профессии, а точнее образа специалиста определённой профессиональной группы. Представления их о профессии и о себе как профессионалах неопределенны, расплывчаты. Чаще всего они выступают как «непрофессиональные», т.е. некомпетентные потребители образовательных услуг. Они выбирают не профессию как функционал, как вид деятельности, а как группу принадлежности и, в целом, как будущий социальный статус, модель желаемого будущего. Будущая профессия воспринимается ими как инструмент формирования этого будущего [4].
Регулирующая роль образа профессии в выборе будущей группы социальной и профессиональной принадлежности обязана совместному влиянию средств массовой информации (формирование имиджа профессии), массового общественного сознания ( стереотипы, престиж профессии) и, наконец, родительской и семейной мотивации при выборе вуза, специальности.
Анализ экспериментальных данных, полученных при беседах ( неформализованных интервью) с абитуриентами ЗабГУ в 2011-2012 гг., позволил получить представления о сформированных в сознании абитуриентов образах таких профессий, как экономист, менеджер, юрист, горняк.
Образ профессии «экономист». В беседах с абитуриентами внимание исследователя акцентировалось на статистически выявленном снижении интереса у абитуриентов к этой профессии и сложности будущего трудоустройства. Образ профессии, сформированный в сознании абитуриентов, проявился в следующих их высказываниях: «важен не просто диплом, а диплом экономиста, как возможность занять определённый статус»; «образование экономиста престижно»; «главное определиться в специальности, она очень широкая, нужно как можно раньше понять, что из экономики тебе подходит»; «работу найти можно, хотя может и не совсем легко», «поступаю
осознанно — менять будущую специальность не планирую»; «вариантов будущего трудоустройства несколько: работать по специальности как наемный работник, организовать свое дело, свой бизнес».
Ведущими мотивами при выборе профессии «экономист» оказались престижный статус, перспектива найти хорошую работу, семейные традиции, «давление» родителей.
Образ профессии «юрист». Контрдовод исследователя в беседах с абитуриентами состоял в утверждении о переизбытке юристов и сложности будущего трудоустройства. Сформированный в сознании абитуриентов образ профессии проявился в следующих их высказываниях: «несмотря на утверждение о переизбытке юристов, интерес к профессии из года в год только растет, что и показывает конкурс»; «это настолько многопрофильная профессия ( юрисконсульт, адвокат, прокурор, судья, нотариус) , что применение полученным знаниям найти можно»; «интерес к профессии даже в период кризиса не падает»; «в мире правового беспредела юридические знания всегда найдут применение»; «юрист в настоящее время является и самой доходной профессией»; «юрист — это высокая заработная плата, пакет социальных гарантий, возможности профессионального и личностного роста».
Ведущими мотивами при выборе профессии «юрист» оказались престижный статус и потенциальная доходность профессии, перспектива карьерного роста, влияние семейного окружения на выбор будущей специальности ( часто социально-профессиональное «наследование»).
Образ профессии «горняк». Исходным посылом исследователя в беседах с абитуриентами был, бытующий еще с советских времен, стереотип о непрестижности инженерной профессии. Сформированный в сознании абитуриентов образ профессии проявился в следующих их высказывани-
Г» о о о о
ях: «Забайкальский край — горнорудный регион, так что работу всегда себе найду»; «горные предприятия уже давно стабильно платят зарплату, превышающую сред-
нерыночную»; «чувствую, что не гожусь я для офисной работы, да и для коммерции тоже»; «проходной балл самый низкий, поступлю на бюджет, получу диплом»; «на факультете работают одни доктора и кандидаты наук — чему-нибудь научат».
Ведущими мотивами при выборе профессии «горняк» оказались выраженное желание получить диплом, ожидание хорошо оплачиваемой работы и «давление» родителей, но не в плане ориентации именно на эту специальность, а в более общем плане — на получение высшего образования в принципе.
Образ профессии «менеджер». Исходным посылом интервьюера в беседах с абитуриентами был тезис о существовании большого количества уничижительных метафор об этой профессии. Сформированный в сознании абитуриентов образ профессии проявился в следующих их высказываниях: «менеджер — это работа с людьми, а мне присуща коммуникабельность»; «везде только и слышишь менеджер, менеджер — буду и я менеджером»; «менеджер — это всегда начальник»; «современная специальность, дресс код, современный офис, много людей, общение»; «построение отношений с людьми»; «менеджмент — это умение добиться результата при работе с людьми, а за это хорошо платят».
Ведущими мотивами при выборе профессии «менеджер» оказались привлекательный антураж профессии, представление о ней как об одной из основных современных и востребованных профессий, стремление быть руководителем, представление как о хорошо оплачиваемой работе, при этом минимизировано «давление» родителей.
Другим фактором, оказывающим влияние на выбор будущей специальности, является территория проживания. Она оказывает влияние на образ и менталитет всего населения, в том числе и молодежи, как особой социальной группы, внутри которой периодически формируется и социальная группа абитуриентов. Ареал проживания откладывает существенные отпечатки на жизненные ценности и стереотипы моло-
дого поколения. С этих позиций в наиболее сложном положении оказалась молодежь депрессивных регионов страны, к которым относится и Забайкальский край.
Г» о о о о
Забаикальский край — типичный представитель слабоосвоенных и экономически слаборазвитых регионов Сибири и Дальнего Востока, для большинства которых характерны крайне неразвитая структура производственной и непроизводственной сфер; чрезмерно узкая межрайонная специализация, основанная на добыче и первичной обработке природных ресурсов; низкий уровень развития обрабатывающих производств; небольшие масштабы производства; неустойчивость экономических и социальных сфер; крайне неравномерное очаговое размещение производства и населения; наличие обширных неосвоенных территорий и т.д.
Главное отличие Забайкальского края от большинства других регионов России — это глубокая и устойчивая депрессивность [5]. Отраслевая структура экономики Забайкальского края свидетельствует о том, что региональная экономика находится на низком уровне развития, т.к. основная доля валового регионального продукта приходится на первичные отрасли, вторичные отрасли фактически находятся в состоянии кризиса, не развиты третичные отрасли, практически отсутствуют мощности наукоемких, высокотехнологичных производств.
В Забайкальском крае фиксируется отрицательное сальдо миграции —ежегодно примерно 3600 специалистов производственной сферы покидают край, из них около 80 % с высшим образованием. Поэтому очень четко просматривается связка: слабая промышленность — непопулярные профессии. В связи с этим в сфере профессионального образования производственным специальностям уделяется меньше внимания, т.е. наблюдается крен в сторону гуманитарного образования. Отсюда следует, что предпочтения абитуриентов и запросы рынка труда часто не совпадают.
Однако некоторые позитивные перемены в ожиданиях выпускников наметились. «Еще 10 лет назад на пике популярности
были профессии юриста, экономиста и маркетолога, — отмечает президент НеаёНиМег Ю. Вировец. — Года три назад на первый план вышли Интернет и сфера социальных медиа. Сегодня понемногу возвращается интерес к профессиям программиста, инженера и тем, что связаны с высокими технологиями. Я уверен, что именно техническое образование будет в тренде как минимум на ближайшие 5...7 лет».
Сопоставляя эти данные с обобщенными итогами приема в 2011-2012 гг. (см.
таблицу) в ведущий вуз Забайкальского края (ЗабГУ), следует отметить, что намечающийся в центральной России тренд повышения интереса выпускников к техническим направлениям профессиональной подготовки в Забайкальском крае практически не проявляется. В определенной мере этот факт связывается с достаточно низкой общеобразовательной подготовкой выпускников по естественнонаучным дисциплинам.
Итоги приема в ЗабГУ в 2011-2012 гг. в разрезе факультетов
Факультет 2011 г. 2012 г.
подано заявлений / конкурс зачислено бюджет / платно проходной балл подано заявлений / конкурс зачислено бюджет / платно проходной балл
Горный 257/1,9 135/2 95 295/2,7 110/1 96
Строительства и экологии 282/2,2 128/110 112 264/2,6 103/- 107
Энергетический 471/3,2 147/25 144 507/3,6 140/25 123
Технологии, транспорта и связи 292/2,2 130/17 112 253/1,7 120/- 96
Итого по техническим направлениям 1302 1319
Юридический 703/25,1 28/181 196 691/24,7 28/149 208
Экономики и управления 1446/19,3 75/245 174 2289/7,5 75/322 183
Социально-политических систем 438/5,9 74/52 155 441/6,7 64/41 126
Итого по гуманитарным направлениям 2587 3421
Значительная социальная дифференциация в Забайкальском крае, низкая территориальная мобильность многократно сузили возможности и роль образования как института выравнивания или повышения социальных шансов молодежи и продуцировали эффект разделения образовательной системы на массовые и элитарные специальности.
Сегментирование образовательной системы по качеству образования, деление вузовской системы на худшие, «середнячки» и элитарные вузы создает стимул социальной селекции, основанной на неравенстве жизненных шансов. Очевидным следствием де-прессивности Забайкальского региона явилось сужение шансов молодежи из низших и базисных социальных слоев получить
«модное» образование, поэтому большинство из них поступают на «непонятные» бюджетные специальности, демонстрируя до-стиженческие навыки с явно ослабленным профессиональным компонентом, что ориентирует их на усвоение знаний, необходимых для диплома, но недостаточных для демонстрации профессионального статуса.
Образовательные мотивации коррели-руются с семейным, культурным и социальным капиталом личности, представляя собой схему присоединения к доминирующей социальной группе или позицию социального аутсайдерства [6].
Таким образом, образовательные мотивации, с одной стороны, коррелируются со стремлением молодежи продемонстрировать самостоятельность и независимость
и быть субъектом социальных инноваций; с другой — опираются на опыт предшествующих поколений, включающий «идеалистические», повышенные требования к образовательной системе. Противоречия в трактовке образовательных мотиваций влияют на формирование жизненных стратегий в направлении прагматизации, отношения к образованию как «страховочному» ресурсу или условию перспективного роста в будущем [7].
Определенную специфику развития Забайкальского края обуславливает и его приграничное положение. Неравномерность социально-экономических и природных потенциалов отражается на характере трансграничного взаимодействия и в большинстве случаев Забайкальскому краю не удается получить синергетический эффект от сочетания дополнительных возможностей по налаживанию политических, экономических, культурных связей со своими соседями. Кроме того, происходящая трансформация социокультурного пространства региона сопровождается определенными сдвигами в самовосприятии и самоидентификации жителей региона, изменением ментального и социального пространства на локальном и национальном уровнях.
Неотъемлемой частью сотрудничества Забайкальского края и северо-восточных провинций КНР является научное и гуманитарное взаимодействие ( включая сферу образования) и туризм. Трансграничная деятельность забайкальских вузов интенсивно развивается, что проявляется в переходе от эпизодических контактов к содержательной научно-педагогической и культурной кооперации. Эти явления обуславливают необходимость многостороннего изучения особенностей поведения потребителей образовательных услуг в условиях трансграничного региона.
Ранее [8] мы рассматривали проблему влияния микросреды ( старших членов семьи) на формирование ценностных ори-ентаций молодежи и выбор ею жизненных
о г» о
стратегий. Здесь мы возвратимся к этой проблеме, более привязываясь к трансграничной специфике Забайкальского края.
Для аргументации некоторых положений привлечем исследование К.В. Леконцевой [9], частично посвященное анализу родительских установок читинских абитуриентов. Автором проведен опрос родителей двух условных поколений: старшего, чья молодость пришлась на период охлаждения отношений с КНР, когда государственная граница в общественном сознании отождествлялась с неприкосновенностью рубежей, и младшего, жившего в период потепления отношений с КНР, а начала активных взаимоотношений с КНР, включая приграничные контакты.
Как показало исследование, у представителей старшего поколения присутствует большее количество негативных оценок приграничного с КНР положения Забайкальского края (67 % опрошенных), 20 % констатируют тревогу и наличие угрозы со стороны приграничного Китая. Среди этих респондентов распространено мнение, что выбор в отношении специальности и вуза нужно совершить, диктуется, помимо прочего, желанием уберечь своего ребенка от контактов с чужеродным социумом.
Младшее поколение родителей более позитивно относится к тем перспективам, которые открывает для их детей географическая близость КНР. Родители младшего поколения в большинстве своем желают детям лучшей жизни за пределами Забайкальского края, 27 % выбирают приграничные регионы КНР как один из оптимальных вариантов для начала профессиональной деятельности своего сына (дочери). На уровне бытового сознания младшее поколение родителей имеет представление о близком и доступном Китае как о стране с лучшими условиями жизни и большими возможностями.
Автор также отмечает, что родители и дети по-разному актуализируют социальные смыслы границы и по-разному оценивают ее функциональную наполненность.
Еще один вывод, к которому приходит автор, говорит о формировании отрицательной (в контексте развития региона) идентичности жителей трансграничного региона. Студенты и абитуриенты осозна-
ют экономический статус своего региона как зависимый от Китая, подвергающийся влиянию экспансивного развития КНР. Кризис промышленного производства, тормозящий активное развитие региональной экономики, связывается в их понимании с отсутствием нужды в квалифицированных специалистах технического, естественнонаучного направления, что и обуславливает пониженный интерес к этим специальностям.
Кроме того, такой фактор идентичности потребителей образовательных услуг не может не сказаться на желании покинуть регион. По данным цитируемого исследования, 25 % респондентов не связывают свое будущее с Забайкальским краем. Из желающих уехать из региона 62 % выбирают вероятность отъезда в КНР для осуществления профессиональной деятельности. В основном, это студенты лингвистических, а также юридических и экономических специальностей.
Сказанное позволяет заключить, что фактор трансграничности региона оказывает существенную роль при выборе вуза и специальности. Поэтому востребованными специальностями в регионе оказались следующие: таможенное дело, менеджмент, экономические, юриспруденция, туризм, иностранные языки.
Можно сделать вывод, что трансграничная идентификация абитуриентов и студентов Забайкальского края далеко неоднородна: те из их, кто полагает барьерные функции границы определяющими, не могут проявлять ярко выраженной активности в трансграничном взаимодействии регионов России и КНР, выбор образовательной стратегии таких абитуриентов также зависит от этого, пусть даже это в полной мере не осознается ими.
Наши наблюдения показали, что для большинства забайкальских абитуриентов ( в этом они практически не отличаются от абитуриентов других регионов) очень важна внешняя символьная атрибутика образования и в меньшей мере содержание и качество знаний, определенный уровень собственного культурного развития.
Ценность знаний замещается символами знаний: чем больше символов и чем они престижнее, тем шире возможности социальной мобильности.
Социальная мобильность в трансграничном регионе имеет определенную специфику. Высшее образование является каналом не только вертикальной мобильности, но и каналом горизонтального движения — за пределы национального пространства. Однако главным препятствием для работы, связанной с поездками и проживанием в КНР, является языковой барьер, который преодолеть, обучаясь на неязыковых специальностях (машиностроение, строительство, юриспруденция, информатика, экономика), практически невозможно.
В качестве выводов следует отметить следующие.
Абитуриенту как индивидууму свойственно еще до конца не сформированное чувство идентичности, сопряженное с сомнениями относительно себя, своего места в обществе, неясностью жизненной перспективы.
Проблема профессионального формирования будущего специалиста неразрывно связана с понятием профессиональной идентичности, которая обретается в процессе реализации себя в профессии, начинающемся с ее выбора и профессионального обучения. На мотивационную составляющую процесса выбора профессии значительное влияние оказывает образ профессии — представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней. На образ и менталитет молодежи, как особой социальной группы, оказывает влияние территория проживания. В наиболее сложном положении оказалась молодежь депрессивных регионов страны, к которым относится и Забайкальский край. Определенную специфику развития Забайкальского края обуславливает и его приграничное положение, способствующее формированию у студентов и абитуриентов Забайкальского края идентичности жителя трансграничного региона, включающей в себя аспекты, негативные для развития региона.
Большинством абитуриентов образование рассматривается как терминальная ценность, они считают его одной из основных жизненных целей. Престиж высшего образования среди молодежи сомнению не подвергается. Получение качественного об-
Литература_
1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
2. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избр. психолог, произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 255.
3. Ганзен В.А. Систематика мысленных образов // Психологический журнал. 1989. № 2. С. 12-21.
4. Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса. С. 48-73. [Электронный ресурс]. URL: http://urfu.ru/fiIeadmin/user_upload/nauka/ nich/P_865.pdf (дата обращения 09.02.2014).
5. Лагунина Л. Российские регионы: Забайкалье. [Электронный ресурс]. URL: http://www. svo-boda.org/content/ transcript/24256923.htmI (дата обращения 01.01.2014).
6. Индикова В.Г. Особенности социального положения студенчества как социальной группы в условиях неопределенности российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12.
7. Формирование мировоззренческой культуры молодёжи / Под ред. В.Г. Табачковского. Киев: Наукова Думка, 1990.
8. Шкель А.В. Социальная группа современных абитуриентов и проблема личностной идентичности // Вестник ЗабГУ № 10 (101). Чита: ЗабГУ, 2013. С. 61-68.
9. Леконцева К.В. Поведение потребителей образовательных услуг в условиях трансграничного региона (на материалах Забайкальского края): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ: БГУ 2013. 24 с.
10. Шуклина Е.А. К проблеме социологического анализа образа вещи // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: матер. ХШ Между-нар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана. Екатеринбург. 2010. Ч. 1.
разования связывается ею с будущим, обеспеченным не только материальными, но и духовными ценностями, гарантирующими человеку соответствующее место в обществе.
_References
1. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnyh profes-siyah. (Image of the world in diverse occupations). Moscow, 1995.
2. Leontiev A.N. Obraz mira. Izbr. psiholog, proizvedeniya. (The image of the world. Selected psychological works). Moscow: Pedagogika, 1983. P. 255.
3. Ganzen V.A. Psihologichesky zhurnal. (Psychological journal). 1989. no 2. P. 12-21.
4. Professionalnye strategii i tsennostnye ori-entatsii molodezhi v usloviyah ekonomi-cheskogo krizisa. (Professional strategy and value orientations of youth in conditions of economic crisis). P. 48-73. Available at: http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/ nauka/nich/P_865.pdf (date of access 09.02.2014).
5. Lagunina L. Rossiyskie regiony: Zabaikalie. (Russian regions: Transbaikalie). Available at: http:// www.svoboda.org/content/ transcript/24256923. html (date of access 01.01.2014).
6. Indikova V.G. Sotsialno-gumanitarnye znani-ya. (Social and humanitarian knowledge). 2008. no 12.
7. Formirovanie mirovozzrencheskoy kultury molodyozhi (Forming the worldview of youth culture). Pod red. V.G. Tabachkovskogo. Kiev: Naukova Dumka, 1990.
8. Shkel A.V. Vestnik Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal) no 10 (101). Chita: ZabGU, 2013. P. 61-68.
9. Lekontseva K.V. Povedenie potrebiteley obra-zovatelnyh uslug v usloviyah transgranichnogo regio-na (na materialah Zabaikalskogo kraya): avtoref. Dis. ... kand. sotsiol. nauk. (The behavior of educational services' consumers in the conditions of cross-border regions (on the materials of Transbaikalie): Abstract. dis. ... cand. of sociological sciences). Ulan-Ude: BGU 2013.24 p.
10. Shuklina E.A. Kultura, lichnost, obshhest-vo v sovremennom mire: metodologiya, opyt em-piricheskogo issledovaniya: mater. HSh Mezhdunar. konf. pamyati prof. L.N. Kogana. (Culture, personal liability, society in the modern world: methodology, experience of empirical research: mater. XIII international. conf. in the memory of professor L.N. Kogan). Ekaterinburg. 2010. Ch. 1.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Шкель А.В., аспирант, Забайкальский государс- А. Shkel, graduate, Transbaikal State University, Chi-
твенный университет, г. Чита, РФ. ta, Russia
Научные интересы: образование, профессия, Scientific interests: education, profession , youth молодежь