Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С МЛАДЕНЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С МЛАДЕНЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕТИНОПАТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ / ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудрина Т.П., Суетина О.А., Шеянова Л.В., Титова Ю.А.

В статье представлены результаты исследования поведения матерей в ситуации общения с их слепыми младенцами. Проанализированы коммуникативные действия близкого взрослого при организации пространства, инициации и подержании взаимодействия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудрина Т.П., Суетина О.А., Шеянова Л.В., Титова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BEHAVIOR OF MOTHERS WHEN DEALING WITH INFANTS WHO HAVE DIFFICULT VISUAL IMPAIRMENT

In this article there are presented results of the research of maternal behavior in the situation of communication with their blind infants. There have been analyzed the communicative actions of a close adult while organizing space, making initiation, maintaining interaction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С МЛАДЕНЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ ПРИ ОБЩЕНИИ С МЛАДЕНЦАМИ,

ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Кудрина Т.П., Суетина О.А., Шеянова Л.В., Титова Ю.А.,

научные сотрудники, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт

коррекционной педагогики», г. Москва

FEATURES OF BEHAVIOR OF MOTHERS WHEN DEALING WITH INFANTS WHO HAVE DIFFICULT VISUAL IMPAIRMENT Kudrina Тatiana, Research associate Suetina Oksana, Research associate Sheyanova Larisa, Research associate

Titovo Julia, Research associate, Institute of Special Education, Russian Academy of Education, Moscow АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования поведения матерей в ситуации общения с их слепыми младенцами. Проанализированы коммуникативные действия близкого взрослого при организации пространства, инициации и подержании взаимодействия, ABSTRACT

In this article there are presented results of the research of maternal behavior in the situation of communication with their blind infants. There have been analyzed the communicative actions of a close adult while organizing space, making initiation, maintaining interaction. Ключевые слова

Слепые младенцы, ретинопатия недоношенных, общение, пространство общения, инициация и поддержание взаимодействия, депривация. Keywords

Blind infants, prematuœ retinopathy, interaction, interaction space, initiation of interaction, interaction support, social deprivation.

В отечественной школе психологии общение с близким взрослым рассматривается как определяющий фактор развития ребенка младенческого и раннего возрастов [3]. Внимание к изучению особенностей поведения матери в общении со слепым младенцем обусловлено решающей ролью, которую близкий взрослый играет в благополучном психическом развитии ребенка с сенсорной депривацией. Анализ отечественных и зарубежных работ в области тифлопсихологии и тифлопедагогики показал, что развитие и поведение ребенка с тяжелыми нарушениями зрения изучены достаточно глубоко, а особенности общения матери и слепого младенца и характер поведения матери остаются мало изученными [4], [5], [6].

Исследование выполнено в рамках тематического плана фундаментальных и прикладных исследований РАО по модернизации системы помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики и новых технологий трансляции научного знания, в теме «Ранняя психолого-педагогическая профилактика инвалидизации детей с ограниченными возможностями здоровья» (Государственная регистрация № 01201355195)

В исследовании приняли участие 23 пары «мать-слепой младенец». Дети в возрасте от 3 до 14 месяцев жизни с диагнозом ретинопатия недоношенных стадии, имеющие органическое поражение ЦНС I - II степени тяжести, рожденные в срок гестации от 26 до 30 недель с весом от 610 до 2.000 гр.

Матери - возраст от 21 до 38 лет, 9 - (45%) матерей имели старшего ребенка, у 11 (55%) - слепой младенец был единственным ребенком в семье.

Для изучения общения матери и слепого младенца использовалась методика феноменологического анализа видеоматериалов, разработанная сотрудниками лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с выявленными нарушениями в развитии «Института коррекционной педагогики РАО» [1], [2].

В ходе наблюдений за общением в паре «мать-слепой младенец», мы выделили 3 группы действий матерей, которые как способствовали, так и препятствовали активности ребенка в ответ на воздействия близкого взрослого: способы организации пространства взаимодействия и установления дистанции, способы инициации взаимодействия и способы поддержки взаимодействия.

Анализ видеоматериалов взаимодействия в паре выявил некоторые варианты поведения матери в ситуациях общения с младенцем. Для слепого младенца восприятие сохранными органами чувств лица матери является запускающим механизмом эмоционального контакта. Наиболее активным слепой младенец был, когда лицо матери находилось очень близко, при этом он мог полноценно воспринимать мать сохранными органами чувств. Благодаря близкому контакту младенец быстро откликался, проявлял интерес к инициативам матери, поддерживал взаимодействие и не стремился его прервать. Однако в половине наблюдаемых случаев матери были недоступны младенцам для восприятия, так как находились на расстоянии, не позволяющем им ощутить запах и

тепло взрослого. Обнаружилась противоречивость ситуации: слепые дети были более активны в «контактном», телесно-эмоциональном взаимодействии, а матери дистанцировались, предпочитали речевые средства, менее актуальные для младенца.

Младенцы ярко давали ответную реакцию и удерживали внимание на инициативах матери, когда она была не только доступна их восприятию, но и тактильно поддерживала свое обращение к ребенку. При этом ключевые характеристики ее речи (экспрессия, интонация, тембр, темп, паузы, предваряющие высказывание) позволяли обращению четко выделиться из окружающего ребенка шумового фона. Однако в 75% случаев речевое обращение к младенцу по своим характеристикам мало отличалось от присутствовавшего в ее репертуаре комментирования: оно не обладало экспрессией, не выделялось из общего потока предыдущих высказываний, при этом отсутствовали предваряющие обращение паузы. Такое речевое поведение матери противоречило потребностям слепого младенца, для которого семантически значимыми являются просодические компоненты речи взрослого. Ребенок не мог выделить обращение к нему матери из звукового фона, сосредоточиться на нем и откликнуться на инициативу близкого взрослого.

Особенности реагирования слепого младенца на внешние стимулы влияли на поведение близкого взрослого. В общении с младенцем матери вели себя чрезмерно активно, не ожидали ответов, были склонны к перестимуляции. Лишь в половине случаев наблюдаемого нами общения матери были чутки и внимательны к младенцам и способны отзываться на изменения в их поведении.

Установление и поддержание эмоционального контакта у слепого младенца путем зрительного подражания невозможно, и требуется целенаправленное обучение ребенка способам контакта, поощрение и поддержка социально предпочтительных средств общения. Младенцы проявляли устойчивое внимание к игровой инициативе близкого взрослого, когда мать совершала необходимое действие руками ребенка (методом пассивных действий) и таким образом «показывала» младенцу способ реализации его активности. Такой показ способа совершения действия позволял младенцу более активно участвовать во взаимодействии, способствовал накоплению определенного опыта. Однако только очень незначительная часть матерей (17%) уделяла этому внимание.

Анализ общения матерей со слепыми младенцами показал несоответствие поведения матерей сенсорным и социальным потребностям слепых детей. Можно говорить не только о сенсорной, но и социальной депривации уже на самых ранних этапах онтогенеза, приводящих к задержке формирования у младенцев деятельности (общения) и возникновению у них вторичных отклонений.

Полученные в ходе исследования данные показывают, что слепым младенцам для благополучного психического развития в рамках ведущей деятельности (общения) требуются определенные условия:

• наличие у матерей определенных коммуникативных умений, позволяющих им оптимально организовывать пространство общения, эффективно инициировать и поддерживать взаимодействие;

• чувствительность матери, внимательной и отзывчивой на любые сигналы младенца, соотносящей свои действия с поведением младенца в каждой конкретной ситуации общения.

Поддержка благоприятных феноменов в повелении взрослого создает необходимые предпосылки для гармоничного развития слепого младенца и профилактики появления вторичных отклонений на ранних этапах онтогенеза.

Литература

1. Кудрина Т.П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца / Сообщение I / Т.П. Кудрина // Дефектология. - 2014. - № 3. - С. 53 - 63.

2. Кудрина Т.П. Особенности взаимодействия матери и слепого недоношенного младенца / Сообщение II / Т.П. Кудрина // Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 43 - 51.

3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. - М., МПСИ, 2001. - 384 с.

4. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. 250 с.

5. Fraiberg S. Insights from the blind. New York: Basic Books, Inc., Publishers, 1977.

6. Preisler G. The development of communication in blind infants // Realities & opportunities / S.A. Aitken, M. Buultjens, S. J. Spungin (eds.) New York: American Foundation for the blind, 1988.

КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАРУШЕННОГО ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТОВ

Кудрина Татьяна Петровна, Блохина Людмила Валентиновна, Бузук Наталья Евгеньевна, Новикова Наталья Сергеевна,

научные сотрудники, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт кор-

рекционной педагогики Российской академии образования», г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.