УДК 616.8-005.4-053.7
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ЮНОШЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ГИПОКСИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС © Косенкова Т.В.1, Щелкова О.Ю.2, Фёдорова Е.А. 3, Гомбалевская М.С.3, Овчинников Б.В.4
'Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова, Россия, 197341, Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, 2
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6 3Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 4Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Россия, 194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, 6
Резюме: У юношей призывного возраста с наличием в анамнезе последствий перинатального гипоксического поражения центральной нервной системы с целью изучения особенностей поведенческой регуляции изучались: встречаемость и характеристика типов малой мозговой дисфункции, уровни военно-профессиональной направленности, склонность к аддиктивному, делинквентному поведению и суицидальному риску с использованием методик Тулуза-Пьерона и «Исследование девиантного поведения». Установлено, что у обследованных наиболее часто регистрировались астеничный и субнормальный типы малой мозговой дисфункции при наличии нарушений в когнитивно-личностном развитии, формировании волевых качеств и уровня поведенческой регуляции. Наиболее низкий уровень военно-профессиональной направленности отмечался у юношей с астеничным типом малой мозговой дисфункции при отсутствии у них желания служить в Вооружённых силах, низкой приспособляемости к военной службе, физической нагрузке, требуемой армейскими условиями и осознании нежелания подчиняться требованиям командиров и вышестоящим начальникам. Признаки наклонностей к делинквентному и аддиктивному поведению чаще встречались у юношей с реактивным, а склонность к суицидальному риску - с астеничным и ригидным типами малой мозговой дисфункции. Проведенные исследования позволили предположить, что наиболее неблагоприятным для прохождения службы в армии является наличие у юношей призывного возраста с последствиями перинатального гипоксического поражения центральной неровной системы астеничного, реактивного и ригидного типов малой мозговой дисфункции.
Ключевые слова: перинатальное поражение центральной нервной системы, юноши, минимальная мозговая дисфункция, поведение
BEHAVIORAL REGULATION IN YOUNG MEN WITH PERINATAL HYPOXIC LESIONS OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM
Kosenkova T.V.1, Schelkova O.J.2, Fedorovа E.A.3, Gombalevskay M.S.3, Ovchinnikov B.V.4
'North-Western Federal Medical Research Center named after V.A. Almazov, Russia, 197341, St. Petersburg, Akkuratov St., 2
2St. Petersburg State University, Russia, 199034, St. Petersburg, Makarov Embankment., 6 3Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Krupskaya St., 28
4Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Russia, 194044, St. Petersburg, Akad. Lebedev St., 6
Summary: Young men of the call-up age can have certain consequences because of a perinatal hypoxic brain injury of the central nervous system. Their peculiarities and behavioral regulation were studied. We investigated the prevalence and characteristics of the types of a minimal brain dysfunction, levels of the military occupational orientation, tendency to have addictive, delinquent behavior and the risk of suicide using the methods of Toulouse-Pierron and "The research of the deviant behavior". It was found that the patients most frequently had asthenic and subnormal types of the minimal brain dysfunction having the disturbances in cognitive and personal development, the formation of the volitional qualities and the level of the behavioral regulation. The young men have low adaptation to the military service. Their physical activity does not meet army conditions and awareness of the reluctance to submit to the orders of the commanders and superior officers. For the young men with a reactive type and the tendency to commit a suicide normally had asthenic and rigid types of the minimal brain dysfunction. The young men with an asthenic type of the minimal brain malfunction have the lowest level of the military occupational orientation. The young men with the asthenic type of the minimal brain dysfunction have the lowest level of the military professional orientation. They do not demonstrate their interest in becoming solders. They have the low adaptation to the requirements of military service, low physical activity and awareness of the reluctance compliancy to obey the orders of the commanders and superior officers. The signs of a trend to demonstrate delinquent and addictive behavior are more common in
young men with a reactive type and risks of suicide with asthenic and rigid types of the minimal brain dysfunction. Thus, the study performed clearly demonstrates that perinatal hypoxic brain injury of the central nervous system, asthenic, reactive and rigid types of the minimal brain malfunction are unfavourable characteristics to become an army solder.
Key words: perinatal insult of the central nervous system, young men of the military age, minimal brain dysfunction, behavior
Введение
Возраст 17-18 лет - это период подготовки юношей к армейской службе, основой которой является, прежде всего, развитая саморегуляция, поведенческая пластичность, понимание важности подчинения вышестоящим по званию лицам, физическая сила, конфликтоустойчивость, определяющие успешность прохождения молодым человеком воинской службы, а также и противодействия такому явлению в армии, как «дедовщина», непосредственными жертвами которого становятся члены коллектива, имеющие низкий статус в неофициальной иерархии, определяемой стажем, национальной принадлежностью, и, прежде всего, морально-волевыми и психологическими качествами призывника [3-5, 7, 12]. С точки зрения психофизиологии юношеский возраст - это период, требующий согласованной интегративной работы всех мозговых структур, стабильной энергетической активности корковых и подкорковых образований головного мозга, необходимой для решения задач подготовки к самостоятельной взрослой жизни [7, 12].
Перинатальные гипоксические поражения ЦНС, формируясь внутриутробно, вызывают различные нарушения нейрорегуляторного и психомоторного характера, что может оказывать влияние как на динамику, так и на последовательность созревания высших психических функций, изменяя устойчивую работоспособность мозговых структур. Это отражается на когнитивно-личностном развитии ребёнка, формировании его волевых качеств и уровня поведенческой регуляции не только в периоде раннего детства, но и в более старшем возрасте, в том числе, юношеском, осложняя процессы адаптации и социализации подростка [2, 10, 11].
Целью данного исследования стало изучение особенностей поведенческой регуляции, как основы подготовки к воинской службе, у юношей призывного возраста, в анамнезе которых имеется указание на перенесенное перинатальное гипоксическое поражение ЦНС.
Методика
Исследование проводилось на базе ОГБУЗ «Психоневрологический диспансер» г. Смоленска. Всего обследовано 220 юношей 17-18 лет. Основную группу составили 140 юношей призывного возраста с наличием в анамнезе перинатального гипоксического поражения ЦНС средней степени тяжести, которые на первом году жизни наблюдались неврологом, а затем были сняты с диспансерного учета. Критериями включения в основную группу были: юношеский возраст 17-18 лет; срок гестации при рождении 38-40 недель, масса ребенка при рождении не менее 2800 г.; отягощённый перинатальный анамнез вследствие хронической внутриутробной гипоксии; наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД) при обследовании пациента в возрасте 17-18 лет; отсутствие грубой органической и соматической патологии, перенесённых ЧМТ; сохранный интеллект, проживание в полной семье со средним уровнем материального дохода. В контрольную группу вошли 80 юношей с благополучным перинатальным анамнезом, отсутствием грубой органической, эндокринной и соматической патологии, перенесённых ЧМТ, с сохранным интеллектом, проживающих в полной семье со средним уровнем материального дохода. Все юноши основной и контрольной групп обследовались в условиях районной военной комиссии (РВК). Исследования проводились в утренние часы (с 10.00 до 12.00) после лёгкого завтрака при отсутствии жалоб, не менее чем через день после повышенных физических или психоэмоциональных нагрузок (по опросу обследованных), при условии отсутствия любой фармакотерапии, обладающей церебротрофическим действием [7].
Для проведения исследования были использованы следующие диагностические методики: методика Тулуза-Пьерона (для выявления и характеристики типов ММД); методика «Исследование девиантного поведения» (НС-Психотест ООО «Нейрософт») для оценки уровня военно-профессиональной направленности (ВПН), склонности к аддиктивному (АДП) или делинквентному поведению (ДП), а также уровня суицидального риска (СР). Математическая
обработка проводилась с помощью пакета Excel 2007, Statistica 6.0 с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных результатов позволил установить, что в основной группе выявлялись юноши с различными вариантами ММД, при этом наиболее часто регистрировались субнормальный и астеничный типы ММД (табл. 1).
Таблица 1.Типы малой мозговой дисфункции у юношей основной группы (по методике Тулуза-Пьерона)___
Тип ММД Основная группа (n= 140) Контрольная группа (n= 80)
Абсолютные показатели % Абсолютные показатели %
Субнормальный 44,0 31,4 - -
Активный 18,0 13,0 - -
Ригидный 22,0 16,0 - -
Астеничный 44,0 31,4 - -
Реактивный 12,0 9,0 - -
Отсутствует - - 80,0 100,0
Согласно методике Тулуза-Пьерона, для пациентов с субнормальным типом ММД характерно наличие благополучных, приближённых к норме показателей, таких как способность устойчиво работать на хорошей скорости во время заполнения теста, устойчивость следов памяти, достаточно развитый интеллект и самоконтроль, однако, у них регистрировалось снижение объёма оперативной памяти, слабо развитое произвольное внимание и способность корректироваться, а также высокое утомление к концу рабочего дня и при повышенной интеллектуальной нагрузке [7]. Для юношей с астеничным типом ММД характерно наличие повышенной когнитивной утомляемости при длительном сосредоточении, слабая концентрация внимания, недостаточная переключаемость, сниженный объём кратковременной памяти и сниженная скорость переработки поступающей информации при капризно-инфантильных признаках поведения. При активном типе ММД обследованные характеризовались наличием повышенной активности включения в любую деятельность при слабой способности ее регулировать и длительно удерживать на высоком уровне; невысокими показателями процессов оперативной памяти, внимания и мышления при нормальной долговременной памяти. Ригидный тип ММД у обследованных юношей проявлялся замедленной врабатываемостью и слабой переключаемостью интеллектуальной деятельности, интерференцией предыдущей деятельности на последующую и средней концентрацией внимания. Для юношей с реактивным типом ММД характерно наличие двигательной расторможенности, сочетающейся с повышенной переключаемостью, быстрой сменой реакций, подвижностью, возбудимостью, неустойчивостью концентрации внимания, когнитивной утомляемостью.
При изучении уровня военно-профессиональной направленности (ВПН) было установлено, что количество юношей с высоким и средним уровнем ВПН, для которых характерна хорошая приспособленность к военной службе, желание выполнять сложные и ответственные задания командования, способность переносить физические нагрузки, требования командиров, составило в контрольной группе 76,25%, что достоверно выше, чем у обследованных основной группы (р<0,05) (табл. 2). Полученные нами данные об уровне военно-профессиональной направленности у здоровых подростков совпадают с результатами исследований старшеклассников общеобразовательных школ [9]. В тоже время в основной группе достоверно чаще регистрировались юноши с низким уровнем ВПН (36%) (р<0,05), для которых характерно: отсутствие желания служить в Вооружённых силах в силу утраты актуальности присяги на верность Отечеству в современных условиях; осознание нежелания подчиняться требованиям командиров и вышестоящим начальникам, так как «командование» над ними вызывало у обследованных чувство протеста, а «подчинение» - унижение. Кроме того, юношам с низким уровнем ВПН была свойственна слабая выносливость физической нагрузки, требуемой армейскими условиями (табл. 2).
Таблица 2. Уровни военно-профессиональной направленности у юношей
Группы Количество обследованных Уровень ВПН
Абсолютные показатели % Высокий Средний Низкий
Абсолютные показатели % Абсолютные показатели % Абсолютные показатели %
Основная группа 140,0 100,0 48,0 34,0* 42,0 30,0* 50,0 36,0*
Контрольная группа 80,0 100,0 26,0 32,5 35,0 43,8 19,0 23,8
Примечание: * - р<0,05
При сопоставлении уровней ВПН и типов ММД у юношей основной группы было установлено, что половина обследованных с реактивным (50%) и субнормальным (48%) типами ММД характеризовались высоким уровнем, а 45% юношей с ригидным типом - средним уровнем военно-профессиональной направленности. Обращал на себя внимание факт наличия у 64% юношей с астеничным типом и 39% с активным типом ММД низкого уровня ВПН (табл. 3).
Таблица 3. Уровни военно-профессиональной направленности в сопоставлении с типами минимальной мозговой дисфункции (ММД)
Тип малой мозговой дисфункции Количество обследованных Уровень военно-профессиональной направленности
Абсолютные показатели % Высокий Средний Низкий
Абсолютные показатели % Абсолютные показатели % Абсолютные показатели %
Субнормальный тип 44,0 31,4 21,0 48,0 15,0 34,0 8,0 18,0
Активный тип 18,0 12,9 6,0 33,0 5,0 28,0 7,0 39,0
Ригидный тип 22,0 15,7 7,0 32,0 10,0 45,0 5,0 23,0
Астеничный тип 44,0 31,4 7,0 16,0 9,0 20,0 28,0 64,0
Реактивный тип 12,0 8,6 6,0 50,0 4,0 33,0 2,0 17,0
При изучении умения подчиняться вышестоящим по званию было установлено, что количество юношей основной и контрольной групп с умением подчиняться при желании проходить службу в армии было практически одинаковым (р>0,05). Однако в основной группе количество юношей с осознанием вынужденного подчинения вышестоящим по званию и по должности при желании пройти службу в армии было достоверно ниже, чем в контрольной группе (р<0,05) (табл. 4).
Таблица 4. Способность юношей подчиняться вышестоящим по званию
Название групп Умение подчиняться при желании проходить службу в армии Осознание вынужденного подчинения при желании проходить службу в армии Отсутствие желания проходить службу в армии
Абсолютные показатели % Абсолютные показатели % Абсолютные показатели %
Основная группа (П=140) 68,0 48,0* 22,0 16,0* 50,0 36,0*
Контрольная группа (П=80) 37,0 46,3 17,0 21,3 26,0 32,5
Примечание: * - р<0,05
При этом количество юношей с отсутствием желания проходить службу в армии, было достоверно выше в основной группе (р<0,05). Это может расцениваться как недостаточная поведенческая пластичность, упрямство, непонимание важности и невозможность поддерживать режим и уставные отношения во время несения службы, что может создавать конфликтные ситуации в эмоционально-напряжённой, стрессогенной боевой армейской обстановке (табл. 4).
При сопоставлении типов ММД и способности подчиняться вышестоящим по званию было установлено, что наименьшее количество юношей с умением подчиняться вышестоящим по званию (34%) и наибольшее количество обследованных с отсутствием желания проходить службу в армии (64%) отмечено среди пациентов с астеничным типом ММД (табл. 5).
Таблица 5. Способность юношей основной группы подчиняться вышестоящим по званию в зависимости от типа минимальной мозговой дисфункции (ММД)
Количество Умение Осознание Отсутствие
обследованных подчиняться при вынужденного желания проходить
желании подчинения службу в армии
Тип малой мозговой дисфункции проходить службу в армии при желании проходить службу
в армии
Абсолютные % Абсолютные % Абсолютные % Абсолютные %
показатели показатели показатели показатели
Субнормальный тип 44,0 31,4 27,0 61,3 9,0 20,5 8,0 18,2
Активный тип 18,0 12,9 9,0 50,0 2,0 11,0 7,0 39,0
Ригидный тип 22,0 15,7 11,0 50,0 6,0 27,0 5,0 23,0
Астеничный тип 44,0 31,4 15,0 34,0 1,0 2,0 28,0 64,0
Реактивный тип 12,0 8,6 6,0 50,0 4,0 33,0 2,0 17,0
При изучении склонности юношей к аддиктивному поведению было установлено, что обследованные призывного возраста как основной, так и контрольной групп с одинаковой частотой были склонны к аддиктивному поведению (табл. 6). В доступной нам литературе редко встречаются данные об аддиктивном поведении юношей призывного возраста, тем не менее, в исследованиях Говорина Н.В (2011) отмечена неблагоприятная тенденция в показателях аддиктивного поведения призывного контингента [10].
Таблица 6. Склонность к аддиктивному и делинквентному поведению и суицидальный риск у юношей основной и контрольной групп
Основная группа (П=140) Контрольная группа (П=80)
Абсолютные показатели % Абсолютные показатели %
Аддиктивное поведение 22,0 16,0 12,0 15,0
Отсутствие аддиктивного поведения 118,0 84,0 68,0 85,0
Делинквентное поведение 20,0 14,0* 8,0 10,0
Отсутствие делинквентного поведения 120,0 86,0 72,0 90,0
Суицидальный риск 26,0 19,0* 9,0 11,0
Отсутствие суицидального риска 114,0 81,0 71,0 89,0
Примечание: * - р<0,05
Однако при сопоставлении типов ММД и склонности к аддиктивному поведению было установлено, что наибольшая подверженность аддикциям отмечалась у юношей с активным и ригидным типами ММД (табл. 7).
Таблица 7. Аддиктивное поведение юношей основной группы в сопоставлении с типами минимальной мозговой дисфункции (ММД)_
Тип малой мозговой дисфункции Количество обследованных Аддиктивное поведение Отсутствие аддиктивного поведения
Абсолютные показатели % Абсолютные показатели % Абсолютные показатели %
Субнормальный тип 44,0 31,4 6,0 14,0 38,0 86,0
Активный тип 18,0 12,9 6,0 33,3 12,0 66,7
Ригидный тип 22,0 15,7 7,0 32,0 15,0 68,0
Астеничный тип 44,0 31,4 2,0 5,0 42,0 95,0
Реактивный тип 12,0 8,6 1,0 8,3 11,0 91,0
Изучение показателей делинквентности позволило установить, что наиболее подвержены делинквентному поведению юноши основной группы (табл. 6). Полученные нами данные совпадают с результатами исследований Бабинцева М.В. (2009), который подчёркивает неблагоприятное влияние перинатальной патологии на эмоциональную сферу в подростковом возрасте, что в дальнейшем может повлечь за собой необдуманные поступки и конфликты.
При сопоставлении показателей делинквентности и типов ММД было установлено, что поведенческие отклонения имели 50% обследованных с реактивным типом, что, возможно, объясняется присущими им характерологическими особенностями в виде двигательной расторможенности, возбудимости, которые нередко приводят к дестабилизации поведения, замедленному усвоению социальных правил и норм поведения. Наименьшие показатели делинквентности отмечались у юношей с астеничным типом ММД, которые в силу своей повышенной когнитивной и физической утомляемости, нерешительности, редко совершают деликты и нарушают социально установленные правила и нормы поведения (табл. 8).
Таблица 8. Делинквентное поведение у обследованных юношей основной группы в сопоставлении с типами минимальной мозговой дисфункции (ММД)
Количество Делинквентное Отсутствие делинквентного
Тип малой мозговой обследованных поведение поведения
дисфункции Абсолютные % Абсолютные % Абсолютные %
показатели показатели показатели
Субнормальный тип 44,0 31,4 5,0 11,4 39,0 88,6
Активный тип 18,0 12,9 3,0 17,0 15,0 83,0
Ригидный тип 22,0 15,7 4,0 18,0 18,0 82,0
Астеничный тип 44,0 31,4 2,0 5,0 42,0 95,0
Реактивный тип 12,0 8,6 6,0 50,0 6,0 50,0
Изучение показателей суицидального риска позволило установить, что среди юношей основной группы обследованные с риском суицидального поведения встречались чаще, чем в контрольной группе (р<0,05) (табл. 6). При сопоставлении показателей наличия суицидального риска с типом ММД было установлено, что наиболее неблагоприятными в отношении суицидального риска оказались юноши с ригидным и астеничным типами ММД (табл. 9).
Таблица 9. Показатели наличия суицидального типами минимальной мозговой дисфункции (М
риска юношей основной группы в сопоставлении с
ОД)
Количество Суицидальный Отсутствие
Тип малой мозговой обследованных риск суицидального риска
дисфункции Абсолютные % Абсолютные % Абсолютные %
показатели показатели показатели
Субнормальный тип 44,0 31,4 5,0 11,0 39,0 89,0
Активный тип 18,0 12,9 3,0 17,0 15,0 83,0
Ригидный тип 22,0 15,7 5,0 23,0 17,0 77,0
Астеничный тип 44,0 31,4 11,0 25,0 33,0 75,0
Реактивный тип 12,0 8,6 2,0 17,0 10,0 83,0
Последнее было обусловлено, прежде всего, присущей пациентам с ригидным типом ММД вязкостью, напряжённостью, склонностью длительно застревать на психотравмирующих ситуациях, а юношам с астеничным типом - повышенной тревожности, сенситивности, завышенным притязаниям к собственной личности, нерешительности при наличии слабой базовой активности, приводящих к аутоагрессивному поведению в ситуации повышенного эмоционального напряжения (табл. 9).
Выводы
1. У юношей призывного возраста, имеющих указание в анамнезе на перенесенное перинатальное гипоксическое поражение ЦНС, отмечаются последствия в виде нарушений в когнитивно -личностном развитии, формировании волевых качеств и поведенческой регуляции.
2. Для юношей, в анамнезе которых имеется наличие перинатального гипоксического поражения ЦНС характерно наличие низкого (36%) или среднего (30%) уровня военно-профессиональной
направленности при отсутствии желания проходить службу в армии (36%) или осознание вынужденного подчинения вышестоящим по званию (16%).
3. У юношей призывного возраста с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС чаще всего регистрировались субнормальный (31,4%) и астеничный типы ММД (31,4%), при этом наиболее низкий уровень военно-профессиональной направленности отмечался у юношей с астеничным типом ММД.
4. Признаки наклонностей к делинквентному и аддиктивному поведению чаще встречались у юношей с реактивным типом ММД, а признаки суицидального риска чаще отмечались у юношей с астеничным и ригидным типами ММД.
5. Наиболее неблагоприятным для прохождения службы в армии является наличие у юношей призывного возраста с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС астеничного, реактивного и ригидного типов ММД.
Литература
1. Ассонова Л.М. Об отдаленных последствиях внутриутробного и родового поражения головного мозга // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. - 2009. - №10. - С. 155-161.
2. Бабинцев М.В. Особенности состояния здоровья юношей, перенесших перинатальные поражения центральной нервной системы, на этапе подготовки к военной службе: Дис. ...канд. мед. наук. - М., 2009. - 148 с.
3. Банников К.Л. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии. -Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. - 112 с.
4. Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М.: ВПА, 1987. - С. 104.
5. Барашнев Ю.И., Лицев А.Э. К генезу минимальной мозговой дисфункции у детей // Рос. вест. перинат. и педиатрии. - 2005. - №6. - С. 11-17.
6. Боева А.В., Руженков В.А. Стратегия краткосрочной кризисной психотерапии суицидентов подростково -юношеского возраста // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теории, технологии, эксперимент. - Курск, 2001. - С. 171-173.
7. Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П., Кичигина И.В. Психическое здоровье призывного контингента. - Чита: Экспресс-издательство, 2011. - 204 с.
8. Гомбалевская М.С. Психологические особенности детей с последствиями перинатального поражения ЦНС: Дис. .канд. психол. наук. - СПб., 2012. - 292 с.
9. Кузнецова Л.Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 324327.
10. Петрухин А.С. Детская неврология. Т.2. - М.: ГОТАР-Медиа, 2012. - 560 с.
11. Dammann O., Levitón A. Brain damage in pre-term newborns: biological response modification as a strategy to reduce disabilities // J. Pediatr., 2000. - V.136. - P. 433-438.
12. Volpe J.J. Neurology of the Nawborn. - Philadelphia. - 2001. - 153 p.
Информация об авторах
Косенкова Т.В. - доктор медицинских наук, профессор, ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Щелкова О.Ю. - доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет». E-mail: [email protected]
Овчинников Б.В. - доктор медицинских наук, профессор, ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» МО РФ. E-mail: [email protected]
Гомбалевская М.С. - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры «Клиническая психология» ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Фёдорова Е.А. - ассистент кафедры «Психиатрии, наркологии и медицинской психологии» ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]