Надежда Евгеньевна Шестакова
Заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области
Особенности потребления платных услуг населением Свердловской области
Органами государственной статистики Российской Федерации ведется наблюдение за объемом и структурой потребления платных услуг, при этом основными статистическими показателями, характеризующими потребление, являются общий объем (в стоимостном выражении) и структура (%) потребления услуг, а также объем и структура потребления в расчете на душу населения. Учет ведется по 12 видам услуг (в отличие от классификации по Общероссийскому классификатору услуг населению, государственная статистика разделяет медицинские и санаторно-оздоровительные услуги и в состав прочих включает услуги банков, торговли, общественного питания и рынков), в числе которых и бытовые.
Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги [1. С. 36].
Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению крупными и средними организациями и малыми предприятиями, некорпорированными предприятиями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и экспертной оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.
Одним из основных требований при изучении динамических рядов является стоимостная сравнимость показателей, которая достигается системой сопоставимых цен.
В качестве аналитического показателя, позволяющего снизить влияние инфляционных процессов, целесообразно использовать объем потребления в сопоставимых ценах.
В Свердловской области за 16 лет (1990-2005 гг.) общий индекс роста цен на платные услуги превысил аналогичный показатель по Российской Федерации, поэтому представляется целесообразным рассмотрение динамики потребления платных услуг на душу населения в сопоставимых ценах начала экономических преобразований - 1990 г.
В табл. 1 представлен объем потребления платных услуг на душу населения в Российской Федерации и Свердловской области за 1990-2005 гг. в текущих и сопоставимых ценах 1990 г.
Рост объема среднедушевого потребления платных услуг в абсолютном выражении за рассматриваемый период превысил 50000 раз, но в сопоставимых ценах 1990 г. наблюдается значительное снижение показателя, как по Российской Федерации, так и по Свердловской области.
По Российской Федерации среднедушевой объем потребления платных услуг в сопоставимых ценах 1990 г. снизился на 79% (с 0,3 тыс. р. в 1990 г. до
0,062 тыс. р. в 2005 г.). В Свердловской области объем потребления платных услуг на душу населения ниже, чем в среднем по РФ, как в текущих (2005 г.), так и в сопоставимых ценах 1990 г., несмотря на равные значения в 1990 г. (0,3 тыс. р.). Если в текущих ценах превышение среднероссийского показателя в 2005 г. составляет только 1,01 раза, то в сопоставимых ценах 1990 г. более 3 раз (0,062 и 0,019 тыс. р. в сопоставимых ценах 1990 г. по РФ и Свердловской области соответственно).
В Свердловской области среднедушевой объем потребления снижался гораздо более быстрыми темпами и к 2005 г. в ценах 1990 г. составил всего 6% от уровня 1990 г. (0,3 тыс. р. в 1990 г. и 0,019 тыс. р. в 2005 г.), что не могло не отразиться на структуре потребления платных услуг населением.
Показатели структуры платных услуг на душу населения в Российской Федерации за 1990-2005 гг. представлены в табл. 2.
Наибольшую долю (26,5%) в структуре потребления населением платных услуг по РФ составляют жилищно-коммунальные услуги (в том числе услуги гостиниц и аналогичных средств размещения), их доля увеличилась на 8,6%; услуги пассажирского транспорта занимают второе место (21,7%), при этом их доля снизилась на 7,3% (29,0% в 1990 г. и 21,7% в 2005 г.).
Третье место в 2005 г. занимают услуги связи (18,4%), доля которых увеличилась на 12,0%, на четвертом месте - бытовые услуги (10,0% в 2005 г.), доля которых снизилась на 16,8% за рассматриваемый период.
Услуги системы образования, медицинские услуги, услуги правового характера, культуры и прочие виды услуг составляют от 6,5 до 2,3% в структуре потребления населением платных услуг. Наименьшую долю (от 0,6 до 1,6%) имеют туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные услуги и услуги физкультуры и спорта.
За рассматриваемый период резко увеличилось потребление услуг связи, жилищно-коммунальных услуг, услуг системы образования и медицинских (+12,0; +8,6; +4,5 и +3,9% соответственно), в то время как значительно снизилось потребление бытовых услуг, услуг пассажирского транспорта и туристско-экскурсионных (-16,8; -7,3 и -3,5% соответственно).
Таблица 1
Объем потребления платных услуг на душу населения в текущих и сопоставимых ценах 1990 г. в Российской Федерации и Свердловской области за 1990-2005 гг., р. (тыс. р. до 1998 г.)
Цены 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005 к 1990
Российская Федерация
Текущие 0,3 0,4 3,5 42 231 768 1 362 1 873 2 181 2 900 4 158 5 608 7 594 9 779 12 306 15 782 +52 606,67
Сопоставимые 0,3 0,224 0,088 0,044 0,039 0,039 0,046 0,052 0,051 0,051 0,055 0,054 0,053 0,056 0,060 0,062 -79%
Свердловская область
Текущие 0,3 0,4 3,4 37 214 896 1 308 1 680 1 867 2 238 3 678 5 660 7 499 9 731 12 091 15 567 +51 890,00
Сопоставимые 0,3 0,251 0,049 0,016 0,011 0,015 0,013 0,014 0,014 0,014 0,016 0,015 0,015 0,017 0,019 0,019 -94%
Таблица 2
Структура объема потребления платных услуг на душу населения в Российской Федерации за 1990-2005 гг., % к общему объему услуг
Вид услуг 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Изменение структуры (2005 - 1990)
Все оказанные услуги: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
бытовые 26,8 27,3 23,0 29,4 23,0 19,3 18,8 18,4 17,0 17,1 14,6 13,5 11,7 10,8 10,5 10,0 -16,8
пассажирского транспорта 29,0 33,4 34,4 29,3 31,8 28,0 25,1 24,1 22,2 22,4 25,8 25,3 24,2 23,3 22,2 21,7 -7,3
связи 6,4 6,6 7,3 5,9 7,1 7,6 7,9 8,6 9,4 10,1 11,2 12,1 14,8 15,8 17,6 18,4 +12,0
жилищно-коммунальные 17,9 13,8 15,4 10,3 13,1 19,4 20,8 21,9 22,8 23,4 20,3 21,6 23,7 25,6 25,3 26,5 +8,6
системы образования 2,0 1,4 2,7 2,4 2,4 2,5 3,0 3,5 4,4 4,8 6,9 6,9 6,7 6,6 6,8 6,5 +4,5
культуры 3,6 3,3 2,3 1,6 1,3 1,1 1,1 1,3 1,2 1,4 1,7 1,9 2,0 2,4 2,5 2,4 -1,2
туристско-экскурсионные 4,9 3,8 3,2 2,0 1,5 1,3 1,2 1,6 1,3 1,4 1,8 1,7 1,4 1,3 1,3 1,4 -3,5
физической культуры и спорта 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,6 +0,3
медицинские 0,9 1,2 1,6 1,7 1,9 2,6 2,8 3,3 3,6 4,1 4,6 4,7 4,9 4,8 4,9 4,8 +3,9
санаторно-оздоровительные 3,7 4,6 6,3 5,0 4,0 3,4 2,9 3,4 3,5 3,9 2,8 2,5 2,1 1,8 1,7 1,6 -2,1
правового характера 0,9 0,9 1,3 6,8 7,5 8,1 7,5 6,9 6,1 5,0 5,2 4,8 3,9 3,2 2,7 2,3 +1,4
прочие виды платных услуг 3,6 3,4 2,3 5,4 6,2 6,4 8,6 6,7 8,2 6,1 4,7 4,6 4,2 4,0 4,0 3,8 +0,2
Примечание. Составлено по: Российский статистический ежегодник 2004: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. С. 500; http://www.gks.ru.
ИЗВЕСТИЯ УрГЭУ 2006 • № 4(16)
Таким образом, в целом по Российской Федерации на долю бытовых услуг приходится только 10,0% общего объема среднедушевого потребления платных услуг, при этом их доля за последние 16 лет снизилась на 16,8%.
В Свердловской области структура потребления платных услуг сходна с потреблением услуг на федеральном уровне: основная доля принадлежит услугам пассажирского транспорта - 21,4% в 2005 г. (рост на 8,1% по сравнению с 1990 г.) и жилищно-коммунальным услугам - 26,4% в 2005 г. Значительно (на 8,1%) возросла доля услуг связи и составила 15,6% в 2005 г. Наибольший показатель прироста по платным услугам наблюдается по транспортным услугам и услугам связи. На среднем уровне находится потребление услуг системы образования (9,5% в 2005 г.), доля которых увеличилась на 6,3%, и медицинских услуг, доля которых увеличилась на 5,4% и в 2005 г. составила 6,8% в общем объеме потребления платных услуг.
Доля потребления бытовых услуг на территории Свердловской области в 2005 г. составила 9,3% в общем среднедушевом объеме потребления, снижение при этом составило 22,0% за 1990-2005 гг.
Изменение структуры среднедушевого потребления платных услуг населением в Российской Федерации и в Свердловской области представлено на рисунке.
□ Российская Федерация Ш Свердловская область
Изменение в структуре среднедушевого потребления платных услуг населением Российской Федерации и Свердловской области за 1990-2005 гг., %:
1 - бытовые услуги; 2 - услуги пассажирского транспорта; 3 - услуги связи;
4 - жилищно-коммунальные услуги; 5 - услуги системы образования; 6 - услуги культуры;
7 - туристско-экскурсионные услуги; 8 - услуги физической культуры и спорта;
9 - медицинские услуги; 10 - санаторно-оздоровительные услуги;
11 - услуги правового характера; 12 - другие виды услуг
Сравнительный анализ структурных изменений в потреблении платных услуг населением Свердловской области и Российской Федерации позволил сделать следующие выводы:
разнонаправленные тенденции в отраслевой структуре потребления наблюдались по: услугам пассажирского транспорта (в РФ -7,3%, в Свердловской области +8,7%), жилищно-коммунальным услугам (в РФ +8,6%, в Сверд-
ловской области -0,2%), прочим видам платных услуг (в РФ +0,2%, в Свердловской области -0,6%);
общие тенденции снижения: бытовые услуги (в РФ -16,8%, в Свердловской области -22,0%), услуги культуры (в РФ -1,2%, в Свердловской области -3,1%), туристско-экскурсионные услуги (в РФ -3,5%, в Свердловской области -0,5%), санаторно-оздоровительные услуги (в РФ -2,1%, в Свердловской области -3,5%);
общие тенденции увеличения: услуги связи (в РФ +12,0%, в Свердловской области +8,1%), услуги системы образования (в РФ +4,5%, в Свердловской области +6,3%), услуги физической культуры и спорта (в РФ +0,3%, в Свердловской области +0,2%), медицинские услуги (в РФ +3,9%, в Свердловской области +5,4%), услуги правового характера (в РФ +1,4%, в Свердловской области +1,8%).
Потребление бытовых услуг в структуре потребления платных услуг на душу населения в 2005 г. не превышает 10% как по РФ, так и по Свердловской области. Более того, за последние 16 лет их доля снизилась в среднем по РФ на 17%, тогда как в Свердловской области снижение составило 22%.
Бытовое обслуживание населения - деятельность организаций различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг и выполнению работ для населения по возмездному договору для удовлетворения бытовых (личных, семейных, домашних и иных) нужд.
Органы государственной статистики при характеристике данных бытового обслуживания населения используют показатели: объем бытовых услуг населению, индексы его физического объема, индексы потребительских цен (тарифов) на бытовые услуги населению, видовая структура бытовых услуг, сведения о сети объектов бытового обслуживания населения (число ателье, цехов, приемных пунктов), численности работающих в них, отдельных показателях мощности.
Объем бытовых услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг, оказанных резидентами российской экономики. В объеме бытовых услуг населению учитывается экспорт услуг и не учитывается их импорт.
В составе бытовых услуг объединены услуги производственного и непроизводственного характера.
Услуги первой подгруппы реализуются в создании новой вещи, новой потребительной стоимости и в соответствии с действующей классификацией распределены по различным видам производственной деятельности (пошив одежды, пошив и вязание трикотажных изделий, изготовление металлоизделий, изготовление мебели, строительство жилья и других построек, услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий и др.).
Услуги второй подгруппы реализуются в ремонте, реставрации вещи, бывшей в употреблении, в восстановлении или даже увеличении ее потребительной стоимости (ремонт одежды, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт металлоизделий, ремонт мебели, химическая чистка и крашение, услуги прачечных, ремонт жилья и других построек, техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств и др.). А также обеспечивают релаксацию, реабилитацию, рекреацию сущностных сил человека и отдельных его психобиофунк-циональных систем либо создают для этого оптимальные условия (услуги бань, душевых павильонов, общественных туалетов, парикмахерских, организаций по уборке квартир и других помещений, услуги по натиранию полов, протиранию стекол, выдаче справок, выполнению поручений, переводов, переписке текстов, услуги ломбардов, похоронных бюро, кладбищ, крематориев).
В 1990 г. в Свердловской области функционировал 4 041 объект бытового обслуживания населения [2]. В соответствии с указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 24 «О коммерциализации предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР» была проведена коммерциализация существующей хозяйственной структуры, которая заключалась в выделении и обеспечении хозяйственной самостоятельности предприятий. В результате проведенных преобразований предприятия и их структурные подразделения стали свободно распоряжаться результатами своего труда. Однако раздробление ранее действовавших предприятий на мелкие структуры привело к потере их управляемости ввиду низкого управленческого и образовательного уровня руководителей данных структур. Потеря централизованного управления привела к экономической несамостоятельности и свертыванию деятельности вновь образовавшихся предприятий по большинству видов бытовых услуг. Дотации государства, ранее направляемые на поддержку деятельности предприятий бытового обслуживания, прекратились. Предприятия оказались не готовыми к работе в новых экономических условиях. Начался процесс сокращения сети предприятий бытового обслуживания населения. По оперативным данным администраций муниципальных образований Свердловской области в 2000 г. в сравнении с 1990 г. число объектов бытового обслуживания населения сократилось в 1,2 раза.
Одновременно эти явления способствовали развитию предпринимательской деятельности, поскольку отрасль бытового обслуживания населения является перспективной сферой для массового развития малого предпринимательства.
Литература
1. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание в России. 2004: стат. сб. / Росстат. М., 2004.
2. О состоянии бытового обслуживания населения Свердловской области: аналитическая записка / Областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 1997.
■к -к -к -к -к