УДК 334.75
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ РЫБОПРОДУКТОВ
И.Н. Солдатова, Дальрыбвтуз, Владивосток
В статье рассматриваются продовольственная безопасность России, уровень обеспеченности населения продовольственными продуктами отечественного производства, полезные свойства рыбопродукции и основные тенденции потребительских предпочтений россиян.
Рынок рыбо- и морепродуктов является сегодня одним из самых динамично растущих среди всех сегментов продовольственного рынка России. Основное предназначение рыбной отрасли - обеспечение продовольственной безопасности страны, под которой понимается доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровой и активной жизни.
В настоящее время в нашу страну завозится около 40 % продуктов питания в основном из Германии, США, Франции, Великобритании, Нидерландов и Италии, в то время как считается, что при импорте 20 % продовольствия страна уже теряет продовольственную независимость Доля импорта в обеспечении социально значимых продовольственных товаров составляет по мясопродуктам 36 %, молокопродуктам - 11 %, растительному маслу - 42 %, рыбопродуктам - 29 %, сахару - 74 %.
Уровень обеспечения потребления мяса населением к рекомендованной норме за счет отечественного производства обеспечивается всего лишь на 38 %, а с учетом импорта по мясу - 60 %, молоку - 54 %, рыбе - 42 %, яйцам - 74 %, сахару - 79 %, маслу растительному - 62 %. Только по картофелю общее обеспечение превосходит рекомендуемую норму на 7 % и по хлебу - на 12 %.
Рыбные продукты являются одним из важнейших компонентов сбалансированного питания - животного белка, который в мире относится к одному из самых дефицитных товаров. Общие мировые потребности по нему удовлетворяются менее чем на 30 %.
Болезнями современной цивилизации являются избыточная масса тела, гипертония, атеросклероз, сахарный диабет, подагра, болезни печени, почек и кишечника. Международные эксперты считают, что, по меньшей мере, треть всех раковых заболеваний связана с питанием.
Рыбная продукция как носитель животного белка с уникальным набором аминокислот, жирных кислот и витаминов занимает ведущее место в обеспечении сбалансированности питания и не имеет на современном этапе альтернативной замены. Сокращение его в
структуре потребления ведет к росту заболеваемости, снижению адаптивных возможностей человека, что влияет на качество рабочей силы, следовательно, на общий уровень конкурентоспособности национальной экономики.
Средняя суточная потребность физиологически здорового человека в белках составляет 85-95 г. Из них более половины должно приходиться на животные белки. Это связано с тем, что только в них содержатся в оптимальных соотношениях аминокислоты, не синтезирующиеся в организме человека. Из 17 незаменимых аминокислот 8 человек может получить только из рыбных продуктов. В общей норме потребления животных белков на долю рыбных продуктов приходится 10 %.
Жир рыбы усваивается в организме человека полнее и быстрее, чем жиры животных. Структура и биологическое действие высоконасыщенных жирных кислот, рыбьего жира существенно отличаются от структуры и свойств кислот растительных жиров. Жиры морских гидробионтов - единственные природные источники жирных кислот, препараты из которых представляют собой современные антитромбовые и антисклеротические средства.
Рыбные продукты являются незаменимым источником витаминов групп А, 02, Н, В, РР, Е. Особенно большое количество жирорастворимых витаминов А, Е, 0 содержится в печени морских рыб. Мясо рыб - уникальный природный продукт по макро- и микроэлементам (кальций, калий, фосфор, фтор, йод, медь, железо, цинк, магний). В одном морском еже содержится годовая норма потребления более половины необходимых человеку микроэлементов.
В развитых странах посредством рыбных продуктов удовлетворяются потребности в железе на 25 %, фосфоре - 60-70 %, магнии - 20 %, йоде - 90 %. Животный белок рыбной продукции имеет преимущества по себестоимости в сравнении:
- мясом говядины - в 2,6 раза;
- свинины - в 3,4 раза;
- баранины и птицы - 1,5 раза.
ю В целом внутренний рынок рыбных товаров сегодня характеризуется неравномерностью насыщения. В прибрежных районах уровень потребления составляет 25-30 кг в год, в центральных европейских районах и Сибири менее 13 кг, в Москве - около 30 кг.
Самый низкий уровень потребления рыбной продукции приходится на первую группу населения, имеющую самые низкие доходы. Среднее потребление рыбной продукции в год в этой группе составляет менее 6 кг на человека. Представители высшей группы потребляют рыбной продукции в 7 раз больше. Семьи, имеющие четырех и более детей, потребляют самое меньшее количество рыбы в год на человека - 5,5 кг.
В настоящее время основными тенденциями, определяющими формирование потребительских предпочтений на рынке рыбной продукции, являются:
- высокая эластичность спроса на рыбную продукцию по цене и низкая по уровню дохода потребителей;
- рост популярности продуктов легкого приготовления;
- наибольший спрос дешевой продукции среди продуктов рыбопереработки внутри каждого сегмента.
Рассматривая особенности потребительских предпочтений рыбной продукции россиянами, необходимо отметить, что в структуре розничного потребления преобладает мороженая рыба, на долю которой в 2007 г. пришлось 34 % общего потребления рыбы (рис. 1).
Также весьма востребованы среди российских потребителей консервы (21 %), сельдь соленая (15 %), крабовые палочки (11 %). Наименьшие объемы потребления приходятся на паштеты и деликатесы, их доля в потреблении составляет по 7 % и креветки._
40 35 30 25 20 15 10 5 0
34
Й
й
й 21 21
§ 15
й 1 11 *
й 7 7 5
й ? ? ?
^ ✓ У ^ У _</
Г
* л* *
Г
Г ✓
Рис. 1. Структура потребительских предпочтений россиян по видам рыбной продукции
Структура потребления и потребительских предпочтений рыбы и морепродуктов в значительной мере связаны с уровнем благосостояния семей. Мороженая рыба наиболее популярна среди
всего населения России, при этом у населения со среднемесячным доходом менее 10 тыс. руб. наиболее популярна мороженая рыба среднего ценового сегмента - треска, минтай. С увеличением доходов возрастает ассортимент потребляемой рыбы и рыбных продуктов, а также потребление рыбных продуктов верхнего ценового сегмента.
В настоящее время все более востребованной среди российских потребителей становится упакованная рыбопродукция. Наибольшим потребительским предпочтением пользуются пресервы в пластиковых банках, их предпочитают 24,3 % потребителей. Лишь незначительно от лидера отстают пресервы в мягкой упаковке и рыба в вакуумной упаковке нарезкой, доли которых составляют 22,1 и 20,8 % соответственно. Рыба в вакуумной упаковке куском менее востребована среди потребителей - ее предпочитают 17,4 % потребителей упакованной рыбопродукции, участвовавших в исследовании (рис. 2).
Среди основных факторов выбора определенной марки упакованной рыбопродукции ведущую роль играет вкус продукта, этот критерий имеет приоритетное значение для 27,9 % потребителей. Второе место по значимости для потребителей занимает фактор уверенности в качестве (17,4 %).
другое 2! 2,8
вяленая рыба, закуска к
ШШ126
пиву
рыба в вакуумной упаковке, кусок
'////////А 17,4
рыба в вакуумной упаковке, нарезка
У/////////Л 20,8
пресервы в мягкой упаковке
У/////////М 221
пресервы в пластиковых банках
У///////////Л 24,3
0
10
20 30
%
Рис. 2. Предпочтения потребителей по видам и упаковке рыбопродукции
Также наиболее значимыми факторами выбора упакованной рыбопродукции выступают доступность цены и постоянное наличие в продаже (12,8 % и 11,1 % соответственно). Примечательно, что фактор известности производителя оказывает лишь незначительное влияние на потребительский выбор (1,8 %). При выборе упакованной рыбопродукции потребители лишь изредка опираются на советы друзей и знакомых (2,5 %) (рис. 3).
Таким образом, можно предположить, что при выборе упакованной рыбопродукции российский потребитель руководствуется главным образом собственным предшествующим опытом покупки и потребления той или иной марки и скорее не склонен доверять мнению близкого социального окружения, а также известности производителя. Последнее обстоятельство, вероятно, связано с недостаточной осведомленностью о производителях, присутствующих на рынке и с тем, что рынок продуктов рыбопереработки находится на этапе формирования и в стадии роста.
5
известность производителя совет друзей/знакомых затрудняюсь ответить оптимальное соотношение цены и качества доверие производителю оптимальный вес внешний вид наличие в продаже доступность цены качество
Э 1,8 и 2,5 ега 4,4
ЕЯ 4,6
5
5,4
ГТТЛ 5,9
гггггга 11,1
'///////\ 12,8
а
1
//////^/////////^27
,4
0
10
20
30
%
Рис. 3. Критерии выбора марки упакованной рыбопродукции потребителями
Библиографический список
1. Бурдуков П.Т., Саетгалиев Р.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М.: Альма, 1999. С.135
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс,1998. 416 с.
3. О развитии и повышении конкурентоспособности рыбной промышленности России: Доклад губернатора Приморского края С.М. Дарькина рабочей группе Государственного совета Российской Федерации. Владивосток: Администрация Приморского края. 2005. 325 с.
6