637.56.002.003.1
ПЕРСПЕКТИВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАЗРАБОТКЕ И ОСВОЕНИИ НОВЫХ ВИДОВ РЫБОПРОДУКТОВ
Н.А. СТУДЕНЦОВА, А.О. ЖУК, А.В. МАЗКИН
Кубанский государственный технологический университет
Проведение маркетинговых исследований - сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов исследования зависит успешное функционирование всего предприятия
Для эффективной рыночной деятельности крупные зарубежные компании ежегодно проводят сами или заказывают сторонним организациям 3-4 маркетинговых исследования [1, 2]. Средние зарубежные фирмы затрачивают на подобную деятельность до 1,5% своего бюджета, крупные - до 3,5% [3].
Российские фирмы в настоящее время редко проводят маркетинговые исследования вследствие нацеленности на обеспечение текущей прибыли, отсутствия положительного опыта проведения таких исследований и недооценки их полезности. Между тем маркетинговые исследования приобретают особое значение в сложной экономической ситуации, сформировав -шейся в рыбном хозяйстве России.
Отечественное рыбное хозяйство как естественная монополия по официальной статистике считается третьей в стране отраслью по «экспортонасыщенно-сти» после газа и нефти [4]. Его продукция - разнообразная рыба, а также изделия из нее и морепродуктов, будучи неконкурентной на внутренних продовольственных рынках, в полной мере конкурентна на зарубежных рыбных биржах, в морских портах Японии, Норвегии, США, Кореи, ЕС.
В то время как согласно данным ФАО почти у половины населения Земли в питании преобладают белки рыб и других водных животных, в России отмечено недостаточное потребление рыбной продукции. Среднедушевое потребление рыбы и рыбных продуктов в нашей стране в 2000 г. составило 10,4 кг в год, против 20,3 кг в 1990 г. [5]. Дифференциация в уровне потребления рыбных продуктов по отдельным регионам страны колеблется от 3 до 40 кг.
Краснодарский край по природно-климатическим условиям находится в зоне благоприятной для рыбоводства. Ведущая организациия в крае Союз «Красно-даррыба» объединяет крупные предприятия по добыче, выращиванию и переработке рыбы. Суммарная площадь нагульных водоемов для рыбы разной категории составляет более 61 тыс. га, в том числе 13,4 тыс. га пойменных спускных прудов, 17,4 тыс. га озер и водохранилищ, 19,1 тыс. га озер и лиманных водоемов, кроме того, имеется 64,9 тыс. га открытых лиманов, со-
единенных с Азовским морем и имеющих промысловое значение. Однако, несмотря на то, что регион обладает достаточно большими площадями водоемов, добыча рыбы в крае сократилась в 3-4 раза по сравнению с 1990 г., а улов осетровых с 2001 г. прекращен полностью. Основные объекты промышленного промысла: карась, судак, шпрот, хамса, тюлька, тарань, камбала-калкан, пиленгас.
В современных экономических условиях недоста -точно расширить ассортимент высококачественных пищевых продуктов и внедрить прогрессивные технологии переработки. Необходимо располагать информацией о степени удовлетворения спроса населения на реализуемые товары и эффективно ее использовать, знать основные факторы, влияющие на формирование покупательского спроса на товары, их предложение и реализацию.
Сотрудниками кафедры технологии мясных и рыбных продуктов КубГТУ, совместно со студентами старших курсов, были проведены исследования, путем анкетирования различных групп населения, по изучению и оценке покупательского спроса на рыбу и рыбную продукцию в Краснодаре и Краснодарском крае. Опрошено более 150 респондентов, среди которых служащих и рабочих - 59%, студентов - 28%, пенсионеров - 13%, две трети опрошенных составляли женщины.
На рынке края представлен широкий ассортимент рыбной продукции. Это рыба живая, мороженая, полуфабрикаты мороженые, пресервы, консервы, морепродукты. Помимо изделий местных производителей, на краевой рынок поступает также продукция с Дальнего Востока, из Мурманска, Калининграда, Астрахани, Ростова-на-Дону, стран Балтии, Дании, Норвегии, Канады и Украины. Однако в связи с тем, что такими поставками занимаются множество коммерческих фирм, трудно представить полную картину конъюнктуры рынка в крае.
Среднегодовая норма потребления рыбной продукции на душу населения, разработанная Институтом питания Академии медицинских наук РФ, - 18,2 кг в год. Как свидетельствуют данные анкетирования, в соответствии с нормой питаются 41% опрошенных, потребляют больше нормы - 17%, но для большей части опрошенных - 42% - в силу целого ряда причин количество потребляемых рыбных продуктов ниже нормы.
Наибольшим спросом у населения пользуется свежая пресноводная рыбная продукция, ей отдают предпочтение 58% респондентов. Несколько ниже спрос на морские объекты промысла - 42%. Оценка мотивации
покупки рыбы и рыбопродуктов, % от числа опрошенных: вкус - 17, полезность - 20, рыба максимально подготовлена к употреблению - 31, рыба не подготовленная, не разделанная, но дешевле - 32. Согласно опросу, чаще покупают рыбу, %: свежую - 24, мороженую - 11, копченую - 27, вяленую - 14, консервы - 10, пресервы - 7.
Потребители в первую очередь ориентируются на органолептические характеристики продукции - цвет, запах, внешний вид, затем на срок годности и предлагаемые дополнительные услуги (фасовка, упаковка).
Особым спросом у населения края пользуется живая рыба: карп, карась и крупный толстолобик. Из мороженой рыбы чаще покупают сельдь, скумбрию, судака, пиленгаса, камбалу. В последнее время увеличился спрос на мороженые полуфабрикаты, так как товар приобрел привлекательный вид, не требует дополнительной обработки и доступен по цене. Из соленой рыбопродукции отдают предпочтение сельди, кильке и хамсе. Причина - хорошие вкусовые качества и низкая цена. Пряный посол менее популярен.
Ранее пресервы рыбные из-за высокой цены не пользовались спросом, сейчас они стали более доступны, но в основном покупают соленую рыбу (сельдь, хамса), так как она дешевле. Несколько лучше покупают пресервы в стеклобанке.
Из копчено-вяленой продукции большим спросом пользуется мелкая неразделанная рыба - килька, мойва, салака, тюлька в мелкой расфасовке (150-200 г). Традиционно имеется спрос на неразделанную рыбу (тарань, лещ, чехонь, судак), вяленую и копченую.
Деликатесная продукция из-за высокой цены массового потребления не имеет. Пользуется спросом пласт из толстолобика с головой и без головы, копченый и вяленый, спинка скумбрии, толстолобика, пиленгаса и горбуши, а также рыбные пивные наборы различных видов.
Консервы на рынках края представлены в широком ассортименте: в томате, масле, натуральные и др. Большим спросом у населения из-за низкой цены пользуются консервы в томате, особенно килька, частик, тюлька, а также фрикадельки, тефтели. Значительно влияет на спрос внешний вид консервов, красочная этикетка, известность производителя, но главное - это цена.
При оценке ассортимента рыбной продукции 52% респондентов высказалось за увеличение объемов рыбной кулинарии, 32% - за дальнейшее расширение ассортимента рыбной продукции, кулинарии, 18% - за улучшение качества продукции и столько же за снижение цен, 32% - за проведение рекламных мероприятий.
Расширение ассортимента рыбы и рыбной продукции предполагается за счет более дешевых сортов и видов - пиленгаса, толстолобика, амура, реализации новых, нетрадиционных видов морепродуктов - рапана, мидии и др.
По итогам анкетирования разработаны рекомендательные меры для предприятий, перерабатывающих рыбную продукцию:
выявлять покупательские предпочтения и оперативно реагировать на их изменения;
уделять особое внимание рекламе своей продукции;
расширять ассортимент выпускаемых изделий как за счет более дешевых сортов и видов, так и за счет нетрадиционных объектов - моллюсков, водорослей;
развивать сеть специализированных магазинов, реализующих рыбную продукцию производителей напрямую, без посредников;
уделять внимание развитию финансового рынка.
Кредитные учреждения крайне неохотно кредиту -ют малые предприятия региона. По итогам 2001 г. инвестиции в предпринимательство состоят на 78% из собственных средств, на 17% - из привлеченных средств и только 5% - кредиты банков. Реальными источниками финансирования малых предприятий являются средства населения и других предпринимателей.
Необходимо отметить, что потребитель скорее будет покупать качественную и более дорогую продукцию, чем низкокачественную, но дешевую. Поэтому уровень качества определяет потребительскую ценность в первую очередь. Этот уровень формируется на всех этапах процесса производства продукции. Обеспечение заданного уровня качества необходимо рассматривать как важную составную часть производственной деятельности.
К сожалению, российские фирмы не полностью ис -пользуют все преимущества маркетинговых исследований. Опыт иностранных компаний однозначно свидетельствует о необходимости затрат в этой области, которые при грамотно проведенном исследовании всегда окупаются увеличением прибыли благодаря совершенствованию организации производственной и сбытовой деятельности, созданной по результатам комплексного анализа рынка [3].
Посредством маркетинговых решений предприятие приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества. Эффективность этого процесса зависит в большей мере от доступности и за-действованности постоянной информационной обратной связи от рынка к производителю, которая позволит судить о существующем положении и оценивать возможности новых или модифицированных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс, 1998. - 414 с.
2. Мешков А .А., Мусатова Б.В. Маркетинг. - М.:
Изд.-торг. корп. «Дашков и К°», 2002. - 172 с.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 1995. -698 с.
4. Гаврилов Р.В, Романов Е.А. Трудная судьба рыбного хозяйства России в начале 21 века // Рыбное хозяйство. - 2003. - № 6. - С. 8-12.
5. Чичельницкий И.М. Оценка реального уровня потребления рыбных товаров // Рыбное хозяйство. - 2003. - № 4. - С. 9-10.
Кафедра технологии мясных и рыбных продуктов
Поступила 25.06.04 г.