Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО‐ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО‐ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
депрессивные регионы / сельские территории / горные районы / социально-экономическая политика / факторы / управление / depressed regions / rural areas / mountainous areas / socio-economic policy / factors / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А‐Оглы. Дадашев, И.А. Дикарева

Эксперты отмечают нарастающую стагнацию сельских территорий большинства субъектов Российской Федерации, недопустимый уровень падения уровня и качества жизни населения сельской местности и т.п. Это отягощается ненадлежащим состоянием социальной инфраструктуры, несовершенством используемых организационно-экономических механизмов системного управления развитием данных территорий. Обеспечить восстановление и устойчивое развитие сельских территорий возможно только лишь посредством создания системы стратегического управления развитием сельских территорий, и именно в ее рамках необходимо, в первую очередь, разработать и задействовать комплекс эффективных механизмов, направленных, в т.ч., на стимулирование и оптимизацию всевозможных ресурсов в сельскую экономическую жизнедеятельность. Нам представляется, что подобные системы необходимо создать в депрессивных республиках СКФО, естественно, с учетом региональных специфик и территориальных особенностей, причем, как приоритетного направления региональной социально-экономической политики. В ходе исследования мы изучили определенное количество специальной литературы касательно проблем построения организационно-управленческих и экономических основ стратегического управления развитием сельских территорий. Нам представляется уместным говорить об отсутствии современных механизмов организации господдержки и инвестирования сельских территорий, особенно, горных районов, в т.ч. основанных на государственно-частном финансировании. Эти и другие проблемы легли в основу нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. А‐Оглы. Дадашев, И.А. Дикарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUILDING A REGIONAL SOCIO‐ECONOMIC POLICY OF RURAL AREAS

Experts note the growing stagnation of rural areas in most constituent entities of the Russian Federation, an unacceptable level of decline in the level and quality of life of the population in rural areas, etc. This is aggravated by the inadequate state of the social infrastructure, the imperfection of the organizational and economic mechanisms used for the systemic management of the development of these territories. It is possible to ensure the restoration and sustainable development of rural areas only through the creation of a system of strategic management of the development of rural areas, and it is within its framework that, first of all, it is necessary to develop and use a set of effective mechanisms aimed, inter alia, at stimulating and optimizing all possible resources in rural economic life. It seems to us that such systems need to be created in the depressive republics of the North Caucasus Federal District, naturally, taking into account regional specifics and territorial characteristics, moreover, as a priority area of regional socio-economic policy. In the course of the study, we studied a certain amount of special literature on the problems of building the organizational, managerial and economic foundations of the strategic management of the development of rural areas. It seems appropriate to us to speak about the absence of modern mechanisms for organizing state support and investment in rural areas, especially in mountainous areas, incl. based on public-private funding. These and other problems formed the basis of our research.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО‐ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

2. Information portal RESTORANOFF.ru // How the total turnover of public catering enterprises in Russia decreased in the 2nd quarter [official website]. URL: https://restoranoff.ru/news/newsfeed/kak-snizilsya-summarnyy-oborot-predpriyatiy-ob-shchestvennogo-pitaniya-v-rossii-po-itogam-2-kvartala/

3. Rosbalt-news Agency / / (Pri)Otkrytie restaurants-2020: chronicle of the declared life [official site]. URL: https://www.rosbalt.ru/piter/2020/06/24/1850603.html

4. Retail.ru Food-news Agency / / Index is gradually stabilizing [official site]. URL: https://www.retail.ru/news/food-index-postepenno-stabiliziruetsya-23-iyunya-2020-195390/

5. RATING-news Agency // Rating of Russian regions by unemployment rate-2020 [official website]. URL: https://riarat-ing.ru/infografika/20200317/630157723.html

6. instructions on statistics of the number and salary of workers and employees at enterprises, institutions and organizations (approved by the state statistics Committee of the USSR 17.09.1987 N 17-10-0370) (ed. from 20.04.1993) / / SPS Consult-antPlus // Published on the official Internet portal of legal information ConsultantPlus.

7. GOST 30524-2013 catering Services. Personnel requirements [official website]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200107327

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10454

А. А-оглы. Дадашев - доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»,

A. A-oglu. Dadashev - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History and Philosophy, "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ", mbc_@mail.ru;

И.А. Дикарева - старший преподаватель кафедры «Денежное обращение и кредит» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

I.A. Dikareva - Senior Lecturer of the Department of Monetary Circulation and Credit of FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ", mbc_@mail.ru.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ FEATURES OF BUILDING A REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY OF RURAL AREAS

Аннотация. Эксперты отмечают нарастающую стагнацию сельских территорий большинства субъектов Российской Федерации, недопустимый уровень падения уровня и качества жизни населения сельской местности и т.п. Это отягощается ненадлежащим состоянием социальной инфраструктуры, несовершенством используемых организационно-экономических механизмов системного управления развитием данных территорий. Обеспечить восстановление и устойчивое развитие сельских территорий возможно только лишь посредством создания системы стратегического управления развитием сельских территорий, и именно в ее рамках необходимо, в первую очередь, разработать и задействовать комплекс эффективных механизмов, направленных, в т.ч., на стимулирование и оптимизацию всевозможных ресурсов в сельскую экономическую жизнедеятельность.

Нам представляется, что подобные системы необходимо создать в депрессивных республиках СКФО, естественно, с учетом региональных специфик и территориальных особенностей, причем, как приоритетного направления региональной социально-экономической политики.

В ходе исследования мы изучили определенное количество специальной литературы касательно проблем построения организационно-управленческих и экономических основ стратегического управления развитием сельских территорий. Нам представляется уместным говорить об отсутствии современных механизмов организации господдержки и инвестирования сельских территорий, особенно, горных районов, в т.ч. основанных на государственно-частном финансировании.

Эти и другие проблемы легли в основу нашего исследования.

Abstract. Experts note the growing stagnation of rural areas in most constituent entities of the Russian Federation, an unacceptable level of decline in the level and quality of life of the population in rural areas, etc. This is aggravated by the inadequate state of the social infrastructure, the imperfection of the organizational and economic mechanisms used for the systemic management of the development of these territories. It is possible to ensure the restoration and sustainable development of rural areas only through the creation of a system of strategic management of the development of rural areas, and it is within its framework that, first of all, it is necessary to develop and use a set of effective mechanisms aimed, inter alia, at stimulating and optimizing all possible resources in rural economic life.

It seems to us that such systems need to be created in the depressive republics of the North Caucasus Federal District, naturally, taking into account regional specifics and territorial characteristics, moreover, as a priority area of regional socio-economic policy.

In the course of the study, we studied a certain amount of special literature on the problems of building the organizational, managerial and economic foundations of the strategic management of the development of rural areas. It seems appropriate to us to speak about the absence of modern mechanisms for organizing state support and investment in rural areas, especially in mountainous areas, incl. based on public-private funding. These and other problems formed the basis of our research.

Ключевые слова: депрессивные регионы, сельские территории, горные районы, социально-экономическая политика, факторы, управление.

Key words: depressed régions, rural areas, mountainous areas, socio-economic policy, factors, management.

Ожидается, что переход к устойчивому развитию сельских территорий позволит эффективно решать социально-экономические и экологические проблемы, рационально задействовать природно-ресурсный потенциал для обеспечения удовлетворения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений населения сельских территорий. Но также очевидно, что подобный переход сопряжен с необходимостью повсеместного развития малого бизнеса, незамедлительный диверсификации сельской многофункциональной экономики, сокращению уровня разрыва между сельскими территориями и городом и др.

Безусловно, устойчивое развитие сельских территорий невозможно обеспечить без решения множества сложнейших задач без существенной поддержки.

Анализ и обобщение специальной литературы по рассматриваемой проблематике показывает, что для депрессивных республик СКФО целесообразен переход на территориальную модель развития, ибо восстановление и развитие сельских территорий геополитически сложного региона выступает как многомерный и многоуровневый процесс со множеством участников и взаимной ответственностью государственных структур, бизнес-структур и гражданского сообщества за социо-эколого-экономическое состояние сельских поселений.[8,9,10,11]

В ходе нашего исследования мы увидели наличие у большинства опрошенных нами жителей ряда сельских поселений республик Северного Кавказа состояние растерянности из-за повсеместной безработицы, из-за потери социального контроля над сельскими территориями. Безусловно, можно как-то рассуждать о том, что сокращение численности сельского населения происходит во всем мире, то это объективный процесс... Нонам представляется, что нельзя общими глобальными рассуждениями затирать, что главной целью устойчивого развития является человек, он таже выступает и в качестве основного фактора развития территорий, в т.ч. сельских.

Современная региональная политика восстановления и развития депрессивных сельских территорий должна, в т.ч., обеспечить:

- равный доступ сельского населения к социальным услугам в соответствии с социальными стандартами;

- обязательный учет совокупного потенциала и формирование возможностей его развития и саморазвития;

- активно вовлекать сельское сообщество в процессы разработки и осуществления стратегического плана и программ устойчивого развития сельских территорий;

- повысить персональную ответственность органов власти и управления всех уровней за соблюдением параметров основных индикаторов устойчивости развития конкретной сельской местности. [2,5,14]

Тот же самый мировой опыт касательно развития сельских территорий, особенно, расположенных в депрессивных условиях, убедительно говорит о необходимости (помимо государственной поддержки) и прямой поддержки сельской общины, что крайне существенно в условиях малочисленных коренных населений республик Северного Кавказа с их особенностями традиционных этнокультур обитания в конкретной сельской местности.

Надо отметить, что в западных странах разработаны и успешно применяются в повседневной жизни социальные стандарты обеспечения жителей сельских территорий комплексом социальных услуг. Они есть в некоторых субъектах, но их нет в республиках СКФО. На наш взгляд, это происходит, в т.ч. и из-за того, что при их принятии региональные органы власти, местного самоуправления и иные должностные лица тогда будут нести ответственность (в соответствии с законодательством РФ).

Мы убеждены, что разработка и задействование в повседневную работу социальных стандартов обеспечения сельского населения социальными услугами является безальтернативным способом обеспечения приемлемого уровня жизни каждому селянину. Для этого необходимо создать в РФ единую правовую базу и общую методологию построения системы социальных стандартов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Ключевым ориентиром разрабатываемой региональной политики развития сельских территорий должна выступать увеличение численности и благосостояния сельского населения, что обеспечивается надлежащей реализацией селом социально-экономических, этнокультурных, экологических и иных функций народно-хозяйственного характера. [1,3,7]

Непосредственно, любая сельская территория выступает в формате самостоятельной сложной социо-эколого-экономической системы. В свою очередь, любая сельская территория выступает как подсистема более высокого иерархического уровня - как часть региона Российской Федерации. Отсюда, можно утверждать, что устойчивость сельских территорий одновременно зависит как от устойчивости ее внутренних подсистем (отдельных составляющих), так и от устойчивости более высокого порядка. Иными словами, речь идет о том, что реализация устойчивого развития должно параллельно происходить на всех иерархических уровнях, начиная с муниципального и регионального вплоть до федерального. [6,7,15]

В соответствии с положениями региональной экономики сокращение пространственной дифференциации позволяет говорить о сближении регионов по уровню социально-экономического развития. Подобное разви-

тие позволяет боле эффективно развивать общенациональный и региональные рынки, гармонизировать социально-экономические преобразования, сформировать на качественно более высоком уровне менталитет, укрепить единство государства. Но все это в теории.

На практике мы видим, что продолжает усиливаться региональная дифференциация, крайне затруднен процесс реализации общей политики социо-эколого-экономических преобразований и формирования единого национального рынка. Все это говорит о реальной возможности очередных региональных кризисов, особенно, в депрессивных республиках и межрегиональных конфликтов на Северном Кавказе.

Решение задач устойчивого развития сельских территорий требует также совершенствования бюджетного процесса касательно развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры.

Построение эффективной стратегии устойчивого развития сельских территорий депрессивных республик требуется начинать с их типизации (классификации). Сельская политика РФ не классифицирует сельские территории по типам, что, понятно, не содействует обеспечению эффективной и направленной социально-экономической политики.

Нам представляется, что в ходе разработки стратегии управления требуется учитывать характер и особенности развития исследуемого региона. Речь идет о необходимости учета сочетания принципа функционального соответствия (задействование земельных ресурсов с учетом их внутренних (природных) свойств и ресурсной ценности) и позиционного принципа (учет пространственного положения земель относительно иных природных и антропогенных объектов) и социально-экономического положения рассматриваемой территории. (Можно вспомнить, когда по требованию центральных властей во всех республиках Северного Кавказа стали выращивать хлопок, что было недопустимо по агроэкономическим показателям и др.)

Современные сельские территории характеризуются целостностью (единством цели, задач, функций и структуры); автономностью (стремлением к большей упорядоченности); относительной устойчивостью (сохранением и развитием внутренней структуры); двухмерностью управления (выделением общих районных приоритетов); дифференциацией экономических нормативов центра и экономических интересов предприятий, местных инициатив населения. [4,12]

Как видно из вышеизложенного, понятие «сельская местность» имеет территориальный акцент. При этом, это акцентирование не сопряжено ни со способом задействования земельных ресурсов, ни с уровнем экономического развития или доминирования какой-либо конкретной производственной отрасли.

Сельские территории выступают и как источники продовольствия и сельхозсырья; и как зона сосредоточения природных ресурсов; и как селитебная зона; и как рекреационная зона; и как территория утилизации производственных отходов, отходов потребления и т.д. [2,13,15]

В условиях плановой (советской) экономики, сельскохозяйственное производство традиционно рассматривалось в качестве системообразующей отрасли в сельской местности... В условиях рыночной экономики сельское хозяйство серьезно утратило свою значимость с позиции наполнения бюджетов и официальной занятости населения и др. Более того, эксперты отмечают, что в современных условиях аграрное производство уже не в состоянии поддерживать культурные ландшафты.

Все это подтверждает актуальность типизации сельских территорий как необходимого условия перехода к устойчивому развитию сельской местности. Она также позволяет определить специализацию сельских территорий, разработать оптимальную схему развития и размещения производительных сил и др.

Более того, нам представляется, что от уровня экономической освоенности, плотности населения и обустройства сельских территорий пограничных регионов Юга России - республик Северного Кавказа - в определенной мере зависит целостность и территориальное единство нашей страны.

Источники:

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. - 1994. - №12. -С.3-21

2. Баутин В.М., Козлов В.В., Мерзлов А.В. и др. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. - М.: ФГИУ Росинформагротех,2004. - 384 с.

3. Ефимова Г.А., Исаев Г.А. Экономичекий анализ межрегиональной социально-экономической дифференциации сельских территорий //Известия Международной академии аграрного образования. - СПб,2012. - №14. - С.64-67

4. Кемел М. Государственное регулирование экономики АПК и сельских территорий //Устойчивое развитие К2. -2005. - №9. - С.78-84

5. Коваленко Е.Г. и др. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий /Под ред. Коваленко Е.Г. - М.: Изд. дом Академии естествознания,2014. - 284 с.

6. Медолазов А.С. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий как фактор роста качества жизни сельского населения: дисс. канд. экон. наук. - М.,2009. - 187 с.

7. Мерзлов А.В. Устойчивое развитие сельских территорий: Теория, методология, практика: дисс. канд. экон. наук. -М.,2006. - 420 с.

8. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

9. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - №2. - С.47

10. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

11. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

12. Нотяг А.В. перспективность сельских территорий как интегральный показатель оценки инвестиционной приоритетности //Дискуссия. - 2016. - №1. - С.37-43

13. Сельские поселения России: исторический и социокультурный анализ: Сб. науч. тр. /Под ред. О.Г. Севан. -М.,1993. - 184 с.

14. Устойчивое развитие сельских территорий как фактор обеспечения экономической безопасности /Под ред. Н.Л. Ку-репиной. - Элиста: Изд-во Калмыцкого ГУ,2009. - 237 с.

15. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

References:

1. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats and their reflection // Problems of Economics. - 1994. - No. 12. - S.3-21

2. Bautin V.M., Kozlov V.V., Merzlov A.V. and others. Sustainable development of rural areas: strategy and tactics. - M .: FGIU Rosinformagrotech, 2004. - 384 p.

3. Efimova G.A., Isaev G.A. Economic analysis of interregional socio-economic differentiation of rural areas // News of the International Academy of Agrarian Education. - SPb, 2012. - No. 14. - S.64-67

4. Kemel M. State regulation of the economy of the agro-industrial complex and rural areas // Sustainable development KZ. -

2005. - No. 9. - P.78-84

5. Kovalenko E.G. and others. Modernization of the mechanism of sustainable development of rural areas / Ed. Ko-valenko E.G. - M .: Ed. House of the Academy of Natural Sciences, 2014. - 284 p.

6. Medolazov A.S. Sustainable socio-economic development of rural areas as a factor in the growth of the quality of life of the rural population: diss. Cand. econom. sciences. - M., 2009. - 187 p.

7. Merzlov A.V. Sustainable development of rural areas: Theory, methodology, practice: diss. Cand. econom. sciences. - M.,

2006. - 420 p.

8. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

9. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P.47

10. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

11. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

12. Notyag A.V. perspectiveness of rural areas as an integral indicator of assessing investment priority // Discussion. - 2016. -No. 1. - P.37-43

13. Rural settlements of Russia: historical and socio-cultural analysis: Sat. scientific. tr. / Ed. O.G. Sevan. - M., 1993. - 184 p.

14. Sustainable development of rural areas as a factor in ensuring economic security / Ed. N.L. Kurepina. - Elista: Publishing house of the Kalmyk State University, 2009. - 237 p.

15. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10455

М.И. Даниленко - доцент кафедры региональной и отраслевой экономики, Кемеровский государственный университет, d.m.i.2014@mail.ru,

M.I. Danilenko - associate professor of the department of regional and sectoral economics, Kemerovo State University.

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ENTERPRISE COMPETITIVENESS ASSESSMENT

Аннотация. Благодаря оценке конкурентоспособности открываются решения таких задач, как определение места предприятия на рынке, оценка конкурентов в данной отрасли, разработка эффективной стратегии, поиск надежных инвесторов и партнеров, привлечение капитала, стратегия выхода на новые рынки, введение новых разработок и т.д. В данной статье проанализированы теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях, проведен анализ и оценка конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях хозяйствования. С использованием известных методик и методов оценки конкурентоспособности (PEST-анализ, анализ по модели пяти сил Портера и др.) был проведен стратегический анализ деятельности, исследованы конкурентные преимущества предприятия дорожно-строительной отрасли АО «Кемеровоспец-строй». На основании проведенных исследований сделаны выводы и даны рекомендации по укреплению конкурентных позиций предприятия.

Abstract. Thanks to the competitiveness assessment, solutions to such problems as determining the place of an enterprise on the market, evaluating competitors in this industry, developing an effective strategy, finding reliable investors and partners, raising capital, entering new markets, introducing new developments, etc. This article analyzes the theoretical foundations of the formation of a competitive environment in an enterprise in a market environment, analyzes and evaluates the competitiveness of an enterprise in a market environment. Using well-known techniques and methods for assessing competitiveness (PEST analysis, analysis based on the Porter's five forces model, etc.), a strategic analysis of the activity was carried out, and the competitive advantages of the construction industry enterprise Kemerovospetsstroy JSC were investigated. Based on the studies, conclusions are made and recommendations are given to strengthen the competitive position of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.