Высокий балл „ Низкий балл
Правая рука Левая рука
Рисунок 6 - Средняя частота касаний (Гц)
По результатам анализа показателей тремометрии было установлено, что у спортсменов с высоким спортивным результатом достоверно выше время координации (р<0,05) и достоверно ниже средняя частота касаний и длительность касаний как правой (р<0,05), так и левой рукой, что указывает на высокую информативность тремометрии при прогнозировании результатов в дисциплине ката в каратэ. Низкая частота касаний указывает на высокий уровень координации движений, а низкая средняя продолжительности касаний говорит о повышении сенсорного контроля над движениями [1], что является значимым при формировании технико-тактических действий комплексов ката.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования было установлено, что каратеисты, специализирующиеся в дисциплине ката с высоким спортивным результатом характеризуются балансом нервных процессов (47,1%) и преобладанием процессов торможения (29,4%), слабой (58,8%) или средней (23,5%) силой нервной системы, а также низкой частотой тремора. Таким образом, при поиске наиболее перспективных спортсменов среди учтенных в данном эксперименте психофизиологических качеств следует выявлять силу нервной системы, баланс нервных процессов, а также показатели тремометрии. Полученные результаты свидетельствуют о возможности спортсменов достигать высоких спортивных результатов с любыми типологическими особенностями нервной системы, однако требуется индивидуализация тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 351 с.
2. Караулова, Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки // Физиология человека. - 1982. - Т. 8, № 4. - С. 653-660.
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2016), Psychology of the sport, publishing house "Peter", St. Petersburg.
2. Karaulova, N.I. (1982), "Opportunities to use the response to a moving object in the evaluation of the results of training", Human physiology, Vol. 8, No. 4, pp. 653-660.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.08.2020
УДК 796.322
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КОМАНДЫ СТУДЕНТОВ-ГАНДБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ
Нгуен Хыу Чунг, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва
Аннотация
В исследовании рассматриваются особенности построения подготовки студенческой команды гандболистов к соревнованиям на основе реализации принципа индивидуализации, обусловленного различным уровнем подготовленности, необходимостью совмещения учебной и спортивной деятельности, уровнем спортивных соревнований. Представлена оригинальная структура этапов 4-х летней подготовки студентов-гандболистов с выделением задач каждого этапа (курса обучения), основной направленности тренировочных средств.
Ключевые слова: гандбол, студенческий спорт, подготовка студентов-спортсменов, задачи подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p218-223
FEATURES OF PREPARING A TEAM OF HANDBALL STUDENTS FOR
COMPETITION
Nguyen Huu Trung, the post-graduate student, Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport,
Youth and Tourism, Moscow
Abstract
The study examines the features of building up the training of the student team of handball players for competitions based on the implementation of the principle of individualization, due to different levels of preparedness, the need to combine educational and sports activities, the level of sports competitions. The original structure of the stages of 4-year training of students-handball players is presented, highlighting the tasks of each stage (course of study), the main focus of training means.
Keywords: handball, student sports, training student-athletes, training tasks.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается повышенный интерес студенческой молодежи к спорту. Занятия студентов различными видами спортивной деятельности «... позволяет им найти эффективные средства повышения физической подготовленности и улучшения качества жизни» [2], повышения общей работоспособности, способствующей успешному освоению образовательной программы и снятию психоэмоционального напряжения от интенсивных учебных занятий. Однако «отличительной чертой студенческих команд является сравнительно небольшой объем тренировочного времени по сравнению с профессиональными командами» [2] из-за высокой академической загруженности студентов-спортсменов. В связи с этим представляется целесообразным исследовать особенности подходов к построению годичного цикла подготовки студенческой команды гандболистов. При этом особую значимость представляет проблема оптимизации тренировочных нагрузок, обусловленная различиями в технической, физической, функциональной и психологической подготовленности студентов-гандболистов, т.к. именно уровень подготовленности определяет содержание тренировочных планов.
В современном гандболе нет достаточного научного обоснования влияния различных факторов на содержание и структуру тренировочного процесса студентов-гандболистов. Поэтому внимание к проблеме оптимизации тренировочного процесса студентов-спортсменов в гандболе имеет важное значение.
Важность решения указанной проблемы обусловлена также и тем обстоятельством, что существующие различия в уровне подготовленности студентов-гандболистов разных курсов - игроков одной сборной команды, при организации тренировочного процесса требуют четкого соблюдения принципа доступности и индивидуализации при определении содержания подготовки команды к соревнованиям. Это, в свою очередь, определяет различие задач подготовки студентов-гандболистов на каждом из этапов 4-х летнего обучения в высшем учебном заведении.
Цель исследования - определить особенности задач и содержания подготовки мужской студенческой команды по гандболу на разных этапах обучения в вузе, условия реализации принципов доступности и индивидуализации при построении тренировочного процесса в каждом году обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие студенты мужской сборной команды РГУФКС-МиТ по гандболу - 16 спортсменов (уровень спортивной квалификации - от 1 разряда до КМС, возраст 17-22 лет). Констатирующий педагогический эксперимент проводился с сентября 2017 по октябрь 2018 года и включал важный для решения задач исследования мониторинг физической подготовленности и игровой эффективности гандболистов в рамках годичного тренировочно-соревновательного цикла. Полученные данные послужили основанием для разработки принципиальной схемы содержания этапов многолетней подготовки студенческой команды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ специалистами структуры соревновательной деятельности в командных видах спортивных игр, показывает, что с повышением ранга (уровня) соревнований возрастает и значение интегральной подготовленности отдельных спортсменов и команды в целом [4]. Согласно мнению многих ученых, именно интегральная подготовленность является одним из важнейших звеньев в готовности спортсменов к участию в соревнованиях [1, 4, 5].
Современный гандбол также требует высокого уровня интегральной подготовленности студентов-спортсменов, которая основывается на достаточном уровне физической и технико-тактической подготовленности, оптимальных функциональных возможностях, что позволяет команде добиваться высокого спортивного результата.
Основное направление подготовки сборных студенческих команд связано с решением задач технико-тактической и физической подготовки спортсменов, с учетом современных требований соревновательной деятельности и уровня готовности участников данной категории соревнований.
Анализ подготовки мужской студенческой команды РГУФКСМиТ по гандболу за 2017-2018 учебный год показал, что особое место в тренировочном процессе занимает не только проблема формирования технико-тактической подготовленности студентов-спортсменов, но и оптимизации тренировочных воздействий с учетом индивидуальных возможностей и уровня физической подготовленности игроков. На примере сравнения результатов общей физической подготовленности студентов 1 курса 2018 и 2019 годов набора выявлено, что существуют различия в индивидуальных и средне-групповых показателях скоростной, скоростно-силовой подготовленности и скоростной выносливости (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнение результатов общей физической подготовленности студентов 1-го курса 2018 и 2019 года набора____
Показатели Бег 30 м (с) Метание мяча 1 кг, стоя (м) Метание мяча 1 кг, сидя (м) Тройной прыжок (м) Челночный бег 100 м (с)
2018 г. 4,44 31,08 11,5 7,75 22,6
2019 г. 4,50 32,06 10,92 7,40 21,6
Различия 0,06 0,98 -0,58 -0,35 -1,00
При этом большое значение имеет анализ коэффициентов вариации сравниваемых показателей, характеризующий вариабельность рассматриваемых выборок. Как видно по данным рисунка 1, увеличение коэффициентов вариации показателей физической подготовленности студентов 1 курса 2019 г. набора происходит по 4 показателям из 5, что характеризует еще большее различие в уровне подготовленности. Полученные нами данные свидетельствуют о необходимости ежегодного пересмотра содержания (то есть средств,
методов, направленности) подготовки студентов сборной команды университета по гандболу.
Рисунок 1 - Сравнение коэффициентов вариации общей физической подготовленности студентов 1 курса 2018
и 2019 года набора
В связи с необходимостью групповой индивидуализации подготовки и обеспечения доступности тренировочной нагрузки для студентов разных курсов нами была разработана обобщенная схема этапов 4-х летней подготовки мужской сборной команды РГУФКСМиТ по гандболу (Таблица 2).
Таблица 2 - Структура многолетней подготовки студенческой команды по гандболу
НАИМЕНОВАНИЕ ЭТАПОВ, СООТНОШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Адаптационный этап - 1 семестр - первичный отбор студентов в команду; - адаптация игроков к условиям обучения в вузе, напряженности тренировочного процесса; - введение в соревновательную деятельность Учебно-тренировочный этап (3, 4 семестры) - повышение общей и специальной физической подготовленности - совершенствование качества индивидуальной технико-тактической подготовленности; - овладение групповыми и командными тактическими действиями; - полноценное участие в соревнованиях Этап спортивного совершенствования (5, 6 семестры) - повышение общей и специальной физической подготовленности, - овладение умением самостоятельного проведения тренировочного занятия ФП и ТТП; - повышение эффективности самореализации в игре; - достижение стабильности в условиях соревновательной деятельности; - достижение пика карьеры как игрока команды Этап спортивного совершенствования (7, 8 семестры) - поддержание общей и специальной физической подготовленности; - повышение эффективности самореализации в соревновательной деятельности; - достижение стабильности игры в условиях соревновательной деятельности; - овладения навыками достижения спортивной формы - овладение навыками самостоятельного проведения тренировочных занятий
Этап начальной подготовки (2 семестр): - повышение общей и специальной физической подготовленности, - освоение расширенного арсенала приемов техники и тактики игры; - формирование устойчивой мотивации к соревновательной деятельности
Учебно-тренировочный этап (3, 4 семестры) - формирование установки приоритета командных и групповых тактических действий; - овладение групповыми и командными тактическими действиями; -совершенствование качества индивидуальной технико-тактической подготовленности; Этап спортивного совершенствования (5, 6 семестры) - повышение общей и специальной физической подготовленности, - овладение умением самостоятельного проведения тренировочного занятия ФП и ТТП; - повышение эффективности самореализации в игре; - достижение стабильности в условиях соревнователь- Этап спортивного совершенствования (7, 8 семестры) - поддержание общей и специальной физической подготовленности; - повышение эффективности самореализации в соревновательной деятельности; - достижение стабильности игры в условиях соревновательной деятельности; - овладения навыками до-
НАИМЕНОВАНИЕ ЭТАПОВ, СООТНОШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
- полноценное участие в соревнованиях разного ранга, проявление в них настойчивости и упорства, достаточного уровня готовности к успешному ведению борьбы ной деятельности; - достижение пика карьеры как игрока команды стижения спортивной формы - овладение навыками самостоятельного проведения тренировочных занятий
Этап спортивного совершенствования (5, 6 семестры) - повышение общей и специальной физической подготовленности, - овладение умением самостоятельного проведения тренировочного занятия ФП и ТТП; - повышение эффективности самореализации в игре; - достижение стабильности в условиях соревновательной деятельности; - достижение пика карьеры как игрока команды Этап спортивного совершенствования (7, 8 семестры) - поддержание общей и специальной физической подготовленности; - повышение эффективности самореализации в соревновательной деятельности; - достижение стабильности игры в условиях соревновательной деятельности; - овладения навыками достижения спортивной формы - овладение навыками самостоятельного проведения тренировочных занятий
Этап спортивного совершенствования (7, 8 семестры) - поддержание общей и специальной физической подготовленности; - повышение эффективности самореализации в соревновательной деятельности; - достижение стабильности игры в условиях соревновательной деятельности; - овладения навыками достижения спортивной формы - овладение навыками самостоятельного проведения тренировочных занятий
Реализация экспериментальной структуры и содержания этапов подготовки мужской студенческой сборной команды РГУФКСМиТ по гандболу в 2018-2019 г. позволила обеспечить требуемый прирост физической подготовленности гандболистов и стабильную эффективность соревновательной деятельности.
Результативность в реализации бросков игроков команды в позиционном нападении в среднем составила 56,2%, в быстрых переходах - до 86,7%. При этом с ближней дистанции (с 6 м) игроки команды реализовывали в среднем до 64,7% бросков, с дальней дистанции (то есть с 9 м и далее) - до 57,5%. Средняя результативность бросков с крайних позиций составила 56,7%, при максимально высоком показателе в одной игре - 85%. Реализация 7-метровых штрафных бросков составила в среднем 81,5% [3].
Таким образом, построение подготовки студенческой команды по гандболу имеет свои особенности, выражающиеся преимущественно рамками 4-х летнего обучения в вузе, ежегодной сменой состава спортсменов (приходом новых игроков в команду и уходом выпускников), существующими различиями ежегодных показателей физической и технико-тактической подготовленности, меньшими объемами часов тренировочных занятий по сравнению с профессиональными командами,
Перечисленные ранее особенности реализации подготовки студенческой гандбольной команды определяют походы к выбору задач, структуры и содержания каждого из этапов подготовки с опорой на принципы доступности и индивидуализации тренировочных нагрузок, акцента на средства интегральной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Германов, Г.Н. Развитие скоростно-силовых способностей у начинающих гандболистов-студентов на основе прыжковых заданий / Г.Н Германов, Г.Г Гарягдыев, Д.И. Войтович // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 39-45.
2. Нгуен Х.Ч. Построение макроцикла подготовки студенческой команды по гандболу /Х.Ч. Нгуен, М.В. Жийяр // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. -2019. - T. 24., № 181. - С. 96-104.
3. Нгуен Х.Ч. Эффективность игровой деятельности мужской студенческой команды по гандболу / Х.Ч. Нгуен, М.В. Жийяр // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 236-240.
4. Рыбаков, Г.П. Использование сопряженного метода развития скоростно-силовых способностей и техники броска по воротам у гандболисток-студенток старших разрядов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рыбаков Георгий Павлович. - Санкт-Петербург, 2004. - 23 с.
5. Сахарова, М.В. Проектирование макроциклов подготовки в игровых видах спорта: значение, сущность, технология / М.В. Сахарова. - Москва : Спутник+, 2005. - 308 с.
REFERENCES
1. Germanov, G.N., Garyagdyev, G.G. and Voytovich, D.A. (2014), "The development of speed-strength abilities in novice handball students-students on the basis of jumping tasks", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (117), pp. 39-45.
2. Nguyen H.Ch. and Gillard, M.V. (2019), "Building a macrocycle for training a student handball team", Bulletin ofthe Tambov University. Series: Humanities, Vol. .24, No. 181, pp. 96-104.
3. Nguyen H.Ch. and Gillard, M.V. (2019), "The effectiveness of the game activity of the male student handball team", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 236-240.
4. Rybakov, G.P. (2004), The use of the conjugate method of development of speed-strength abilities and the technique of throwing on goal among female handball students of the senior categories, dissertation, St. Petersburg.
5. Sakharova M.V. (2005), Designing macrocycles of training in team sports: meaning, essence, technology, Sputnik +, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.08.2020
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ В РАМКАХ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ У
СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ СРОКАМИ ПРОЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА РФ
Наталья Дмитриевна Нененко, кандидат биологических наук, доцент, Татьяна Алексеевна Максимова, доцент, Максим Валерьевич Стогов, доктор биологических наук, доцент, Татьяна Анатольевна Юдина, магистрант, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск