Научная статья на тему 'Особенности построения и проведения интегрированного урока по математике и литературному чтению в начальной школе'

Особенности построения и проведения интегрированного урока по математике и литературному чтению в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2118
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ИНТЕГРАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МАТЕМАТИКА / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чехлова А.Г.

В статье рассматриваются особенности построения и проведения интегрированных уроков в начальной школе. Представленные в статье загадки и скороговорки помогут учителю начальных классов в осуществлении интеграции знаний по математике и литературному чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности построения и проведения интегрированного урока по математике и литературному чтению в начальной школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

детских лагерей важным компонентом является игровая деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, примерить на себя различные социальные роли, сформировать нравственные оценки, выступает важнейшим фактором объединения детей и взрослых. Через объединение с трудом, познанием, искусством, спортом, игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности.

Список использованной литературы:

1. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков.

- Ярославль: Академия развития, 2013. - 256 с.

© О.Г.Худасова, В.В. Баскакова, 2015

УДК 37

А.Г. Чехлова

Магистрант 1 курса Факультет психологии и педагогики Елецкий государственный университет г. Елец , Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО

МАТЕМАТИКЕ

И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения и проведения интегрированных уроков в начальной школе. Представленные в статье загадки и скороговорки помогут учителю начальных классов в осуществлении интеграции знаний по математике и литературному чтению.

Ключевые слова

Интегрированный урок, интегративно-тематический подход, межпредметные связи, математика,

литературное чтение.

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах - конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материал нескольких учебных дисциплин.

Целью уроков, построенных на интеграции содержания является разностороннее изучение определенного объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определенную систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроя. Привлечение интересного материала дает возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают эпизодическое включение в урок вопросов и заданий по материалу других предметов, что имеют дополнительное значение для изучения его типа. Это есть отдельные кратковременные моменты уроков, содействующие глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия.

На уроках чтения в 3-м классе по теме «Приди весна с радостью!» мы в беседе активизируем признаки картины природы в середине или конце весны, приобщаем детские рисунки на весенние темы. В этом случае мы имеем дело с межпредметными связями уроков окружающего мира и изобразительного искусства.

186

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Проблему межпредметных связей рассматривали А.В. Усова, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова с различных позиций. Так, В. Н. Максимова относит межпредметные связи к одному из принципов обучения[2]. В качестве средств реализации межпредметных связей выступают: вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады.

При подготовке к интегрированному уроку необходимо учитывать требования:

-познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;

-выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;

-определить связи между сходными элементами знаний;

- изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;

-тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;

-моделирование (то есть, отбор, многократная переподготовка) содержания урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;

-выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями[1].

Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы.

Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом [5].

Интегративно-тематический подход - такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берётся не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины. Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.

Согласно мнению Ю.С. Тюнникова существуют следующие признаки урока:

- интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов;

- интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов;

- интеграционный процесс имеет свою логико - содержательную основу и структуру;

- должны иметь место педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность интегративного процесса [3].

Эти признаки интеграции являются основанием для ее применения в современном образовании. Так, практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:

Математика-технология; Математика-окружающий мир; Математика-литературное чтение. При проведении интегрированного урока по математике и литературному чтению мы использовали малые формы фольклора. При знакомстве с числом и цифрой 5 использовали загадку:

Что стоит в конце страницы .

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

Ну, конечно, цифрой... (Пять.)

После того как была найдена отгадка, работа над ней продолжается. Учитель просит вспомнить, о чем загадка, показать числовую карточку, соответствующую числу 5, назвать соседей числа 5 в числовом ряду, объяснить, как получили число 5, сравнить число 5 с последующим и предыдущим числами, сказать, как можно получить число 5 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе).

187

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Например:

5=2+3 5=3+2 5 = 4 + 1

Для закрепления и конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах мы использовали загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины[5]. Приведем примеры :

1)Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны Одинаковой длины.

Всем его представить рад.

Как зовут его? (Квадрат.)

2)У цифры голова — крючок,

И даже брюшко есть.

Крючок похож на колпачок,

И эта цифра... (Шесть).

Так же на интегрированных уроках мы использовали следующий вид малых фольклорных форм -скороговорки:

1) Три сороки - три трещотки Потеряли по три щетки:

Три - сегодня,

Три-вчера.

Три - еще позавчера.

2) У Антипа росла одна липа,

А Филипп посадил семь лип.

3) Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И спешат к нему старушки , сушек Сашиных поесть.

В связи с этим ,учитель, владеющий фольклорным материалом, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.

Интеграция данных дисциплин позволяет за более короткое время овладеть необходимыми знаниями, умениями, не снижая при этом уровня знаний, а более того, способствуя активации учебной деятельности. Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика.

Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал.

Полагаем , что перечисленные нами требования и признаки помогут учителям в осуществлении интеграции знаний по различным предметам.

188

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Кошкина И.В. Интеграция в начальной школе/ И.В. Кошкина, Г.Б. Целимбровская//НШ.-2003№10.-С.82-86

2. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1987.- 180 с.

3. Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе. СПГУ, 1987.- 47 с.

4. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л.: РГПУ, 1989.-94с.

5. Шаталова Е. В. Загадка как средство формирования познавательной деятельности дошкольников/В кн.: Воспитание и обучение дошкольника/Под ред. И. П. Прокопьева, П. Т. Фролова. - Москва; Белгород, 1995.

© А.Г.Чехлова, 2015

УДК 371

Т.Н.Шурухина,

к.п.н., доцент Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г.Владивосток, Россия

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ ПРОШЛОГО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАСТОЯЩЕГО

Аннотация

В статье анализируется исторический опыт и традиции российского образования.

Ключевые слова

Образование, содержание образования, особенности российского образования

В сознании российского человека, имеющего за плечами опыт проживания советской истории, образование всегда являлось предметом гордости, как балет, космонавтика или вся русская литература. Быть может потому, состояние современного российского образования сегодня вызывает такую тревогу.

Последние двадцать лет для российского образования стали не простыми и неоднозначными. Реформы сменялись контрреформами, контрреформы модернизацией, модернизация очередной волной обновления в образовании. Казалось бы, есть повод для радости: российская школа и вуз семимильными шагами устремились в Европу. Современные тренды, такие как: внедрение компенентностного подхода в образование, информационных технологий, активных методов обучения должны были совершить, если не революцию, то прорыв в образовании. Декларации о стремительном устаревании знаний, о вреде знаниевого подхода в быстро изменяющемся мире, о необходимости перехода образования к новому содержанию, осваивая которое, ребенок должен не столько знать, сколько «владеть», привели к резкой критике российского школьного, профессионального и вузовского образования, а положительный опыт советской школы стал рассматриваться как некий анахронизм, тормозящий продвижение к образованию нового типа.

Между тем, разворот образовательной политики на «новую» школу, «новое» образование привел к тому, что, по словам А.Е.Загвязинского «все российское образование несколько сбилось с курса, определяемого гуманистической образовательной парадигмой, социальной стратегией государства, новой социокультурной ситуацией и многолетними традициями отечественного образования» [1].

Стоит отметить, что за последние десять лет педагогическая наука также не смогла задать цели и ценностные ориентиры педагогическому сообществу, не справилась с осуществлением прогностической

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.