Научная статья на тему 'Социально - воспитательная работе в детском оздоровительном лагере'

Социально - воспитательная работе в детском оздоровительном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1303
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ (ДОЛ) / САМОРЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худасова О. Г., Баскакова В. В.

Рассмотрение вопроса социально-культурной работы в детском оздоровительном лагере связана, в частности, с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании. Происходят изменения ценностных ориентаций у различных социально-демографических групп населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально - воспитательная работе в детском оздоровительном лагере»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

соответствующие риски. Данная позиция соответствует компетентностному подходу к обеспечению безопасности и здоровья.

Список используемой литературы:

1. Алексеев, С.В. Спортивное право России. Правовые основы физи-ческой культуры и спорта: учебник для студентов вузов / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова.- 2-е изд., стереотип.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 671 с.

2. Махонин Е.В. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта [Текст]: монография. ФГБОУ ВПО ОГУ. - Орел., 2014. - 143 с.

3. Сапронов, В.В. Идеи к общей теории безопасности. // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - № 1,2,3.- 2007.

© В.В. Харченко, 2015

УДК 304.5

О.Г.Худасова

Аспирант, факультет ИТиПМ ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», НИУ «БелГУ» г. Белгород, Российская Федерация В.В.Баскакова Магистр , факультет МИЕО ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», НИУ «БелГУ» г. Белгород, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНО - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация

Рассмотрение вопроса социально-культурной работы в детском оздоровительном лагере связана, в частности, с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании. Происходят изменения ценностных ориентаций у различных социально-демографических групп населения России.

Ключевые слова

Социально-воспитательная работа, детский лагерь, воспитательная политика, детский оздоровительный

лагерь (ДОЛ), самореабилитация

Сейчас социальное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков, чему способствует социальнокультурная работа в детском летнем лагере, так как социально-культурная работа в детском летнем лагере оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала социально-культурной работы в детском летнем лагере приобрела особую актуальность.

184

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Современная педагогическая наука социальное воспитание рассматривает как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром через достижение жизненного успеха, социальной компетентности, социального самоопределения. Как область педагогического знания, социальное воспитание призвано изучать и решать комплексные проблемы развития человека в среде, учитывая все основные воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах становления и развития личности. Как показал анализ, состояние нынешней системы воспитания в школах представляется как весьма сложное.

Исследователи современных проблем системы воспитания в школе связывают их с пересмотром основных целеобразующих элементов воспитательной политики и переоценкой ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также с тем, что само общество переживает всесторонний кризис. Неблагоприятная социокультурная среда формирует кризисное состояние у детей. Происходит опасная негативная переориентация нравственного состояния у некоторой части детей в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, проституция, национальная рознь. Важнейшей задачей педагогов сегодня является не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и человека, способного к саморазвитию, коммуникабельного, обладающего системой ценностей, обеспечивающей его активное участие в становлении гражданского общества. Все эти требования могут успешно реализовываться педагогом через систему воспитательной работы, где основным направлением является организация педагогически целесообразной социальнокультурной работы.

Лагерь - это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Детский оздоровительный лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. ДОЛ являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества [1].

Суть педагогической стратегии, реализуемой на базе детских лагерей, определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности ребенка и значит - реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач. С другой - лагерь должен заинтересовать ребенка новизной форм и видов деятельности, включить его в общий процесс с той целью, чтобы в дальнейшем подросток сам принимал активное участие в заинтересовавшей его форме деятельности, предлагал свои идеи, содействовал реализации новых проектов. Условия детских лагерей уникальны с точки зрения самостоятельной жизнедеятельности личности. Именно в лагере ребенок на длительное время освобождается от авторитарного влияния школы, опеки и контроля родителей.

Детский лагерь располагает значительными возможностями для развития и активизации познавательной мотивации детей, раскрытия творческого потенциала личности в сфере свободного времени. Одним из основных видов взаимодействия в структуре свободного времени детей в условиях лагеря является социально-культурная работа. Содержание социально-культурной работы в лагере определяется культурнодосуговыми программами, предполагающими творческое развитие и самореализацию личности ребенка, развитие способности к самопознанию и самосовершенствованию средствами искусства, пробуждение интереса детей к познанию культуры своего народа, формирование культурной, исторической, национальной памяти.

Важное место в сфере свободного времени детей в лагере занимает спортивно-оздоровительная деятельность. Она позволяет реализовать потребность ребенка в активном действии, направлена на снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, привитие интереса к спорту, физическому развитию, обучение навыкам, необходимым в жизни (плавание, умение ориентироваться на местности, оказание первой медицинской помощи). В структуре деятельности

185

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

детских лагерей важным компонентом является игровая деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, примерить на себя различные социальные роли, сформировать нравственные оценки, выступает важнейшим фактором объединения детей и взрослых. Через объединение с трудом, познанием, искусством, спортом, игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности.

Список использованной литературы:

1. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков.

- Ярославль: Академия развития, 2013. - 256 с.

© О.Г.Худасова, В.В. Баскакова, 2015

УДК 37

А.Г. Чехлова

Магистрант 1 курса Факультет психологии и педагогики Елецкий государственный университет г. Елец , Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО

МАТЕМАТИКЕ

И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения и проведения интегрированных уроков в начальной школе. Представленные в статье загадки и скороговорки помогут учителю начальных классов в осуществлении интеграции знаний по математике и литературному чтению.

Ключевые слова

Интегрированный урок, интегративно-тематический подход, межпредметные связи, математика,

литературное чтение.

Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах - конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материал нескольких учебных дисциплин.

Целью уроков, построенных на интеграции содержания является разностороннее изучение определенного объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определенную систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроя. Привлечение интересного материала дает возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают эпизодическое включение в урок вопросов и заданий по материалу других предметов, что имеют дополнительное значение для изучения его типа. Это есть отдельные кратковременные моменты уроков, содействующие глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия.

На уроках чтения в 3-м классе по теме «Приди весна с радостью!» мы в беседе активизируем признаки картины природы в середине или конце весны, приобщаем детские рисунки на весенние темы. В этом случае мы имеем дело с межпредметными связями уроков окружающего мира и изобразительного искусства.

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.