ISSN 2311-9411 (Online) Налоги и налогообложение
ISSN 2079-6714 (Print)
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Татьяна Владимировна КОЖИНОВАа% Кристина Александровна ВЕРЕТЕННИКОВАЬ
a кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
b студентка кафедры бухгалтерского учета и статистики,
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи Аннотация
Принята 17.06.2015 В современной рыночной ситуации некоторые организации видят для себя возможность не
Принята в доработанном виде только сохранить свои позиции на рынке, но и расширить их путем создания структурных 30.10.2015 подразделений. Соответственно достаточно актуальным является вопрос о том, как
Одобрена 09.11.2015 наилучшим образом организовать учет в обособленном подразделении.
Цель статьи - определить наиболее эффективный вариант ведения учета в обособленном подразделении.
Для достижения поставленной цели было уточнено понятие «обособленное подразделение», поскольку в настоящее время существуют некоторые противоречия в его толковании. Также были выявлены факторы, определяющие вариант ведения учета в обособленном подразделении, выделены варианты ведения учета в обособленном подразделении, проанализированы особенности бухгалтерского и налогового учета в каждом варианте ведения учета.
Ключевые слова: обособленное В результате был сделан вывод о том, что организация может стремиться к минимизации подразделение, варианты учета, затрат на ведение учета, к возможности вести оперативный учет и оценивать эффективность выделенный баланс, стадии деятельности подразделения. Соответственно учитывая особенности вариантов ведения учета учетного процесса, в обособленном подразделении, хозяйственный субъект выбирает наилучший из возможных
эффективность деятельности вариантов, ориентируясь на собственные цели и задачи.
Современная рыночная ситуация меняется достаточно быстрыми темпами. В настоящее время рыночная экономика характеризуется усиливающейся нестабильностью.
Экономический кризис приводит к тому, что организациям становится трудно предвидеть изменения и оценивать их последствия, а также приходится быстро принимать и реализовывать решения.
В результате этого достаточно часто фирмы действуют неправильно. К следствие, ухудшается состояние компаний, сворачиваются объемы бизнеса и соответственно часть рынка освобождается. Но есть те, кто может правильно воспользоваться данной ситуацией и извлечь из нее выгоду.
Некоторые организации стремятся не только выжить в условиях кризиса, но и расширить свои возможности, занять большую долю рынка, в том числе путем создания структурных подразделений
[5].
В результате расширения сети компания сможет приблизить производство к источникам сырья,
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
значительно увеличить базу потенциальных клиентов, привлечь дополнительных работников [6].
Расширить сеть возможно с помощью создания сложной многоуровневой системы, которая будет включать в себя, во-первых, головную организацию, а во-вторых, обособленное подразделение или дочернее предприятие.
Организационно-правовая форма непосредственно оказывает влияние на порядок учета в созданной системе. Наибольшие сложности со стороны бухгалтерского и налогового учета вызывают обособленные подразделения, поэтому именно на них стоит остановиться.
Когда руководство организации принимает решение о расширении сети и создании структурных подразделений, то с юридической точки зрения возникает необходимость внести изменения в устав и создать положение о подразделении [9, 10, 13].
Однако с точки зрения бухгалтерского учета все несколько сложнее, поскольку возникают
некоторые проблемы, связанные с определением статуса и полномочий подразделения. «Корнем» данных проблем является отсутствие единого понятия «обособленное подразделение» в нормативных актах, охватывающих различные сферы функционирования хозяйствующих субъектов [8, 20].
Так, согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации1:
1) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
2) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства;
3) представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшей их организации и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц [1, 3, 7, 8, 10, 13, 18].
Налоговый кодекс Российской Федерации по данному вопросу дает несколько иное толкование. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное
подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места [7].
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца [6, 10, 11].
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015).
Понятие «рабочее место» согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя [3, 8, 13].
При этом в соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»2 под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью - местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.
Весомым недостатком ранее перечисленных терминов является то, что они не охватывают всех особенностей обособленного подразделения и соответственно данные определения не являются полными.
Поэтому для целей данной работы под обособленным подразделением будет пониматься территориально обособленное от юридического лица подразделение, которое выполняет все его функции или их часть и действует на основании утвержденных организацией положений.
Следующий этап формирования бухгалтерского учета в подразделении - определение объема полномочий, которым оно будет наделено [2, 8]:
- выделение подразделения на отдельный баланс (подразделение, выделенное на отдельный баланс, подразделение, не выделенное на отдельный баланс);
- наличие у подразделения собственного расчетного счета (подразделение имеет собственный расчетный счет, подразделение не имеет собственного расчетного счета);
- этап учетного процесса, на котором будут объединены данные по головному и обособленному подразделению (на этапе аналитического и синтетического учета, на этапе формирования отчетности по организации в целом).
Именно изложенные факторы определяют вариант ведения учета в подразделении. Таким образом,
2О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.09.2010).
можно выделить 4 варианта ведения бухгалтерского учета в обособленном подразделении:
- подразделение выделено на отдельный баланс и соответственно самостоятельно ведет учет;
- подразделение не выделено на отдельный баланс и ведет полный учет;
- подразделение не выделено на отдельный баланс и ведет усеченный учет;
- подразделение не выделено на отдельный баланс и осуществляет регистрацию фактов хозяйственной жизни посредством составления первичной документации.
Безусловно, наибольшие полномочия и обязанности имеет подразделение, выделенное на отдельный баланс. В настоящее время вопрос о выделении подразделения на отдельный баланс является лишь внутренним вопросом фирмы, поскольку не существует законов и нормативов, обязывающих организацию по каким-либо причинам переводить подразделение на выделенный баланс [9, 10, 14].
Следует отметить, что в законодательстве присутствует такой термин, как отдельный баланс, но его точного определения в настоящее время нет ни в каких законодательных актах. Данное понятие присутствовало в ранее существовавшей редакции Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96)3.
Согласно этой редакции под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности. Однако данный документ утратил силу, поскольку в 1999 г. Минфин России утвердил новую редакцию ПБУ 4/994, которая этого определения уже не содержит. Но в письме Минфина России от 29.03.2004 № 04-05-06/275 сказано, что поскольку понятие «отдельный
3Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96): приказ Минфина России от 08.02.1996 № 10.
4Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010).
5О формировании отдельного баланса подразделения
организации: письмо Минфина России от 29.03.2004 № 04-0506/27.
баланс» было исключено из ПБУ, то под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс [9, 10, 14].
Независимо от того, какой вариант ведения бухгалтерского учета будет применяться в подразделении, возникает необходимость внести некоторые изменения в учетную политику.
Во-первых, необходимо указать в учетной политике, как и в каком объеме подразделение ведет учет [13, 18]. Нельзя забывать о том, что согласно п. 9 ПБУ 1/20086, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-
распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами,
представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения [7].
Во-вторых, рабочий план счетов организации должен предусматривать сч. 79
«Внутрихозяйственные расчеты», который предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами,
представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, в частности для расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделения и т.д.
Однако в случае если подразделение не выделено на отдельный баланс и осуществляет только регистрацию фактов хозяйственной жизни посредством составления первичной
документации, то, по мнению авторов, сч. 79 не рекомендуется использовать, а отражать деятельность подразделения путем открытия на балансе головной организации отдельных субсчетов.
В-третьих, необходимо указать в учетной политике правила документооборота между головной организацией и подразделением [13, 18].
6Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 18.12.2012).
Они должны предусматривать состав, порядок и сроки передачи информации обособленным подразделениям в адрес головной организации и обратно [16].
В соответствии с представленными документами все результаты совершенных обособленным подразделением операций отражаются в бухгалтерском учете головной организации [7].
Основная организация и обособленное подразделение могут обмениваться
бухгалтерскими данными путем прямой передачи информации из одной бухгалтерской программы в другую. При этом составляется реестр передачи сведений с указанием, от кого и кому переданы данные, а также количества передаваемых бухгалтерских документов, номенклатуры, количества, стоимости и мест хранения соответствующих документов.
Обобщая изложенное, можно сказать, что в законодательстве не существует каких-либо правил, которые обязывают применять в подразделении тот или иной вариант ведения учета. Следовательно, организация выбирает наилучший из вариантов исходя из собственных интересов, ориентируясь при этом на поставленные перед ней цели. То есть организация может стремиться к минимизации затрат на ведение учета или к возможности вести оперативный учет и оценивать эффективность деятельности подразделения.
Обособленное подразделение наделяется определенными полномочиями и в соответствии с ними может вести бухгалтерский учет, начиная с составления первичной документации и заканчивая составлением отчетности
обособленного подразделения.
Однако это возможно только в двух вариантах ведения учета:
- подразделение выделено на отдельный баланс и соответственно самостоятельно ведет учет;
- подразделение не выделено на отдельный баланс и ведет полный учет.
Подразделение, которое не выделено на отдельный баланс, но при этом ведет усеченный учет, отличается тем, что оно не составляет отчетности. И соответственно последний вариант учета, когда подразделение осуществляет лишь одну стадию учетного процесса - составление первичной документации, нашел отражение в табл. 1.
Необходимо отметить, что в каждом рассмотренном виде учета существуют определенные преимущества и недостатки.
Если руководство организации принимает решение о том, что подразделение не только формирует первичную документацию, но и осуществляет другие стадии учетного процесса, то в этом случае возрастают затраты организации на ведение учета.
Но несмотря на это, появляется возможность в определенной степени оценить эффективность работы подразделения. Оценить эффективность работы подразделения можно с помощью внутрифирменных отчетов, которые организация вправе самостоятельно разрабатывать и устанавливать периодичность их формирования и представления.
На взгляд авторов, отчетность, составляемая подразделением, должна быть приближена к критериям консолидированной отчетности, поскольку именно на основании данной отчетности вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением и выявляются резервы улучшения финансового состояния.
В свою очередь, повышение эффективности во многом зависит от обоснованности, своевременности и целесообразности
принимаемых управленческих решений.
Таким образом, должна еще существовать оперативность учета, то есть возможность достаточно быстро принимать необходимое решение при возникновении определенной проблемной ситуации.
Разрешить возникшую ситуацию оперативно представляется возможным, поскольку решение принимается на месте и теми людьми, которые наиболее полно информированы о случившемся.
Таким образом, в зависимости от того, насколько детально проработаны все значимые параметры, зависит эффективность работы подразделения.
Необходимо отметить, что изложенные ранее варианты ведения учета не применяются в организациях, составляющих отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), так как первый и второй варианты ведения учета в обособленных
подразделениях с точки зрения бухгалтерского учета будут иметь незначительные отличия, поскольку в обоих вариантах необходимо составлять только внутрифирменную отчетность, но с разной степенью детализации.
Что касается налогов, то следует отметить, что наличие у налогоплательщика обособленного подразделения само по себе приводит к необходимости уплачивать некоторые налоги по месту нахождению такого обособленного подразделения.
Вместе с тем наличие у обособленного подразделения отдельного баланса повлечет за собой необходимость уплачивать дополнительные налоги и сборы по месту нахождению обособленного подразделения [10].
Различия в уплате налогов по месту нахождению обособленного подразделения представлены в табл. 2, к ним можно отнести следующие:
1) согласно ст. 384 и 386 Налогового кодекса Российской Федерации7 за имущество, учитываемое на отдельном балансе, организация платит налог и отчитывается по нему по месту нахождения обособленного подразделения. Если подразделение не выделено на отдельный баланс, то данный налог возникает только в отношении недвижимого имущества [6, 7, 9, 10, 17, 19];
2) организации, применяющие общий режим налогообложения, являются плательщиками налога на прибыль. Согласно ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации8 налоговая ставка по налогу на прибыль равна 20%. Она распределяется следующим образом: 2% - в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ.
Налог в федеральный бюджет перечисляется в полном объеме по месту нахождения головной организации. В региональный бюджет - по месту нахождения организаций и ее обособленных подразделений.
Доля прибыли, приходящаяся на филиал, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого филиала [6, 7, 10, 12, 15, 19];
7Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015). 8Там же.
3) налог на доходы физических лиц согласно п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации9 перечисляется по месту нахождения организации и ее обособленного подразделения. Налог по месту нахождения обособленного подразделения уплачивается исходя из суммы дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений [6, 7, 10, 11, 19];
4) согласно подп. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ10 и подп. 2 п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ11 если обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, имеет собственный расчетный счет, то ему требуется встать на учет в фондах, чтобы платить взносы на обязательное социальное и пенсионное страхование за своих сотрудников самостоятельно [4, 6, 7, 9, 19];
5) согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ12 обособленное подразделение на отдельном балансе (при наличии собственного расчетного счета) самостоятельно платит взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за своих работников и отчитывается по ним в ФСС РФ [6, 7, 9, 19].
На основании ранее изложенного можно говорить о том, что из-за существующей вариативности учета в обособленном подразделении перед организацией возникает проблема выбора наилучшего из вариантов.
Принимая решение о том, каким образом будет вестись учет в подразделении, организация должна исходить из собственных целей и задач и учитывать все рассмотренные ранее факторы. От того, насколько детально будут проработаны все параметры, будет зависеть эффективность работы подразделения.
Но, на взгляд авторов, вариант ведения учета, когда подразделение не выделено на отдельный
9Там же.
10О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
11Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
12Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014).
баланс и ведет полный учет, будет являться наилучшим.
Данный вариант ведения учета позволяет оперативно получать и обрабатывать информацию, что дает возможность принимать обоснованные, своевременные и целесообразные управленческие решения, которые оказывают значительное
влияние на эффективность работы подразделения и организации в целом.
Эффективность деятельности подразделения можно оценить на основании формируемой подразделением отчетности, что является немаловажным в современных рыночных условиях.
Таблица 1
Взаимосвязь стадий учетного процесса и вариантов ведения учета в обособленном подразделении
Вариант ведения бухгалтерского учета в подразделении
Выделено на Не выделено на Не выделено на Не выделено на
Сравнительные отдельный отдельный баланс отдельный баланс отдельный
характеристики баланс (полный учет) (усеченный учет) баланс (первичный учет)
Составление первичной + + + +
учетной документации
Сводка и группировка данных + + + -
первичных учетных
документов в регистрах бухгалтерского учета (синтетический и
аналитический учет)
Составление внутрифирменной отчетности обособленных + + - -
подразделений
Составление отчетности + - - -
обособленных подразделений
Примечание. «+» - стадии учетного процесса, которые ведет обособленное подразделение; «-» - стадии учетного процесса, которые ведет головная организация
Таблица 2
Зависимость налоговой нагрузки от наличия отдельного баланса и собственного расчетного счета у обособленного подразделения
Сравнительные характеристики Подразделение выделено на отдельный баланс и имеет собственный расчетный счет Подразделение выделено на отдельный баланс и не имеет собственного расчетного счета Подразделение не выделено на отдельный баланс Примечания
Налог на имущество + + ± Налог на имущество уплачивается только в отношении недвижимого имущества
Налог на прибыль + + +
НДФЛ + + +
Взносы на обязательное социальное и пенсионное страхование +
Взносы на страхование от несчастных случаев + - -
Примечание.«+» - налог уплачивается по месту нахождению обособленного подразделения;
«±» - налог уплачивается по месту нахождению обособленного подразделения, но существуют некоторые ограничения; «-» - налог не уплачивается по месту нахождению обособленного подразделения
Список литературы
1. Агальцова О. Каковы различия между филиалом и представительством? // Финансовая газета. 2012. 21 июня. URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a80/486632.html.
2. Беспалов М. Структура бухгалтерского учета в обособленных подразделениях компании // Российский бухгалтер. 2010. 23 июля. URL: http://rosbuh.ru/? item=2949&page=article&mime=text/html&charset=utf-8 (дата обращения: 15.01.2015).
3. БогдановаЮ. Обособленные подразделения организаций // Бухгалтер и закон. 2009. № 3. С. 50-56.
4. Герасимова Н.В. Обособленное производство: как отчитаться по страховым взносам // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 6.
5. Гончарук В. Филиальные сети: практика построения // Энциклопедия маркетинга. 2011. 12 апреля. URL : http : //www .marketing. spb. ru/lib-mm/sales/affiliated_chain .htm.
6. Ермакова Д., Лукша А. Что такое обособленное подразделение: порядок открытия и закрытия // Фирммейкер. 2013. 10 июня. URL: http://firmmaker.ru/stat/nalogovie-news/146-opL
7. Зорина Ю.А. Обособленные подразделения: бухгалтерский учет и налогообложение // Аудиторские ведомости. 2007. № 6. С. 57-67.
8. Луцкевич О.В., Митрюшкин Я.Ю. Обособленные структурные подразделения организаций: проблемы учета и аудита // Аудит и финансовый анализ. 2006. № 4. С. 136-148.
9. Малинин Д. Зачем обособленному подразделению отдельный баланс и как его правильно вести // Главбух. 2012. 16 января. URL: http://www.glavbukh.ru/art/19762-zachem-obosoblennomu-podrazdeleniyu-otdelnyy-balans-i-kak-ego-pravilno-vesti.
10. Полякова В.Э., Парамонов Д.И., Сусарова А.А. Организация деятельности обособленного подразделения // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2013. № 6. С. 15-21. URL: http://www.fbk.ru/upload/docs/FBK_Journal_062013_1.pdf.
11. Ремизова О.Н. Налог на доходы физических лиц: теория и практика // Все о налогах. 2014. № 1. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=203198.
12. Семенихин В.В. Налог на прибыль организаций, доходы и расходы // ГроссМедиа: РОСБУХ. 2014. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=207801;dst=106299.
13. Семенихин В.В. Подразделения юридических лиц // ГроссМедиа: РОСБУХ. 2014. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=208809.
14. Соколова И. Обособленные подразделения: особенности учета // Бухгалтериям: информационно-аналитическое электронное издание. 2007. 9 октября. URL: http://www.buhgalteria.ru/article/4798.
15. Соломаха А.В. Расширяешь бизнес? Поделись налогом на прибыль! // Главная книга. 2014. № 7. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=207379.
16. Строкова Е.В. Бухгалтерская отчетность обособленных подразделений // Главная книга. 2012. № 4. URL: http://www.glavkniga.ru/elver/2012/4/490-Bukhgalterskaj a_otchetnost_obosoblennikh_podrazdelenij.
17. Суховская М.Г. ОП и налог на имущество: правила игры // Главная книга. 2012. № 8. URL: http://www.glavkniga.ru/elver/2012/8/562-0P_i_nalog_na_imuschestvo_pravila_igri.
18. Федорович В. Головное и обособленные подразделения: как строить отношения // Практический бухгалтерский учет. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/49841/.
19. Чиркова С.Г. Открыть филиал легко, а рассчитать налоги? // Налоговые споры. 2006. № 4. С. 8.
20. Шнитко В. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике // Клерк.Ру: информационное агентство. 2010. 1 декабря URL: http://www.klerk.ru/law/articles/203068/.