Научная статья на тему 'Особенности понятия «Экономическая безопасность мегаполиса в сфере миграции»'

Особенности понятия «Экономическая безопасность мегаполиса в сфере миграции» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
322
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Ключевые слова
СФЕРА МИГРАЦИИ / SPHERE OF MIGRATION / УГРОЗЫ / THREATS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / МЕГАПОЛИС / MEGACITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сиденко Александр Георгиевич

Рассмотрены особенности понятия «экономическая безопасность в сфере миграции». Определены соотношение миграционной и экономической безопасности, а также место понятия «экономическая безопасность мегаполиса в сфере миграции» в системе национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the concept of «economic security metropolis in the field of migration»

The article considers the features of the concept of economic security in the sphere of migration. The correlation of migration and economic security. The author defines the place of the concept of «economic security in the metropolitan area of migration» in the national security state.

Текст научной работы на тему «Особенности понятия «Экономическая безопасность мегаполиса в сфере миграции»»

УДК 338.023

А.Г. Сиденко

ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕГАПОЛИСА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ»

A.G. Sidenko

FEATURES OF THE CONCEPT OF «ECONOMIC SECURITY METROPOLIS IN THE FIELD OF MIGRATION»

Рассмотрены особенности понятия «экономическая безопасность в сфере миграции». Определены соотношение миграционной и экономической безопасности, а также место понятия «экономическая безопасность мегаполиса в сфере миграции» в системе национальной безопасности государства.

СФЕРА МИГРАЦИИ. УГРОЗЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. МЕГАПОЛИС.

The article considers the features of the concept of economic security in the sphere of migration. The correlation of migration and economic security. The author defines the place of the concept of «economic security in the metropolitan area of migration» in the national security state.

SPHERE OF MIGRATION. THREATS. ECONOMIC SECURITY. A MEGACITY.

Развитие мегаполиса представляет собой процесс преобразования его экономической, политической, социальной, пространственной и экологической сфер, приводящий к качественным изменениям условий жизни и деятельности проживающих в нем людей. Поэтому и цели развития мегаполиса должны быть связаны с улучшением качества жизни горожан. Достижение таких целей зависит от эффективного использования имеющихся ресурсов, важнейшим среди которых является земля, и иной недвижимости как материальной базы развития мегаполиса.

Поддержание и развитие гармоничных социально-экономических отношений в мегаполисе напрямую зависит от степени защищенности каждого гражданина и общества в целом от внешних и внутренних угроз. Обеспечение законных интересов личности, общества и государства является основой обеспечения национальной безопасности нашей страны. Важнейшим компонентом национальной безопасности, ее материальным фундаментом, выступает экономическая безопасность. Ее изучению на рубеже XX и XXI вв. уделено значительное внимание отечественных ученых. Ввиду своей сложности,

многогранности и многоаспектности в современной экономической науке нет единой трактовки понятия «экономическая безопасность». Многочисленность дефиниций «экономическая безопасность», их противоречивость и неопределенное предметное поле не позволяют говорить об единой концепции и едином понятии «экономическая безопасность» [3].

На сегодняшний день дано множество определений с акцентами на различные элементы, структурные и отраслевые особенности экономической безопасности.

В государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации «экономическая безопасность» - это «такое состояние экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних и угроз» [1].

Так, Г. С. Вечканов считает, что экономическая безопасность - это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение

общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях [4].

По мнению академика Л. Абалкина, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [2].

В настоящее время Россия нуждается в осуществлении комплекса мер, ориентированных на обеспечение политических, экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма. Реализация региональной политики осуществляется в процессе обеспечения экономической безопасности регионов [5]. Экономическая безопасность регионов — такое состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять внешним и внутренним угрозам.

Особое место в региональной политике и системе обеспечения экономической безопасности государства занимают мегаполисы и их экономические системы. Они определяют экономическое развитие региона (Санкт-Петербург оказывает значительное влияние на Ленинградскую область и Северо-Западный федеральный округ), привлекают основные инвестиции, аккумулируют и перераспределяют финансовые потоки, являются политическими, культурными, научно-образовательными центрами, важнейшими транспортными узлами, связывающими регионы между собой и с остальным миром.

Глобализационные и урбанизационные процессы в социально-экономическом развитии Российской Федерации на современном этапе привели к концентрации большей части населения (около 70 %) в крупных городах. Всего же в стране насчитывается 1100 городов [10]. При этом почти 30 % всех городских жителей - это население 12 городов-миллионников, которые составляют только 1 % от общего числа городов [7].

Современный мегаполис представляет собой сложную динамично развивающуюся социально-экономическую систему, характеризующуюся большой концентрацией человеческих, финансовых, политических ресурсов на ограниченной территории, сложной разветвленной инфраструк-

турой, находится в постоянном взаимодействии с внешней средой и подвергается при этом целому комплексу внутренних и внешних угроз.

Экономическая безопасность мегаполиса, по мнению А.Т. Абрамова, выражается в возможности проводить собственную экономическую политику в рамках действующих в государстве законодательных ограничений, в способности адаптивно реагировать на резкие геополитические и социальные изменения, в способности самостоятельно осуществлять крупные экономические мероприятия, в том числе связанные с возможными просчетами в социально-экономической политике, проводимой на федеральном уровне, в возможности на договорной основе оказывать помощь сопредельным областям, в которых нестабильная экономическая ситуация может негативно отразиться на его экономических интересах.

Экономическая безопасность на всех уровнях должна рассматриваться как система взаимоотношений общества и государства, направленных на противодействие комплексу внешних и внутренних угроз. По нашему мнению, основным подходом к изучению проблем экономической безопасности должен стать интегрально-системный подход. Системный характер обусловлен диалектическим единством процессов обеспечения экономической безопасности на всех уровнях ввиду схожести процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности. Интегральный характер системы экономической безопасности как социально-экономического явления проявляется в единстве ее основных принципов, элементов и угроз.

Экономическая безопасность представляет собой сложную многоуровневую функциональную систему, находящуюся в активном взаимодействии с другими сферами национальной безопасности, под воздействием факторов окружающей среды и в противостоянии внешним и внутренним угрозам интересов личности, общества, государства. Целевая функция системы обеспечения экономической безопасности - степень защищенности жизненно важных интересов от угроз. В структуре экономической безопасности можно выделить следующие основные составляющие экономической безопасности (см. таблицу).

Структура экономической безопасности

Составляющая экономической безопасности Содержание составляющей

Ресурсно-производственная Наличие ресурсной базы и сложившейся производственной специализации

Социально-демографическая Развитие рынка труда, уровни безработицы и социальной дифференциации общества, уровни бедности, культуры, доступности образования, медобслуживания, обеспечения жильем и др.

Экологическая Уровень загрязнения окружающей среды и затраты на его ликвидацию

Валютная Степень обеспеченности валютными средствами, достаточными для соблюдения положительного сальдо платежного баланса, выполнения международных обязательств, накопления необходимого объема валютных резервов, поддержания стабильности национальной денежной единицы

Финансово-бюджетная Устойчивость финансово-бюджетной системы для обеспечения социально-экономического развития

Налоговая Обеспечение сбалансированной системы налоговых поступлений с учетом интересов налогоплательщиков

Внешнеэкономическая Конкурентоспособность национальной экономики, или устойчивость ее развития

Продовольственная Уровень обеспеченности качественными продуктами питания

Миграционная Устойчивость развития экономики от влияния миграционных процессов

В условиях глобализации и активизации миграционных процессов на территории Российской Федерации, в том числе в крупнейших городах страны, стали возрастать проблемы регулирования больших разнородных потоков людей. Миграционные процессы стали оказывать с каждым годом все большее влияние на социально-экономическое развитие мегаполисов, регионов и страны. Поэтому уже в конце ХХ в. миграционную безопасность рассматривали как элемент демографической безопасности [8] в рамках подсистемы социальной безопасности, связывая ее с идентичностью и самоопределением общностей и возникновением угроз, которые, с точки зрения общностей, могут угрожать этой идентичности. Угрозы идентичности общностей могут порождаться миграцией и страхом оказаться «порабощенными и ослабленными» [6]. Другие ученые, в том числе зарубежные, такие как Buzan Barry, в своей внешней оценке российской ситуации выделяют два аспекта угрозы миграционных процессов уже непосредственно социальной безопасности в результате двух классических противостояний (угроз). Горизонтальное соперничество

предопределяет угрозу разрушения культурной или лингвистической самоидентичности, вертикальное - изолированность или интеграцию, т. е. непосредственно порабощение [9].

Сегодня вопросы миграционной политики стоят настолько остро, что институт миграционной безопасности отечественные ученые стали рассматривать не только как угрозу национальной безопасности, а как полноценную составляющую последней.

По мнению Г.Г. Попова, миграционная безопасность представляет собой состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов. Данная трактовка отражает преимущественно юридические аспекты проявления

угроз миграционных процессов на состояние национальной безопасности и выражает конституционно-правовой смысл процесса миграции. В то же время данное понятие им не исчерпывается. Роль миграционных процессов проявляется в социально-демографическом и экономическом направлениях.

На сегодняшний день изучение экономической безопасности в сфере миграции исключительно актуально. Вступив в XXI в, Российская Федерация заняла свое место в международных миграционных процессах. Развитие экономики значительно повысило миграционную привлекательность и позволило России стать крупным импортером иностранной рабочей силы. В то же время сохраняются перспективы для развития экономики, хорошая ресурсно-сырьевая база, ситуация на трудовых рынках и наличие развитой социальной инфраструктуры определяют широкие границы миграционной емкости страны.

В данных условиях государству требуется создание эффективного механизма привлечения рабочей силы для формирования качественного миграционного прироста.

В последние годы количество мигрантов в Российской Федерации, в частности, в Санкт-Петербурге, постоянно возрастает. Так, по оценочным данным сейчас в Санкт-Петербурге находится порядка 500 тыс. иностранных мигрантов.

Интересы социально-экономического развития мегаполиса, по нашему мнению, диктуют реализацию следующих основных приоритетов:

1) обеспечение законности и равенства всех перед законом;

2) снижение уровня преступности;

3) улучшение транспортной инфраструктуры;

4) развитие социально-ориентированных программ;

5) повышение доступности и качества образования и здравоохранения;

6) развитие городской инфраструктуры;

7) снижение безработицы;

8) улучшение условий труда;

9) обеспечение личной безопасности.

По нашему мнению, соотношение категорий «экономическая безопасность» и «миграционные процессы» целесообразно изучать как подсистему экономической безопасности - «экономическая безопасность в сфере миграции».

Под экономической безопасностью государства в сфере миграции следует понимать такое состояние экономики, при котором обеспечиваются стабильное социально-экономическое развитие личности, общества и государства, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях и эффективное противодействие внешним и внутренним угрозам в условиях активизации миграционных процессов.

Экономическая безопасность мегаполиса в сфере миграции представляет собой состояние экономической системы мегаполиса, при котором обеспечивается стабильное и устойчивое социально-экономическое развитие мегаполиса при проведении собственной независимой (в пределах полномочий) экономической политики, направленной на саморазвитие и прогресс, в условиях активизации миграционных процессов. Место понятия «экономическая безопасность мегаполиса в сфере миграции» в системе национальной безопасности государства представлено на рисунке.

Изучение вопросов обеспечения экономической безопасности мегаполиса в сфере миграции с каждым днем становится все более актуальным в связи с постоянно возрастающим количеством мигрантов в мегаполисе. Компетентные органы исполнительной власти нуждаются в качественном методологическом обеспечении для решения поставленных задач.

Применение на практике исключительно институциональных методов обеспечения экономической безопасности мегаполиса в сфере миграции при значительном увеличении миграционных потоков на определенной стадии (мировой опыт: 10 % иноэтничных мигрантов от населения) становится неэффективным и влечет за собой неконтролируемое проявление внешних и внутренних угроз, вызванных миграционными процессами.

Опасность возникновения кризисных явлений в мегаполисе вследствие увеличения масштабов миграционных процессов актуализирует задачу построения системы непрерывного мониторинга и оценки уровня угроз экономической безопасности мегаполиса в сфере миграции и принятие необходимых управленческих решений для их предупреждения.

Место понятия «экономическая безопасность мегаполиса в сфере миграции» в системе национальной безопасности государства

В такой ситуации необходимо введение комплекса дополнительных мер, взаимосвязанных с институциональными механизмами в целях формирования стратегии и тактики обеспечения экономической безопасности мегаполиса в условиях активизации миграционных процессов.

Таким образом, изучение экономической безопасности мегаполиса в сфере миграции по-

зволит оценить устойчивость развития экономики при влиянии значительных миграционных потоков, прогнозировать кризисные и предкризисные ситуации и их последствия с учетом мультипликативного эффекта совокупности возникающих угроз, принимать необходимые управленческие решения для их предотвращения и минимизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г. // СЗ РФ. 2009. № 20, ст. 2444.

2. Абалкин, Л. Избранные труды [Текст] / Л. Абалкин. Т. IV. М.: Экономика, 2000. С. 332.

3. Бабкин, А.В. О соотношении понятий «экономическая безопасность» и «экономический потенциал» [Текст] / А.В. Бабкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 4 (175). С. 121-127.

4. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность [Текст] : учебник для вузов / Г.С. Вечканов. СПб.: Питер, 2007.

5. Дамаскин, О.В. Развитие федерализма и региональные проблемы экономической безопасности Российской Федерации [Текст] / О.В. Дамаскин // Современное право. 2002. № 11. С. 3-6.

6. Илюхин, В.И. Нация - государство - безопасность [Текст] / В.И. Илюхин. М.: Центркнига, 1999. 131 с.

У. Максимов, С.Н. Особенности и проблемы развития современных мегаполисов [Текст] / С.Н. Максимов, В.В. Семененко // Проблемы современной экономики. 2G12. № 2(42).

В. Рыбаковский, Л.Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты и миграция [Текст] / Л. Л. Рыбаковский // Науч. серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / гл. ред. В.А. Ионцев. Вып. 11. М.: МАКС-Пресс, 2GG3. 14В с.

9. Buzan, Barry. Security: a New Framework for Analysis [Text] / Barry Buzan, Ole Waever and Japp de Wilde. Boulder CO: Lynne Rienner, 199B.

1G. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2G1G года [Текст] : стат. сб. / Росстат. М.: Статистика России, 2G11.

11. Данные Росстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: GB.1G.2G13).

REFERENCES

1. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda : Ukaz Prezidenta RF № 537 ot 12.05.2009 g. SZRF, 2009, № 20, st. 2444. (rus)

2. Abalkin L. Izbrannye trudy. T. IV. M.: Ekonomika, 2000. S. 332. (rus)

3. Babkin A.V. About a ratio of the concepts «economic safety» and «economic potential». St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2013, no. 4 (175), pp. 121-127. (rus)

4. Vechkanov G.S. Ekonomicheskaia bezopasnost' : uchebnik dlia vuzov. SPb.: Piter, 2007. (rus)

5. Damaskin O.V. Razvitie federalizma i regional'nye problemy ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Sovremennoe pravo. 2002. № 11. S. 3-6. (rus)

6. Iliukhin V.I. Natsiia - gosudarstvo - bezopasnost'. M.: Tsentrkniga, 1999. 131 s. (rus)

7. Maksimov S.N., Semenenko V.V. Osobennosti i problemy razvitiia sovremennykh megapolisov. Problemy sovremennoi ekonomiki. 2012. № 2(42). (rus)

8. Rybakovskii L.L. Demograficheskaia bezopasnost': geopoliticheskie aspekty i migratsiia. Nauch. seriia: Mezhdunarodnaia migratsiia naseleniia: Rossiia i sovremennyi mir. Gl. red. V.A. Iontsev. Vyp. 11. M.: MAKS-Press, 2003. 148 s. (rus)

9. Buzan Barry, Waever Ole and de Wilde Japp. Security: a New Framework for Analysis. Boulder CO: Lynne Rienner, 1998.

10. Predvaritel'nye itogi Vserossiiskoi perepisi naseleniia 2010 goda: stat. sb. Rosstat. M.: Statistika Rossii, 2011. (rus)

11. Dannye Rosstata. URL: http://www.gks.ru (data obrashcheniia: 08.10.2013). (rus)

СИДЕНКО Александр Георгиевич - адъюнкт кафедры «Экономическая безопасность и управление социально-экономическими процессами» Санкт-Петербургского университета МВД России.

198206, ул. Летчика Пилютова, д. 1, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: sidenko@inbox.ru

SIDENKO Alexander G. - St. Petersburg University of Ministry of Interior. 198206, Letchika Pilyutova str. 1. St. Petersburg. Russia. E-mail: sidenko@inbox.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.