Научная статья на тему 'Интерпретация образа миграции в политическом, правовом и социокультурном измерениях: философско-правовой аспект'

Интерпретация образа миграции в политическом, правовом и социокультурном измерениях: философско-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
MIGRATION / PHILOSOPHY OF LAW / POLITICS / TOLERANCE / CONFLICTS AND CONTRADICTIONS / SOCIAL CONSCIOUSNESS / МИГРАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ПОЛИТИКА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНФЛИКТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреева Ольга Александровна, Макарова Елена Александровна

Статья посвящена анализу проблемы возникновения новых вызовов и угроз социальной стабильности и национальной безопасности, порождаемых современными миграционными процессами. Авторы доказывают, что исследование философско-правовой интерпретации образа миграции в общественном сознании позволит успешно адаптировать мигрантов к жизни в условиях чужой страны на основе общепризнанных прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андреева Ольга Александровна, Макарова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE IMAGE OF MIGRATION IN THE POLITICAL, LEGAL AND SOCIO-CULTURAL DIMENSIONS: PHILOSOPHICAL AND LEGAL ASPECTS

Article is devoted to the analysis of a problem of emergence of the new calls and threats of social stability and national security generated by modern migration flows. Authors prove that the analysis of the philosophical and legal interpretations of the migration image in the public consciousness allows us to adapt the migrants on the basis of universally recognized rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Интерпретация образа миграции в политическом, правовом и социокультурном измерениях: философско-правовой аспект»

УДК 340.12 ББК 67.400.7

Андреева Ольга Александровна Andreeva Olga Aleksandrovna

профессор кафедры теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики доктор философских наук, профессор.

Professor, Department of Theory and History of State and Law, Taganrog Institute of Management and Economics, Doctor of Philosophy, Professor. Тел.: 8(904) 346-70-43.

Макарова Елена Александровна Makarova Elena Aleksandrovna

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики доктор психологических наук, профессор.

Head of the Humanities Department, Taganrog Institute of Management and Economics, Doctor of Psychology, Professor.

Тел.: 8(905) 456-93-66.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА МИГРАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ, ПРАВОВОМ И СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИЯХ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Interpretation of the image of migration in the political, legal and socio-cultural dimensions: philosophical and legal aspects

Статья посвящена анализу проблемы возникновения новых вызовов и угроз социальной стабильности и национальной безопасности, порождаемых современными миграционными процессами. Авторы доказывают, что исследование философско-право-вой интерпретации образа миграции в общественном сознании позволит успешно адаптировать мигрантов к жизни в условиях чужой страны на основе общепризнанных прав и свобод.

Ключевые слова: миграция, философия права, политика, толерантность, конфликты и противоречия, общественное сознание.

т» ^ ______и

В условиях массовой неуправляемой миграции закономерно возникают политические, правовые, социокультурные, этноконфессио-нальные конфликты и противоречия, имеющие как позитивный, так и негативный характер. Миграция в настоящее время приобретает геополитический масштаб, все чаще угрожая безопасности личности, общества и государства в целом. Проблемы миграции находятся в центре внимания не только общественности, но и философско-правовой рефлексии, поскольку неуправляемая миграция приводит к деформации человеческого сознания, росту ксенофобии и экстремизма, отсутствию религиозной и культурной толерантности, нетер-

Article is devoted to the analysis of a problem of emergence of the new calls and threats of social stability and national security generated by modern migration flows. Authors prove that the analysis of the philosophical and legal interpretations of the migration image in the public consciousness allows us to adapt the migrants on the basis of universally recognized rights and freedoms.

Keywords: migration, philosophy of law, politics, tolerance, conflicts and contradictions, social consciousness.

пимости по отношению к другим этническим и социальным группам, нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Различия, существующие в историческом, политическом, социокультурном и т. п. развитии стран и народов в условиях глобализации, универсализма и одновременно самоидентификации, не мешают им встраиваться в единый культурно-цивилизационной контекст евразийской общности. Там, где исторически мирно сосуществуют этносы и народы, благодаря толерантности процесс консолидации преобладает над процессом дезинтеграции. Для России эти проблемы актуальны в связи с непрекращающимся потоком в нашу страну

мигрантов из стран СНГ, Украины и других. Поэтому необходимо проанализировать образ миграции, сложившийся в общественном сознании и политико-правовом измерении, влияющий на процессы формирования, трансформации и выявления рисков миграционной политики.

В исследованиях Э. Паина, Д. Драгунского, Д. Игонина [1, с. 60] особое внимание уделяется изучению влияния иммиграционных процессов на межнациональные отношения и проблему толерантности, прогнозированию вариантов миграционной политики. Анализу воздействия миграционных потоков на этно-конфессиональные отношения посвящены работы Е. С. Смирновой [2, с. 34], А. Крылова [3, с. 20] и других авторов, поставивших перед собой задачу показать причины, порождающие межэтнические конфликты. Лингво-куль-турологический анализ понятия «мигрант» содержится в трудах О. С. Иссерс, О. А. Михайловой и других ученых, исследующих влияние языка и культуры на адаптацию мигрантов. Особенности образного представления миграции и мигрантов в общественном сознании показаны в работах Е. Г. Кабаченко, Дж. О'Брай-ена, И. ван дер Валка, М. Тандонне [4, с. 185] и других, раскрывающих комбинаторику психологических состояний как основы их интерпретаций. С появлением новых вызовов и угроз международной стабильности и правопорядку, обусловленных неконтролируемой миграцией, стала актуальной проблема философской интерпретации образа миграции в политическом, правовом и социокультурном измерениях.

Перспективным направлением исследования образа миграции является его соотношение с общественной безопасностью (securitization of migration) [5]. В настоящее время еще мало работ, в которых даются ответы на вопросы о том, как формируется образ миграции и мигранта в общественном и индивидуальном сознании, почему происходит его трансформация в периоды политической нестабильности, когда он воспринимается как явление, несущее угрозу благосостоянию личности, общества и государства. В научной литературе формированию образа миграции и мигранта в общественном сознании, политическом, правовом и социокультурном измерениях посвящено недостаточное количество

исследовании, что в основном и определило выбор темы представленной статьи.

Междисциплинарный характер проблемы обусловил комплексное использование системного, аксиологического и праксиологического, философско-правового и других методов, обеспечивающих получение результатов, объективно отражающих современное состояние проблемы формирования образа миграции и мигранта в индивидуальном и общественном сознании.

В обыденном понимании представления о миграции и мигрантах расплывчаты, поскольку их образ нечасто оказывается предметом научной рефлексии и формируется средствами массовой информации, которые не всегда объективны. Человек воспринимает мир на уровне эмоций, нечетко осознавая сущность происходящих процессов, включая миграционные, не воспринимая их в совокупности и не отделяя сущность от явления, воплощая свои чувства и оценки не в понятиях, а в образе, емком, но не полностью отражающем содержание предмета или явления. Он репрезенту-ется посредством абстрагирования от реальных явлений, формируя промежуточный продукт между ощущениями и понятиями, с целью перехода к теоретическому анализу диалектики сущности и явления адаптационных процессов миграции в политико-правовом и социокультурном пространстве принимающего государства.

Понятие образа миграции необходимо для научного его анализа, так как в своем происхождении и содержании оно является переосмыслением процессов, которые объективны как первичное бытие социума, и в этом смысле его можно презентовать как метаморфозу первичного бытия в индивидуальном сознании субъекта. В общественном сознании образ миграции зависит от субъектно-объектных характеристик миграционных процессов, которые формируются в зависимости от позитивного или негативного ситуационного подхода к их оценке со стороны политики и права. Вопрос о том, как субъект и объект соотносятся между собой, имеет не только теоретическое, но и праксиологическое значение, поскольку в процессе анализа они меняются местами. В зависимости от того, кто выступает субъектом - отдельный человек, общество, государство или союз государств, формируется образ миграции.

Увеличившиеся миграционные потоки не только в России, но и в мире обострили проблему адаптации и натурализации переселенцев. Для быстрой ассимиляции мигрантов должны быть созданы условия, позволяющие им воспринять особенности местной жизни, культуры, менталитета. При этом натурализация предполагает использование административного ресурса для закрепления их на определенной территории, предоставления им гражданских прав и обеспечения соблюдения ими законов. Н. Ф. Земченков пишет, что местное самоуправление «как форма самоорганизации населения, как способ управления общественными делами способно включать мигрантов в местное гражданское общество, тем самым формируя толерантное отношение к ним» [9, с. 68]. Вопросам миграции и мигрантов стало уделяться больше внимания и со стороны законодательных органов, местного самоуправления и научной общественности, так как только с помощью административного ресурса возможно решение проблем адаптации мигрантов, а, следовательно, для этого необходимо привлекать к их решению представителей гражданского общества.

В последнее время адаптацией мигрантов и формированием толерантных взаимоотношений между ними и местным населением занимаются не только административные органы, но и общественность в лице благотворительных фондов и организаций, педагогов, социальных работников и психологов. Мигранты, посещающие образовательные организации, также нуждаются в психолого-педагогической поддержке и помощи в адаптации к новым образовательным и воспитательным процессам с учетом их индивидуальных способностей, этнической, культурной, религиозной принадлежности.

Для населения представление о миграции выходит за пределы сложившегося мировосприятия и стабильной жизни, вызывая различные, не всегда положительные эмоциональные реакции. Поэтому одной из задач формирования позитивного образа мигрантов, независимо от их национальности и вероисповедания, должно стать воспитание толерантности как профилактики экстремизма и радикализма там, где протекают разнонаправленные процессы адаптации мигрантов к новой культурной среде.

На процесс формирования образа миграции оказывает влияние администрирование при распределении и пользовании установленными социальными благами. В процессе адаптации мигранты должны показать свою лояльность к принимающей стране, чтобы претендовать на удовлетворение собственных интересов в рамках международного гуманитарного и национального права. Без этого условия неконтролируемая миграция становится причиной конфликтов на социальной почве и порождает напряженность в общественных отношениях. По мнению философов, политиков и социологов, такая ситуация может значительно осложнить межэтнические отношения в государстве или даже изменить его идентичность, о чем свидетельствует современный опыт неконтролируемой миграции в Европу.

Проблемы миграции должны разрешаться на государственном и межгосударственном уровнях, так как конфликты в социально-бытовых отношениях приводят к системному кризису и переносят стереотипы и образы бытового мышления на институциональный уровень. Понимание миграции, осмысленное в категориях философии права, характеризует отношения между переселенцами и местным населением, регулируемые государством, которое должно проводить адекватную правовую политику, направленную на формирование положительного имиджа мигранта в условиях его вхождения в новую социальную и правовую среду.

Создание положительного образа миграции способствует более эффективному взаимодействию граждан иностранных государств с местным населением, являющимся умеренно консервативным субъектом адаптационных процессов. В результате сдержанный изоляционизм местного населения не становится препятствием на пути ассимиляции мигрантов, сохраняющих свой менталитет и самоидентичность в принявшем их общество. Положение переселенцев в новых социальных условиях определяется возможностями их доступа к материальным, информационным, социальным и другим ресурсам, что является причиной появления противоречий между ними и местным населением, которое не всегда готово уступить им свою социальную нишу. В конкуренции с коренными жителями мигранты настроены на

клановость в рамках принимающего общества, что замедляет процессы их ассимиляции, формирует их негативный образ.

В условиях коррумпированности местной власти и пробелов в праве создаваемые мигрантами сетевые структуры стремятся к обособлению от местных условий, демонстрируя независимость от существующего социального и правового порядка. Попытки регулирования миграционных потоков встречают сопротивление со стороны диаспор, что ухудшает образ миграции и мигрантов в целом. Другой проблемой, негативно влияющей на имидж миграции и мигрантов, является тенденция к их оседлости в мегаполисах, что создает дополнительные трудности для местного самоуправления и гражданского общества, вызывая законное недовольство населения, видящего в этом ущемление своих прав. Региональная политика государства в отношении мигрантов должна быть направлена на оптимизацию их размещения по всей территории страны, тем самым реализуя программы освоения малонаселенных районов.

Между тем создание положительного образа миграции и мигрантов есть результат социально ориентированной политики государства. Так, Конституция РФ защищает права и свободы всех лиц, законно находящихся на территории нашего государства. К их числу относятся беженцы, переселенцы, лица без гражданства и другие иностранцы, пользующиеся правами и наделенные обязанностями наравне с гражданами России. Поэтому управление миграцией должно стать согласованной и целенаправленной программой органов публичной власти по созданию правопорядка, обеспечивающего стабильные отношения между местным населением и мигрантами, что обеспечит регулирование интенсивности и направленности миграционных потоков и, как следствие, формирование положительного образа миграции и мигрантов в общественном сознании.

Миграционные процессы в России, в отличие от Западной Европы, не содержат высокого риска дестабилизации государственной безопасности и правопорядка, так как страна, располагающая большими природными богатствами, нуждается в притоке трудовых, интеллектуальных ресурсов, а также в освоении малонаселенных территорий. Э. Гидденс считает, что миграция влияет на преобразование как пространственных, так и социальных от-

ношений в государстве, и предлагает совместить идею нации с этническим и культурным плюрализмом в условиях глобализации [10, с. 436]. Социальные изменения, происходящие на макро- и микроуровнях, оказывают влияние на характер миграционных процессов и менталитет принимающего общества, в котором происходят трансформации образа миграции и мигрантов в политико-правовом и социокультурном пространстве.

Образ миграции и мигрантов может формироваться на основе следующих критериев:

- негативного отношения к аллохтонам, то есть сегрегации как исключения мигрантов из социокультурного и правового пространства местного населения;

- плюрализма как принципа невмешательства и мультикультурализма межгрупповых отношений;

- ассимиляции, то есть натурализации мигрантов в социокультурное и правовое пространство принимающей среды;

- различные модели интеракций мигрантов с принимающим населением как на индивидуальном, так и групповом уровнях, которые могут быть положительными и отрицательными, выражаться в форме ксенофобии по этническому, религиозному и другим признакам.

Следует отметить, что проблемы адаптации мигрантов в новой социокультурной и правовой среде связаны с формированием ее положительного образа в политическом, философ-ско-правовом, общественном сознании принимающей стороны.

Адаптация мигрантов происходит в процессе разрешения противоречий между привычными потребностями и интересами иностранцев, моделью их социальной активности и социокультурной и правовой средой. Согласно теории самореферентных систем Н. Лумана [6, с. 245] идентичность образа миграции можно определить как процесс и результат самореферентной системы, представляющей сообщество мигрантов. При таком подходе структурообразующей социокультурного образа миграции становится интерактивная матрица, формирующая его в комбинаторике субъектно-объектных отношений, возникающих в социальной среде, что позволяет выстраивать философско-правовые модели адаптационных стратегий как основу для создания теории миграций - универсально-

го научного инструмента регулирования стабильности социума.

Другой аспект теоретических построений, связанных с неурегулированностью миграционных процессов, заключается в необходимости анализа асимметричных либо замкнутых гипотез о сущности миграции и мигрантов как социальных феноменов. Способ их исследования должен соответствовать критериям научного познания и стать для гипотезы инструментом изучения науки о современном феномене миграции как исторического, политического и социокультурного явления.

В обыденном сознании образ миграции и мигранта формируется под воздействием общественной психологии, включающей в себя чувства, настроения и эмоции, которые формируются средствами массовой информации, представителями религии, культуры и так далее на уровне эмоционального восприятия. Но для науки нужны понятия и категории, то есть такой инструментарий, который на основе абстрагирования становится аналитической, релевантной формой научного знания. Следовательно, абстрагирование способствует выбору подструктур из двух рядов структур - формы и ментальной характеристики перцептивного образа миграции и мигранта, что будет заменой одной части образа соответствующей частью другого образа, то есть логическим приемом образования понятий.

Можно констатировать, что в области ментальной характеристики образа миграции и мигранта функции абстрагирования заключаются в следующем:

- определении форм общности людей, которые стали по своей воле или в силу обстоятельств мигрантами, для восприятия их более широким кругом местного населения;

- обобщении ментальной характеристики социокультурного образа миграции и мигранта и его корреляции с общественным сознанием;

- признании невозможности полного воспроизведения образа миграции и мигранта без абстрагирования соответствующего среза со-

Литература

1. Игонин Д. И. Определение стратегических приоритетов в государственной миграционной политике России // Политика и общество. 2010. № 9.

2. Смирнова Е. С. Проблемы демографи-

циальной реальности и ментальности;

- создании образа миграции и мигранта как инструмента оценки структурной сложности данного феномена.

Таким образом, метод абстрагирования как мысленное выделение предмета без учета его связей с другими явлениями и в отвлечении от их самих служит способом анализа образа миграции и мигранта в философско-правовой рефлексии как познавательной деятельности, создающей адекватный реальным явлениям образ, отражающий свойства объекта.

В заключение можно сделать вывод о том, что философско-правовой анализ образа миграции и мигранта в индивидуальном и общественном сознании содержит не только угрозы стабильности государственному порядку, но и новые возможности его интерпретации и использования. В научной литературе показано как положительное, так и отрицательное влияние миграционных процессов на общество и государство. В рамках концепции создания философско-правового образа миграции можно утверждать, что она не всегда может являться источником угроз национальным интересам. Постепенно, сначала на государственном уровне, а затем и в общественном сознании, мигранты признаются общностью, обладающей признанными правами и свободами.

В настоящее время более эффективным становится «мягкий» контроль миграции посредством ее легализации и формирования социокультурного образа в индивидуальном и общественном сознании. Тем самым достигается целостное видение проблемы толерантности принимающей среды, решить которую без участия организаций самих мигрантов невозможно. Вместе с тем невнимание к этнокультурному аспекту миграции может создать угрозу идентичности мигрантов в принимающем сообществе, что затруднит их взаимную адаптацию в условиях мультикультурализма.

Bibliography

1. Igonin D. I. Defining strategic priorities in the state migration policy of Russia // Politics and society. 2010. № 9.

2. Smirnova E. S. Problems of demographic and ethno-cultural security in the conditions of high

ческой и этнокультурной безопасности в условиях высокого уровня миграции: мировой опыт // Политика и общество. 2013. № 6.

3. Кириллов А. И. Интеграция мигрантов-мусульман в российское общество // Тренды и управление. 2013. № 2.

4. Тандонне М. Иммиграционная политика во Франции и проблема нелегальной миграции. Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002.

5. Питухина М. А. К вопросу о секьюрити-зации миграции в России // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 2.

6. Земченков Н. Ф. Управление и самоуправление в философско-правовой рефлексии: проблемы и подходы // Философия права. 2011. № 1.

7. Гидденс Э. Навстречу глобальному веку / пер. с англ. С. П. Баньковской // Отечественные записки. 2002. № 6.

8. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. М., 2007.

9. Buzan B., Waever O., de Wilde J. Security: a new framework for analysis. L., 1998.

10. Flockhart Т., Rees G. W. A Core Europe? The EU and the WEU // Rethinking Security in Post-Cold War Europe/ by W. Park & G. W. Rees (eds.). L.; N. Y., 1998.

levels of migration: international experience // Politics and society. 2013. N° 6.

3. Kirillov A. I. Integration of Muslim migrants into the Russian society // Trends and management. 2013. N 2.

4. Landonne M. Immigration policy in France and the problem of illegal migration. Immigration policy of Western countries: alternatives for Russia. Moscow, 2002.

5. Pitukhina M. A. To the question of the securitization of migration in Russia // National security / nota bene. 2014. N 2.

6. Zemchenkov N. F. Management and self-management in the philosophical-legal reflection: problems and approaches // Philosophy of law. 2011. N 1.

7. Giddens E. Towards the global century / trans. from English by S. P. Bankovskaya // Domestic notes. 2002. N 6.

8. Luhmann N. Social systems. General theory review. Moscow, 2007.

9. Buzan B., Waever O., de Wilde J. Security: a new framework for analysis. London, 1998.

10. Flockhart T., Rees W. G. A Core Europe? The EU and the WEU // Rethinking Security in Post-Cold War Europe / by W. Park & G. W. Rees (eds.). London; New York, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.