Научная статья на тему 'Социальная интеграция, адаптация и аккультурация трудящихся-мигрантов как одна из форм решения злободневных проблем трудовой миграции в России'

Социальная интеграция, адаптация и аккультурация трудящихся-мигрантов как одна из форм решения злободневных проблем трудовой миграции в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
432
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ МИГРАНТОВ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК ТРУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЯ / LABOR MIGRATION / PROTECTION OF MIGRANTS RIGHTS / MIGRATION POLICY / LABOR MARKET / REGULATION OF MIGRATION RELATIONS / HUMAN RESOURCES / ECONOMIC SECURITY / DEMOGRAPHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корсаков К. В.

В данной статье с научной точки зрения рассматриваются пути разрешения наиболее актуальных проблем и вопросов, связанных с трудовой миграцией в современной России: указываются новые пути и способы снижения темпов нелегальной миграции, высокого уровня ксенофобии и нетерпимости по отношению к трудящимсямигрантам в принимающем российском обществе, а также предлагаются решения, нацеленные на совершенствование и упорядочивание проводящейся в России миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корсаков К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Integration, Adaptation and Acculturation of Migrant Workers as One of the Urgent Problems of Labor Migration in Russia

In this article, from the scientific point of view, the author considers solutions to the most pressing problems and issues associated with labor migration in modern Russia: identifies new ways and means of reducing the rate of illegal migration, high level of xenophobia and intolerance against migrant workers in the receiving Russian society, and proposes solutions aimed at improving and streamlining conducted in the Russian migration policy.

Текст научной работы на тему «Социальная интеграция, адаптация и аккультурация трудящихся-мигрантов как одна из форм решения злободневных проблем трудовой миграции в России»

1 ж disc ours ер iл

ШЩрПи

УДК 314.7.044

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, АДАПТАЦИЯ И АККУЛЬТУРАЦИЯ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕШЕНИЯ ЗЛОБОДНЕВНЫХ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ*

Аннотация

В данной статье с научной точки зрения рассматриваются пути разрешения наиболее актуальных проблем и вопросов, связанных с трудовой миграцией в современной России: указываются новые пути и способы снижения темпов нелегальной миграции, высокого уровня ксенофобии и нетерпимости по отношению к трудящимся-мигрантам в принимающем российском обществе, а также предлагаются решения, нацеленные на совершенствование и упорядочивание проводящейся в России миграционной политики.

Ключевые понятия:

трудовая миграция, защита прав мигрантов, миграционная политика, рынок труда, регулирование миграционных отношений, трудовые ресурсы, экономическая безопасность, демография.

В настоящее время процессы трудовой миграции в России отличаются высокими темпами и динамикой - ежегодно в нашу страну с целью трудоустрой-

* Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 17-03-50021 «Научное изучение проблем социальной адаптации, интеграции и аккультурации трудящихся-мигрантов в Российской Федерации».

Институт философии и права

Уральского отделения Российской академии наук

старший научный сотрудник,

кандидат юридических наук, доцент,

Екатеринбург, Россия,

E-mail: [email protected]

Корсаков Константин Викторович,

ства въезжают тысячи мигрантов, и Свердловская область как один из наиболее экономически и промышленно развитых российских регионов традиционно представляет интерес для таких иностранных рабочих.

Ввиду неблагоприятной демографической ситуации и кадрового дефицита на рынке труда внешняя трудовая миграция является стратегически важным ресурсом, который поддерживает развитие экономики нашей страны [5]. Посредством притока иностранной рабочей силы в российском государстве частично решается проблема ликвидации дефицита рабочей силы. В 2015 году доля иностранных рабочих на рынке труда составляла 5,8%, и если к ним прибавить нелегально работающих трудящихся-мигрантов, которых примерно в три раза больше официально зарегистрированных, то данная цифра достигнет около 16% [2]. Это говорит о том, что сегодня в Российской Федерации примерно каждый шестой трудящийся является работником-мигрантом (понятия «трудящийся-мигрант» и «работник-мигрант» используются нами как тождественные).

Столь большое число приехавших в нашу страну трудящихся-мигрантов опосредует ряд острых социально-правовых проблем и с необходимостью предполагает выработку со стороны принимающего социума оптимальных и действенных моделей и технологий работы с мигрантами, которые в данный момент во многих субъектах Российской Федерации, включая Свердловскую область, попросту отсутствуют. Между тем многолетний зарубежный опыт свидетельствует, что в решении проблем миграции следует акцентироваться на процессе социальной адаптации, аккультурации и интеграции трудящихся-мигрантов в принимающее общество, а потому научная разработка способов, форм, приемов и структурных звеньев механизма социальной адаптации и интеграции трудящихся-мигрантов в российское общество обладает в текущий момент большой практической важностью.

Социальную интеграцию и адаптацию правильно рассматривать как целенаправленный и управляемый процесс, выступающий основополагающим элементом общественного развития трудящихся-мигрантов и их вхождения в социальную структуру российского социума [1]. Социальная интеграция и адаптация представляют собой такие процессы, в ходе которых происходит принятие и приспособление к нормам и ценностям новой общественной среды, а также устоявшихся в ней форматов социального взаимодействия, что позволяет значительно снизить социальные риски, возникающие при межэтническом общении, в первую очередь - социокультурную напряженность в принимающем социуме, обусловливаемую этнокультурной дифференциацией и социокультурными различиями.

В ходе социальной интеграции, адаптации и аккультурации разнородные и различающиеся между собой социальные общности устанавливают позитивные когнитивные, коммуникативно-поведенческие, духовно-культурные и эмоционально-психологические связи, направленные на кооперацию, солидаризацию и толерантное взаимное общение, что естественным образом поддерживает стабильность социальной системы.

Проведенные нами на территории Свердловской области эмпирические исследования выявили, что миграционная ситуация в данном регионе является относительно благоприятной, темпы внешней трудовой миграции на протяжении последних десяти лет не сокращаются и положительно влияют на демографиче-

ские, количественные и квалификационные переменные рынка труда, а объемы внутриобластной местной миграции также достаточно высоки, что говорит о высокой трудовой мобильности коренного населения. При этом в ходе научных разработок мы выявили следующие две примечательные положительные тенденции: трудящиеся-мигранты, однажды приехавшие в Свердловскую область и получившие на ее территории положительный опыт работы, стремятся снова приехать на Средний Урал и легально и добросовестно трудиться; иностранные рабочие молодого возраста (от 18 до 35 лет), приобретшие такой позитивный опыт, нацелены на то, чтобы остаться в России и получить российское гражданство, хорошее образование, обзавестись семьей (их доля в общей численности трудящихся-мигрантов, работающих сегодня в Свердловской области, составляет 39,2%, а наиболее обширная возрастная группа - это работники-мигранты в возрасте от 35 до 50 лет (48%)).

В то же время проведенные нами в Екатеринбурге и других городах Свердловской области социологические опросы, анкетирования, тестирования и интервьюирования выявили в сфере общественной адаптации, интеграции и аккультурации трудящихся-мигрантов целый ряд трудностей и проблем, мешающих консолидации и объединению работников-мигрантов с местным (автохтонным) населением в единую социальную общность.

Результаты наших социологических исследований показывают, что со стороны трудящихся-мигрантов такими препятствиями выступают: незаконные пребывание и работа на территории нашей страны, дефицит информации об условиях легализации своего статуса, об организациях, оказывающих помощь трудящимся-мигрантам и беженцам, низкая правовая культура и низкий уровень правосознания, незнание местных правил поведения, обычаев, традиций и жизненного уклада, большая загруженность работой и тяжелые условия последней [4], социальная изоляция групп трудящихся-мигрантов и зацикленность на существовании исключительно в рамках некоего этно-анклава, диаспоры (такие замкнутые, локальные, информационно закрытые, чуждые по языку и культуре, социально обособленные сообщества порождают у автохтонного населения мигрантофобию, расцениваются последним как криминальные, враждебные, социально опасные и нежелательные для народа России), социокультурная дистанция между работниками-мигрантами и автохтонным населением, маргинализация и пауперизация трудящихся-мигрантов как социально-профессиональной группы, правонарушающее и аморальное поведение со стороны трудящихся-мигрантов и присутствие в их среде деструктивных субкультурных общностей (тоталитарных сект, экстремистских сообществ и т. п.), отрицательное, неуважительное отношение к своему новому месту работы и жительства (к обществу, государству, жителям, ценностям, идеалам и нормам), временный разрыв имеющихся общественных связей, и в первую очередь брачно-семейных, невозможность защитить свои права, свободы и законные интересы, в том числе в судебном порядке, низкая рабочая квалификация труда по сравнению с местным рабочими, невысокий уровень образования, воспитания, личной культуры и духовных потребностей, религиозные, психологические, национальные и социально-бытовые отличия с местным населением.

В данной связи органам государственной и муниципальной власти в первую очередь необходимо интенсифицировать работу по повышению уровня

правовой и общекультурной грамотности трудящихся-мигрантов, степени их информированности о мерах и способах законного трудоустройства в России, получения легального заработка, уплаты налогов и законного пребывания на территории Российской Федерации (включая обучение их основам трудового, административного и гражданского законодательства, в особенности правилам и нормам о защите и охране труда, требованиям безопасности на производстве), по формированию и укреплению новых социальных связей, по ознакомлению работников-мигрантов с малознакомой для них иностранной культурой и кросс-культурному взаимодействию с последними.

Перспективным, на наш взгляд, является повышение миграционной привлекательности нашей страны посредством обеспечения особо комфортных, привилегированных условий для иностранных специалистов (инженеров, программистов, ученых, врачей, писателей, музыкантов, деятелей культуры и искусства и др.) наивысшей квалификации, которые в наши дни работают в Закавказье (Айзербайджан, Армения), Средней Азии (Узбекистан, Казахстан), Украине и других государствах, по примеру калифорнийской Силиконовой долины, в которую на протяжении уже многих лет идет «утечка мозгов» из многих государств мира. Как известно, североамериканская наука, литература, живопись, кино, музыка и другие сферы творчества во многом развивались благодаря мигрантам - выходцам из стран Европы, Африки и Азии. К примеру, одним из таких людей был знаменитый художник, дизайнер, фотограф, кинорежиссер и продюсер Энди Уорхол, происходящий из семьи эмигрантов-русинов, которые в поисках лучшей доли приехали в США из Словакии.

Также, по нашему мнению, следует ускорить принятие федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», проект которого был разработан в 2014 году и внесен в федеральную легислатуру, нацеленного на преодоление многих указанных выше препятствий и проблем. Тщательно выверенное, социально направленное миграционное законодательство с реально обеспеченными механизмами социальной интеграции и адаптации работников-мигрантов способно не только урегулировать межнациональные отношения, но и обеспечить тот необходимый баланс, при котором государство, трудящиеся-мигранты, работодатели и население регионов России смогут на консенсусной основе в полной мере реализовать свои права, свободы и законные интересы.

В субъектах Российской Федерации на местном уровне с учетом региональной специфики и миграционной конъюнктуры нужно разработать программы поэтапной легализации незаконных мигрантов (т. н. «трудовых амнистий»), поэтапные программы социальной интеграции, адаптации и аккультурации трудящихся-мигрантов (по типу разработанной нами для Правительства Свердловской области в 2017 году) и информационно-просветительские программы, которые формировали бы нейтральное представление о межэтнических процессах как прошлого, так и настоящего времени, об укладе жизни, этнопсихологии, обычаях и традициях народов России и других стран, выходцы из которых являются работающими у нас мигрантами.

Подчеркнем, что легализация статуса трудящегося-мигранта имеет не только важные для него самого и государства, в которое он прибыл, юридические и экономические последствия - она выступает формой признания того значимого

факта, что этот человек желаем, полезен, социально и экономически значим для принимающего общества [3].

В повышенном внимании и поддержке со стороны системы субъектов миграционной политики нуждаются базовые проводники и каналы социальной интеграции, адаптации и аккультурации трудящихся-мигрантов, к которым мы относим референтные группы и ближайшее окружение (родственники, друзья, земляки и соотечественники, уже имеющие большой опыт работы в России и хорошо владеющие русским языком), социальные коммуникации (контакты с представителями государственных и муниципальных органов, включенных в область миграционных отношений, работодателями, руководителями работ и коренным населением (наем жилых помещений, общение с коллегами-россиянами, сожительство либо вступление в брак с представителями автохтонного населения)) и телекоммуникационные каналы (русскоязычные телевидение, Интернет, радио, печатная продукция, кинематограф и т. д.).

В среде местного населения препонами и препятствиями для процесса социальной интеграции, адаптации и аккультурации работников-мигрантов являются: возросшая степень мигрантофобии и ксенофобии (боязни и неприятия иммигрантов, чужаков, иноверцев и людей иной внешности и национальности), языковой барьер и нежелание работников-мигрантов изучать русский язык и его правила, ригоризм, косность и ортодоксальность общественных представлений о трудящихся-мигрантах, наличие безработицы и конкуренция в поиске и занятии рабочих мест, нежелание знать о трудностях и проблемах мигрантов, дискриминация по этническому признаку, религиозные, социально-бытовые, национальные и морфологические различия, эскейпизм, социальная изоляция и нежелание вступать в какие-либо контакты с работниками-мигрантами, отрицательный и неблаговидный образ мигрантов, формируемый в российских средствах массовой информации, негативный опыт взаимных отношений с отдельными представителями трудящихся-мигрантов, законодательные рамки и положения, ограничивающие возможности легализации и трудоустройства для работников-мигрантов, повышенный уровень террористической угрозы, различия в области этнопсихологии, менталитете, семейном воспитании, а равно в культурном и образованном уровнях, сложная криминальная обстановка, национальная вражда и конфессиональная рознь, ложные установки и этностереотипы в коллективном и индивидуальном сознании, настороженность и недоверие.

При этом нами было выявлено, что отношение автохтонного населения к трудящимся-мигрантам имеет первостепенное значение для успеха социальной интеграции и адаптации. Таковое в первую очередь складывается из анализа манеры и образа поведения той или иной группы мигрантов в принимающем обществе, внешнего облика, гигиены и языковых особенностей мигрантов, мнения трудящихся-мигрантов о коренном населении и российском обществе в целом, а также изменений социально-демографической и экономической ситуации в том или ином регионе (включая изменения в уровне доходов и благосостоянии, в сфере обеспеченности рабочими местами, продовольствием, жильем и т. д.).

Для ликвидации барьеров социальной интеграции и адаптации со стороны принимающего общества следует формировать благоприятные социальные, юридические и экономические условия для трудящихся-мигрантов, включающие легализацию их статуса, достойное жилье, оплачиваемую работу, социальное

обеспечение, страхование и гарантированные законодательством компенсационные выплаты, обеспечивать процесс социальной идентификации: установления и поддержки социальных связей и контактов, налаживания коллективистских и партнерских общественных отношений с автохтонным населением, развивать идеи толерантности и мультикультурализма (признания культурно дифференцированных от основного социума сообществ и наделения их особыми правами, включаю право на защиту их культурной автономии), поручать трудящимся-мигрантам выполнение важных социальных ролей и функций, поддерживать плотное взаимодействие с ними в рамках социальных структур и институций, обучать иностранных рабочих русскому языку (хорошее знание языка коренного населения является главным условием успешной социальной интеграции трудящегося-мигранта в принимающий социум), обществоведению и истории российского народа, а также развивать межкультурный диалог и, что представляется нам особенно важным, расширять знания россиян о культуре и традициях народов, этносов и этнографических групп, к которым принадлежит большинство трудящихся-мигрантов.

Для реализации последнего возможно перенять опыт занимающих первое место в мире по количеству трудящихся-мигрантов Соединенных Штатов Америки, в городах которых повсеместно создаются и функционируют культурные центры и музеи этнических диаспор и землячеств (например, в одном только Нью-Йорке существуют Музей о рабстве и истории местной негритянской общины, в котором проводятся мероприятия как для взрослых, так и для детей, Музей при Asia Society (Музей азиатского сообщества), Big onion walking tours -пешие экскурсии по этническим историческим районам Манхэттена и Бруклина, Еврейский музей в синагоге на Элдридж-стрит, построенной в 1887 году, Tenement museum - доходный дом на Орчард-стрит, в экспозиции которого отображена миграционная история Америки, Музей китайцев в США, Музей современных африканских диаспор, Латиноамериканский музей), в больших масштабах выпускается и размещается социальная реклама на тему межнациональных и миграционных отношений, строятся музеи миграции и проводятся различные межнациональные культурные мероприятия: концерты, выставки, фестивали, парады (например, ежегодный всеамериканский парад ирландцев в День святого Патрика) и др.

Следует признать, что определенные - требующие закрепления и развития - успехи в этом деле в нашем государстве были достигнуты: так, в Москве -городе-миллионере, в котором обильно представлены трудящиеся-мигранты из мусульманских стран Средней Азии, - ежегодно отмечается праздник Навруз, причем в столице он именуется как «общемосковский праздник Навруз». Также на бульварах и улицах Москвы нередко проводятся этнические фотовыставки, рассказывающие горожанам о московских диаспорах и землячествах, их быте, традициях, обычаях, религии и культуре, основная идея которых - продемонстрировать москвичам и гостям столицы, что национальные общины и диаспоры (армянская, еврейская, узбекская, корейская, уйгурская, грузинская, китайская и т. д.) появились в столице не недавно, а имеют тысячелетнюю историю, а Москва - это исконно многонациональный город. Все эти мероприятия, финансируемые из муниципального бюджета, направлены на снижение степени

заметно возросшего за последние четверть века бытового национализма, ксенофобии, мигрантофобии и исламофобии.

В Москве, как и в Нью-Йорке, Берлине и Лондоне, сегодня эффективно действует целый ряд национальных музеев и культурных, досуговых центров, в частности, среди них можно особо выделить Дом национальностей на улице Бауманской, Еврейский музей, в котором регулярно проводится Лимуд (популярное образовательное, культурное и развлекательное мероприятие), Армянский музей и дом Асадуллаева в Малом Татарском переулке - татарский культурный центр. Сходную им функцию информирования, межкультурного общения и интеграции выполняет в столице рынок «Садовод»: там не только можно купить еду и одежду, но и полюбоваться на представленное там множество этнических культур, послушать этническую музыку и посмотреть на национальные танцы, недорого поесть в расположенных там кафе и ресторанах национальной кухни.

Думается, что в других крупных городах России также следует при поддержке органов местного самоуправления создавать национальные музеи и культурные центры, основная задача которых заключается в репрезентации национальных диаспор и общин трудящихся-мигрантов - объединений и сообществ, которые напрямую заинтересованы в культурной легитимизации, в создании позитивного собственного имиджа, в действенных механизмах интеграции и вплетения в местную городскую жизнь.

В процесс социальной интеграции и адаптации мигрантов должны быть активно включены все заинтересованные субъекты: мигранты, их родственники и соотечественники, проживающие на соответствующей территории, коренное население, органы муниципального управления, организации и службы, курирующие и обеспечивающие сферу трудовой миграции, общественные объединения и некоммерческие организации [6].

При этом представляется важным обеспечивать постоянное комплексное взаимодействие с представителями различных ведомств, мигрантами и местными жителями на всех этапах механизма социальной интеграции трудящихся-мигрантов, назначать кураторов и ответственных из числа местных жителей для помощи в ознакомлении иностранными рабочими с особенностями социальной, демографической, экономической, культурной, религиозной и политической жизни того или иного региона.

Обеспечение мощных, востребованных и беспрерывно использующихся каналов коммуникации между автохтонным населением и работниками-мигрантами должно стать главным ориентиром и принципом российской миграционной политики, именно оно способно решить обострившиеся в нашем обществе проблемы ксенофобии, мигрантофобии, бытового национализма, религиозной и межэтнической напряженности.

На местном уровне как муниципальным властям, так и представителям гражданского общества следует сосредоточиться на активизации деятельности по формированию лояльного, доброжелательного и уважительного отношения со стороны коренного населения к трудящимся-мигрантам и к автохтонному населению со стороны сообществ работников-мигрантов, на пропаганде идей толерантности и повышении культурно-образовательного уровня трудящихся-мигрантов и местного населения, в частности, на постоянной основе проводить

бесплатные публичные лекции, симпозиумы, тренинги и семинары, нацеленные в том числе на повышение степени информационно-правовой защищенности трудящихся-мигрантов и на упреждение эксплуатации работников-мигрантов (такие мероприятия возможно проводить с участием экспертов и специалистов из Федеральной инспекции труда РФ (Рострудинспекции), МВД России, прокуратуры и других контрольно-надзорных и фискальных ведомств).

В целом же для успешной социальной интеграции, адаптации и аккультурации трудящихся-мигрантов в Российской Федерации следует на высшем законодательном уровне безотлагательно сконструировать такой интеграционно-адаптационный механизм, основные элементы и наполнители которого имели бы четко выраженную социокультурную направленность, нацеленность на формирование в социуме новой культуры взаимоотношений с мигрантами - культуры принимающего общества - и были призваны снять противоречия, вытекающие из социокультурных и этнорелигиозных различий.

1. Алибекова З.Р. Согласование интересов страны-реципиента и трудящихся-мигрантов // Вестник Российского университета дружбы народов. 2010. № 3. С. 65.

2. Вишневская Н.Г. Миграция трудовых ресурсов: понятие и социально-экономические последствия // Апробация. 2016. № 7. С. 37.

3. Жукова И.А. Миграция рабочей силы в России // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2012. № 1-2. С. 33.

4. Корсаков К.В., Жилко И.А. Пенитенциарный труд в следственных изоляторах. Екатеринбург, 2013. С. 82.

5. Рыбаковский Л.Л. Трудовые мигранты и их вклад в пополнение трудового потенциала России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 1. С. 48.

6. Соколова З.Х. Позитивные и негативные факторы миграции: социальная противоречивость // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 4. С. 154.

References

1. Alibekova Z.R. Soglasovanie interesov strany-recipienta i trudyashhixsya-migrantov // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. 2010. № 3. S. 65.

2. Vishnevskaya N.G. Migraciya trudovyx resursov: ponyatie i social'no-e'konomicheskie posledstviya // Aprobaciya. 2016. № 7. S. 37.

3. Zhukova I.A. Migraciya rabochej sily v Rossii // Aktual'nye problemy social'no-gumanitarnogo i nauchno-texnicheskogo znaniya. 2012. № 1-2. S. 33.

4. Korsakov K.V., Zhilko I.A. Penitenciarnyj trud v sledstvennyx izolyatorax. Ekaterinburg, 2013. S. 82.

5. Rybakovskij L.L. Trudovye migranty i ix vklad v popolnenie trudovogo potenciala Rossii // Izvestiya vysshix uchebnyx zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki. 2011. № 1. S. 48.

i 1 diacourbb-p я ft

шщрпи

6. Sokolova Z.X. Pozitivnye i negativnye faktory migracii: social'naya protivorechivost' // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1. Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. 2013. № 4. S. 154.

UDC 314.7.044

SOCIAL INTEGRATION, ADAPTATION AND ACCULTURATION OF MIGRANT WORKERS AS ONE OF THE URGENT PROBLEMS OF LABOR MIGRATION IN RUSSIA

Korsakov Konstantin Viktorovich,

The Institute of Philosophy and Law,

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Senior Researcher,

PhD, Associate Professor,

Ekaterinburg, Russia,

E-mail: [email protected]

Annotation

In this article, from the scientific point of view, the author considers solutions to the most pressing problems and issues associated with labor migration in modern Russia: identifies new ways and means of reducing the rate of illegal migration, high level of xenophobia and intolerance against migrant workers in the receiving Russian society, and proposes solutions aimed at improving and streamlining conducted in the Russian migration policy.

Key concepts:

labor migration, protection of migrants rights, migration policy, labor market, regulation of migration relations, human resources, economic security, demography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.