Научная статья на тему 'Особенности понимания феномена юношеской влюбленности'

Особенности понимания феномена юношеской влюбленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
493
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛЮБЛЕННОСТЬ / ГЕНДОРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ МАСКУЛИННОСТИ-ФЕМИНИННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хаернасова Э. Ф.

В статье рассматривается проблема юношеской влюбленность. Основные задачи, поставленные в данной работы: определение сущности понятия влюбленности в психологической науке; описание особенностей содержания понимания влюбленности в юношеском возрасте; выявление особенностей толкования молодыми людьми влюбленности, раскрыты и подтверждены эмпирическими исследованиями. Особенности понимания юношеской влюбленности, играют большую роль в жизни каждого человека, в формировании его личности, самореализации, именно в юношеском возрасте возникают первые, взаимные чувства, важно выявить особенности проявления явления влюбленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности понимания феномена юношеской влюбленности»

9. Аверьянова М.М. Применение многомерных статистических методов для исследования данных анкетирования по тесту NEO PI-R: дипл. раб. -М.: РГГУ 2004.

10. Кондрашова О.В. Построение и использование нейронных сетей для статистического анализа данных анкетирования по тесту NEO PI-R: дипл. раб. - М.: РГГУ 2004.

11. Боровиков Д.В., Синицын В.Ю. Применение пошаговых методов анализа надёжности для построения новых психометрических шкал // Обозрение прикладной и промышленной математики. - М., 2009. - Т. 16. - Вып. 3. -С. 455-456.

12. Snow J. The Correlates and Psychometric Properties of a Scale of Cynicism. Thesis submitted to the Faculty of the Graduate School of the University of Maryland in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts, 1995.

13. Официальный сайт проекта R [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r-project.org.

14. Воронов А.Я., Синицын В.Ю. Авторитаризм и цинизм студентов РГГУ как индикаторы ценностей молодого поколения российской гуманитарной интеллигенции // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: Тезисы всероссийской теоретико-методологической конференции, 26-27 апреля 2000 г. - М.: РГГУ 2000. - С. 115-117.

15. Воронов А.Я., Пионтковский Д.И., Синицын В.Ю. Роль некоторых личностных и демографических характеристик повинуемости официальной власти в современной России: ситуация призыва в армию осенью 1996 г. // «Новая» Россия: власть права и право власти: Материалы Российской межвузовской научной конференции, 28-29 ноября 1997 г. - М.: РГГУ, 1997. -С. 101-106.

16. Воронов А.Я., Пионтковский Д.И., Синицын В.Ю. О повинуемости и сопротивлении власти в современной России (1990-е годы) // Объединенный научный журналмай. - М.: Фонд правовых исследований, 2007. - № 8 (196). - С. 22-27.

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА ЮНОШЕСКОЙ ВЛЮБЛЕННОСТИ

© Хаернасова Э.Ф.*

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В статье рассматривается проблема юношеской влюбленность. Основные задачи, поставленные в данной работы: определение сущности

* Студент факультета Психологии.

понятия влюбленности в психологической науке; описание особенностей содержания понимания влюбленности в юношеском возрасте; выявление особенностей толкования молодыми людьми влюбленности, раскрыты и подтверждены эмпирическими исследованиями. Особенности понимания юношеской влюбленности, играют большую роль в жизни каждого человека, в формировании его личности, самореализации, именно в юношеском возрасте возникают первые, взаимные чувства, важно выявить особенности проявления явления влюбленности.

Ключевые слова: влюбленность, гендорная идентичность, фемин-ность, маскулинность, андрогинность, семантический дифференциал, сравнительный анализ исследования маскулинности-фемининности.

Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты - весь мир.

Г.Г. Маркес

Влюблённость (Итегепсе) - сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека. По мнению психологов, влюблённость сопровождается сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости. Влюблённый закрывает глаза на недостатки любимого человека и на противоречия, возникающие в отношениях с ним, в то время как его положительные качества и позитивный опыт взаимодействия приобретают особенную ценность. Несмотря на положительную окраску самого чувства влюблённости, оно может приводить к сильным отрицательно окрашенным переживаниям, например когда объект влюбленности негативно реагирует на действия влюблённого [1].

Целью исследования было изучение особенностей проявления влюбленности в юношеском возрасте; измерение у подростков тендерной идентичности.

Экспериментальное исследование охватило собой возрастную группу, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике старшеклассников. Исследование проводилось на базе образовательной школы города Уфы в 2013 году. В исследовании приняли участие ученики старших классов (9-10 классы), в возрасте 15-16 лет. Всего в работе участвовало 64 человек, из них 34 юношей и 30 девушек.

Исследуя результаты анкетирования старшеклассников выявили, что они в действительности думают о влюбленности.

Юношам задавался такой вопрос: считают ли они, что влюблены сейчас? 56 % опрошенных ответили: думают, что до некоторой степени влюблены. И лишь 44 % сказали, что «наверное» и «определенно» не влюблены. Наряду с тем, что большинство юношей считают, что они влюблены, не меньше и таких, которые выражают истинные сомнения по этому поводу. Около половины из них лишь «догадывались» о такой возможности, а 17 % считали, что они «в значительной степени» влюблены. Таким образом, более по-

ловины не были уверены в своих чувствах. И есть полное основание допустить, что большинство положительно ответивших на поставленный вопрос в действительности испытывали лишь увлечение. Далее, юношам, задавался следующий вопрос: известно ли им, что такое любовь? Вот, что показывают результаты этого опроса: «Уверен, что знаю» - 19 %; «Мне кажется, что знаю» - 59 %; «Мне кажется, не знаю» - 17 %; «Уверен, что не знаю» -5 %. Ответы юношей на вопрос, «Как Вы понимаете чувство влюбленности» распределились следующем образом: «Сильное положительно окрашенное чувство, направленное на другого человека» - 67 % респондентов, «Чувство радость, полета, внутреннего тепла» - 28 %, «Чувство быть отвергнутым» - 9 %.

Подводя итог можно сделать вывод, что больше половины юношей были не уверены в том, что понимают, что такое любовь. Исследования показывают также, что учащиеся воспринимают свои текущие романы как любовь, а прошлые - как увлечения. Несомненно, что и те отношения были бы причислены к любви, если бы интервью проводилось в момент их развития.

Измерение у мальчиков гендерной идентичности показало, что 13 респондентов относятся к маскулинному типу, что характеризует проявление типично мужских черт, независимость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и другие. Отмечается, что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности - физическое Я. 14 респондентов относятся к андрогинному типу. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. К типично женским чертам относятся 3 респондента. Традиционными чертами являются мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Измерение у девочек психологического пола показало следующие результаты: к маскулинному типу относятся 6 респондентов, к андрогинному 12 и к феминному типу, по результатам исследования, 12 респондентов.

Представления о влюбленности и любви меняются вместе с взрослением и развитием. Семантический анализ ситуаций позволил выделить для старшеклассников следующие признаки влюбленности.

При сравнительном анализе семантического дифференциала влюбленности были выявлены 15 критериев влюбленности. Наиболее важным в анализе выявление значимости понятий влюбленности. Наиболее значимыми для девушек являются такие пары понятий как: «Ненависть / Симпатия»; «Неважный / Важный»; «Рассудок / Страсть». Именно такие показатели влюбленности у девушек являются наиболее значимыми.

Ненависть понимается респондентами как интенсивное, длительное, отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту, недовольства и агрессии, и похожа на растянутый гнев. С ненавистью связаны желание разрушать, причинять страдания и осуществлять контроль над объектом. Если в разрушении мы встречаемся с чистыми ненавистью и агрессией, то когда чувства ненависти смешиваются с наслаждением от причинения объекту боли, тогда лучше говорить о садизме или о садистической установке по отношению к объекту. Ненависть имеет много схожего с любовью. В этом смысле от любви до ненависти - один шаг. Ненависть и любовь - проявление интереса, не безразличия. Когда наступает безразличие, уже нет ни любви, ни ненависти.

Чувство симпатии в определении признаков влюбленности понимается как чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к другому человека человеку. Симпатия, как правило, возникает на основе общих взглядов, интересов и ценностей, а также вследствие избирательной положительной реакции на внешность, поведение и черты характера другого человека. Симпатия одного человека к другому проявляется как инстинктивная склонность, чувство внутреннего родства между ними выражается в повышенном интересе к человеку, доброжелательности, оказании внимания и помощи. Таким образом, симпатия - чувство дружеской расположенности, бескорыстного притяжения. Как отмечают испытуемые «на того, кто симпатичен, хочется смотреть, хочется его слышать, хочется чаще быть с ним рядом». В отличие от влюбленности, симпатия - легкое и контролируемое чувство. Симпатию легко «отодвинуть» и забыть о ней, с влюбленностью сделать подобное сложно.

Высокими показателями у девочек является пара определений «Неважный / Важный». «Неважный» понимался как не имеющий большого значения; несущественный, незначительный, не играющее никакой роли. Отмечались респонденты, которые считали, что исследуемое чувство не обязательное явление в жизни, что существуют куда более важные события.

Понятие «важный» наоборот отмечали как значительный, многозначительный, многозначащий, первенствующий, знаменательный, великий, необходимый. Опрашиваемые утверждали необходимость переживания дан-

ного чувства, отмечали, что необходимо каждому человеку испытать волнующие чувства сердца. Девушки, как правило, сентиментальнее и относились к воспоминаниям о первой влюбленности с должным трепетом и вниманием. Молодые люди также акцентировали на важности этого явления, о его необходимости для личностного развития и становления.

Далее, важным и значимым показателем является пара антонимов «Рассудок / Страсть».

Рассудок, как часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Школьники понимали, как четко контролировать свои мысли и поведение, не придавая значения возвышенному чувству влюбленности. Испытуемые полагали, что рассудок (рассудительность) должно присутствовать всегда не зависимо от душевного и эмоционального состояния.

Страсть же понимается как сильное влечение к противоположенному объекту обожания. Яркость и насыщенность событий, незабываемость отношений, сексуальное влечение. Испытывая влюбленность важно чувствовать, власть, эмоции желания. Так же под страстью школьники понимали, вдохновение, энергию, силу. Данному признаку, испытуемые присвоили красный цвет, что характеризует для них цвет страсти, лидерства, возвышенности и ярких эмоций.

Таким образом, для понимания влюбленности характерный следующие признаки «Ненависть / Симпатия»; «Неважный / Важный»; «Рассудок / Страсть». Данные понятия являются базовыми определяющими показателями данного чувства. Влюбленность, как психологическое явление неотъемлемое явление в жизни каждого школьника, так как это позволяет ему гармонично развиваться.

Рассмотрим гендерные проявления и распределение.

Сравнительный анализ исследования маскулинности-фемининности.

Таблица 1

Показатели Сумма рангов мальчики Сумма рангов девочки и-критерий Манна-Уитни г Р, уровень значимости

Исследование маскулинности-фемининности 1086,0 744,0 279,00 2,521 0,0117

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые различия.

Показатели данного исследования указывают на то, что распределение гендерной (половой) идентичности выше у мальчиков, что указывает на значимость и достоверность проводимых исследований.

Таким образом, проводимые исследование свидетельствует о том, что данные методики дают достаточно объективную картину определения влюбленности у юношей.

В ходе исследования был дан теоретический анализ понятия влюбленности, проведено экспериментальное исследование особенностей понимания влюбленности в юношеском возрасте. На теоретическом уровне системный анализ различных подходов к пониманию эмоциональных явлений позволили выделить основные показатели, играющие важную роль в понимании влюбленности это ненависть и симпатия; неважность и важный; рассудок и страсть. Выделение показателей понимания эмоциональных явлений позволило определить особенности чувств как системы, в которую входит влюбленность, и конкретизировать для них функции эмоциональных явлений. Рабочим для данного исследования определением влюбленности являлось следующее: Влюбленность - это сильное субъективно-переживаемое страстное чувство, определяющееся на базовых бессознательных и подсознательных физиологических потребностях (например, инстинкте размножения) и эмоциях (отрицательных и положительных), так и сознательно-подсознательных надстроечных механизмах, формирующих почву для возникновения мотивации, мыслей, действий (бездействий) и поступков.

Список литературы:

1. Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного познания: монография. - Пермь, 2010. - 332 с.

2. Ильин Е.П. Психология любви. - СПб., 2012. - 550 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1999.

5. Влюбленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wiki-ре&а.ог$^1к1/влюбленность (дата обращения: 20.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.