Научная статья на тему 'Особенности понимания феномена свободы студенческой молодежью'

Особенности понимания феномена свободы студенческой молодежью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ / ФЕНОМЕН СВОБОДЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ / СОЦИУМ И СВОБОДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шукшина Л.В.

Понятие свободы существенным образом меняется с возрастом, зависит от уровня развития: мышления, личности, самосознания, нравственности, а также интегрированности личности в группе, социуме, культуре. Оно несет в себе отпечаток представлений о свободе, принятых на данном уровне развития общества, определяется ориентациями на свободу референтных и возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности понимания феномена свободы студенческой молодежью»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 159.947.2-057.87

Л. В. Шукшина

Д.ф.н., профессор МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск, РФ

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА СВОБОДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация

Понятие свободы существенным образом меняется с возрастом, зависит от уровня развития: мышления, личности, самосознания, нравственности, а также интегрированности личности в группе, социуме, культуре. Оно несет в себе отпечаток представлений о свободе, принятых на данном уровне развития общества, определяется ориентациями на свободу референтных и возрастных групп.

Ключевые слова

Понимание, феномен свободы, студенческая молодежь, влияние семьи, социум и свобода

Студенты начальных курсов в отличие от старшекурсников при определении свободы чаще отмечают «возможность делать то, что нравится, так, как хочется», «отсутствие контроля, запрета, давления», «когда разрешают», когда «не надо ходить в университет», «независимость» и крайне редко указывают на такие факторы, как свобода мышления, свобода высказывать свои мысли. Очевидно, понятие «независимость» у них ассоциируется с понятием «свобода». Однако независимость «от...» и свобода «для...» (творчества, созидания, самоактуализации) по своему глубинному содержанию - разные понятия. Стремление к свободе у студентов младших курсов не связывается с мышлением и ответственностью. Они требуют, чтобы им предоставили свободу действия и не осознают свой внутренний потенциал свободы, не осознают, что в основе свободы лежат способности открывать и реализовывать новые возможности, увеличивать спектр своих степеней свободы. Они чувствуют себя взрослыми, требуют к себе отношения как к взрослым, равным, и если его заставляют жить по морали детства (подчинения), то возникает противоречие. Это и другие противоречия позволяют называть переходный возраст противоречивым и трудным.

Студенты зависят от родителей, но еще в большей степени они зависят от мнения сверстников. Стремление быть интегрированным, принятым в группе приводит студента к копированию поведения, которое признается группой, и в то же время у него растет желание быть индивидуальностью [1, с.97].

При определении категории свободы студенты младших курсов выделяют чаще других факторов возможность действовать, указывают на свободу действия, а старшекурсники, наряду со свободой действия, акцентируют внимание на желание свободно выражать свои мысли - свободе мышления, свободе принятия решения. У студентов старших курсов возрастает интерес к самостоятельному решению когнитивных и экзистенциальных задач. Внешняя занимательность на лекции, свойственная студентам первого и второго курса, уступает место самостоятельному поиску принципов, алгоритмов решения задач, поэтому старшекурсники пишут о свободе творчества, возможности самому выбирать способ решения задачи, самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, принимать самому решения [2, с. 137].

Многочисленная группа студентов при определении свободы отметила факторы: «свобода мышления, творчества», «свобода высказывать свои мысли». Студенты старшекурсники подразумевают под свободой личностную характеристику человека, необходимость равенства прав, возможность реализовать себя, духовный рост, раскрепощающий душу и сознание человека, гармонию с самим собой, ощущение своей индивидуальности и т.д. Личностное развитие невозможно без развития способности глубоко осознавать себя и мир, усложнения организации процессов рефлексии, расширения поля осознания и понимания происходящего с различных точек зрения. Определяя понятие свободы, студенты старших курсов указывают на необходимость учета права на свободу у других, способность действовать, исходя из своих убеждений, мировоззрения, не нарушая законов, принятых в обществе. Фактор «свобода личности» получил значительный вес в связи с базисной потребностью быть личностью, остро переживаемой в этом возрасте.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Фактор «возможность делать так, как человек может себе позволить в соответствии со своими убеждениями, моралью, и ответственность» в различных возрастных группах имеет разный вес. Наблюдается значительное увеличение количества указаний по этому фактору в студенческих группах. Т.Тулку, отмечая особенности семнадцатилетних, пишет, что «в этот период ответственность и обязательства начинают возникать, но нет уверенности в том, что в новых ситуациях они смогут взять на себя ответственность, к которой психологически и эмоционально не готовы» [3, с. 4].

Определения категории свободы студентами свидетельствуют о желании быть самостоятельным, ориентации на свободный выбор и право принимать решения, что практически не встречается в определениях студентов младших курсов.

Некоторые студенты подчеркивают различия внешней и внутренней свободы, и это не случайное явление: в этом возрасте с ростом самосознания, развитием способности к саморегуляции, расширением и обогащением опыта социализации, вхождением в культурную и историческую общность процессы осознания, рефлексии становятся более сложным и дифференцированными, в целом, гармонизируется соотношение между процессами осознания, переживания и деятельности. В принципе, старшекурсники в отличие от студентов младших курсов, способен осуществлять рефлексию на различные уровни деятельности, соотносить результаты рефлексии, выбирать тот или иной путь с пониманием ответственности за свои поступки. Объектом рефлексии выступает и совместная деятельность, состояние, желания другого человека, общечеловеческие духовные ценности. Рефлексия, открытие своего внутреннего мира, является главным психологическим приобретением юности, при этом «внутренне Я» не совпадает с «внешним» проявлением «Я» [4, с. 85].

Выход он видит в том, чтобы научиться отделять реальную жизнь от надуманных внутренних надежд, идеалов и решений.

Таким образом, представления о свободе, отношение к ней и ее достижение зависит от многих причин, в том числе от возрастных и индивидуальных особенностей, личностных качеств человека, уровня развития духовного потенциала, сознания и рефлексии, системы воспитания и обучения, норм, прав и законов, принятых в обществе.

Более конкретно мы можем сказать, что студенты младших курсов под свободой понимают отказ от обязательств. Студенты средних курсов вкладывают в это понятие отсутствие контроля, а так же наличие права принимать решение, быть хозяином своей жизни. Что касается старшекурсников, то их понимание свободы заключается в возможности действовать в рамках закона, принятых норм, право принимать самостоятельно решения. Отсюда вывод, что с возрастом усиливается чувство ответственности, самостоятельности и самоконтроля.

Понятие свободы существенным образом меняется с возрастом, зависит от уровня развития: мышления, личности, самосознания, нравственности, а также интегрированности личности в группе, социуме, культуре. Оно несет в себе отпечаток представлений о свободе, принятых на данном уровне развития общества, определяется ориентациями на свободу референтных и возрастных групп. В определении свободы в интегрированной форме сочетаются социальное значение этой категории и индивидуальное понимание - результат личного опыта столкновения с препятствиями, преодоления зависимостей - «Только в потоке мысли и жизни слова обретают смысл» (Л.Витгенштейн).

Список использованной литературы:

1. Кузьмина Е. И. Психология свободы: теория и практика - Спб.: Питер, 2007. - 248 с.

2. Мизонова О. В. Группа как субъект самовосприятия // Современные исследования социальных проблем. -2013. - №1 (13). - С. 137-140.

3. Сахаров А. Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // Вопросы философии. - 1990. - №2. - С. 4-26.

4. Шукшина Л. В. Человек в мире социальных иллюзий // Психология человека в современном мире. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной, 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - С. 85-91.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

5. The Mechanisms of social illusions and theis development // Shukshina L.V. Mizonova O.V., Motchalov E.V., Eldin M.D. Review of European Studies, 2015. Т.7. - №6. - С. 282-288.

© Шукшина Л. В., 2016

УДК 316.6-057.87

Л. В. Шукшина

Д.ф.н., профессор МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск, РФ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя. Было определено, что содержание социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя определяется идеальным имиджем педагога, сформированным под воздействием стереотипов социума.

Ключевые слова

Социальные установки, профессиональные качества, профессиональный выбор, личность

На первом этапе исследования студентам было предложено в порядке убывания перечислить те качества педагога, которые можно отнести к профессиональным, и пояснить, что они вкладывают в содержание каждого из них. Им была предложена анкета-шкала, предполагающая не просто выделение наиболее значимых для студентов профессиональных качеств педагога, по которым можно было бы сделать заключение об его профессионализме или непрофессионализме, но и возможность их ранжирования в зависимости от степени значимости каждой из них.

Данные анкеты были заполнены 48 испытуемыми. В результате проведения анкетирования нами были выявлены основные профессиональные качества, наиболее значимые, по мнению студентов, для педагога современной высшей школы:

1) умение заинтересовать учащихся, эмоциональность, экспрессия в поведении; данное качество как наиболее значимое было отмечено 35 учащимся (73% от общего числа испытуемых);

2) грамотная речь, отражающая уровень научной подготовки педагога; данное качество как наиболее значимое было отмечено 33 учащимися (67% от общего числа испытуемых);

3) опрятный, ухоженный внешний вид (аккуратная прическа, дорогая одежда, подтянутость, бодрость и т. п.); данное качество как наиболее значимое было отмечено 31 учащимися (65% от общего числа испытуемых);

4) строгость, умение поддерживать дисциплину среди студенческой аудитории; данное качество как наиболее значимое было отмечено 30 учащимися (63% от общего числа испытуемых);

5) четкое и логичное изложение учебного материала; данное качество как наиболее значимое было отмечено 29 учащимися (60% от общего числа испытуемых);

6) оптимизм, доброжелательность в общении, коммуникабельность; данное качество как наиболее значимое было отмечено 28 учащимися (58% от общего числа испытуемых);

7) стремление адаптировать учебный материал к особенностям восприятия учащихся, разнообразить его интересными фактами, примерами; данное качество как наиболее значимое было отмечено 25 учащимися (52% от общего числа испытуемых);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.