Научная статья на тему 'Особенности получения в кредитной организации сведений по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся банковской тайной, при поступлении в органы внутренних дел информации о факте нецелевого расходования бюджетных средств в рамках оперативно-разыскного мероприятия «Наведение справок»'

Особенности получения в кредитной организации сведений по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся банковской тайной, при поступлении в органы внутренних дел информации о факте нецелевого расходования бюджетных средств в рамках оперативно-разыскного мероприятия «Наведение справок» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1348
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / GROUNDS FOR CARRYING OUT OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITIES / ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОБХОДИМЫХ СВЕДЕНИЙ / PROCEDURES FOR OBTAINING CREDIT IN ORGANIZING THE NECESSARY INFORMATION / РАССМОТРЕНИЕ СУДОМ (СУДЬЕЙ) МАТЕРИАЛОВ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / THE COURT (JUDGE) ON THE LIMITATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК" / INVESTIGATIVE EVENT "INQUIRY" / БАНКОВСКАЯ ТАЙНА / BANK SECRECY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эльгайтаров Султан Юрьевич

В статье рассматривается порядок организации и проведения оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок» с точки зрения правового обеспечения и практического применения при получении в кредитной организации сведений в виде справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании судебного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эльгайтаров Султан Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF RECEIVING IN A CREDIT ORGANIZATION A DATA ON TRANSACTIONS AND ACCOUNTS OF LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS WHICH IS A BANKING SECRECY, WHEN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES WITHIN THE OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES «INQUIRIES» RECEIVE THE INFORMATION ABOUT THE FACT OF MISUSE OF BUDGETARY FUNDS

The article discusses the procedure of organization and conducting operational-search activities «inquiry» from the point of view of legal security and the practical application upon receipt of the credit organisation of information in the form of reports on the operations and accounts of legal entities and individual entrepreneurs on the basis of a judicial decision.

Текст научной работы на тему «Особенности получения в кредитной организации сведений по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся банковской тайной, при поступлении в органы внутренних дел информации о факте нецелевого расходования бюджетных средств в рамках оперативно-разыскного мероприятия «Наведение справок»»

Трибуна молодого ученого

УДК 343.985.7 : 343.37 ББК 67.99

© 2015 г. С. Ю. Эльгайтаров

ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СВЕДЕНИЙ ПО ОПЕРАЦИЯМ И СЧЕТАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАНКОВСКОЙ ТАЙНОЙ, ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТЕ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК»

В статье рассматривается порядок организации и проведения оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок» с точки зрения правового обеспечения и практического применения при получении в кредитной организации сведений в виде справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании судебного решения.

Ключевые слова: основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий, порядок получения в кредитной организации необходимых сведений, рассмотрение судом (судьей) материалов об ограничении конституционных прав граждан, оперативно-разыскное мероприятие ««наведение справок», банковская тайна.

PECULIARITIES OF RECEIVING IN A CREDIT ORGANIZATION A DATA ON TRANSACTIONS AND ACCOUNTS OF LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS WHICH IS A BANKING SECRECY, WHEN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES WITHIN THE OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES «INQUIRIES» RECEIVE THE INFORMATION ABOUT THE FACT OF MISUSE OF BUDGETARY FUNDS The article discusses the procedure of organization and conducting operational-search activities ««inquiry» from the point of view of legal security and the practical application upon receipt of the credit organisation of information in the form of reports on the operations and accounts of legal entities and individual entrepreneurs on the basis of a judicial decision.

Keywords: grounds for carrying out operational-investigative activities, procedures for obtaining credit in organizing the necessary information, the court (judge) on the limitation of constitutional rights of citizens, investigative event «inquiry», Bank secrecy.

С момента введения в гл. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» [1] прошло около 10 лет, однако фактическое ее применение на практике сотрудниками правоохранительных органов остается проблематичным. Это подтверждается данными ИАЦ МВД России, согласно которым за период с января по август 2014 года сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации выявлено всего 22 преступления по фактам нецелевого расходования

бюджетных средств и лишь 1 из них направлено в суд [2].

Отсюда для более полного и своевременного раскрытия преступления совершенного в бюджетной сфере, в частности, связанного с нецелевым расходованием бюджетных средств, необходимо правильно организовать комплекс проверочных мероприятий по сбору, обобщению и анализу ставших известными правоохранительным органам сведений и иной информации о совершении преступления рассматриваемой категории.

Сведения о факте совершения нецелевого расходования бюджетных средств в правоохрани-

тельные органы могут поступать на гласной и негласной основе. К числу гласных источников информации относятся: письменные заявления граждан; сведения, опубликованные либо освещенные в средствах массовой информации; письменные сообщения работников бюджетных организаций; информация учреждений и ведомств, а также различных ревизионных служб, осуществляющих контрольно-надзорные функции по проверке использования бюджетных средств; материалы аудиторских проверок и т. д. Сотрудникам правоохранительных органов, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, также могут поступать сведения в порядке, установленном Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту - Федеральный закон «Об ОРД»).

Необходимо отметить, что наряду с дослед-ственной проверкой (ст. 144-145 УПК РФ), которая может проводиться и сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, по поручению соответствующего руководителя, являющегося одновременно и начальником органа дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), широкое распространение в практической деятельности работников службы экономической безопасности и противодействия коррупции имеет планирование и реализация комплекса необходимых оперативно-разыскных мероприятий, в том числе и по поступившим в органы внутренних дел сведениям учреждений, ведомств, предприятий, организаций, а также различных ревизионных служб, осуществляющих контрольно-надзорные функции по проверке использования бюджетных средств и материалов аудиторских проверок.

Статьей 7 Федерального закона «Об ОРД» определено, что к числу оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий относятся ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В свою очередь, при планировании и реализации проверочных мероприятий, необходимо учитывать, что расходование бюджетных средств проводится путем принятия получателем бюджетных средств (учреждением) денежного обязательства, составления платежного документа, подтверждения денежного обязательства и пере-

числения денежных средств с расчетного счета организации.

Поэтому к числу первоочередных проверочных мероприятий, направленных на получение документированной информации о фактическом использовании и проведении иных финансовых операций с бюджетными средствами, находящимися или находившимися на расчетном счете, относится истребование справок и выписок по банковским операциям в соответствующей кредитной организации, где обслуживается бюджетополучатель, а также иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому были перечислены бюджетные средства за предоставление каких-либо услуг, поставку материальных ценностей, осуществление ремонтных или строительных работ и т. д.

В данном случае сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции на первоначальном этапе проверки осуществляется проведение предусмотренного ст. 6 Федерального закона «Об ОРД» оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок».

В современной юридической литературе отсутствует четкое определение понятия, предусмотренного Федеральным законом «Об ОРД», оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок». Так, по мнению А. И. Алексеева, О. А. Вагина, Д. В. Закаляпина, под «наведением справок» понимается «оперативно-разыскное мероприятие, заключающееся в непосредственном изучении документов, содержащих сведения, представляющие оперативный интерес, а также в направлении запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы» [3].

В своих трудах Е. С. Дубоносов отметил, что «наведение справок - это способ сбора информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, учреждения» [4].

С нашей точки зрения, наиболее объективным определением рассматриваемого оперативно-разыскного мероприятия следует считать «наведение справок» как способ получения информации для решения конкретных целей и задач оперативно-разыскной деятельности путем направления соответствующих запросов юридическим или физическим лицам.

Однако в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел реализация указанного мероприятия в рамках проводимой в соот-

ветствии с Федеральным законом «Об ОРД» или Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации доследственной проверки не может быть осуществлена путем направления в банковское учреждение запроса о предоставлении тех или иных сведений, так как согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, сведения по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются банковской тайной.

По мнению большинства ученых-юристов, «банковская тайна - это особый институт гражданского права, защищающий коммерческую тайну банков, их клиентов - юридических лиц и личную тайну вкладчиков» [5]. В соответствии со ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации «банк (кредитная организация) гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте».

Учитывая изложенное, а также внесенные Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» [6] в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» изменения, остановимся на принципах организации и проведения рассматриваемого оперативно-разыскного мероприятия.

Ранее действующей редакцией ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» было предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Также полномочия органов внутренних дел в части выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений определены пп. «в» п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» [7], где указано, что Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выяв-

лению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.

Поэтому до вступления в силу новой редакции ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» получение в кредитной организации документированной информации по банковским операциям, связанным с целевым использованием бюджетных средств, практически не применялось на первоначальном этапе документирования преступного деяния, так как рассматриваемая категория преступлений не относится к преступлениям налоговой направленности.

Внесенные в 2013 году Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» изменения в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» законодательно закрепили порядок получения в кредитных организациях необходимых сведений, относящихся к охраняемой действующим законодательством категории «банковская тайна», и истребование в кредитной организации документированной информации об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов стало возможным при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного любого противоправного деяния, в том числе и налоговой направленности.

В настоящее время ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Изучение данной нормы позволяет сделать вывод о том, что сведения кредитной организацией на первоначальном проверочном этапе, то

есть до возбуждения уголовного дела могут быть представлены лишь должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность. В соответствии с ч. 2 рассматриваемой статьи сотрудники органов предварительного следствия могут получить необходимые сведения в кредитной организации лишь по делам, находящимся в их производстве и при наличии согласия руководителя следственного органа.

В связи с этим нами предлагается более широкое использование принципов взаимодействия подразделений органов внутренних дел и иных правоохранительных органов Российской Федерации при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, утвержденных ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами МВД России, путем совместного планирования и реализации оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.

Так, в рамках имеющихся в производстве материалов доследственной проверки сотрудники органов предварительного следствия в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ имеют право дать органу дознания (подразделению, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность) обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий, в рамках исполнения которых оперативные сотрудники могут представить в следственный орган интересующие сведения, включая и результаты проведенного оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок», в виде справочных данных по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям, счетам и вкладам физических лиц.

Порядок обращения в судебный орган инициатора проведения оперативно-разыскного мероприятия определен ст. 9 «Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий» Федерального закона «Об ОРД», согласно которой суд или уполномоченный судья исследует представленные для рассмотрения материалы при наличии мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Их перечень утвержден ведомственным нормативным актом МВД России [8].

В целях реализации указанной нормы инициатор проведения оперативно-разыскных мероприятий, то есть оперативный сотрудник на основании ставших известными сведений о признаках

подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, в случае если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела подготавливает соответствующее ходатайство в виде постановления за подписью уполномоченного руководителя, которое представляется суду (судье) в целях получения разрешения на получение в кредитной организации сведений, являющихся банковской тайной.

В связи с отсутствием утвержденных бланков постановлений, представляемых в судебные органы, необходимо обобщить сложившуюся практику документального обращения в суд и получения соответствующего судебного разрешения в органах внутренних дел. Так, в ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа сложилась практика, в соответствии с которой постановление за подписью уполномоченного руководителя оперативного подразделения именуется как «Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о получении в кредитной организации сведений в отношении физического (юридического) лица, являющихся банковской тайной», где обязательно указывается дата и место его утверждения, занимаемая должность, звание, ф.и.о. уполномоченного руководителя, краткое содержание ставших известными сотрудникам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведений, на основании ст. 7 Федерального закона «Об ОРД» подлежащих документированию, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, осуществляется обязательная ссылка на ст. 6 и 7 Федерального закона «Об ОРД», ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 28.06.2013 № 134-Ф3).

В заключительной части указывается: «ходатайствовать перед судом (наименование) о проведении оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок», связанного с получением в кредитной организации (наименование, ИНН, БИК, адрес места нахождения) сведений (в виде необходимой информации, с обязательным указанием ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя, номера расчетного счета, периода осуществления банковских расчетов), требуемых для достижения целей и задач оперативно-разыскной деятельности. Обязательным условием является ссылка на наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих проведению оперативно-разыскного мероприятия.

Рассмотрев представленное ходатайство, признав его законным и обоснованным, суд (судья)

может принять решение о санкционировании проведения оперативно-разыскного мероприятия либо потребовать представить дополнительные материалы или отказать в проведении рассматриваемого оперативно-разыскного мероприятия.

При этом выносится соответствующее постановление, которое, как правило, в случае получения разрешения на проведение оперативно-разыскного мероприятия именуется как «Постановление об удовлетворении ходатайства о получении в кредитной организации сведений в отношении физического (юридического) лица, являющихся банковской тайной». В его описательной части приводится ссылка на имеющиеся в подразделении, осуществляющем оперативно-разыскную деятельность, сведения, указанные в соответствующем ходатайстве.

В заключительной части судебного решения отражается согласие суда (судьи) на проведение сотрудниками оперативного подразделения оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок» путем получения в кредитной организации необходимых сведений с обязательным указанием наименования, ИНН, БИК, адреса места нахождения кредитной организации, сведений (в виде необходимой информации, ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя, номера расчетного счета, периода осуществления банковских расчетов).

В постановлении суда может быть определен порядок обжалования и дата вступления в законную силу принятого постановления. Судебное постановление после его подписания заверяется печатью и передается инициатору проведения оперативно-разыскного мероприятия. На основании имеющегося судебного разрешения оперативный сотрудник в целях получения в кредитной организации необходимых сведений подготавливает письменный запрос в кредитную организацию за подписью уполномоченного руководителя с приложением копии судебного постановления.

Приведенный выше порядок проведения оперативно-разыскного мероприятия «наведение справок» обусловлен сложившейся практикой реализации полномочий органов внутренних дел, связанных с получением в кредитных организациях сведений по операциям и счетам различных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

а также физических лиц, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об ОРД». По нашему мнению, широкое его применение в повседневной оперативно-служебной деятельности существенно облегчит истребование охраняемой действующим законодательством информации, являющейся банковской тайной, а представленные кредитной организацией сведения могут быть использованы в качестве оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела при дальнейшем его расследовании и доказывании.

Литература

1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2003.16 декабря.

2. ЕИТС МВД России / 10.0.117.14 / ишоМ /

3. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. А. И. Алексеева, В. С. Ов-чинского. М., 2014.

4. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е. С. Дубоносов. 3-е изд., пере-раб. и доп. М., 2012. Сер.: Бакалавр.

5. Большой юридический словарь / А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М., 2003.

6. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» //URL: http://Consultant.ru>document/cons_doc_ LAW_166223/

7. Указ Президента Российской Федерации № 306 от 11.03.2003 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» //ЦКЬ: http://Consultant.ru>document/ cons_doc_ LAW_120973/

8 .Приказ МВД России от 28.05.2014 № 446 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, правомочных получать в кредитных организациях на основании судебных решений справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц» //Ц^: http://rg.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.