емлемым документом в осуществлении предварительной проверки, грамотно поставленные вопросы, их полнота су-
щественно помогут следователю в дальнейшем при расследовании уголовного дела.
я к я
ЛИТЕРАТУРА
1. Габзалилов В. Ф. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2016. № 3 (94). С. 168.
2. Теория государства и права: курс лекций: в 2 частях. Часть II / А. С. Аксёнов и др.; под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009. С. 112.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Газизова О. В., Бронфман Б. Е. Проблемы квалификации преступлений коррупционной направленности // Успехи современной науки. 2016. № 8. Т. 3. С. 150-152.
5. Лонщакова А. Р., Васильченко А. В. Особенности нормативного регулирования допроса подозреваемого (обвиняемого) в уголовно-процессуальном законе // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1. С. 53.
© Бронфман Б. Е.
^ УДК 343.985.5:342.76(470)
И. С. ДАЯНОВ, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов
а внутренних дел Уфимского юридического
о
к
s а о о
а £
а
и «5
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
I. S. DAJANOV, associate professor of the chair of operative-detective activity of department of internal affairs of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law (Ufa)
g К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ
| ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
Ц ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН
I
§5 TO A QUESTION ON THE MAINTENANCE OF THE
§ OPERATIVELY-SEARCH ACTIONS LIMITING CONSTITUTIONAL
LAWS OF CITIZENS AND THEIR CLASSIFICATION
« Аннотация. В данной статье рассмотрено содержание и классификация опе-
| ративно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскное мероприятие, конституционные права граждан, классификация.
Annotation. In given article the maintenance and classification of the operatively-search actions limiting constitutional laws of citizens is considered.
Keywords: operatively-search activity, operative-detective action, constitutional laws of citizens, classification.
Обратившись к статье 6 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», приведем перечень оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ), которые используются при осуществлении оперативно-разыскной деятельности:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
Приведенный перечень оперативно-разыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только Федеральным законом [1].
Согласно ч. 1 ст. 5 рассматриваемого закона, введенной Федеральным законом от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ, органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, при проведении оперативно-разыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тай-
ну корреспонденции. Таким образом, в ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об ОРД» перечислены конституционные права, которые не могут быть не ограничены при проведении ОРМ в силу самой специфики этой деятельности [2, с. 84].
Остановимся на рассмотрении интересующей нас группы ОРМ, требующих судебного решения (санкционирования) или ограничивающих конституционные права граждан [3, с. 58]. Основываясь на теоретических положениях оперативно-разыскной деятельности и практике проведения, данных ОРМ, рассмотрим их краткую характеристику (не раскрывая положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну).
Обследование помещений, зда- ^ ний, сооружений, участков местности и ^ транспортных средств - это оперативно- ^ разыскное мероприятие, направленное на негласное обследование помещений, а зданий, сооружений, участков местно- © сти и транспортных средств путем визу- ¡^ ального, слухового и иного изучения (исследования) данных объектов, в т. ч. ^ с использованием специальных технических средств, предназначенных (раз- | работанных, приспособленных, запро- § граммированных) для негласного полу- § чения информации, другой техники, ма- | териалов и веществ, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не » причиняющих вреда окружающей сре- Ц де, в целях выявления и фиксации фак- ^ тических данных, имеющих значение | для решения задач оперативно-разыскной деятельности. |
Контроль почтовых отправлений, ^ телеграфных и иных сообщений - это ^ ОРМ, состоящее в негласном отборе, | изучении и просмотре письменной и ^ иной зафиксированной на материальном ^
носителе корреспонденции, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в организациях связи на основании судебного решения и в целях получения оперативно-разыскной информации, способствующей решению конкретных задач ОРД.
Прослушивание телефонных переговоров - это ОРМ, заключающееся в негласном контроле за речевым общением (слуховом контроле) за обоими пользователями услуги телефонной связи и фиксации этих разговоров с использованием средств прослушивания и (или) фиксации телефонных переговоров на основании судебного решения и с целью обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач ОРД.
Снятие информации с технических каналов связи - это ОРМ, заключающееся в негласном контроле и фик-^ сации с помощью специальных техни-^ ческих средств открытой (незашифро-¡^ ванной) информации, передаваемой ® проверяемыми лицами по техническим а каналам связи [4].
| Оперативно-разыскное меро-
¡^ приятие «получение компьютерной ин-сц формации» - это совокупность средств ^ и способов исследования компьютерной I системы с целью обнаружения и доку-§ ментирования материальных следов, | сопутствующих подготовке или совер-§ шению преступлений, которые могут содержаться в компьютерной системе в | форме электрических сигналов, незави-¥ симо от средств их хранения, обработки
и передачи [5]. ^ Теория и практика пришла к не-
обходимости классифицировать данные § ОРМ по различным критериям и усло-| виям проведения. Мнение большинства ^ ученых склоняется к классификации ОРМ, которую дает В. Г. Бобров, считая « ее наиболее развернутой. Итак, | В. Г. Бобров классифицирует ОРМ сле-^ дующим образом:
1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ могут быть кратковременными (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т. д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и т. д.).
2. В зависимости от формы и тактических приемов проведения ОРМ подразделяются на гласные и негласные, проводимые с зашифровкой их истинной цели либо без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления. Негласное проведение ОРМ предполагает их проведение в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т. д. Негласность ОРМ может быть полной и относительной.
В условиях полной негласности о проведении ОРМ осведомлены только сотрудники оперативных подразделений, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие данные мероприятия (лица, оказывающие конфиденциальное содействие, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений). При относительной негласности проведения ОРМ об их проведении не знают только те лица, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности.
3. В зависимости от необходимости и субъекта санкционирования ОРМ могут быть условно разделены на следующие группы:
а) не требующие какого-либо санкционирования, т. е. мероприятия, проводимые по решению сотрудника оперативного подразделения (опрос, наведение справок, наблюдение и др.);
б) требующие ведомственного санкционирования, т. е. мероприятия, проводимые на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативное внедрение; оперативный эксперимент и др.);
в) требующие не только ведомственного санкционирования, но и судебного разрешения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и др.) [6, с. 23-24.].
Кроме этого, все ОРМ по сочетанию между собой можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент [7, с. 247-249].
Применительно к проблеме проведения оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, возможна дальнейшая их классификация в зависимости от оперативно-тактической направленности:
- ОРМ, связанные с обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- ОРМ, предусматривающие получение информации с технических каналов связи (в том числе контроль технических каналов связи и прослушивание телефонных переговоров);
- ОРМ, направленные на осуществление негласного наблюдения с использованием специальных технических
средств (в том числе негласный аудио-и визуальный контроль);
- ОРМ, предполагающие опрос граждан с использованием специальных технических средств.
При выборе такого критерия классификации оперативно-разыскных мероприятий, как ограничение конституционных прав граждан в ходе их осуществления, всю совокупность данных мероприятий целесообразно подразделить на следующие группы:
- мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан (например, ОРМ, предусматривающие получение информации с технических каналов связи);
- мероприятия, не предусматривающие ограничение конституционных прав (например, ОРМ, предполагающие опрос граждан с использованием специальных технических средств);
- мероприятия, которые осуществляются как с ограничением, так и без ограничения конституционных прав граждан (например, ОРМ, связанные с обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств).
Эти оперативно-разыскные мероприятия можно условно подразделить на четыре основные группы по их целенаправленности
а) направленные на получение оперативно-разыскной информации;
б) направленные на ее реализацию;
в) комплексные, содержащие элементы как получения информации, так и ее реализации;
г) вспомогательные (обеспечивающие) [8, с. 47].
В целом необходимо сделать следующий вывод, что приведенная выше классификация является условной и не носит исчерпывающий характер, а анализируемые мероприятия могут быть сгруппированы и по другим признакам.
^
к
<ч а а
и и
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£ «
а а;
и
А А А
ЛИТЕРАТУРА
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (по сост. на 08.12.2016) // http:// www.consultant.ru.
2. Табаков А. Р. Проблемы законодательного закрепления принципов оперативно-розыскной деятельности // Мир юридической науки. 2016. № 6. С. 84.
3. Даянов И. С., Насыров Р. Р. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при использовании в доказывании данных, полученных в результате оперативно-разыскной деятельности // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2009. № 3. С. 58.
4. Лапин Е. С., Михайлова Ю. Н. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие для студентов. Саратов: издательство «Научная книга», 2006. С.14-29.
5. Мамлеев Р. Р. Цели и задачи нового оперативно-разыскного мероприятия «получение компьютерной информации» // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2016.
6. Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 23-24.
7. Горяинов К. К. и др. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С.247-249.
8. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел: учебник. Общая часть / под ред. В. М. Атмажитова. М.: Академия МВД СССР, 1991. С. 47.
© Даянов И. С.
к
® УДК 343.918-05736(470) а
а А. И. МУРТАЗИН, преподаватель кафед-
^ ры огневой и тактико-специальной подго-
и «
а
о
^
о
о
а £
товки Уфимского юридического институ-
N та МВД России (г. Уфа)
А. I. MURTAZIN, lecturer of the department of fire and tactical and special training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
g ПРЕСТУПНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
¥
| CRIME POLICE OFFICERS
I
§ Аннотация. Несформированность правового регулирования деятельности пра-
воохранительных органов, часто необоснованное недоверие граждан, недостаточность материального обеспечения, низкий уровень социальной и правовой защищЫности тем или иным образом влияют на психику сотрудников, формируя их * мотивы и цели, побуждающие к совершению преступления. Данные обстоятельства | не только создают все необходимые предпосылки противоправного посягательства, ^ но и превращают преступность сотрудников в глобальную проблему. ^ Ключевые слова: преступность, сотрудник, должностное преступление.