И.И. Головко*
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ РОССИИ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ
Аннотация. Статья представляет результаты исследования Основных законов страны с Конституции РСФСР 1918 года до действующей Конституции Российской Федерации в части особенностей закрепления компетенции прокуратуры. Проанализированы также процессуальные и ведомственные нормативные акты, которые развивали нормы Основных законов. Рассмотрены исторические периоды и соответствующие изменения в нормативном регулировании деятельности прокуратуры.
Ключевые слова: прокурор, надзор, судопроизводство, конституция, объекты надзора.
Прокуратура Российской Федерации прошла длительный путь от создания Петром I до современности. Отношение к прокуратуре определялось в том числе оценкой роли прокурорского надзора, всегда было неоднозначным и отражалось в основных политико-правовых актах государства. В основных законах определялись компетенция, полномочия прокурора, а также круг субъектов, в отношении которых прокурор вправе принимать установленные законом меры.
В связи с этим важно отметить, что в период становления советского государства с 1917 по 1922 годы прокуратура не осуществляла деятельность. Упоминания о прокуратуре в первой Конституции РСФСР 1918 года, в Конституции РСФСР 1925 года не содержалось. Это показывает отношение органов власти к прокуратуре, отрицание значимости ее роли в государстве и обществе. В дальнейшем практика пресечения нарушений и восстановления законности побудила вернуться к вопросу о прокуратуре и ее предназначении.
Впервые назначение прокуратуры определил Петр I при установлении должности прокурора Указом от 12 января 1722 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Прокурор должен был смотреть за деятельностью Сената (высшей судебной инстанции и главного государственного учреждения) и коллегий (высших отраслевых органов управления). С 18 января 1722 г. были установлены должности прокуроров в надворных судах 1.
Следующий этап развития прокурорского надзора связан с преобразованиями Екатерины II. Прокурора обязали для «сохранения везде
* Головко Ирина Ивановна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, irinaivanovna2009@yandex. ru
1 Раздел VII Указа от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора».
Указом Петра I от 18.01.1722 г. были учреждены должности прокуроров в надворных
судах.
порядка, определенного законами, в том числе в производстве и отправлении дел» наблюдать за исполнением законов, указов в судах и должностными лицами; выявлять любые нарушения закона и преступления, устанавливать казенный и общественный ущерб (пункты 404-405 «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи»)2.
В дальнейшем в период Судебной реформы 1864 г. создатели Судебных уставов пересмотрели полномочия прокуратуры, в соответствии со ст. 135 Учреждения судебных установлений3 предмет ведения чинов прокурорского надзора ограничен делами судебного ведомства; некоторые другие обязанности, сверх того возлагаемые на прокуроров, определены в особых уставах и положениях, по принадлежности. Такая формулировка хотя и не исключала надзора прокурора за исполнением законов иными органами, кроме судов, но и не конкретизировала перечень объектов надзора, для установления фактического объема полномочий прокурора приходилось обращаться к иным нормативным положениям. В частности, обязанностью прокурора был надзор за законностью содержания лиц под стражей (ст. 18 Устава о содержащихся под стражей4).
Наука того периода решала основные вопросы - о необходимости прокурорского надзора и принадлежности его к какой-либо ветви власти5, в связи с этим особого внимания специфике осуществления надзора не уделяли, исследования ученых и практиков не были посвящены развитию нормативной основы прокурорской деятельности.
Подведя итог, следует отметить, что в нормативных актах и научных работах дореволюционного периода определенный круг объектов наблюдения (надзора) прокурора не устанавливался, в связи с чем обоснованно надзор за исполнением законов в деятельности учреждений, вверенных наблюдению прокурора, еще назвали общим в связи с широким охватом6. При этом преобладало предписание осуществлять не надзор, наблюдение.
Необходимо сказать и о специфике названия органов прокуратуры того времени. Так, раздел третий Учреждения судебных установлений (тома 16 Свода Законов Российской империи) назывался «О лицах прокурорского надзора», не содержал упоминания об органах прокуратуры. Как указывали,
2 Указ Сената «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. / Дворянская империя XIII века. Сборник документов. М., 1960. - С. 54-64.
3 Том 16 Свода законов Российской империи. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
4 Том 14 Свода законов Российской империи // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
5 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: Пособие для прокурорской службы. Том 1. М.: Университетская типография, 1889. - 552 с.; Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Том 1 . Санкт-Петербург. 1912. Глава 7. С. 512-545.
6 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: Пособие для прокурорской службы. Том 1. М.: Университетская типография, 1889. С. 5.
65
термин «прокурорский надзор» являлся официальным названием прокуратуры, обозначал учреждение одною из его обязанностей, указывая тем самым на историческое происхождение и первоначальную функцию как органа правительственного контроля7.
24.11.1917 г. Декрет «О суде»8 упразднил прокуратуру.
Создание прокуратуры состоялось в мае 1922 года в соответствии с «Положением о прокурорском надзоре»9, которое в пункте 2 возложило на прокуратуру надзор за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц; наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания и органов ГПУ; наблюдение за правильностью содержания находящихся под стражей. Положение впервые установило надзор за исполнением законов гражданами.
В связи с отсутствием точного перечня объектов надзора в Положении о прокурорском надзоре первоначально в 1920-е годы в качестве объектов надзора определяли органы, организации, на которые распространялась деятельность прокуроров10.
При этом в печати при обсуждении Положения о прокурорском надзоре по устоявшемуся пониманию говорилось, что прокуратура осуществляет наблюдение за законностью действий всех органов власти и хозяйственных учреждений11, надзор как обозначение функции применялся редко.
Предписания одновременно о наблюдении и надзоре содержала «Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора» от 29.07.192212 (§ 13, 18).
Отметим, что первый нормативный акт о судопроизводстве нового периода, - Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г.13 в статьях ст. 6, 69, 70 наделяло прокурора правом надзирать за общим соблюдением законов, наблюдать за производством предварительного следствия; возбуждать в
7 Там же. С. 26.
8 О суде: Декрет СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
9 Положение о прокурорском надзоре: утверждено Постановлением ВЦИК РСФСР от 28 мая 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 36. - Ст. 424. //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
10 Калашников А. С. Еще об общем надзоре прокуратуре // Еженедельник советской юстиции. 1924. № 33. 774-775; Пилявский С. К вопросу о работе прокуратуры по общему надзору // Еженедельник советской юстиции. 1924. № 11. С. 244-246; Пилявский С. Прокуратура как орган надзора // Еженедельник советской юстиции. 1924. № 22. С. 514515.
11 Ростовский Прокуратура и законность // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 1920. С. 14-15.
12 Еженедельник советской юстиции. 1922. № 28. С. 14-16.
13 Положение о судоустройстве РСФСР, принятое ВЦИК в 1922 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
дисциплинарном порядке производство в отношении всех лиц, работающих в судах РСФСР и в подведомственных Верховному Суду учреждениях. Несомненно, указанные полномочия должны быть определены как надзорные.
В то же время первая Конституция РСФСР 1918 года14 не упоминает о прокуратуре, но говорит о необходимости контроля за исполнением законов и законностью правовых актов; в ст. 31, 32 уполномоченным органом контроля определен ВЦИК; в ст. 43 в числе Народных комиссариатов назван комиссариат Государственного контроля. Таким образом, шли поиски государственного органа, способного должным образом наблюдать за исполнением законов.
Однако прокуратура, в отношении которой высказывалось множество критических замечаний еще в период Российской империи, а также как орган эксплуататорского государства, не рассматривалась в качестве такового создателями правовых основ социалистического государства.
Представляется интересным проанализировать, правы ли оказались разработчики первой Конституции и поддержали ли их мнение при формировании последующих основных законов СССР, РСФСР и Российской Федерации.
Конституция РСФСР 1925 года15 снова не упоминает о прокуратуре. Возможно, причиной этой ситуации явилось место прокуратуры, ее нахождение в составе народного комиссариата юстиции, отсутствие статуса самостоятельного органа государства.
Нельзя сказать, что такой подход был единственным. Уже в 1923 году в целях утверждения революционной законности на территории СССР согласно статьям 43, 46 Конституции СССР 1923 года16 при ЦИК СССР учреждается Верховный Суд и должность прокурора Верховного Суда, который давал заключения по всем вопросам в Верховном Суде СССР, поддерживал обвинение и был вправе опротестовывать решения пленарного заседания Верховного Суда СССР.
Представляется, что развитие деятельности прокуратуры могло пойти несколькими путями: она осталась бы в подведомственности наркомата юстиции; находилась бы в структуре Верховного Суда и проверяла законность судебных актов; осуществляла наблюдение за законностью расследования уголовных дел (в связи с этим полномочием в
14 Конституция РСФСР 1918 года. Принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года // СУ РСФСР, 1918, № 51, ст. 582. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
15 Конституция РСФСР 1925 года. Принята Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
16 Основной Закон (Конституция) СССР. Принят второй сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 года, в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
дореволюционное время предлагали отнести прокуратуру к Министерству внутренних дел); осуществляла бы только участие в рассмотрении дел судами и др.
Как показала история, в дальнейшем прокуратура приобрела и закрепила статус независимого органа государства, находящегося в подчинении прокурора СССР, осуществляющего высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, отдельными должностными лицами, и даже гражданами СССР (Конституция СССР 1936 года17 - статьи 113, 117; Конституция СССР 1977 года18 - статьи 164, 168).
Основным законом РСФСР 1937 года19 (статьи 117, 121), Конституцией РСФСР 1978 года20 (статьи 176, 179) осуществление надзора возложено на прокурора СССР и прокурора РСФСР, которым подчинены независимые органы прокуратуры.
Поддерживая указанные подходы, законодатель развивал нормативную базу о надзорной деятельности прокуратуры, отказываясь от термина «наблюдение» и вводя «надзор», а также расширяя круг субъектов, на которых распространялся надзор.
Положение о прокуратуре СССР 1933 г.21 только в статьях 4, 8 сохранило указание на наблюдение и надзор за правильным и единообразным применением законов судами, все другие нормы говорят только о надзоре за иными органами и лицами.
Более того, только надзор за точным исполнением законов органами власти, учреждениями, гражданами СССР, включая должностных лиц, в том числе за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, закреплен
17 Конституция (Основной Закон) СССР. Утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 года. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
18 Конституция (Основной Закон) СССР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
19 Основной Закон РСФСР, утвержден постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26. 07.2018 г.).
20 Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР 12 апреля 1978 года. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
21 Положение о прокуратуре СССР: утверждено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17.12.1933 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
68
Положением о прокурорском надзоре в СССР 1955 г.22 (статьи 1, 3, 10, глава IV), Законом «О прокуратуре СССР» 1979 г.23 (статьи 1, 3, 22).
Думается, что одним из оснований наделения прокурора надзорными полномочиями в судопроизводстве явилась необходимость вовлечения в судопроизводство квалифицированных юридически грамотных кадров, которые были бы независимы от иных органов и представляли государство.
В этот период надзор прокурора был максимальным за весь период исторического развития деятельности прокуратуры.
Эволюционировали и представления об объектах надзора, наибольшее внимание этому вопросу уделялось в 1970-е годы и позднее, были обоснованы несколько основных точек зрения.
Так, объекты прокурорско-надзорных правоотношений определяли как то, на что направлен надзор - законность действий (бездействия) должностного лица государственного органа, организации и граждан, связанные с нарушением закона. К объектам прокурорского надзора нельзя относить государственные органы, их должностных лиц и граждан, являющихся субъектами прокурорско-надзорных правоотношений, как и
24
прокурор24.
С распадом СССР в 1991 г. прекратила свое существование прокуратура СССР, была образована прокуратура РСФСР25. В 1992 г. был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»26, в соответствии с которым осуществляет деятельность современная прокуратура России.
Пункты 1 -4 ст. 1 Закона о прокуратуре определили, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации перечисленными в п. 2 ст. 1 органами, организациями и должностными лицами, за соответствием
22 Положение о прокурорском надзоре в СССР: утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. -№ 9. - Ст. 222.
23 О прокуратуре СССР: Закон СССР от 30 ноября 1979 г. № 1162-Х // Свод законов СССР. - 1990. - т. 10. - Ст. 41. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
24 Николаева Л.А. Прокурорско-надзорные правоотношения как предмет правового регулирования // Правоведение. 1975. № 4. С. 36-40; Маршунов М.Н. Понятие прокурорско-надзорного правоотношения // Правоведение. 1982. № 4. С. 84-87.
25 Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 1879-1. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
26 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 22021 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
законам издаваемых ими правовых актов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
принимает участие в правотворческой деятельности; прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону постановления судов.
Конституция Российской Федерации27 в ч. 1 ст. 129 определила, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Предшествующие нормативные акты о прокуратуре и действующий Закон о прокуратуре не содержат понятия «объекты» надзора прокурора и не устанавливают перечня таковых. В отличие от предыдущих нормативных актов Закон о прокуратуре не говорит о надзоре за исполнением законов в судах и надзоре за гражданами, что позволяет сделать вывод, что граждане и суды исключены из числа поднадзорных прокурору субъектов. Также и при подготовке ГПК РФ в 2002 г. положения о надзоре прокурора в гражданском судопроизводстве не были сохранены.
В определенной мере восполнению неполноты нормативной основы способствуют научные разработки, посвященные проблематике объектов надзора прокурора.
Многие современные авторы поддерживают мнение о необходимости разделения объектов и субъектов надзора, приведенное нами ранее, однако объект понимается как орган, организация, иные структуры, а не
98
деятельность28, а должностные и иные лица рассматриваются в качестве субъектов надзора, что обусловлено их статусом индивидов29.
27 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения -26.07.2018 г.).
28 Пак В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 20; Прокурорский надзор: Учебник. / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд. М., 2005. С. 13.
29 Винокуров А.Ю. Объекты и субъекты прокурорского надзора: проблемы законодательной идентификации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры
70
Устоявшейся также является позиция, учитывающая при определении объекта надзора положения ст. 21 Закона о прокуратуре, в пункте 1 которой перечислены органы, организации и должностные лица, на которых
30
распространяется надзор30.
Законом о прокуратуре впервые в истории установлены ненадзорные функции прокуратуры, которые не могут быть охарактеризованы аналогично надзорным. В связи с отсутствием нормативных положений, раскрывающих сущность объектов ненадзорной деятельности прокурора в качестве объекта в научных работах определяются правоотношения в определенной сфере31.
Выделяют также объекты взаимодействия прокуратуры с иными органами - предприятия, организации, иные государственные органы и их
32
должностные лица, а также явления и процессы32.
В качестве тенденции последнего времени необходимо отметить, что авторы стали уделять внимание такому значимому аспекту деятельности прокурора как защита прав иных лиц, которая включает надзорную и ненадзорную составляющие в целях комплексного выявления и пресечения
Российской Федерации. 2011. № 3 (23). С. 23-26; Винокуров А.Ю. К вопросу о теоретических основах прокурорской деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. Т. 45. № 1. С. 14-23.
30 Беляков П.А. Защита прокурором права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 124; Буланова Н.В. Принципы, предмет, объект и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 6 (44). С. 39-46; Ивкова А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 70; Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2012. С. 176-177; Огурцова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 59; Пономарев А.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. C. 57; Рябцев В.П. Прокурорский надзор. Курс лекций. М.: Норма, 2006. С. 157; Субанова Н.В. Теоретические и прикладные основы прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе: дис. ... д-ра юрид. наук. С. 147.
31 Карпов Н.Н. Теоретические и прикладные проблемы деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы: автореф. ... д-ра. юрид. наук. М., 2012. С. 42; Паштов Д.Р. Участие прокуратуры в законотворческой деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. 2014. С. 62; Головко И.И. Теоретические и прикладные проблемы защиты прокурором трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве. Монография. Барнаул: Изд-во Си-Пресс, 2016. С. 51; Амирбеков К.И. Объект и предмет прокурорской деятельности: теоретический подход // Российский следователь. 2016. № 24. С. 49-52.
32 Амирбеков К.И. Объект и предмет прокурорской деятельности: теоретический подход // Российский следователь. 2016. № 24. С. 49-52; Усов А.Ю. Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с неподнадзорными государственными органами: дис. ... канд. юрид. наук. 2016. С. 59.
нарушений, привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и восстановления нарушенных прав (возмещения ущерба) в отношении этого лица. В связи с отсутствием нормативных установлений об объекте защиты, теоретические подходы развиваются авторами с учетом правозащитной составляющей. Так, в качестве объектов защиты прокурором в области трудовых правоотношений выделяют права, свободы и законные интересы лиц в сфере труда33.
Таким образом, в результате проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
Подход Конституции РСФСР 1918 года в части определения органов государства без включения в их число прокуратуры не был поддержан составителями последующих Основных законов.
Наибольшее внимание полномочиям и роли прокуратуры уделяли Конституция СССР 1936 года, Конституция СССР 1977 года, Конституция РСФСР 1937 года, Конституция РСФСР 1978 года.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы, регулирующие деятельность прокуратуры, отказались от возможности осуществления надзора за гражданами и судами.
Применяемые в науке подходы к определению объектов деятельности прокурора акцентируют внимание на круге объектов, а в последнее время также на функциях прокурора. В связи с этим выделяются такие категории, как объекты ненадзорной деятельности, объекты взаимодействия прокуратуры с иными органами и объекты, защищаемые прокурором.
Библиографический список
1. Амирбеков К.И. Объект и предмет прокурорской деятельности: теоретический подход // Российский следователь. 2016. № 24. С. 49-52.
2. Беляков П.А. Защита прокурором права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. - 250 с.
3. Буланова Н.В. Принципы, предмет, объект и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 6 (44). С. 39-46.
4. Винокуров А.Ю. К вопросу о теоретических основах прокурорской деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. Т. 45. № 1. С. 14-23.
5. Винокуров А.Ю. Объекты и субъекты прокурорского надзора: проблемы законодательной идентификации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3 (23). С. 23-26.
6. Головко И.И. Защита прокурором трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. - 217 с.
33 Головко И.И. Защита прокурором трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 44.
72
7. Головко И.И. Теоретические и прикладные проблемы защиты прокурором трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве. Монография. Барнаул: Изд-во Си-Пресс, 2016. - 187 с.
8. Ивкова А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. - 210 с.
9. Калашников А. С. Еще об общем надзоре прокуратуре // Еженедельник советской юстиции. 1924. № 33. 774-775.
10. Карпов Н.Н. Теоретические и прикладные проблемы деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы: автореф. ... д-ра. юрид. наук. М., 2012. - 59 с.
11. Маршунов М.Н. Понятие прокурорско-надзорного правоотношения // Правоведение. 1982. № 4. С. 84-87.
12. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2012. - 1159 с.
13. Николаева Л.А. Прокурорско-надзорные правоотношения как предмет правового регулирования // Правоведение. 1975. № 4. С. 36-40.
14. Огурцова М.Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук.М. 2015. - 228 с.
15. Пак В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. - 30 с.
16. Паштов Д.Р. Участие прокуратуры в законотворческой деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. 2014. - 240 с.
17. Пилявский С. К вопросу о работе прокуратуры по общему надзору // Еженедельник советской юстиции. 1924. № 11. С. 244-246.
18. Пилявский С. Прокуратура как орган надзора // Еженедельник советской юстиции. 1924. № 22. С. 514-515.
19. Пономарев А.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. - 261 с.
20. Прокурорский надзор: Учебник / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд. М., 2005. -460 с.
21. Ростовский Прокуратура и законность // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 19-20. С. 14-15.
22. Рябцев В.П. Прокурорский надзор. Курс лекций. М.: Норма, 2006. - 288 с.
23. Субанова Н.В. Теоретические и прикладные основы прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе: дис. ... д-ра юрид. наук. - 462 с.
24. Усов А.Ю. Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с неподнадзорными государственными органами: дис. ... канд. юрид. наук. 2016. - 196 с.